Легенда о Душице

Игорь Апрельский
Предисловие

Души;ца обыкнове;нная, или Орега;но (лат. Or;ganum vulg;re) - вид многолетних травянистых растений из рода Душица семейства Яснотковые (Lamiaceae).Русское название - Душица (блошничник, дикий майоран, духовой цвет, душница, звираж, клоповник, ладанка, лесная мята, материнка, орегано, пчелолюб). Латинское название - origanum. Семейство - Губоцветные (lamiaceae). Родина - страны Южной Европы и Средиземноморья. Во многих странах душицу называют диким майораном или дикой мятой из-за схожести ароматов этих растений. Специфический запах душицы способен отгонять насекомых, поэтому в Древней Руси растение иногда называли блошничником, клоповником или пчелолюбом. Душица обыкновенная распространена очень широко в Средиземноморье, Европе, вплоть до областей Крайнего Севера, есть в некоторых областях Азии, в России распространена почти повсеместно. На Американском континенте и в некоторых странах Европы ее культивируют, причем не только как пряную культуру, но и как декоративную. Встретить душицу можно на склонах гор, холмов, на полянах и лугах, среди травы и между камней. Она любит солнце и растет везде, кроме заболоченных тенистых участков. Душица обыкновенная (Origanum vulgare) - один из более пятидесяти видов многолетних травянистых растений рода Душица (Origanum) семейства Яснотковые (Lamiaceae). Вот лишь некоторые ее самые ближайшие родственники: Майоран (Origanum majorana). Растения этого вида очень похожи на душицу обыкновенную, но более теплолюбивы и у нас не зимуют, имеют более резкий вкус; Душица сицилийская (Origanum virens). Как понятно из названия, растет на острове Сицилия;  Душица онитес (Origanum onites), встречается в Греции и Турции; Душица критская/Душица диктамнус (Origanum dictamnus) - невысокое растение с цветками в виде шишек хмеля, Душица сирийская (Origanum syriacum), известная как «затар» и компонент одноименной приправы; Греческая душица (ригани, Origanum heracleoticum)  растет в горных массивах. Все виды душицы немногим отличаются друг от друга внешним видом, запахом и вкусовыми свойствами.  Род насчитывает около 25 видов многолетних кустистых растений с ползучим корневищем и прямыми четырехгранными стеблями, высота которых не превышает 80 см. В природе душица растет на сухих открытых местах. Листья серо-зеленые, супротивные, овальные длиной до 4 см. Цветет в начале лета. Многочисленные, ароматные, розовые или белые цветки собраны в щитковидно-метельчатые соцветия. В средней полосе России чаще всего выращивают Душицу обыкновенную (O.vulgare). Для того чтобы, растение хорошо развивалось, его достаточно посадить на открытый солнечный участок, регулярно поливать и дважды в год удобрять. Размножают душицу делением куста и семенами. Научное название душицы переводится как «радость гор» (от греч.oros - «гора», ganymai — «радоваться»). Наиболее ароматный вид этого растения растет на горных склонах Средиземноморья, отчего весь род и получил такое название. Северную часть Европы душица освоила вместе с римскими легионами. С тех пор ее и узнали и остальные народы Европы, а затем и всего мира. О ее популярности говорит тот факт, что в начале 20-го века были созданы и очень популярны духи L'origan от Coty - в основе их композиции было эфирное масло душицы. И сегодня ее выращивают в культуре во многих странах. Об этом лекарственном растении писали знаменитые врачи прошлого: Авиценна, Аристотель и Гиппократ. Например, Аристотель в своем труде «История животных», написанном в IV веке до н. э., повествует о том, что если ранить стрелой дикую козу, то она отправится на поиски душицы. Древние греки верили, что при помощи этого целебного растения можно изгнать наконечник стрелы, засевший в теле.
С помощью душицы можно вылечиться от бессонницы, головной боли, невроза, холецистита и отсутствия аппетита. Отвар из душицы используют в качестве противовоспалительного, потогонного, отхаркивающего, мочегонного и кровоостанавливающего средства. В старину народные целители и повивальные бабки использовали настой душицы для лечения алкоголизма и в качестве одного из самых эффективных абортивных средств.
Кроме врачевания недугов душица издавна использовалась как пряность. Южные виды душицы называют орегано. Их запах, и вкус заметно отличаются от аромата и вкуса других видов этого растения. В кулинарии применяют сушеные листья и цветочные почки орегано. Их добавляют в супы, блюда из курицы и фасоли, а также в пиццу. Орегано - традиционная пряность итальянской кухни. В Средней полосе России в кулинарии используют Душицу обыкновенную (O.vulgare). Например, ее кладут в соления, которые от этого не только приобретают неповторимый аромат, но и дольше хранятся. Издавна на Руси душицу добавляли в квас и пиво. В наши дни ее применяют в ликероводочном производстве. Ароматное растение входит в состав сборов для ванн. На приусадебном участке для душицы как нельзя лучше подойдут цветники-рабатки, где она будет прекрасно соседствовать с иссопом, мятой и тимьяном.
Засушенная материнка - душица оберегает людскую память от забвения. Благодаря ней живет в человеке память о родине, отце-матери, о детстве. В народных традициях Украины пряным, пахучим травам отводится большое место, они сопровождают человека от рождения до смерти, украшая его быт, оберегая от невзгод, исцеляя. Душица не является исключением. Наряду с традиционными цветками, ее часто ради тонкого аромата, который сохранялся даже в сухом виде, вплетали в девичьи венки, в ней купали детей. В народе ее считают «женской травой» из-за того, что она лечит многие женские болезни и  является хорошим средством усиления лактации.
Легенды о душице.
1. Согласно древней легенде, слуга Кипрского царя случайно разлил флакон с любимыми духами своего хозяина. Юноша так испугался наказания, что упал в обморок и превратился в кустик с ароматом тех самых духов.   На первый взгляд, это совсем неприметное растение, но стоит только к нему прикоснуться – и нежный аромат наполняет воздух. Его знали и любили еще в глубокой древности, приписывая ему чудесные свойства. Аристотель в IV веке до н.э. в своём труде «История животных» писал, что если козу, обитающую на Крите ранить стрелой, то животное отправляется на поиски душицы, которая, как верили, может изгнать стрелу, засевшую в теле.
2.А в украинской  легенде так рассказывается о происхождении душицы. Жили  мальчик и девочка. Жизнь их была веселой и беззаботной, потому что согревала ее любовь и ласка доброй и нежной матери. Но нежданно постигло семью горе - умерла матушка, остались дети сиротами. Ежедневно ходили они на могилу, умоляли мать встать, потому что трудно живется сиротам. Однажды, горюя по матери, увидели дети на могиле нежный душистый цветок. Они поверили, что  это явилась к ним матушка в образе цветка и назвали его материнкою. 
3.Более поздняя легенда о душице связана с Петром I. Однажды холодной и ветреной  осенней ночью в дом к молодой хозяйке постучались двое мужчин. Первый - великан в накидке из лисьего меха, второй - человек в кителе с саблей. Гости поужинали и стали готовиться ко сну, а девушка забралась на печь, но долго не могла уснуть: великан все ходил и ходил по комнате. Его большие сапоги так стучали по полу, что весь дом дрожал, как тут уснешь? Встала девушка с печи, налила что-то из кринки в кружку и вышла к гостям. - Дяденька, наверное, вас бессонница мучает, нате вот, выпейте сего зелья. И заснете, как после мака. Великан выпил и через несколько минут глубоко заснул.  Наутро позвал он молодую хозяйку и спрашивает, где отец ее. Та ответила, что отец и два брата ее казаки, ушли со шведами воевать. -  А звать тебя как, красавица? – Люди Мотрей зовут, а отец с матерью – Душицей.  - А каким зельем ты меня вчера угостила? И спал хорошо и  встал бодрым.
- Люди зовут эту траву «спокойник душистый»
- Сия травка хороша, как ты, Душица! Теперь это зелье будет твоим именем называться, душа моя. И незнакомец поцеловал Матрену. Когда ночные гости садились в карету, тот, что с саблей, шепнул на ухо Мотре: - А ты знаешь, кто тебя поцеловал? - Не знаю. - Сам Петр Великий! - Что большой, я и сама вижу, головой потолок достает. Вот с тех пор, говорят, и стали называть ту траву душицей.

