Приветствую всех участников Конкурса Сатироид и наших читателей!
С вами снова я, ведущая Мария Абазинка.
Спасибо всем, принявшим участие в Конкурсе!
Начинаем ТАЙНОЕ голосование, стараемся сохранять анонимность!
ВНИМАНИЕ!!! ОЦЕНКИ нужно отправлять в ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ИЛИ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ВЕДУЩЕЙ.
АВТОРСКАЯ СТРАНИЦА: http://stihi.ru/avtor/mercy
АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ: i_kren@mail.ru
Итак, вначале вспомним…
Пародия – это, прежде всего, литературно-художественное произведение критической направленности.
Кроме того, пародия – это юмористическая поэзия, со всеми вытекающими реакциями и полученным удовольствием. Иногда, вместо смеха или улыбки, при чтении пародии возникает горькая усмешка, и это – нормально!
Напоминаю задание: написать пародию на стихотворение
"Это вам не водевиль", Олег Кротов 2 - http://stihi.ru/2020/11/11/2173
ВНИМАНИЕ: ГОЛОСОВАНИЕ ТАЙНОЕ (в целях независимости критики от чужого мнения), оценочные шорт-листы (по две оценки каждой пародии) посылаем по 23 ЯНВАРЯ, СУББОТА, включительно (6 дней).
СВОЕЙ ПАРОДИИ ОЦЕНКУ НЕ СТАВИМ!
Прошу не откладывать на последние дни, чтобы не затягивать публикацию шорт-листов. Времени достаточно, чтобы вникнуть в каждую пародию и оценить по достоинству. Проголосуют все раньше – опубликую оценки раньше.
После публикации оценок начнутся ОТКРЫТЫЕ дебаты (обсуждение) на 2 дня.
Пародии тех, кто не проголосовал, будут сняты с Конкурса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1. ПЕРВАЯ оценка – за ценность, оригинальность пародии.
Главные критерии: соответствие пародийному жанру (в произведении присутствуют ЮМОР или ИРОНИЯ или САТИРА или их сочетания), ЛЁГКОСТЬ замысла (пародия должна быть легка, а не трудна для понимания), оригинальность (пародия способна удивлять, выделяется среди прочих).
Более подробно о том, что значит "Соответствие пародийному жанру":
– пародия-памфлет (смешно или иронично переработан СЮЖЕТ исходника или его эпизод, или яркая ИДЕЯ/КОНЦЕПТ/ПРИНЦИП исходника; возможен собственный вариант развития сюжета исходника);
– пародия-подражание (в пародии преувеличены и высмеяны стилистические особенностей исходника, его язык и выражения);
– пародия-имитация или шарж (в пародии использованы эпизодические «ляпы» и несуразности текста исходника. Они ярко показаны пародистом, преувеличены и высмеяны в пародии).
3 балла – текст состоит из набора бессмысленных строк, или текст имеет смысл, не имеющий отношения к исходному стихотворению или цитатам исходника. Эта оценка обязательно объясняется конкретно по тексту пародии!
4 балла – есть слабая связь с исходным стихотворением или цитатами исходника, но не соответствует ни одному из пародийных жанров (памфлет, подражание, имитация), отсутствуют признаки пародийности (сатира, юмор, ирония, сарказм, критичность). Не ясно что конкретно пародируется. Сюжет или логика повествования запутан/а. Эта оценка обязательно объясняется критиком конкретно по тексту!
5 баллов – есть связь с исходным стихотворением или цитатами исходника, похожа на подражание или имитацию, но отсутствуют яркие признаки пародийности (юмор, сатира, ирония, сарказм, критичность).
6 баллов – есть связь с исходным стихотворением или цитатами исходника, соответствует одному из пародийных жанров (памфлет, подражание, шарж), есть признаки пародийности (сатира, юмор, ирония, сарказм, критичность). Но сюжетная линия (или логика повествования) не достаточно ясна, имеет другие недостатки.
7 баллов – пародия понравилась, соответствует одному из пародийных жанров (памфлет, подражание, шарж), есть признаки пародийности (сатира, юмор, ирония, сарказм, критичность), легко воспринимается, имеет логичный сюжет и эффектный конец, является художественным произведением.
8 баллов - для лучшей по мнению критика пародии из представленных здесь. ОЦЕНКА "8" НАЗНАЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНОЙ ПАРОДИИ И ТОЛЬКО ЗА ПАРОДИЙНОСТЬ!
Оценка всем пародиям, КРОМЕ СВОЕЙ, – от 3 до 7 баллов, на усмотрение критика, и только одной, лучшей - 8 баллов.
