От Брестской крепости в трёх километрах

Евгений Германович Крысин
От Брестской крепости в трёх километрах
сотня бойцов защищала вокзал.
Девять ночей, восемь дней и рассветов
бой с оккупантами не затихал.

В тёмных подвалах укрылись солдаты,
боем сплочённые в общем ряду,
враг ультиматумы ставил ребятам,
наши держались в подземном аду.

Газом травили и жгли их бензином,
взрывы гранат поражали бойцов,
души взлетали солдатские клином – 
чьих-то родных сыновей и отцов.

Их заливали водой в подземелье,
им нечистоты сливали туда,
но осаждённые парни сумели
выдержать всё до конца и сполна.

Пал уже Минск под немецким напором,
зверствовал враг на родимой земле…
сборный отряд продолжал оборону
в мокрых подвалах, в удушье и мгле.

Брестская крепость по праву осталась
в памяти нашей навек, на века,
пусть же и крепость в подвалах вокзала
тоже запомнят на все времена.

КРАТКАЯ СПРАВКА

Советский историк и писатель Сергей Сергеевич Смирнов рассказывал:
В 1955 г. по Всесоюзному радио передавались мои рассказы о героях Брестской крепости, почта принесла мне большое письмо от электромонтера Ивана Игнатьева из города Ростова-на-Дону. Бывший сержант одной из авиационных частей, стоявших в 1941 году в районе Бреста, Иван Игнатьев случайно оказался в день начала войны на Брестском вокзале и стал участником его обороны.
Вокзальные помещения уже были забиты людьми, главным образом женщинами и детьми. Появились первые убитые и раненые. Надо было искать более надежное убежище.
Под всем зданием Брестского вокзала раскинулась обширная сеть подвалов, разделенных на отсеки бетонными перегородками. Сюда, теснимые врагом, вынуждены были отойти и военные. Теперь сам вокзал был в руках гитлеровцев, а в его подвалах около сотни советских бойцов держали оборону, поражая противника меткими выстрелами из подвальных окон.
Весь первый и второй день гитлеровские агитаторы пытались уговорить подвальный гарнизон прекратить сопротивление, обещая ему «почетную капитуляцию». Но тщетно. Сверху, из вокзального зала, немцы пробили отверстие в один из отсеков подвала. Через дыру туда вылили несколько ведер бензина и следом бросили гранаты.
На пятый или шестой день последовал новый ультиматум врага. Теперь гитлеровцы угрожали защитникам подвалов газами. И хотя противогазов было всего несколько штук, эта угроза также не подействовала.
Приоткрывая заложенные окна, гитлеровские солдаты начали бросать в подвал бомбы со слезоточивым газом и химические гранаты. Едкий газовый туман заволок подвальные отсеки.
Газовая атака продолжалась несколько часов. К счастью, погибли при этом немногие. Газ, видимо, находил какие-то выходы наружу, и концентрация его постепенно уменьшалась. Мало-помалу воздух очистился. Гарнизон подвалов продолжал борьбу.
Гитлеровцы решили затопить подвалы водой. Было открыто одно из окон, и в подвал просунули брезентовый шланг. Вода шла весь день, всю ночь, весь следующий день. Но в районе вокзала вышел из строя водопровод и поэтому затопить подвалы доверху немцам не удалось. Из залитых подвалов по-прежнему раздавались выстрелы. Тогда озлобленные этим упорством враги прибегли к последнему, уже издевательскому средству. К вокзалу одна за другой стали подъезжать машины, нагруженные нечистотами, которые сливали в окно подвала.

Дальше описывать детали не буду. Кто захочет, найдёт их в Интернете.