О громовержце Зевсе, Боге,
Напомним притчу о подлоге,
Случилось то средь быль и дрём.
Но по порядку толк начнём…

Отступим, правда, чуть немного,
Узнаем, что в чертогах Бога
Без рассуждений, лишних слов,
Олимп всех ждёт своих богов.

В родАх Богов есть дух раскола,
Сам Кронос* сверг отца с престола,
Да и затем его убил,
При этом сам себя хвалил.
Что, мол, теперь вся власть его,
Мол, не боится никого.

Чтоб жизнь текла его щедрее,
Женился на сестрице Рее**.
И стал правителем Эллады,
Но для своей лишь, для услады.

Уран*** - отец ему предрёк,
Что ждёт в судьбине его рок.
«Спокойно править ты не сможешь!»

И потому зло жжёт под кожей:
«Я изведу и буду злей,
Рождённых Реей сыновей!»

И мысль навязчивая гложет,
Титан свои те мысли множит.
А тут и Рея – вот дела.
Пять сыновей враз родила.

Не рассуждая боле здраво,
Трон был для Кроноса «отрава»,
Тот не жалея своих сил
Всех пятерых вмиг проглотил…

А Рея дева безутешна,
Как мать душевна и прилежна.
Но так случилось, что она,
Шестым ребёнком тяжела…

И сохранить мечтает сына,
Она к родителям повинно,
По их совету мужу «мстит»,
С дитём отправилась на Крит.

На острове, как в тайной сфере,
Она и спряталась в пещере.

И вот уж родовые боли,
Сил нет терпеть ей, в женской доле
Все пальцы, в землю погрузив…
Она кричит, силён позыв.

И десять диктилей**** впотьмах,
Вмиг появились в тех горах.
Окутав Рею те заботой,
Своею гномовской щедротой.

Но крик младенца, выше сил,
Он, что есть мочи голосил.
Оповещал, что Зевс***** рождён,
И вскоре вступит сам на трон.
А эхо дерзко по пещере,
Скакало в тёплой атмосфере.

Там под горой, что звать Ликей*****,
Рождён был в ночь Бог царь царей!

А дактили, те словно шхеры*******,
Встав словно стражи у пещеры,
Несут дозор, всё каждый чтёт,
Никто меж них не прошмыгнёт.

Как Рея мать теперь счастлива,
Младенца в речке******** до отлива
Омыла, чтоб сберечь от зла, 
в пещеру тайно унесла.

И передала всё курЕтам*********,
Им, наказав стеречь при этом.

Они стучали в барабан,
Когда кричал Зевс в плач-обман.
Танцуя, громко песни пели,
Чтоб и подумать не посмели,
Что есть в пещере Бог небес,
Ещё младенец - грозный Зевс.

А Рея, все каноны руша,
Чтоб обмануть в ту ночку мужа,
Вместо ребёнка (вот дела),
В пелёнку – камень, отдала.

Как Кронос был самоуверен,
Вмиг проглотил и был уверен,
Не угрожает ничего,
И трон по праву лишь его.

Зевс между тем живым остался,
Рос быстро, быстро развивался.

А в воспитанье и кормленье,
Суть двое приняли как звенья.
Преподносили всё снеся,
Мелисса***********, да ещё коза
Ту, что привычно Амалфеей************,
Звала богиня наша Рея.

В горах же Крита жизнь кружится,
Полны божественной ДУШИЦЫ.
Вот в тех местах весь день-деньской,
Коза пасётся, чтоб покой
После кормленье юный Зевс
Сполна то, получил присев.
Мелисса в сговоре с пчелой,
Давали мёд ему златой.
А тот был собран из пыльцы,
ДУШИЦЫ,  с ней пчела на ты.
Ведь склоны горные у Крита,
Полны ДУШИЦЕЙ знаменитой!