2. ВТОРАЯ оценка – за художественное и техническое исполнение (учитываем ЛЁГКОСТЬ слога при чтении пародии! Эпизодически допускается глагольная рифма, где без неё фраза потеряла бы яркость).
Критерии, на основе которых произведению снижается оценка:
- несоблюдение формы исходника: отличается по форме, ритму, способу рифмовки, объёму (за этот пункт допускается снижение оценки на 1 балл, а не за каждый подпункт)
- стилистические признаки и лексика не соответствуют исходнику; не снижаем оценку за ПОНИЖЕНИЕ или ПОВЫШЕНИЕ СТИЛЯ РЕЧИ, как пародийный приём, если это сделано не грубо, а изящно и со вкусом;
- слишком много неудачных рифм (ассонансных или прямых грамматических, в том числе – глагольных. Не снижаем оценку за 1-2 такие рифмы);
- неоправданные грубые инверсии, искажающие смысл фразы;
- грубые фонетические ошибки (слипания звуков, тарахтение, шипение, свист);
- слабая грамматика (неправильное ударение в слове, неправильное написание слова, неправильный падеж и проч. Не снижаем оценку за явную опечатку).
Оценки всем пародиям, КРОМЕ СВОЕЙ – от 3 до 7 баллов, на усмотрение критика.
Желательно ориентироваться на эти критерии.
ДЕБАТЫ (ОБСУЖДЕНИЕ ОЦЕНОК) ПРОВОДИМ ОТКРЫТО. БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА - УЧАСТВУЙТЕ В ОБСУЖДЕНИИ!
Если вы не не можете участвовать в обсуждении - объясняйте, пожалуйста, низкие оценки в отсылаемом ведущей шорте. Только объяснения должны быть не общими фразами, а конкретно по тексту.
Если критик никак не объяснил свои оценки "3" и "4" в отправленном шорте (если не участвует в обсуждении) или в обсуждении не смог отстоять свои низкие оценки, то в итогах эти его оценки автоматически повышаются до средних показателей.
Не допускается специальное тотально занижение оценок, как кому захочется!
«Не понравилось» - это не аргумент! Не понимаете – спрашивайте у автора пародии, советуйтесь с ведущей, задавайте вопросы, но не упорствуйте в занижении оценок. В то же время – умейте быть убедительным, если уверены в своих оценках, приводите веские аргументы.
В процессе обсуждения критик имеет право изменить свои оценки только при аргументированных возражениях автора пародии или других участников или по ходатайству ведущей. Изменение оценок возможно: прибавить 1-2 балла, убавить 1 балл! Обязательно уведомить об этом ведущую в комментариях или в ЛС. Каждый случай изменения оценок в процессе обсуждения тщательно рассматривается ведущей.
ВНИМАНИЕ! За грубые, неуважительные высказывания при обсуждении, а также за игнорирование прямых вопросов и возражений от ведущей и авторов пародий, присуждаются штрафные баллы (на усмотрение ведущей), влияющие на итоги. Т.е. пародия грубияна может потерять свои баллы! Будьте взаимно вежливы!
Действия ведущей не должны обсуждаться публично!
Однако, мы учимся юморить и иронизировать. Поэтому атмосфера доброжелательного юмора и незлой иронии в обсуждении допускается. Учимся тонко ощущать грань допустимого среди пародистов, чтобы не обижаться и не унижать других участников.
Пример оценочного шорт-листа, отсылаемого ведущей в ЛС или на эл.почту:
№ 1. – 3, 5 (краткие комментарии к "тройке")
№ 2. – 5, 7
№ 3. – 8, 6 и т.д.
ЕЩЁ РАЗ: не забудьте объяснять низкие оценки! СВОЮ ПАРОДИЮ НЕ ОЦЕНИВАЕМ!
Если не можете участвовать в дебатах, можно сделать очень краткие комментарии в оценочном шорт-листе, который отправляете ведущей в ЛС, только не общими, ничего не значащими фразами, а конкретно – за какой недостаток в тексте поставили низкую оценку.
ПРИЁМ ОЦЕНОК ПО 23 ЯНВАРЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.
А теперь можно приступать. Приятного чтения!
~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~
1. "Пиши-читай" или "Париж открыт, но мне туда не надо"
Цитата:
"Не ждёт меня в лаванде Провансаль.
. . . .
Диктуют, как мы слышим, так и пишем,
Вот текст из-под пера. Иди - читай."
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Мне чей-то глас нашептывает свыше
Не то стихи, не то белиберду,
А я скриплю пером – пишу, как слышу,
То с русским, то с французским не в ладу.
