Реферат758

Гарри Раввинсон
Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


Реферат
«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ»




Новосибирск, 2020

Содержание
Введение 3
1 Спорт в современном обществе 4
2 Влияние физкультуры на развитие личности 8
Заключение 14
Список литературы 15

;
Введение
Давно известен факт: физическое здоровье является связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложные аналитические задачи необходимо иметь способность преодолевать эмоциональные и физические перегрузки. Физическая культура имеет все средства для воспитания у студентов таких способностей, а значит, есть необходимость обратить на эту дисциплину должное внимание.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматривают как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.;
1 Спорт в современном обществе
Актуальность проблемы формирования личности юного спортсмена объясняется, прежде всего, той ролью спорта, которую он приобрел в современном обществе. Современный спорт явление уникальное и многоплановое. Взаимосвязь спорта с социальной деятельностью можно обнаружить повсюду: в области политики, экономики, науки, воспитания и образования.
Спортом занимаются различные группы населения, но особенно он популярен среди молодежи, при этом личность спортсмена высокого выступает в качестве идеала для значительной части молодых людей, поэтому обществу далеко не безразлично какие ценности несет спорт в лице этой личности.
В связи с этим решение проблемы формирования гармоничной личности спортсмена выходит далеко за рамки частного вопроса и требует широкого социально-психологического исследования.
Теоретический анализ работ, посвященных изучению спортивной деятельности, показал, что уже с 70-80 годов социологи и психологи пытаются преодолеть односторонний подход к оценке социальной значимости физической культуры и спорта, только как к средству физического воспитания человека, укрепления и восстановления его здоровья.
Спорт стал рассматриваться как часть культуры, относительно самостоятельный феномен, отражающий особенности конкретно-исторической среды, в которой он формируется.
В связи с этим, в центре внимания ученых оказались вопросы, связанные с изучением тех ценностей, которые культивируются в области спорта, сопоставления их с другими социальными ценностями. Появились исследования по изучению специфики спортивной деятельности и ее влияния на процесс становления личности спортсмена.
Отмечая социальную природу спорта, ряд авторов в качестве основной отличительной черты спорта выделяют его соревновательность. "Спорт утратил бы свой смысл, если не было бы соревнований, в которых наиболее концентрированно проявляется социальная сущность спорта. Через соревнования спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями". "Спорт представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические личностные отношения и установку в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом".
Признавая соревнование, как основную и характерную черту спортивной деятельности, ученые рассматривают достижение максимального спортивного результата, рекорда в качестве предмета спортивной деятельности.
Н.И. Визитей считает, что "предметом спортивной деятельности является максимально возможный для конкретного индивидуума результат... постоянная "нацеленность" на высокий результат, установка на активное преодоление соперника, высокий престиж спортивной победы, необходимость бороться и побеждать в соревнованиях международного ранга". Подчеркивает чрезвычайную значимость рекорда в спорте и В.М.Выдрин: "Спорт представляет собой одну из тех областей деятельности, в которой ее сущностные силы, во всем их многообразии связей, раскрываются на предельных и субпредельных уровнях. Установление рекорда, скажем, и есть конкретное и вместе с тем интегративное проявление сущностных сил не только одного человека, но и коллектива, а в известном смысле общества и даже человечества. Чемпион или рекордсмен как бы "персонифицируют" в себе общество, поскольку рекорд есть плод объединенного творчества многих людей и интеграции этого творчества в действиях личности".
В то же время, с точки зрения другой группы ученых, спорт изначально выполнял в обществе воспитательную функцию, а не соревновательную. Особенно ярко цель спорта, по их мнению, была выражена в идеалах олимпийского движения-достижение гармонизации развития личности.
Неслучайно в Древней Греции на первых Олимпийских играх в Афинах, наряду со спортивными соревнованиями проводились конкурсы поэтов, ораторов и другие культурные зрелища. Возрождение Олимпийского движения в конце 19 века было вызвано также идеями мира, гуманизации, гармонизации развития личности.
Согласно взглядам ученых, основная роль спорта заключается в формировании эстетических и духовных ценностей. Социальная сущность спортивной деятельности включает в себя две доминирующие тенденции: с одной стороны - соревновательность, достижение максимального спортивного результата, с другой - содействие гармоничному развитию личности.
Если соревновательная сущность спорта связана с его спецификой (оценка успехов спортсмена делается на основе определенного результата, достигнутого в процессе участия в соревнованиях), то для выяснения воспитательной роли спорта требуется дополнительный анализ.
Существует достаточно большое количество работ по проблеме социализации личности в процессе занятий спортом. Ученые пришли к выводу, что "социализация и интеграция личности в спорте является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности". Было доказано, что спортивная деятельность оказывает глубокое и многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его физически и духовно. В то же время в ряде работ утверждалось, что наряду с положительным влиянием спорта на интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности, спорт может оказывать негативное действие на становление личности.
