12 проектов по реформе образования

Макиенко Сергей Александрович
Предлагаю Вашему вниманию результаты анализа доклада «12 решений для нового образования» по реформе образования РФ. Указанный доклад подготовлен аналитической группой Центра стратегических разработок (ЦСР) и Высшей школы экономики (ВШЭ) «для обсуждения стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года».

«Эксперты НИУ ВШЭ и ЦСР пришли к выводу, что эти проблемы возможно преодолеть с помощью 12 проектов. Они позволят не просто обеспечить развитие образования, но и внести решающий вклад в «прорыв» страны, в ее выход на новый уровень экономического, социального, технологического развития, через раскрытие созидательных возможностей населения в целом и самореализацию каждого человека в отдельности».

Реформа рассчитана на 6 лет, предварительная стоимость, с учётом бюджетного и внебюджетного финансирования - 8,3 трлн. руб.   
Заявленные в докладе проекты по цифровизации общества и реформе образования, в той или иной мере, уже последовательно реализуются и внедряются во все сферы жизни, меняют облик коммуникаций, социальных и межличностных отношений. Поэтому доклад не является отвлечённой теорией, но программой для практической реализации.

«Двенадцать решений для нового образования»

1. В проекте Создания системы раннего развития, по сути, декларируется контроль и прямое вмешательство в семью, в индивидуальное развитие ребёнка с самого рождения, его психокоррекция и программирование, что неизбежно является негативным вмешательством в его индивидуальное и целостное развитие. Исследования по использованию методик раннего развития показывают их низкую положительную эффективность, т.к. помимо сомнительности самих развивающих технологий, часто игнорируется гуманитарная составляющая, возрастная физиология и возрастная психология.
И это хорошо известно уже давно. Так, в журнале «Народное образование» от 1833 года, писали: «Когда пройдут годы, в которые дитя живёт почти только одной плотью, когда разум, хотя слабо и медленно, но уже начнёт развиваться, когда явятся следы чувствований, склонностей, помышлений, особливо когда пробудится совесть, тогда должно уже стараться возвысить душу дитя над чувственном миром».

2. Проект по Цифровизации образования, как и современные цифровые технологии, сами по себе, не могут решать проблемы, в т.ч. не разрешают позитивным образом задачи современного образования, т.к. они лишь инструмент, который находится сейчас в руках кругов, которые заинтересованы исключительно в извлечении ресурсов и прибыли. По сути, то, что подаётся как цифровизация образования, является системой по первичной обработке человека, цифровизацией самого человека, превращением живой личности в капитал и обезличенную цифру.
Традиционная советская система школьного образования, по оценкам родителей, специалистов и учёных, и на сегодняшний день наиболее эффективная и перспективная. Эта система, несмотря на отдельные её недостатки, достаточно успешно решала вопросы воспитания и образования; стремилась развивать в человеке творца, не обусловленного рамками чисто биологических потребностей; давала учащимся фундаментальную базу знаний, методов и навыков; формировала перспективные социально-интеллектуальные критерии и морально-нравственные заповеди.
2.1. Замена традиционных учебников цифровыми учебно-методическими комплексами (ЦУМК) создаст дополнительную нагрузку на зрение и нервную систему. Предлагается примитивная унификация и фактическая ликвидация работы с текстом, который является не только источником знаний, но информационным провокатором, который инициирует интеллектуальную работу, развивает нашу познавательную способность сопоставлять, идентифицировать, переводить знаки в интерпретируемую систему. В ЦУМК делается упор на доминирующее преобладание комбинаторики и визуального представления.
В результате: информация станет восприниматься более фрагментарно, эмоционально и реакционно; навыки работы со знаковыми и понятийными системами сформируются слабо; умения адекватно идентифицировать, сопоставлять, усваивать, анализировать, интерпретировать, компилировать и транслировать знания будут плохо развиты; возникнут проблемы с формированием гуманистической системы ценностей и смыслов, с самоидентификацией и идентичностью; интеллектуальная работа будет не системной и абстрактной, критическое мышление будет минимальным.
2.2. предлагается цензура информации, формирование управляемой личности, «пещерного» и «тоннельного» сознания.
2.3. предлагается ликвидация развивающих принципов в образовании (социализации, самоидентификации, идентичности, самоорганизации, адаптивности, критического мышления, познавательной деятельности, саморазвития, и прочего), замена их на дезориентирующие и программирующие развлечения, психокодирование.
2.4. предлагается переход от эксплуатации программного продукта, к созданию программируемой, обусловленной информационной среды, с помощью которой учащиеся, родители и преподаватели будут поставлены под контроль системы управления.
2.5. предлагается образование монополий на создание контента, догматизация знаний и образовательной среды, ликвидация условий для развития социальных и адаптивных навыков, личностной зрелости, полиморфизма (многообразия) мозга и индивидуальных особенностей.