День ото дня, за часом час,
Рос Зевс быстрей, чем видит глаз…

Но впрочем, мы ведь о ДУШИЦЕ
Ведём свой сказ, как о девице,
Той, с чьей подачи в перевес
Был вскормлен Бог – сам грозный Зевс.

С тех пор в сухих местах открыто,
Цветёт достойно, знаменито.
На всех свой, обращая взгляд
ДУШИЦА - розовый наряд.

Его увидеть каждый рад,
Струит волшебный аромат.
Он схож с чудесным вкусом мяты,
Душевной прелестью объятый.

ДУШИЦА - то судьбы помолвка,
Как щит чудесная метёлка.
В соцветье взгляд его лучист
В серо-зелёный прячет лист.

Вот так в легенде далью скрытой
ДУШИЦА стала знаменитой!

*)Кронос, Крон (др.-греч.), в древнегреческой мифологии - верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли). Первоначально - бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч.от  - время).Период верховенства Крона считался золотым веком.
**)Рея (др.-греч., эпич.) - титанида в древнегреческой мифологии, мать олимпийских богов. Дочь Урана и Геи. Супруга и сестра титана Кроноса, мать богини домашнего очага Гестии, богини полей и плодородия Деметры, богини семей и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса.
***) Уран (др.-греч.«небо»), у римлян Це;лум (лат. Caelum) - в древнегреческой мифологии олицетворение неба, супруг Геи (земли), относится к самому древнему поколению богов. Гемера родила Урана или она породила его во сне; либо Уран - сын Хаоса (в иных мифах сын Эфира) и Гемеры; или сын Офиона и старшей Фетиды. Отец титанов и богов-титанов. «Первый стал править всем миром».
****)Дактили (др.-греч.«пальцы») - в древнегреческой мифологии демонические существа-лилипуты, обитавшие на Крите на горе Ида (или на вершине горы Ида во Фригии, тогда они считались служителями фригийской Матери), где они прислуживали Великой матери богов или Рее. В некоторых традициях отождествляются с кабирами, корибантами и тельхинами. Десять первых дактилей появились во время предродовых схваток Реи, когда она вонзила пальцы в землю (Гею).
*****)Зевс (др.-греч. микен. di-we)  в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын бога Кроноса и титаниды Реи; брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса - богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.
******)Ликей, также лицей (др.-греч. лат. Lyceum) - в древних Афинах гимнасий возле храма Аполлона Ликейского, где учил Сократ, затем Аристотель в последние годы своей жизни (335—323 до н. э.), и творил суд полемарх. Аристотелик Критолай в 156 году до н. э. принял участие в посольстве в Рим
*******)Шхеры (швед. sk;r, др.-сканд. sker — скала в море) — архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы, окаймляя берега фьордового типа.
*********)Неда (греч. - река в Греции, на Пелопоннесе. Исток у одноимённой деревни на горе Керавсии, части Ликеона[2]. Протекает на границе Месинии и Элиды, общин Трифилии и Захаро. Впадает в залив Кипарисиакос Ионического моря. Длина реки 32 километра. Названа по имени нимфы Неды, воспитавшей Зевса. По преданию создана Реей после рождения Зевса, чтобы омыть младенца.
*********)Куреты (др.-греч.: в греческой мифологии название спутников Реи, а также название исторического племени. В микенских текстах есть некое божество ke-re-ta-o. Первоначально куреты имели, по-видимому, самостоятельное значение как демоны растительных сил земли
**********)Мелисса (др.-греч.«пчела», «усмирительница») — нимфа, родоначальница пчёл. Древние греки считали пчёл божественными созданиями, поскольку их организация жизни показалась им схожей с общественной жизнедеятельностью человека
**********)Амалфея, Амалтея, Амальтея (др.-греч., букв. «нежная богиня») - в древнегреческой мифологии - легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крите в пещере Козьей горы (др.-греч.) в то время, когда богиня Рея прятала юного бога от его отца Кроноса. Когда родился Зевс, произвела на свет двух козлят. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами.