Физики и лирики. Целеполагание

Валерий Новоскольцев
Исайя 55 гл.:

«Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорит Господь».

Во-первых, мне кажется, не нужно измерять массу в децибелах, скорость в гр. Фаренгейта, выражать километры в миллиграммах и сравнивать диван с картошкой. Это только поэту позволительно))... Философ и учёный тут утонет!

Творец и творение. Рассмотрим такой вариант: человек (творец) и горшок (творение). Может ли горшок вместить человека? Да запросто.

«Главное, чтобы костюмчик сидел!»

Может ли горшок постигнуть человека (со всеми его внутренними проблемами и пр.)... Ответ очевиден. Глина есть просто глина, но на ней может отобразиться нетленный узор как мимолётная мысль творца – человека, в нашем случае. В этой печати его (горшка) особое достоинство, как произведения искусства.

Горшок, сравнивающий себя с человеком, претендующий на творчество, подобное человеческому, согласись, выглядит странновато)).

«От образа возвысимся созерцанием к Первообразу».

Короче,
Исаия 45, 9:

«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!»

Это я вот к чему:
Чтобы не ошибаться (не мерить расстояние миллиграммами и пр.), нужно занять правильную (смиренную) позицию по отношению к Творцу всего существующего.

Не путать Его (Творца) с Его же творческой энергией.
Это, кстати, к вопросу о том, чем отличаются «Кто» – от «Что» и «Чем».



«...Я задал ему вопрос, как он думает целеполагание присуще только живым, одушествленным организмам, или же неодушевленным тоже...»



Зачем изобретать элементарный самокат?
Он давно изобретён.

Язык – по меткому выражению К. И. Чуковского  – «живой как жизнь», но из этого не следует, что он обладает властью воли, которая присуща только живой ДУШЕ.

Ты совершенно, я думаю, прав в этом:

«1. Если все цели заложены Создателем и им контролируются, то бессмысленно тогда сравнивать между собой одушевлённые существа и неодушевлённые объекты. И это объяснение закрывает необходимость что-либо анализировать, т.к. участие Создателя в этом вопросе объясняет всё...»

Но это не значит, что одушевлённые существа и неодушевлённые объекты равноценны и контролируются одинаково. Вселенная иерархична. Причастно иерархии и всё, что в ней.

Я же опять обращусь к  аккумулятору живого опыта.
К русскому (в нашем случае) языку.

«КТО»
Одушевлённый предмет – «кто» – обладающий ЕСТЕСТВЕННОЙ (не искусственной) ограниченной, но самостоятельной способностью целенаправленно и произвольно действовать, обладатель (хотя бы начатка) живой души, а значит и обладатель личной (собственной) и коллективной воли.
Возвышается над- и включает в себя разнообразные неодушевлённые «что».

Опыт веков (чтобы не изобретать самокат):

Душа – некая «субстанция», причастная через одежду материального тела этому миру (а мир с его энергиями, изменчивостью – вообще, – есть только материальная одежда на икону духа), действующая в нём, но не являющаяся его частью.
Тело – часть этого мира, душа – только через присутствие и действие, но сущность её иная.
Думаю, так и Бог причастен в разной степени и миру души, и миру тела – материальному через вездеприсутствие и действие божественное, но Сущность Его иная.

Твой товарищ пишет:

«Другое дело что библиотека наших алгоритмов гораздо
обширнее, чем у ракеты, но это пока. По мере развития науки разница
между биологическим и небиологическим, живым и неживым будет
уменьшаться. Останется различие естественного и искусственно
созданного, но и оно недолго просуществует, сейчас уже скажем автомобильные моторы изготавливаются на полностью безлюдных заводах, а дети уже частично программируются, то есть различие рано или поздно
сойдёт на нет».

Он не прав здесь.

Даже если насекомому, животному, человеку, вживить разнообразные «что»-рычаги любого уровня, это не изменит сущности, может лишь искалечить, ограничить или, наоборот, расширить возможности существа (возможностями дополненной реальности).

Рычаг (в широком смысле) не лишает, в частности, человека – души. Так же как отсутствие рук, ног, зрения слуха и даже тела :) – ограничивает иномирную душу здесь (временно), но не меняет сущности.

Вселенная «кто» иерархична. У каждого предмета есть своё явное и сокровенное достоинство.



Растения – живые, но не относятся к категории «кто», микроорганизмы разного рода – не относятся к этой категории, хотя обладают способностью целенаправленно действовать.