Смешались в кучу кони, люди, латы
И песня "А́ la guerre comma а́ la guerre!",
Одеколон, Ален Делон, Филатов
И "Провансаль" в салате "Оливье".
Пишу: "Париж-Дакар, Москва-Одесса,
Au revoir, merci, Баку, Китай,
Людовик, королевна и принцесса,
Ланфрен-ланфра – наш друг Пиши-читай..."
Пишу. A глаз косит на томик Блока.
Вдруг, из-за туч, взывает новый Глас:
"Коль мяч порвал и пишешь очень плохо –
Бери букварь и топай в первый класс!"
2. Возраст-вечер
Цитаты:
"Приходит что без спроса? - возраст, вечер.
. . . .
Диктуют, как мы слышим, так и пишем,
Вот текст из-под пера. Иди - читай".
++++++++++++++++++++++++++++++++
Вот он пришёл без спроса: возраст-вечер,
Я ж до сих пор в Париже не была.
Туризм такой себе библиотечный,
И сложены на пузе два крыла.
Читаю, как написано, и мучусь:
Увидеть бы Монмартр и Сакре-Кёр,
Парижские прославленные тучи…
Сижу, давлюсь назойливой тоской.
– Иди – читай! – советует мне кто-то.
А мне б Прованс увидеть наяву.
Себя всегда считала патриотом,
Прошусь во Францию на рандеву.
Читаю: возраст, ставлю запятую.
И, правда, легче. Можно и в Париж.
Переживала, видимо, впустую.
Поднимешь крылья и летишь-пыхтишь!
3. Побег из Парижа
Цитата:
"Не жил в Париже, над которым тучи,
Не видел ни Монмарт я, ни Версаль.
Дышать Россией с детства я приучен,
Не ждёт меня в лаванде Провансаль"
+++++++++++++++++++++++++++++++
Я был в Париже, но Монмартр не видел.
В Сорбонне, в Сент-Шапеле не гулял.
Я россиянин, туч я не ценитель:
Заметив их над Лувром, убежал.
Влачился по пустыням я ребенком,
Дышать приучен воздухом сухим.
Я обгорал, мечтал быть негритенком;
Зимой под снегом стать хотел другим.
И вот порыв души моей, как ветер,
Занес меня в Париж, все мне простив.
Но дождь пошел, меня без спроса встретив.
Побег свершил я, зонтик не купив.
Мелькал Булонский лес, поля лаванды,
Но беглеца нигде приют не ждал.
Хотелось есть – молений варианты
Писал я, но никто их не читал.
Он будет мне родным и самым главным
Продуктом; пусть я честный патриот –
Я майонез ел, стал он мне желанным.
Откройте двери! Провансаль идет!
4. Зачем Париж-то...
Цитата:
"Не жил в Париже, над которым тучи,
Не видел ни Монмарт я, ни Версаль.
Дышать Россией с детства я приучен,
Не ждёт меня в лаванде Провансаль".
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Зачем Париж-то, там всё время тучи.
"Не ждёт меня в лаванде Провансаль".
Не нужен и Монмартр, Версаль могучий.
Россию мне покинуть очень жаль.
Извечные проблемы здесь неновые –
Не думается мне совсем о том.
Ну, что же, что дороги здесь хреновые,
Снега́ бывают часто в колере цветном.
Души своей порыв навстречу брошу.
Мне сладость заграницы не грозит.
И чтобы не пришло ко мне без спроса,
Не буду я себя за то казнить.
Туманный Альбион не станет ближе,
"Лишь может прикоснуться кромки тайн".
Зато стихи, как слышим так и пишем,
Не поленись – иди и выбирай.
Тут я, конечно, буду самым главным
Иначе как же – так оно и есть.
Желанным быть всегда – то путь обманный:
Версаль открыт – он королевен ждёт приезд.
5. Водевиль с Монбланом
Беда с Монбланом, над Леманом тучи.
Не видно ни с балконов, ни в бинокль.
Впервые с детства подвернулся случай
Узреть вживую. Лишь промок под ноль.
В глазах досада побежала пятнами –
Поймался и на вдруг, и на слабо,
И жжение отчаянно-невнятное,
Мне жизнь в насмешку вновь прислала боль.
А утром самолет – домой в Россию,
Зиме навстречу, в грязные снега.
Порывом налетел бы ветер сильный –
Я разглядел бы тени от Дега.
Воротят балаганы шумных дансингов,
Упреком возрасту их вывески висят.
