Котёнок

Александр Лысюк
В один из тёплых осенних дней, какие ласкают нас напоследок своими солнечными лучами особенно приветливо, перед тем как передать эстафетную палочку затяжным октябрьским дождям и сырой промозглой непогоде, Иван Кузьмич неспешно прогуливался по парку. Разглядывая пёстрые верхушки деревьев, он восторженно любовался разноцветьем красок, которые от попадания на них косых лучей заходящего солнца выглядели особенно ярко и впечатляюще красиво.

Вечер стремительно вступал в свои права. Заметив это, Иван Кузьмич взял курс по направлению к выходу из парка. Он свернул на центральную аллею, но не прошёл и десяти шагов, как услышал шорох листьев и следом за ним едва слышное чихание, доносившиеся из-под куста, который он только что миновал. Оглянувшись на звук, он заметил маленький чёрный комочек, ёжившийся от холода и голода. Это был котёнок недели две или три от роду.

– Как ты здесь оказался, малыш, и где твоя мама? – удивлённо спросил Иван Кузьмич. – Да ты, видать, совсем ослаб от голода! Что же мне с тобой делать?

– Кис, кис, кис, – позвал он, но котёнок не отреагировал.

Увидев, что этому крошечному созданию срочно требуется помощь, Иван Кузьмич решил не терять времени и энергично направился дальше, памятуя о том, что неподалёку от парка есть большой магазин. Навстречу ему шла девушка, которая прямо на ходу ела что-то, похожее на шаверму. Она только что миновала двух спешившихся велосипедистов, которые стояли и что-то горячо обсуждали. Когда она прошла мимо Ивана Кузьмича, тот остановился и, обернувшись, стал смотреть вслед удаляющейся девушке. Один из велосипедистов также проехал мимо него и медленно покатил вслед за ней.

– Извините. Вы кого-то ждёте, или за кем-то наблюдаете? – поравнялся с ним второй велосипедист. Это был юноша с приятной внешностью, на вид которому было четырнадцать или пятнадцать лет.

– Да нет. Просто решил посмотреть, заметит ли та девушка котёнка. Он явно голоден и ему нужна помощь, а у неё есть еда.

– Раз так, почему вы прошли мимо? Сами не помогли и теперь, чтобы вас не мучила совесть, решили посмотреть, вдруг его накормит кто-то другой? А вы знаете, сколько людей равнодушно проходит мимо чужих страданий, успокаивая себя отговорками типа: «У меня совсем нет такой возможности, но обязательно найдётся тот, кто сможет помочь»?! – горячо воскликнул парень.

После этой возмущённой тирады Иван Кузьмич догадался, что юноша, должно быть, уже видел котёнка и, возможно, специально завёл этот разговор в надежде устроить его дальнейшую судьбу. Ничуть не сконфузившись, он ответил:

– Дело в том, что у меня аллергия на шерсть домашних животных, поэтому взять его, даже при всём желании, я никак не смогу. Но я хотел бы его покормить.

– Этим вы всего лишь продлите его страдания. Котёнок обречён на верную гибель, если только для него не подыщется хозяин, который обеспечит ему регулярное питание и крышу над головой. Так может для него будет лучше, если его усыпят?

В этот момент второй велосипедист, такого же приблизительно возраста парень, что и первый, вернулся обратно. «Видимо, ездил посмотреть, как там котёнок», – подумал Иван Кузьмич. А вслух произнёс:

– И кто возьмёт на себя этот грех? Разве нам принадлежит его жизнь, чтобы мы могли распоряжаться ей?

– Да, но тогда его ждёт мучительная смерть от голода, так не лучше ли и не правильней будет избавить его от этого? Ведь и на войне так бывает, что тяжело раненный солдат просит своего товарища прекратить его мучения, – привёл веский аргумент первый юноша.

– Что мы знаем о жизни, чтобы решать, кому жить, а кому умирать? – задал ответный вопрос Иван Кузьмич. – Накормив его сейчас, мы, быть может, дадим ему шанс продержаться до следующего раза, когда его покормит кто-нибудь ещё. А там, глядишь, и хозяин найдётся. И потом, не надо забывать, что не только люди, но и животные приходят на Землю для развития. И тогда страдание в этом смысле, возможно, примет совсем другое очертание и не покажется таким уж страшным. Не зря ведь индусы отмечают его особенную роль, полагая, что, проходя сквозь череду страданий, душа совершенствуется. Мы живём в мире, где ничего не происходит случайно. Если что-то происходит не по нашей воле, значит – так надо. Не знаю, как в случае с тяжело раненным солдатом, но обречённому на медленную смерть больному стоило бы задуматься, для чего ему была послана болезнь, а не просить врачебную комиссию о разрешении на проведение эвтаназии в отношении него.

– К чему всё это, если мы живём только один раз? – включился в разговор второй юноша.

– Разве? – ответил более опытный и умудрённый жизнью. – Да неужели сама жизнь в своём великом круговороте не говорит нам об обратном? Впрочем, это серьёзный вопрос, который нельзя решать с наскока. Но если человек всерьёз захочет разобраться в этом важнейшем вопросе, то он непременно осуществит задуманное. Как говорится, «кто ищет, тот найдёт».

– Значит, вы уже нашли, раз говорите так об этом? – спросил второй.

– Думаю, что да. Но на этом поиск не заканчивается. Наоборот, это только начало, – улыбнулся Иван Кузьмич, – начало новой жизни, жизни интересной и наполненной во всех отношениях.

– Скажите, а как быть с бездомными животными? Вот, к примеру, существует мнение, что собак нужно отстреливать, потому что они опасны для окружающих. Вы с этим согласны? – спросил первый юноша.