«ЧТО»

Неодушевлённый предмет – «что» – не обладающий ЕСТЕСТВЕННОЙ способностью целенаправленно и произвольно действовать, то бишь не обладает личной и/или коллективной волей и, разумеется, душой.

Находится (по достоинству) под «кто».

Часто является материальной (или нематериальной) базой и/или строительным материалом и пр. для одушевлённой сущности.

Если ребёнку, познающему мир, или художнику, музыканту – любому поэту, способному не попутать берега, легко даются азы олицетворения, работы с перенесением смыслов, то серьёзному философу, учёному вообще – свойственно не путать живой организм соловья и его вдохновенное пение с механической имитацией инженерной конструкции или медиа-игрушки, даже если сломанного живого соловья будут чинить и улучшать с помощью к-н инженерных премудростей. Что птичку не убьёт, сделает её сильнее. Короче, механического соловья или человека не оживишь с помощью «кусочков» живого. Живому человеку можно помочь (расширить возможности) с помощью новейших технологий.
Заметь, каждый остаётся при своём. Живой (кто) так и остаётся одушевлённым субъектом с «рычагом в зубах» (большее вмещает меньшее); механический робот (с кусками живого тела) напомнит к-н ужастик, но так и останется запрограммированным неодушевлённым монстром инженерной мысли (иерархия соблюдена).
Богочеловек не равен человекобогу. У пана Бога следы человеческие, у бога Пана – козлиные (с).
Кому это понимать, как не учёному?

Информация и душа – это как вода и рыба. Рыбу, тем паче иномирную, водой не заменить.

Твой товарищ пишет:

«Цели, порождающие поведение самих живых существ в окружающей среде
каким-то непонятным образом появляются у самих этих существ.
Жрать они хотят постоянно, следовательно уже имеют цель...» И так далее

Потребностей (помимо пищи) много.
Что для одного живого существа естественно, для другого – противоестественно.

У человека:

«...Другое дело что библиотека наших алгоритмов гораздо
обширнее, чем у ракеты...»

О да!

Есть естественные, вышеестественные (духовные) и нижеестественные (извращённые) потребности.

Нижеестественное – болезнь.


Человеческое достоинство (вместе с совестью) требует разумного целеполагания: подавления нижеестественных, простого (без роскоши) удовлетворения естественных потребностей и стремления служить высокому.

Как у кого получается, что у кого преобладает, что чем подавляется – вопрос другой...

Гармония – у Бога, там и лечение.

Не грешить – Божие. Хотеть не грешить – человеческое (с). Это исключительно и свободно наше: выбор...Корень болезни именно в пристрастии к неверному целеполаганию, любви к своему «Не хочу» или «Хочу и буду!» (с).
Вот где кумиры, идолы и прочее небогоугодное свинство.

Естественно – есть (кушать)), чтобы жить, противоестественно – жить, чтобы есть, и тп. (не помню кем сказано).
Естественные потребности – базис, земля. Прописаны в конституции. Вышеестественные – небо, удовлетворяются только посредством духовной жизни, участия Бога.

Извращение (страсти в церковном словаре – страдания, болезни) естественных потребностей делает человека подобным животному или насекомому.

Извращение вышеестественных потребностей отсылает к чёртовой бабушке.

Всё живое имеет потребность в любви.
Неживое – носит следы наших потребностей, низких или высоких.

И наконец:

«...Остается вопрос: Создатель однажды заложил в живые организмы некоторые основополагающие принципиальные качества, которые далее работают уже сами, без его участия? Второй вариант: Создатель постоянно держит под своим контролем целеполагание всех живых существ в реальном времени. Второе кажется неоптимальным решением. Кроме того, может потребовать огромных скоростей для передачи информации от Создателя к каждой особи в реальном времени. 
Так можно договориться до того, что конечная скорость света - это то, что мы имеем, а сам Создатель может иметь и пользоваться другими, более высокими скоростями передачи информации. И если они объективно существуют в природе, а мы их не имеем и ими не пользуемся, то у нас всё впереди. В общем, всё получается сильно взаимосвязано и каждый вопрос или гипотеза приводит к новым вопросам».

Создателю не требуется высокотехнологичный космический корабль для путешествия на Марс...
«Иже везде сый и вся исполняяй» (из молитвы «Царю Небесный») – Тот, который присутствует везде и наполняет Собой всё.
Для Него это «не кажется неоптимальным решением». Это уровень Творца всего этого мира, Вселенной. Одновременно быть во всякой точке этой Вселенной просто для Него.
И в наших с тобой сердцах.

6 января 2021 г.,
Сочельник