3. Исходя из общей фабулы реформы и целей, Проект по преобразованию материальной инфраструктуры школ подразумевает:
3.1. Переход на цифровое, а затем и дистанционное образование, что является очередным этапом профанации, а затем полной ликвидации массового качественного традиционного, очного образования.
3.2. Созданию не просто среды обитания, а цифрового инкубатора по коррекции личности, психопрограммирующего комплекса.
3.3. Вероятно, речь идёт о создании 70 тыс. мест в яслях (дети о 0 до 3х лет) исключительно нового типа, в которых, в первую очередь, будут реализовываться программы коррекционного развития и программирования. Потребность в традиционных детских садах значительно больше.
3.4. «Результатом проведённой оптимизации стало сокращение с 2001 года числа сельских школ — с 46 до 24 тыс., городских — с 23 до 18 тыс. единиц».
К 2024 году численность школьников ожидается почти 20 млн., но при этом продолжается сокращение школ. На сегодняшний день на одно открытое учреждение приходится 8–10 закрытых. На этом фоне заявленные к строительству в течении 12 лет 2 тыс. современных школ вопрос совсем не решают, т.к. уже сейчас выявлена потребность в строительстве к 2024 году, как минимум 16 тыс. школ. Что касается капитального ремонта, то в нём нуждаются не 5 тыс. школ, а, как минимум, 12 тыс. школ. Несмотря на то, что согласно Конституции РФ ст. 43 п.2. «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях», в проекте не предусмотрены ремонт и строительство необходимого числа школ, почти для 8 млн. человек.
3.5. В соответствии с проектом, учащимся на селе и в малых городах фактически предлагается вместо полноценных школ посещать некие «базовые крупные школы» и культурно-образовательно-спортивные организации, что подразумевает дальнейшее сокращение традиционных школ, сокращение доступа к очным образовательным программам, увеличение программ физического развития. При сохранении очного школьного образования, сокращение школ влечёт за собой увеличении количества маршрутов, водителей и автобусов, но указанные цифры не решают потребностей, подразумевают их дефицит, и, соответственно, создаётся проблема доставки учащихся в школу.

4. Проект по созданию равных образовательных возможностей и успеха каждого, предлагает:
4.1. То, что уже есть, в подготовительном классе детского сада ещё с советских времён идёт подготовка детей к школе. Т.е. эта возможность уже давно реализуется.
4.2. В соответствии с Конституцией ст. 43 п. 2. государство гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». В рамках этой статьи гарантируется «общедоступность и бесплатность» образовательных услуг, которые оказываются на базе государственных или муниципальных учреждений и предприятий. Т.е. получается, что в рамках этих условий, «бесплатные дополнительные занятия по предметам школьной программы, бесплатное дополнительное образование, участие в «летних школах» и в сменах ведущих детских центров» предусмотрены не только для малообеспеченных семей, но для ВСЕХ учащихся.
4.3-4. Разделение детей в соответствии с непонятно кем организованной некой «комплексной системой профилактики и коррекции трудностей в обучении», которая переводит фокус образования с организации качественного обучения на улучшение показателей школы. Т.е. вместо развития школы предлагаются статистические уловки. И нигде не указано, что основные проблемы с трудностями в обучении учащихся связаны с ликвидацией традиционного образования, недофинансированием школ и отсутствием материально-технической базы, низким качеством учебных материалов и образовательных программ, низкой квалификацией администрации и педагогического коллектива, некомпетентным вмешательством чиновников и засильем бюрократии.
4.5. Ввод ЕГЭ для выпускников СПО (среднее профессиональное образование, средние специальные учебные заведения) повышает риски остаться большинству выпускников ССУЗ без аттестата о среднем образовании, что автоматически лишает их шансов поступления в ВУЗ, получения высшего образования и дополнительных перспектив. Для информации, за прошедшие годы система ЕГЭ показал свой разрушительный эффект, как с точки зрения стимулирования образовательных инициатив и 
4.6. Отмена стандартных (т.е. связанные с успехами в учёбе) стипендий, и ввод неких «социальных» стипендий «реально нуждающимся», вносит дополнительную неразбериху, коррупцию и бюрократию.
5.1-5. Проект по обновлению технологического образования в школе и СПО, предполагает сокращение сроков обучения в ССУЗах, отмену комплексного школьного образования и СПО, создание узкопрофильного и утилитарного, виртуального и непонятного «технологического образования». В результате будет ликвидация профессионально-технического образования, замена на профпрограммирование и виртуализацию образовательного процесса, выработку узких, примитивных навыков и знаний, усугубление социальной и профессиональной стратификации, повышение возможностей манипулирования учащимся и личностного программирования. Об угрозах ввода ЕГЭ в систему СПО см. комментарии в п. 4.5. Кроме того, ввод в процесс образования, наряду с общеобразовательными, ещё и профильных ГИА, и ЕГЭ, сокращение сроков подготовки, внесут существенное искажение в образовательное содержание и качество подготовки, расширят и усугубят негативные последствия.

