Везувий зев открыл...

Зарина Морская
Художник не видел, как гибла Помпея,
Но картина той ночи его одолела,
Он видел, как сыпались искры вулкана,
как огненно лава металась у храма,
и как оседали колонны и крыша,
погребая людей под собою две тыщи,
а по улицам вал катился огня,
поглощая и мать, и крошку-дитя…

Пришёл  час расплаты за неправедну жизнь,
Дрожащей рукою художник взял кисть,
Под широким размахом вспыхнул лавы поток,
Пересохло во рту – воды бы глоток!
А люди кричали в сознаньи его,
И лавы поток кружил вкруг него…
Он пред мольбертом головою поник…
Он задыхался, вживаясь в тот миг

Вот та картина! Она перед Вами!
«Шагните» в неё, почувствуйте пламя –
Не обожгитесь, она горяча,
В ней горела однажды живописца душа…




               
                Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
                Широко развилось, как боевое знамя.
                Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
                Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
                Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
                Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

                Пушкин А.С.

                Искусства мирные трофеи
                Ты внес в отеческую сень.
                И был «Последний день Помпеи»,
                Для русской кисти первый день...

                Боратынский Евгений.


            Карл Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник.

            Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину». Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.

            В левой части картины - здание гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами. 

            Ближе к зрителю, на первом плане - женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен.

            В правой части картины  на первом плане — два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее. Этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Впоследствии он писал Тациту: «Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

            Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год. Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор.В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

            Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

            11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», — пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

            Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.


             На снимке - картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи"