Зацеперы

Таня Тарасова Пыжьянова
                Отрывок из повести – «Серёжка с Полевой»

     С карбидными опытами мы с Колькой решили пока завязать, слишком громким получился у нас «бабах». Спрятали кулёк в оговоренное ранее место, в старую кроличью клетку, и до поры до времени забыли о нём. Лето закончилось, начались занятия в школе и, как правило, с середины сентября нас ждала уборка урожая на полях совхоза.
Что бы мы ни убирали: морковь, свёклу, турнепс, а дома после совхозного поля ждал свой огород с картошкой, и её надо было до снега выкопать. Конечно, можно было покупать картофель с поля, но люди уже понимали, что выращенная на химических удобрениях совхозная картошка, уступала домашней.
 
    В конце концов, осенняя страда заканчивалась, приходила настоящая уральская зима, поля и огороды засыпало снегом. А у ребятни начинались зимние забавы, одной из которых была езда на валенках за автобусом. Автобус уже ходил не до совхоза, а до Гореловской лесопилки, там разворачивался возле реки и шёл обратно в город. На остановках его поджидали зацеперы – любители прицепиться к бамперу.
    Зимой проплешин на асфальте не было, что сохраняло валенки от быстрого износа. Дорогу засыпАло первым мягким снегом, машины плотно укатывали, вот тогда и катались на валенках с подшитыми дратвой подошвами. Позднее, когда дорогу расчищал гусеничный трактор, она становилась рифлёной и непригодной для наших развлечений.
   Водителям автобусов эта забава не нравилась – опасались несчастных случаев.  Бывало, резко тормозили, пытаясь отцепить пацанов, иногда ловили, навешивали оплеух и ехали дальше.
Как правило, за автобусами мы охотились уже в темноте, чтобы не увидели случайные прохожие.

    По школе прокатился слушок, что один водила автобуса устроил хулиганам подлянку – вымазал мазутом внутреннюю часть бампера. В темноте никто ничего не понимал, пока рукавицы не пропитывались насквозь этой дрянью. А зимой остаться без них... очень стрёмно. Федька, младший брат Алика Галеева, сильно пострадал – отстирать варежки было невозможно.
И тут я вспомнил, что есть чем проучить водилу – перебрал в уме, с кем можно организовать эту месть.
     Алик сразу согласился. Я ему рассказал, что храню дома большой запас карбида и могу сварганить бомбочку – мало не покажется. Тот предложил вариант, который привёл меня в восторг. У него во дворе валялся огнетушитель, надо было только потроха выкинуть, а ёмкость с резьбовой крышкой – самое то для нашей затеи.
– Пусти слух среди зацеперов, что на них будет облава. Пусть все сидят дома.– сказал я напарнику.
Он так и поступил, а вечером мы встретились.
   
    На остановке Предельной улицы народу не наблюдалось, и мы приступили к операции. Привязали к нашему устройству верёвку с петлей на конце, осталось только дождаться нужный автобус с тем подлым водителем. Он не заставил себя ждать.
– Слушай, думаю, что автобус не остановится, раз никого нет. Давай я стану пассажиром, и ты успеешь прицепить за бампер огнетушитель... – предложил я.
Так и сделали. «Колымага» остановилась забрать одинокого паренька, (меня) а я, подойдя к открытой двери, заглянул в салон и махнул водиле рукой. Мол: «Без меня езжай, нам не по пути».
    Автобус тронулся, а за ним заскользил наш заряженный боеприпас, прицепленный петлёй за бампер. Мы выглядывали из-за остановки и ждали... Бабахнуло, как из пушки, и автобус резко затормозил. Только минуты через три-четыре водитель вылез из кабины, стал обходить машину и зачем-то пинать по колёсам, потом быстро запрыгнул в кабину и дал по газам.
    Больше его на нашем маршруте никто не видел, да и зацеперство перестало привлекать к себе подростков. Автобусы к нам пустили комфортабельные с отоплением, Львовские ЛАЗы без бамперов.