6. Посчитаем и подумаем над предложенным Проектом по развитию и поддержке талантов:
6.2. Существующий центр «Сириус» организовывает краткосрочные программы обучения детей, обслуживает в год примерно 9-10 тыс. детей в возрасте 10-17 лет, и примерно 1000 преподавателей и тренеров, повышающих в центре свою квалификацию. В 2019 году центр обошёлся нам в 20 млрд. рублей, т.е. формальные расходы на 1 учащегося за 24 дня обучения и пребывания - 2 млн. руб. В России сейчас 16,5 млн. школьников, государственные расходы примерно 97 тыс. рублей на 1 учащегося в 1 год, т.е. в 20 раз меньше, чем тратят в центре за 24 дня. При этом предлагается дополнительно создать ещё 40 центров (а это ещё 420 млрд. рублей), и направлять в них 192 тыс. учащихся, т.е. чуть больше 1% от всех школьников. Возникает серьёзный вопрос. С какой целью власти нищенски финансируют обычные школы, но предполагают выделить баснословные деньги этим центрам?
6.1, 3-8,10-11. Для организации и достойного осуществления этих инициатив необходимо увеличивать финансирование школ минимум в 3 раза. Но это не предусмотрено бюджетами и программами. Получается, что воспользоваться возможностями этих проектов смогут весьма немногие, ограниченный контингент школьников, вспомним идею с центрами «Сириус» (см. п. 6.2.).
6.9. Предложение по льготным образовательным кредитам, является ли прямым свидетельством о переходе на платное высшее образование?

7.1-7. Проект по запуску системы непрерывного образования, подразумевает поставить под контроль занятость и компетентности всех наёмных работников. При текущей политике в развитии экономики, роботизации и автоматизации, будет продолжаться сокращении производств, рабочих мест, и соответственно, спрос на квалифицированных работников. При этом, квалификация не гарантирует соответствующей трудозанятости и достойного уровня зарплаты.
Что касается непрерывного образования, то идея хорошая, но не в рамках предложенного проекта и бюрократической инициативы. Наблюдаются явные акценты на ликвидацию классического среднего-специального и высшего образования, курсов по повышению квалификации, перепрофилирование образовательных и научно-исследовательских государственных учреждений в коммерческие компании, которые предоставляют платные образовательные услуги, и соответственно падение уровня образования и квалификации.

8.1-7. Осуществление Проекта по превращению ВУЗов в центры инноваций в регионах и отраслях фактически приведёт к сокращению и ликвидации ВУЗов, как полноценных образовательных учреждений, преобразует оставшиеся в коммерческие и внесистемные элитарные структуры.
Во времена СССР результаты от деятельности науки оценивались по количеству поданных патентов и рацпредложений, числу их использования в производстве, эффективности от внедрений, в млн. руб. А сейчас, в информационную эпоху, основной результат от научной деятельности - количество публикаций в международных журналах и индекс цитирования.
Корректное ли это сравнение?
С высокой вероятностью осуществление этой программы приведёт к увеличению цифрового формализма и бюрократии, полной профанации научной деятельности, замене отечественных интересов международными и коммерческими, снижению интеллектуального и профессионального уровня выпускников.