– Если ради уничтожения, то нет. Но я не исключаю, что случаи, когда другого выхода просто нет, могут иметь место. Например, какая-нибудь страшная эпидемия или угроза чьей-нибудь жизни. По-моему, любое животное изначально – доброе и доверчивое. Если мы говорим о близких к человеку городских или домашних животных, конечно. Но подойдёт, скажем, такая вот доверчивая собака к человеку в надежде чем-нибудь полакомиться, а человек тот окажется недобрым, да и прогонит её или, что ещё хуже, огреет какой-нибудь палкой. Так, со временем, бедное животное станет бояться и избегать людей, и неудивительно, если однажды она кого-нибудь укусит. И виноваты в этом будут люди. Как говорил Экзюпери: «Мы ответственны за тех, кого приручили!»

– Это сказал Лис из «Маленького принца», – уточнил первый.

– Да, – обрадовался Иван Кузьмич, – поэтому бездомных животных не отстреливать и усыплять надо, а искать возможности помочь им.

– Это бесполезная затея – их слишком много, всем не помочь! – возразил второй.

– Есть такая притча: Прогуливаясь по берегу, один человек увидел мальчика, который поднимал с песка морских звёзд и бросал их в море. Звёзд было так много, что берег был буквально усеян ими на много километров. «Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?» – спросил человек, подходя ближе. «Если они останутся на берегу до того времени, когда начнётся отлив, то погибнут», – ответил мальчик, не прекращая своего занятия. «Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!» Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался и сказал: «Нет, мои попытки изменят очень много… для неё», – после чего бросил её в море.

– Да, я читал эту притчу, – произнёс первый к огромному удовлетворению своего собеседника.

– К чему я её рассказал? – продолжил Иван Кузьмич, обращаясь ко второму. – А к тому, чтобы вы поняли, что такая позиция в корне неправильна. Ведь следуя её логике, никому и помогать-то совсем не надо и можно сидеть сложа руки. Так – рождается равнодушие.

– А что же можно сделать? Как помочь? – участливо спросил первый.

– Иногда простое внимание и ласка могут по-настоящему помочь. И не только в отношении животных, но и людей. Если же говорить об этом котёнке, то и ему можно помочь. Кстати, почему бы вам самим не забрать его к себе?

– Я не могу, у меня папа не разрешает, – сказал второй.

– А мы живём в частном доме, и во дворе у нас живёт собака, овчарка по кличке Астор. Он не злой, просто привык выслуживаться. Во дворе он – главный, поэтому никому спуску не даёт. Иногда он задирает домашнюю птицу, один раз даже соседского кота растерзал. А как-то раз поутру мы обнаружили, что ночью он наших кур задрал и, чтобы показать, что этим он хотел послужить своему хозяину, выложил их тушки в ряд друг за дружкой прямо перед крыльцом, – грустно сказал первый.

– Ну, выход всегда найдётся, – попытался приободрить его Иван Кузьмич, – взять, к примеру, приюты для бездомных животных, которые есть в каждом городе. В них, кстати, в основном задействованы ребята вашего возраста, которые в качестве волонтёров делают то, к чему у них лежит душа – помогают нашим братьям меньшим, попавшим в беду. Если есть у вас телефон… как же он называется… а, вспомнил, смартфон, то можно было бы зайти в интернет и посмотреть, нет ли поблизости такого приюта.

– Нет, у меня старый, кнопочный телефон, – сказал первый юноша, а Иван Кузьмич удовлетворённо кивнул:

– Вот и у меня тоже, – а после непродолжительного молчания произнёс: – А ведь вы могли бы при желании стать основателями такого приюта, скажем, в своём районе, а там и другие ребята подключились бы. Своим примером вы послужили бы тому, чтобы это доброе дело нашло своё продолжение и дальнейшее развитие… а теперь прошу меня извинить, мне пора идти, – сказал Иван Кузьмич, увидев, что молодые люди задумались. – Приятно было побеседовать, ребята.

Попрощавшись с молодыми людьми и крепко пожав им на прощание руки, Иван Кузьмич отправился дальше. Он купил в магазине корм для котят и пошёл обратно, но котёнок к моменту его прихода исчез. Тогда он направился в сторону своего дома, перебирая по дороге подробности разговора с ребятами. В ходе дальнейших размышлений он решил, что это они забрали котёнка, а потом у него вдруг мелькнула мысль, что, возможно, именно они его туда и положили, в надежде привлечь к нему внимание и таким образом найти ему хозяина. Вспомнив, как первый юноша бойко взялся его увещевать, он нашёл эту мысль вполне логичной. Ему понравился этот простой открытый парень, читающий книги и пользующийся, в отличие от своих сверстников, не модным многофункциональным смартфоном, а обычным кнопочным телефоном. Иван Кузьмич шёл и думал: «Удивительно, что среди всеобщего упадка культуры и нравов, сужения мышления и измельчения интересов, которые происходят в обществе и, в частности, среди молодёжи, встречаются ещё одиночки, как этот парень, идущие не за толпой, а за своим сердцем. Раз это так, – у людей есть будущее, а значит, есть шанс исправиться». От этих мыслей настроение Ивана Кузьмича улучшилось, на душе его стало светло и легко, а сам он тихонько стал напевать какую-то мелодию. Но потом неожиданно прервался и пылко проговорил, обращаясь к невидимому собеседнику:

– Какая светлая душа! Сохрани её такой же доброй и чистой, парень, чего бы тебе это не стоило!

19.10.2016 г.