Хрусталь и свет уместнее для праздника.
Прочь королевы, горничные в сад.
Настолько я страдая безответен,
Спасет лишь заточением Шильон.
Вот наконец-то разгулялся ветер,
Но беспощаден дождь. Он дальше льет.
6. Из Парижа с любовью
Цитата:
"Не видел ни Монмарт я, ни Версаль"
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Бонжур, медам! Простите мой французский!
Какой прононс? – когда не слышал сам
Ни Штрауса, ни хруст французской булки,
Не пробовал парижский круасан.
Зато под стопаре́ц российской водки
Без виз и без особенных затрат,
Шептал парижской пухленькой кокотке:
О, мон амур, мон мир, мон труд, мон март!
И пусть в деревне тучи ходят ниже,
Иной шарман, иная благодать:
В челябинском задрипанном Париже
Поэту королевен не видать.
В окно смотрю на Эйфелеву башню,
Хотя у нас ведь Эйфель не сидел.
Сидели больше наши, но и вашим
Хватило бы у нас великих дел.
Меня не знала Франция – и ладно!
Хотя скучны в России вечера…
Пускай Версаль подавится лавандой,
Зато я у Маруси был вчера.
________________
Париж – село в Нагайбакском районе Челябинской области, административный центр Парижского сельского поселения. Для создания туристического интереса в селе была построена вышка связи, являющаяся уменьшенной моделью Эйфелевой башни.
7. Это вам не оливье
Цитаты:
"Не ждёт меня в лаванде Провансаль
. . . .
Не станет горизонт от взгляда ближе,
Лишь может прикоснуться кромки тайн"
+++++++++++++++++++++++++++++++++
Жужжит подруга муха надо мною.
Картина маслом: сделал бутерброд.
Ни гамбургер, ни сэндвич с ветчиною,
Намазал майонез на хлеб – и в рот.
Моей "души прекрасные порывы"
Диктуют рифму просто наугад.
Я хлеб жую, рисую образ дивный
И тонкий стан, мелькнувший в тихий сад…
Ещё слюна текла, жужжала муха,
Как вместо музы вдруг вошла жена!
Легко ли с нею, трудно? Не старуха,
Но горизонт закрыт, воздаст сполна
За лень и грязь, пропитую получку,
Пустую банку, где был "Провансаль".
На Новый год без оливье ждёт взбучка,
А значит, всё по-старому, как жаль!
Жена жужжит. Подзуживает муха:
"Летим с тобой вдвоём за горизонт!
У кромки тайн мы соберёмся духом
И доедим злосчастный бутерброд!"
8. ДИКТАНТ
Цитаты:
«ЗИМОЙ мечтают под снегами о ЦВЕТНОМ.
Души порыв, он мечется, как ВЕТЕР,
ВИНУ загладить или всех простить.
. . . .
ДИКТУЮТ, как мы слышим, так и ПИШЕМ,
Вот текст из-под ПЕРА. Иди - читай.
. . . .
Я буду для тебя своим и главным,
И верить, что на деле так и ЕСТЬ»
++++++++++++++++++++++++++++++++++++
ЗИМА… И ты сидишь со мной за партой –
Диктант я у тебя могу списать.
Я подарю тебе восьмого марта
Открыточку и общую тетрадь.
Умнела чтобы – подарю конфеты,
Полезно сладкого побольше ЕСТЬ.
Тебя мне занесло попутным ВЕТРОМ:
Я второгодником остался здесь.
Мы ПИШЕМ под ДИКТОВКУ за училкой,
Я снова "ВИНоватый прячу взгляд" *).
…Ещё я подарю тебе точилку,
Пенал и ластик, киндер-шоколад.
И, наконец, карандаши ЦВЕТНЫЕ
Тебе куплю за доброту твою…
Ну а пока, расставив запятые,
Тетрадку на проверку отдаю!
…Промчались годы, я теперь писатель.
Ты ПИШЕШЬ – мы с женой призы берём:
Вся в золоте жена, в вечернем платье.
Тебе же – паркер с золотым ПЕРОМ…
_____________________
*) Из песни "У беды глаза зелёные" (Птичкин - Коршилова).
9. Незваный гость
Цитаты:
"Приходит что без спроса? - возраст, вечер.
. . . .
Вот текст из-под пера. Иди - читай.
. . . .
Открыть ворота! Королевны жду приезд!"
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Пришёл ко мне непрошено вдруг вечер,
Спросил чудак: – О чём ты пишешь тут?
Завёл со мною хитрый льстивы речи,
Сюжет хотел узнать он, старый плут!
