Как дышится в Воронеже свободно, без усилий...

Сергей Жигалин 12
КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ ГУСЕВ.

 
Ходим по Лондону мы, по Пекину ли -               
Носим в сердцах чернозёмное, наше…               
Пусть мы в раю, - край, который покинули,               
Всюду для нас и роднее, и краше!               

Пусть же устои столетние рушатся,               
Всё изменяет событий мельканье.               
Верю в нетленность степного содружества               
И в нерушимую связь с земляками!   



"Нерушимая связь с земляками"!

Я в 70-х окончил филфак Воронежского университета, но про Гусева узнал только сейчас. О нём, воронежце (а потом москвиче), а главное - прекрасном поэте нам почему-то не рассказали...

Стихи Гусева… Они не парадные, не блестят позолотой. Глубоки, проникновенны. И полны глубокого смысла.
               
Константин Гусев родился в Воронеже 31 января (по новому стилю) 1916 года. В 1939 году окончил географический факультет ВГУ, был членом редколлегии университетской многотиражки, ещё с 1934 года публиковался в воронежских газетах и твёрдо решил избрать для себя будущее, связанное с прессой.

Он всячески стремился на воинскую службу, но высокая степень близорукости не позволила ему стать в строй, так же, как и в 1937 году, когда пытался ехать воевать в Испанию, восхищаясь этой гордой страной и её свободолюбивыми поэтами Ф.Лоркой и А.Мачадо.

С 1941 года супруги Гусевы жили в Архангельске, где Людмила Ивановна преподавала в школе, а Константин Михайлович работал в редакции газеты «Северный комсомолец», а затем – «Правда Севера».

В мае 1944 года они вернулись в Воронеж. Константин Михайлович стал редактором в книгоиздательстве, а затем перешел в редакцию «Коммуны» ответственным секретарем.

Его всегда и везде неизменно окружала молодёжь. Обладая необычайной добротой, непосредственностью, юмором, он привлекал к себе сердца юных поэтов. В книге Виктора Силина «Летописцы из «Коммуны» (2007г.) приводится высказывание нашего замечательного поэта Олега Шевченко: «Константин Михайлович всегда был окружен молодыми стихотворцами, с которыми нянчился, как заботливая старая нянька».


В «Коммуне» и журнале «Кольцовский сквер» мы читали записки Аркадия Григорьевича Пресмана о Гусеве. «Я тоже средь вас» - так назывались они. Гусев никогда не стремился к известности, личной славе. Подумайте: почти тридцать лет работать в «Правде», быть редактором отдела – и не выпустить ни одного сборника своих стихов, не воспользоваться такой возможностью!

Прожил Константин Михайлович всего 64 года. В 1980 году его не стало.

А в 1981 году в городе Бразилиа Всемирный Конгресс эсперантистов почтил память Гусева, назвав его именем зал заседаний. Он был известным эсперантистом. Им напечатало более 600 стихотворений на этом языке. В 1961 году издан учебник И.В.Сергеева «Основы эсперанто», а в нём – переведенные на эсперанто нашим земля-ком стихи Долматовского и Евтушенко. В 1994 году появился второй «Учебник языка эсперанто» - З.В.Семенова и М.И.Исаева, в нем – переводы стихов Лермонтова, сделанные Гусевым.

Он, как и Максим Горький, считал эсперанто языком будущего, когда народы всей земли станут дружны, едины. А пока переводил произведения поэтов Испании, Чили и Кубы, Казахстана и Киргизии, Литвы. Об этом он писал так: «Мне выпало счастье по заданию «Правды» готовить поэтические переводы крупнейших поэтов разных стран».


Всем сердцем поэт любил свой край, о чём прямо заявляет в предисловии к своей самой лучшей книге «Город дружбы»: «Воронеж - моя единственная малая родина. Я вижу его будущее светлым и мирным»


Ты помнишь: в сентябре прозрачен воздух,            
Просеянный сквозь сито паутины.            
И даль ясна , и дарят ясность мозгу               
Родного неба синие глубины…            

Вся жизнь чиста - от солнца до колодца,            
От облака - до выбеленной хаты.            
И только золотистой пылью солнца            
Дрожит простор полей, недавно сжатых.

 
Это осень средней полосы России. Такой нет ни на Дальнем Востоке, ни в Молдавии, ни в степях  Казахстана. С паутинкой, с томительной, очищающей душу синью, с жёлтыми торжественными свечами берёз. Кому же принадлежат эти слова? Ведь о ней, нашей осени, мог написать так только человек, родившийся на этой земле, выросший на ней! Кто он?
 
Стихотворение о родном Воронеже, который подарил ему любовь и счастье, который наполнял его сердце гордостью, за то, что « здесь родился, жил и рос», как сказал сам поэт:               


Он русской Родиной твоей               
Для ратных подвигов основан.               
Глядятся в степь кресты церквей               
И стены вала крепостного.               

На правом берегу крутом               
Донского древнего притока               
Мой город стал Руси щитом               
Пред кочевой ордой востока.
 

Так о нашем городе мог сказать только он, Константин Михайлович Гусев. Нужно было родиться на этой земле, взрасти на ней, обрести доброту и мужество, чтобы соответствовать этой земле и в дни тишины, и в дни грозовые. К.М. Гусев - сын воронежской земли. Где бы он ни жил, где бы он ни работал, куда бы ни забрасывала его судьба, он всегда оставался воронежцем. Именно нашему родному городу посвящены лучшие произведения поэта.


Как дышится в Воронеже      
Свободно, без усилий,      
Всей лёгкостью снежинок,      
Всей негой лепестков…

Ведь все мои мечты - у вас в родной степи,
И я надеюсь повидаться с вами,
Чтоб, позабыв про все дела, статьи, стихи,
О жизни говорить обычными словами.

Как надоевший штамп оставит нас печать,
Уступит красоте невысказанной, редкой,
И будет нас вечерний сад венчать
Улыбкою сестры и яблоневой веткой.
 

Всем сердцем поэт любил свой край, о чём прямо заявляет в предисловии к своей самой лучшей книге «Город дружбы»: «Воронеж - моя единственная малая родина. Я вижу его будущее светлым и мирным»


Источники. Интернет, бунинцы.рф›Teachers/Gafarova/Ou1.pdf, Галина Коротких, г.Воронеж, «Коммуна», № 126 (25557),31.08.10г.