9.1-6. Замечания в отношении Проекта по формированию программ фундаментальных и поисковых исследований в высшей школе, организации глобальных и академических университетов. Проблему государственной политики в области образования и науки, сокращение финансирования, перевод образования на коммерческие и утилитарные рельсы, уже поднимали не раз. Простое сравнение. В конце 1980-х годов в мировой науке работало 12 миллионов человек, из них в СССР – 3 млн, в РСФСР – 1,5 млн человек. В советское время по числу исследователей на душу населения РСФСР (Россия) занимала первое место в мире, но сейчас мы в лучшем случае опустились до седьмого места. Практически полностью разрушена вузовская и прикладная наука, средний возраст кандидатов наук сегодня составляет 53 года, докторов наук – 61 год, действительного члена РАН – за 70. В результате уровень изобретательской активности в стране снизился на 90%.
Так вице-президент РАН А. Некипелов отмечал: «У нас финансирование науки в сотни раз ниже, чем в Соединённых Штатах, а требования к отдаче чуть ли не такие же».
Лауреат Нобелевской премии, академик РАН Ж. Алфёров: «Можно услышать, что в «цивилизованном» мире цивилизованный бизнес оплачивает научные исследования. Это в чистом виде враньё! Во всех странах, в том числе и так называемых «цивилизованных», к которым мы, прежде всего, относим США, научные исследования (и фундаментальные, и прикладные) оплачивает государство. Бизнес оплачивает только то, что нужно сегодня, конкретные работы, где он видит прибыль. А то, что будет через пять лет, его не интересует. Я специально провёл исследование. В 20 ведущих американских университетах финансирование научно-технических разработок на 50-60% идёт из федерального бюджета, на 20-30% из бюджетов штата, и лишь 10-15% составляют частные инвестиции.
Поэтому забота о науке – это государственное дело. Бюджетное обеспечение науки, здравоохранения и образования – это святой долг государства. Относительно финансирования есть очень простой принцип: один миллион – на научно-исследовательские работы, десять миллионов – опытно-конструкторские работы, 100 миллионов – производство.
Но без миллиона, вложенного в НИР, сто миллионов, вложенных в производство «сгорят» и ничего не получится. Кроме того, не надо думать, что если будут науке платить больше денег, то у нас всё изменится. Научные исследования должны быть востребованы промышленностью и экономикой».

10.1-7. Идея Проекта по увеличению доходов от экспорта образовательных услуг хорошая, но её реализация невозможна без развития собственного фундаментального и перспективного образования/науки, синергии лучших образцов, доработанной системы и опыта советского образования, запрета слепого и безграничного технического внедрения цифрового и дистанционного суррогата. Технологии и программы должны органически применяться в системах, лечить, а не ломать, подменять и имитировать.

11.1-15. Реализация Проекта по формированию современного содержания школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех, в корне ломает принципы, цели и задачи массового качественного образования.
Доклад пронизан идеей утилитарного назначения человека, как человеческого и цифрового капитала, сожалением, что «формальный образовательный потенциал населения России не капитализируется в полной мере». Авторы доклада утверждают, что «содержание образования, педагогические методики и воспитательные практики остаются архаичными, не соответствуют новым условиям развития личности, требованиям ускорения экономического роста и социального развития».
С этим можно было бы отчасти и согласиться, но предлагаемая программа модернизации привносит в образование лишь цифровую архаику, расчеловечивание и мракобесие. Интеграция и ввод цифровых технологий, создание психологических портретов, определение индивидуальных траекторий, позволяет контролировать и программировать жизнь каждого по заданным некими операторами целям, системам координат.
Подмена предметов «Урок труда» на предмет «Технология» фактически ликвидировала:
- трудовое воспитание, тем самым устранив из образовательного процесса формирование положительного отношения к труду, взаимодополняемости умственного и физического труда, развитие практического интереса к знаниям, понимание производственного процесса;
- воспитание прилежания, трудолюбия, взаимовыручки, целеустремлённости и предприимчивости. И это несмотря на то, что «труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.С. Макаренко).
Предлагаемое реформирование предмета «Технология» завершает эти процессы, и закрывает для учащихся возможности:
- приобрести навыки культуры труда и использования правил техники безопасности;
- сформировать трудовые, технологические и прикладные творческие навыкы;
- развить личностные качества, познавательные и коммуникативные способности;
- образовать художественный, эстетический и технологический вкусы.

12.1-4. Проект по подготовке и переподготовке кадров для образования сводится к стратегии ликвидации традиционного образования, реализации цифровых проектов и технологий, переформатированию преподавателей, взятию их под контроль и размытию компетенций. С высокой вероятность, эти действия приведут к формализации и профанации учебного процесса, нивелированию участия преподавателей в образовательной деятельности, ликвидации профессии, как таковой.
Величина материального вознаграждения преподавателей поставлена в зависимость не от их квалификации, компетентности и нагрузок, но от неких сертификационных процедур, которые направлены на внедрение во все образовательные организации цифровых технологий и дезорганизующих методик.
Проглядывается откровенная ставка на молодые кадры, не обременённых опытом и квалификацией, т.е. на тех, кто относительно легко поддаётся переформатированию, кто будет принимать участие в разработке и реализации «высокотехнологичных программ педагогического образования с усиленной практической составляющей». Грантовая поддержка оказывается только тем, кто «развивается» в сторону внедрения инноваций и ориентирован на их продвижение в «рамках национальной системы учительского роста». Кроме того, такие нововведения провоцируют конфликт в профессиональной среде между сторонниками традиционного и цифрового образования.

© Сергей Макиенко