Существует еще одна точка зрения среди ученых, не согласных с тем, что спорт как таковой "имманентно" несет в себе тенденцию отрицательного воздействия на личность спортсмена. Они связывают развитие отрицательных качеств у спортсменов с различными социальными факторами и прежде всего с отсутствием воспитательной работы со спортсменами.
Все вышеизложенное позволяет считать, что среди ученых и публицистов существуют различные взгляды на то, какова роль спорта в воздействии на личность спортсмена.
Одни авторы говорят о положительном влиянии спорта на личность, другие отмечают неоднозначность этого влияния, третьи считают, что спорт, в отличие от других видов деятельности, может оказывать только отрицательное воздействие.
Причины негативного влияния спорта на личность одни авторы видят в специфике спортивной деятельности, другие - в противоречиях общественного строя, ведущей идеологии в обществе, третьи - в слабой воспитательной работе.
Представляется, что недостаток научных данных по проблеме влияния спорта на личность спортсмена, может приводить к заблуждениям и к необоснованным выводам как со стороны ученых, так и спортивных публицистов. Одним из таких выводов является утверждение о том, что спортивная деятельность не может оказывать гармонизирующее влияние на личность спортсмена.
Для подтверждения или отрицания этого вывода необходим анализ общечеловеческих ценностей, культивируемых в спорте, так как именно в процессе принятия или не принятия этих ценностей и происходит формирование личности. ;
2 Влияние физкультуры на развитие личности
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями. А утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических.
Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.
Признавая важную роль спорта в гуманизации социальных отношений на протяжении своего существования, ученые разных стран пытаются прежде всего дать оценку спорта в современном мире и прогнозируют пути его дальнейшего развития. Нельзя не отметить, что и по этим вопросам среди ученых нет единой точки зрения. Одни авторы утверждают, что спорт в современном мире служит гуманистическим ценностям, другие указывают на нарастание дегуманистических тенденций в спорте, особенно в спорте высших достижений.
Сторонники признания положительной роли спорта в современном обществе считают, что спорт оказывает существенное позитивное воздействие не только на физическое развитие человека, но и на его духовный - мир - мир эмоций, эстетических вкусов и мировоззренческих представлений. Спорт дает каждому человеку огромные возможности для самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.
3 Воспитание уверенности. Как спорт помогает оценивать себя
В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть, кто. Этому способствует, во-первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 - взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое - что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.
В любой заданный отрезок времени спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что получалось полгода назад и что теперь, то материал для оценки становится более действенным - определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий. Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и энергии он затратил на весь подъём и сколько - на переход от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть путь к более высокой ступени, о которой мечтает.
Спортивная деятельность позволяет, таким образом, ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется в виду развитие у личности уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.
Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний - то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней.
Ещё в прошлом веке американский психолог Джеймс предложил формулу:
Самоуважение = успех/притязания личности
Из этой простой формулы видно, что самооценка (пусть Джемс называет её самоуважением) тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими - то критериями, сколько соответствием достигнутого запланированного, реального результата - заранее намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой.
Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.
Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Конечно, система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных - полярных - самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.
Если человек оценивает себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении к труду. У человека с низкой самооценкой скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.
Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.
Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.
Наверно, правильное поведение и способы общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое главное, как самоцель. И пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё - таки рекорд - не для рекорда, победа - не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы - средство, не цель.
;
Заключение
Физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.
Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает. Рождённый нашим бурным временем, современный спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его неоднозначных проявлений и проблем.;
Список литературы
 1. Резепов И.Ш. Психология и педагогика: учебное пособие/ И.Ш. Резепов - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 105с
2. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 125 с.
3. Кравченко, В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. - М.: Риор, 2014. - 128 с.
4. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2008. - 230 с.