Интервью бабушки...

Валентина Денисович
        Богучаны…
        Летней порой 1978 года я приехала к родителям в отпуск с маленьким сыном. Прошло всего шесть лет со времени отъезда в город, поэтому "ангарским" языком на тот момент владела в совершенстве. Хотя, по прошествии нескольких десятков лет, приезжая в Богучаны, снова начинаю без запинки разговаривать на родном с детства "ангарском" языке.
        Примерно часов в двенадцать, перед обедом, пришла к нам расстроенная бабушка, Матрена Владимировна, папина мать и, присев на стул у порога, заплакала:
- Ой, тошны, однако меня посадят!..
- Куда, за что? – скорее, сдерживая смех, чем расстроившись вместе с ней, спросила я.
        И бабушка начала  рассказывать…
        Оказывается, утром к ней пришли три девушки-студентки из педагогического института, которые на летних каникулах разъезжали по деревням и собирали фольклор и воспоминания стариков об их дореволюционной жизни, обычаях… С магнитофоном! Чем не интервью?
        Из уст бабушки это звучало примерно так:
- Утром, ни свет ни заря, лешей приташил девок из городу, привязалися, расскажи, бабушка да расскажи, как Вы ране жили?  Включили в розетку метафон, проводки раскрутили, да тычут в рот каку-та коробочку. А кого мы жили? Хорошо жили, не хуже нынешнева! Всё было: работай только, не ленись! А про чё сказывать?
        Тут самая бойкая из студенток задала вопрос:
- У Вас же не было электричества, а значит и бытовых приборов… Это же очень не удобно!
- Ох, девка, чаво баешь? Всю жисть жили без Вашего электричества и не померли. Ево ешо бесперечь гасят, все-равны нады держать лампу каросинову да свечки на чеку. А ране при лучине куды с добром пряли, а когды завезли в лавку лампы каросиновы, "трёх-линейки", так светили, хоть шейся!
- И радио не было, без радио и телевизора скучно вечерами, - поддержала разговор другая девушка.
- По радиву с утра до ночи буровят всяку ересь, да боле-то врут!
- Но по радио не только новости передают, а ещё и песни исполняют, - стараясь помочь подруге, вставила третья.
- Песни?! Как сучки на цепе воют! Вот ране, на вечерках собирались девки у поскотины*, так браво пели, дык заслушашься…
- А газеты Вы выписываете, какие конкретно? – это опять первой не сиделось, всё в "глаза лезла"…
- А мне кого с ними делать? Грамотешку-то нихто нЕ дал! Тятеньку просила отпустить на год в школу, чтобы хоть класс пройти да коридор, дык он сказал: "Пеленки ли чаво ли подсшитывать?!" …Когды лучина канчатса, ничаво, хорошо в печи горят!..
- Бабушка, сейчас авиасообщение налажено, можно на самолете в гости в соседние деревни слетать или в Красноярск, - пролепетала чернявая девушка, стараясь спасти положение.
- Самолеты? - замешкалась с ответом бабушка, но быстро сориентировалась, - Моя бабонька рассказывала, мол как по небу полетят железны птицы – жди конца света…
        Девчата, переглядываясь между собой, наверно уже и пожалели, что затеяли это интервью, но любопытство взяло верх. Очередной вопрос был таким:
- А Вы рукоделием занимаетесь? Может быть вяжите на спицах или шьете? Кстати, у Вас есть швейная машинка?
- А ты пошто спрашивашь? Может обчистить сдумали?
        Выпученные глаза девчат указали бабушке, что у них не было и в мыслях ничего худого, она расщедрилась и показала им ножную машинку "Зингер" дореволюционного производства, доставшуюся ей от какой-то ссыльной… Кроме этого, она показала маслобойку, приговаривая:
- Её ишшо при Миколашке сподобили, дык в прошлом годе маслице сбивала, куды с добром работат… А на вышке лежит самовар, но уж не поползу!
- То же произвели при царе Николае II? - съязвила одна из студенток.
- Но! При царе-Горохе! У него на брюхе пять медалей! Хоть чичас ползите на вышку, стаскивайте да разводите огонь и чаек попьём! А Ваша-то, лешева (тут бабушка употребила другое слово)** советска влась, доспела чайник, в прошлом годе купила, дык ручка отпала, чуть вся не обварилась…
        Видимо, в задачу студенток не входили политические вопросы. А бабушка закончила рассказ такими словами:
- Эти чихотки, проводки скрутили и… лешей увёл… Ох, тошны, посадют меня, однако… Чаво делать-то?
        Как раз в это время на обед пришел отец. Работая председателем профсоюзного комитета объединения "Богучанлес", был в курсе многих событий, в том числе и о бабушкином "интервью", ведь на селе слухи распространяются быстро. Чтобы усилить эффект и навсегда отбить у бабушки желание критиковать советскую власть, промолвил с ухмылкой:
- Ага, у нас что, мало болтунов да варнаков? И без тебя есть кому сидеть в тюрьме! В 37-м расстреляли бы, чтобы не болтала своим "ботолом"***, что не следует...
- Дык, я ведь правду сказала! – оправдывалась бабушка, но оставляя, не смотря ни на что, за собой последнее слово…
        Но отец ушел в другую комнату  со свежим номером газеты «Правда» в руках, пока мама ставила на стол обед…

08.01.2021 год