Тьюторское об экзистенциализме

Наталия Белан
Как-то рассуждали про арбузики и помидорчики в группе WhatsApp "Тьюторы Владивостока" о том, что в каждом ребёнке заложен его собственный потенциал, и педагогика, которая стремится вырастить всех во всех направлениях, оказывается зачастую калечащей? Но только ли в школе пытаются вырастить в человечке то, что обусловлено неким "социальным заказом"? Мне часто встречаются подростки, чьи родители были одержимы развитием ребёнка, что привело к "раздавленности" непомерностью ожиданий и отсутствием внутренней мотивации.

"Ничего не хочу". Ребёнок словно хочет одного: побыть наедине с собой, чтобы его оставили, наконец, в покое и перестали насильно развивать. Сравниваю такое поведение с отказом от еды более маленьких детей, которых настолько "закормили" полезной и вкусной впихиваемой пищей, что даже естественную потребность человечек отвергает, что приводит к ещё большей изощрённости родительской заботы, как бы чадо напичкать чем-то съедобным, а дитё ещё больше сопротивляется, круг замкнулся.

Стремление развиваться, учиться - естественно для ребёнка, обусловлено биологическими и антропологическими законами. Так что же происходит с этой "естественной потребностью"? Почему арбузик напрочь отказывается расти, когда из него всячески выращивают помидорчик? Так ли безопасна идея об ответственности человечка за каждый свой выбор, его "обречение на свободу"? Не сломит ли осуждающая позиция, что "нет никаких оправданий человеку в том, кем он стал", например, троечником?

Мысль о том, что "всегда есть выход, даже и самоубийство," - безусловно, шокирует и пугает любого родителя, педагога, психолога... Но ведь именно эта мысль выражает в предельном значении философию атеистического экзистенциализма Ж.-П. Сартра. Если некую идею или действие нельзя предложить подростку, то можно ли её пропагандировать студенту? А более взрослому человеку? Идея, что "человек заслуживает всё, что с ним происходит", бремя ответственности за всё происходящее в жизни может привести к печальным последствиям... Видимо, поэтому в гибкой и от природы здоровой психике ребёнка происходит отказ от непосильного бремени, отказ от внешнего требования "развиваться"...

P.S. Чем тьюторство принципиально отличается от педагогики? Педагог "ведёт за руку" туда, куда считает правильным, необходимым, полезным и пр., тьютор сопровождает образовательную деятельность человека, которую тот совершает в соответствии со своими способностями, заложенными генетически, интересами, обусловленными воспитанием. Преподаватель говорит: "я даю, а ты бери; не взял - твоя ответственность (вина)". Тьютор спрашивает: "Что хочешь ты? А зачем тебе это надо? Какой ожидаемый результат?" Возможно, поэтому я сторонник эссенциализма, в котом сущность предшествует существованию: сначала выявляем познавательные интересы, образовательные запросы, а потом идём по намеченному самим тьюторантом маршруту, на котором он становится тем, кем захотел стать, в соответствии со своим образом.