Магия Искусства против искусства магии?

Михаил Просперо
- Не страшно быть "не избранной или неизданной", или невидимой для масс, страшно не найти себя и не стать тем, кто ты есть на самом деле! Думаю, Спутница Дождя тоже придёт к такому пониманию. (из письма вдумчивой читательницы главы 7 http://stihi.ru/2021/01/18/1842 )

- Здесь я с Вами не согласен, мне быть не читанным, то есть издать даже один номер не читаемой газеты, которую не изберут на прилавке книжном - это более чем профессиональный провал. Спектакль без зрителей - это не более чем репетиция. Это очень здорово, очень интересно для самих участников спектакля. Но когда от зала идёт мощная волна (а я пробовал читать стихи со сцены), когда в небольшом зале библиотеки ты беседуешь с читателями - их, немного, не более 20, активно вопросы задают человек 5-7 - но есть ощущение единого порыва этого малого зала, волна но столь мощная, как на сцене, но более целенаправленное взаимодействие. О, это огромная сила! Потому, может быть, отшельники Тибета, а равно и наши славянские подвижники, в ряде случаев оставляют уютную жизнь для себя и возвращаются к людям. Люди очень нужны писателю и поэту.

- И, отмечу, тот факт, что в то время вам было некогда писать самому, свидетельствует не об отступлении от процесса сотворчества, или исчерпании сил писательских, изобретения новых мыслей, образов с помощью текстов или стихов, а совершенно ином Качестве сотворчества - о молчаливом, но именно творческом управлении  ниточками всех связей сотворяемого существа - газеты.

- Да, для редактора уровень сотворчества с редакцией сравним, пожалуй, с сотворчеством режиссера и труппы. При этом очень важно действительно оставаться незаметным при правке статей, кадрировании фотографий, монтаже газетной полосы. Журналист должен воображать, что он пишет сам и абсолютно свободен, так же и актер на сцене или в киностудии должен воображать, что это именно он решает, как поступить Гамлету, и ни причём ни режиссёр Петров, ни этот древний старик Шекспир. Иначе Гамлет будет марионеткой, ему будут мешать нитки, которыми его направляют Петров и Шекспир. И ниток-то на самом деле нет. Актер их оборвал и втянул в себя. Образ Гамлета отделился от своего создателя и стал отчасти тем самым терафимом-тулку, который создают тибетские маги. Иногда этот процесс необратим.
Наиболее яркий из таких примеров для меня - Кайдановский в роли Сталкера и после фильма. В 1979-м Александр сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала вершиной его творчества. После этого его и начали называть самым загадочным актером отечественного кино. А он жаловался близким: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера». Он перестал сниматься, продал машину, квартиру, развелся с Симоновой и подался в режиссеры."
Но какой из Сталкера режиссёр? Из его фильмов мне известна только «Простая смерть» – дипломная работа Александра Кайдановского на высших режиссерских курсах. По мнению критики эта работа не уступает работам современников (не знаю, считать ли это похвалой). Он выбрал очень сложную тему для экранизации – повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». В повести высказаны очень глубокие идеи, очень сильно показан страх смерти. Титаническим трудом было перенести это на кинопленку.Главный герой умирает от неизвестного заболевания. Это доставляет ему сильные физические страдания, и он понимает, что скоро умрет. Он переоценивает всю свою жизнь. Меняет все мировоззрение. Уже при смерти он достигает состояние, похожее на буддийское просветление. Пишу по материалам киноанонса, там так и сказано "буддийское просветление", как будто специально в тему нашего с вами небольшого экскурса в тибетский буддизм-ламаизм. Но опасаюсь продолжать, что слишком в другую сторону уведёт.
Хотя есть ведь буддийский храм и в Санкт-Петербурге. Хорошо знакомые мне ламы работали и в Москве, в частности - их пригласили спасать Актера Абдулова после шестого сеанса химиотерапии. Они посмотрели и согласились. Шансы были, хоть и не великие, как сказал мне лама "очень много было грубо выжжено химикатами", но были шансы. Однако был всё-таки проведен ещё и а седьмой сеанс химиотерапии. Его Абдулов не выдержал. Такой вот неожиданный пример вспомнился из артистического круга, вопрос-то свой об Абдулове я задал ламам как-то случайно, в разговоре - слыхал от московских знакомых, что лечили Александра и ламы, да ничего не вышло. Вот и решил уточнить. И оказалось - мой собеседник был именно из тех, кто там был. А обычно ламы не отвечают конкретно на вопросы о своих больных, только в случае, если в вопросе содержится 80% ответа.

- Понимаю, что для вас и многих авторов, творцов, режиссёров... актуальны именно отзывы или реакция зрителя, читателя... но этот этап, видимо, миновал меня... Что касается актёров кино, это для меня вообще непостижимое искусство, не понимаю, как можно оставаться самим собой, перевоплощаясь по замыслу каждого сценария... Вот и теряют они иногда себя в своих ролях, но и такая судьба им нужна, ценна! Каждый человек - Тайна неразгаданная...

