о смысле истории

Нина Смородина
Вместо предисловия

Как-то мы беседовали в дружной кампании о разных высоких материях. Среди собеседников была школьный учитель истории Светлана. Конечно, зашел разговор и об истории, о ее значении в нашей жизни. Классический вопрос школьника «А зачем мне это надо?» Света поставила и перед нами.
 – Вот, ты копаешься в этих датах, цифрах, ищешь какие-то закономерности, а для чего?
 – Мне интересно. Хочется понять логику Промысла  Божьего.
 – Это все гордыня. Не надо влезать в божественные сферы с нечистой душой и препарировать музыку сфер, – высказалась сестра милосердия Ксения, глубоко верующий православный человек.
– Да, вот именно, гордыня  , – резюмировала Света.
Мне стало обидно.  Легко наклеить ярлык на человека как на манекен и не попытаться его понять. А потом я подумала, вот если мои современницы, в общем-то, близкие мне люди не понимают меня, то как же трудно нам из своего двадцать первого века понять людей, живших на много веков раньше, например в XVII веке. Поэтому в истории тоже много ярлыков, навешенных разными историками на исторических деятелей. Трудно понять мотивы их поступков, но очень легко осудить и пригвоздить к позорному столбу.
Что же такое история?   Этот вопрос задавали себе многие мыслители, историки, философы. 
История – это спираль времени, постепенно виток за витком проявляющаяся из мрака и наполняемая светом человеческого разума.
История – это память. Человек без памяти – больной человек.
История – это любовь к своей родине, – начала перечислять я свои мысли.
– Фи, я тебя умоляю, – фыркнула Света. – Это мы пели «сперва думай о Родине, а потом о себе». Сейчас над этим смеются. Родину выбирают. Страну, где родился, называют «этой страной» и стремятся  быстрее ее покинуть, уехать в Европу или даже в Новую Зеландию. Там масло масленее и сахар слаще.
– Ну, не все же такие, кто готов продать свое первородство за чечевичную похлебку.
По сути, вся история человечества – это похождения блудного сына, – вдруг задумчиво сказала Ксения. Мы замолчали. Она как бы поставила жирную точку в нашем споре. Возразить ей было нечем. Потом, перечитывая К. Ясперса, я нашла у него ту же мысль, только выраженную  научным философским языком. Смысл истории в поисках и нахождении связи человечества с трансцендентным, то есть с Богом.