Вручил ему я старенькие вирши:
– Вот текст из-под пера. Иди - читай. (с)
А сам подумал: мы то в стол не пишем,
Мы копирайтим, всё у нас "Ол райт"*!
Ушёл читать, стихи бубня под нос, он,
А я всё дописал в один присест.
Докучливые гости так несносны,
Открыть ворота! Королевны жду приезд! (с)
___________
* All right - хорошо, в порядке.
10. Провансальное
Я раньше был в Париже невезучим,
Корил меня монматерно Версаль
Из-за того, что на Руси могучей
Уписывал втихушку провансаль.
В биде я выпускал харчи зелёные,
Был унитазу другом и рабом,
Оставил в поле памяти влюблённого
Едва заметный, но пахучий холм.
Но ныне я свободен, словно ветер,
И Францию не в силах не простить,
И ради мира буду каждый вечер
Себя в ней провансалями казнить.
Судьба благоволит нам быть поближе
Уже с ориентиром на омез,
Чтоб я на главной площади в Париже
Прославить мог российский майонез.
Забота предстоит о самом главном –
Халявное жилище и бабло,
Вы для меня любимы и желанны,
И вам с со мною очень повезло!
11. Ах, провансаль!
Цитаты:
" Не жил в Париже, над которым тучи,
Не видел ни Монмарт я, ни Версаль.
Дышать Россией с детства я приучен,
Не ждёт меня в лаванде Провансаль.
"Беде я посмотрю в глаза зелёные",
. . . .
Открыть ворота! Королевны жду приезд! "
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Беда моя с зелеными глазами:
Версаль, Париж, Монмартр и чёрт дери!
Боярский мне дороже – между нами –
А провансаль – попробуй отбери!
Ах, провансаль! Под русскую картошку,
Но лучше под пельмени иль борщец…
Едал его с очаковской окрошкой
И сельдь под шубой славил он, стервец!
Не стану я лукавить – Д'Артаньяна
Я сотни раз читал или смотрел:
Констанция такая несмеяна –
Быть королевной не её удел.
Вот, если б посадить её на сало
Или всучить из печи наш пирог –
Алферова, конечно, всё съедала…
А Михаил Боярский – тот игрок!
Но майонез! Беда моя и слабость
С зеленою наклейкой – ЕЖК –
Ах, провансаль – толстею всем на радость
И жду от Миши славного прыжка…
12. Парень de Paris
Цитаты:
“Дышать Россией с детства я приучен,
Не ждёт меня в лаванде Провансаль.
. . . .
Беде я посмотрю в глаза зелёные
. . . .
Открыть ворота! Королевны жду приезд!”
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Я из России! здесь же прямо с детства
Учился и дышать и говорить,
Но, как и многим, было интересно
Могу ли я стать парнем de Paris ?
Французским шиком ухо ублажая:
Мон март, Версаль, пардон – пирамидон...
Высокой кухне борщ предпочитал я,
Ведь провансаль в лаванде – моветон.
В Провансе снова фестиваль лаванды?
Не ждёт меня! Опять я за бортом,
Карману моему весьма накладно,
Мечта об этом снова – "на потом".
Могу себе во сне представить только:
Здесь! вместо травки! снегом замело
Лиловые цветы, их запах горький
Взлетит весной с проснувшимся шмелём.
И виноват ли я: в мечте нескладной
Зеленоглазую беду узрев,
Ведь нету милой королевны рядом –
Бубновой , а не битой дамы треф.
________________
При карточном гадании обозначаются обычно:
Дама бубновая - синеглазая, сероглазая, молодая особа..
Крестовая (треф) - зеленоглазая, знающая жизнь…)))
13. Ах, водевиль, водевиль!
Цитаты:
«Не жил в Париже, над которым тучи,
Не видел ни Монмарт я, ни Версаль.
Дышать Россией с детства я приучен,
Не ждёт меня в лаванде Провансаль.
. . . .
Приходит что без спроса? - возраст, вечер.
Год вручит - первый, тьма, чтоб день казнить».
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В Париже жить не выпала мне доля,
Не видел ни Монмартр я, ни Версаль.
В России я вкушаю профитроли,
Пюре, суфле, капусту «Провансаль».
Всё в жизни подчиняется природе.
Она ж свои законы, не спросясь,
Диктует в переменчивой погоде,
Являя изменений разных вязь.
На смену вечеру и тёмной ночи
Без спроса утро к нам рассветное придёт.
В свой срок весна вступить в права захочет,
И, не спросясь, наступит новый год…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ведущая Конкурса Мария Абазинка.