- Актеры не то, чтоб теряют себя в своих ролях, они как бы одевают на себя некую оболочку, которая на время спектакля или киносъёмки материализуется в реальном мире. Ведь у настоящего актера во взгляде бывает столько написано, что и слова автора пьесы уже фоном служат, не более того.
В общем-то, это уже как раз соприкасается напрямую с тем, с чего я начинал свою тему - с поиском площадки, на которой искал спасения Мастер, где он встретился с Иваном Поныревым (бывшим поэтом Бездомным). И в Алексеевской больнице, бывшей кащенко, не зря ведь есть и газета, и радио, возможно и иные средства арт-терапии. Предполагаю, что не только актерам, но и писателям сюжетов порою не просто освободиться от созданных ими фантомов. Не завидую людям, которые пишут сюжеты типа "Кошмар на улице Вязов" (не читал, не смог, знаю только по названию, возможно по сравнению с нынешним ТВ это детский лепет). Да, так вот при создании тулку происходит, по описанию в читаемой нами книге, следующее:

"По словам тибетских оккультистов, призрак, получив достаточно устойчивую форму, стремится освободиться из-под опеки мага. Иллюзия превращается в непокорное детище, и между колдуном и его творением завязывается борьба. Исход этой борьбы порой бывает трагическим для мага. Приводят также примеры, когда посланный с поручением призрак совсем не возвращается и продолжает скитаться в форме пол у бездумной, полусознательной марионетки. В других случаях трагедии бывают следствием процесса ликвидации материализованного призрака. Маг старается уничтожить свое создание, но последнее не желает расставаться с дарованной ему жизнью и защищается. Являются ли все эти страшные истории о бунтующих материализованных призраках только вымыслом, игрой воображения? Возможно. Я ни за что не ручаюсь. Я просто пересказываю то, что слышала от людей, при других обстоятельствах, казавшихся мне достойными доверия; но и сами они могли заблуждаться.
Что же касается возможности создать и оживить призрак – в ней я не могу сомневаться, она вполне реальна.
По привычке ничего не принимать на веру, я решила тоже попытаться произвести опыт материализации. Чтобы не подпасть под влияние внушительных образов ламаистских божеств, всегда бывших у меня на глазах, так как их живописными и скульптурными изображениями я обычно себя окружала, я выбрала для материализации незначительную личность – приземистого дородного ламу бесхитростного и веселого нрава. Через несколько месяцев добряк был создан. Мало-помалу он "закрепился" и превратился в нечто вроде незваного гостя. Он совсем не ждал моего мысленного приглашения и являлся, когда мне было совсем не до него. В основном, иллюзия была зрительной, но как-то я почувствовала задевший меня мимоходом рукав платья и ощутила тяжесть его руки на своем плече. В это время я не жила в затворничестве, каждый день ездила верхом и, по обыкновению, пользовалась отличным здоровьем. Постепенно я стала замечать в моем ламе какую-то перемену. Черты лица, которыми я его наделила, изменились. Его толстощекая физиономия похудела и приняла хитроватое и злое выражение. Он становился все назойливее. Одним словом, лама ускользал из-под моей власти. В один прекрасный день пастух, приносивший нам масло, увидел мой призрак и принял его за самого настоящего ламу во плоти. Может быть, мне следовало бы представить это явление его естественному развитию, но мой необычный компаньон начинал действовать мне на нервы. Его присутствие превратилось для меня в настоящий кошмар. Я уже начинала терять контроль над ним и решила рассеять иллюзию. Мне удалось это только после полугода отчаянных усилий. Моему ламе жилось в это время не очень-то весело.
Нет ничего необычного в умении вызвать галлюцинацию произвольно. Самое интересное в этих случаях "материализации" то, что и другие видят созданный вашим воображением образ. Тибетцы объясняют это явление по-разному. Одни верят в реальность созданной материальной формы, другие видят в этом явлении только акт внушения – мысль создателя призрака непроизвольно воздействует на окружающих, заставляя их видеть то, что он видит сам. Несмотря на изобретательность тибетцев в их стараниях найти всем "чудесам" разумное объяснение, некоторые из них все же остаются необъясненными или потому, что являются выдумками, или по каким-нибудь другим причинам."
(ЛитМир - Электронная Библиотека > Давид-Ниэль Александра > Мистики и маги Тибета > Стр.88)

Мы говорим слова "Магия искусства" совсем не задумываясь об их истинном значении. Но ведь борьба актера с сформированным им образом - это так похоже на описанное выше противостояние мага и его рукотворного фантома. В том, видимо и искусство магии, в умении противостоять созданному образу. Сталкер всегда стоит перед пропастью Сократа, так видится.

Или дошли до цели паломничества на Восток?
Жить ни к чему ворошить записки из прошлого.

Мир мой стал ясен и честен. Точнее - жесток.
Сталкер на круглой арене на логике-лошади.

Лошадь в повязке для глаз, всадник Майн Рид.
Шоры для головы, к кроссовкам не носят шпоры.

Клара меня разучила кораллы дарить:
Невидаль может легко спровоцировать вора.

Вор в новом мире не мальчик, не цель, а цепь для битья.
Битва за власть идет открыто и с фотографией в твиттер.

Блики эмали на аверсе желтой медали двоят.
Камбуз. Оккам сыплет соль на рану от бритвы.

Эго в эпоху эпиляции, то есть бритый головоног
Лысым красиво. Но мраморно, холодновато

...а должен ли стихотоварный блог быть настолько глубок
как настоящая пропасть Сократа?

Или дошли до цели, где закрутили ковыль янь и инь,
Где рассыпает горсти серебряной пыли звезда Полынь?