ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ!
В ОРИГИНАЛЬНОМ НАПИСАНИИ текст этого стихотворения выложен на ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ автора по адресу:
http://www.matveev-dobronos.ru/stih_razmery.html
----------------------------------
...Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А. С. Пушкин
ПРОЛОГ*
В средней школе как-то раз
Вместо физкультуры
Ждал ребят, пришедших в класс,
Час литературы.
Объяснялись им стихов
Разные размеры —
Педагог без лишних слов
Приводил примеры...
I
Первым всем представился Хорей —
Говорил он прямо, без затей,
Но его «словесное лото»
Всё равно понять не смог никто.
II
Затем предстал пред всеми Ямб —
Сиял, как сто зажжённых ламп,
Но делу постиженья Ямба
Пришла довольно скоро амба.
III
Третьим обнаружился Пеон —
Был красноречив, как Цицерон,
Только ни единый ученик
Сути его так и не постиг.
IV
А потом им Анапест явился —
Право, лучше бы он заблудился:
Ведь понявших трёхсложную сущность его
Среди здешних ребят не нашлось никого.
V
А следом, как ветер, влетел Амфибрахий
(Как будто бы здесь вдруг извергнулся Ахий**)
И стал, как подводный вулкан, клокотать —
Никто его речь не сумел разобрать.
VI
Вот, наконец, к детям ринулся Дактиль
(Словно бы в класс вдруг влетел птеродактиль),
Но не могли, как ни бились, они
Дактиль узнать среди прочей «родни».
VII
А тем временем за дверями ждал,
Думы думывал Пятисложник-Змей:
Всё прикидывал да в уме слагал,
Как предстать ему пред ордою сей.
И объял умом, что резона нет
Пред убогими извиватися:
Не поймут они, в чём его «секрет»,
Так что неча здесь и старатися.
ЭПИЛОГ
И вот закончился урок —
Никто ничто вместить не смог.
А педагог с седой главой,
Вздохнув, побрёл к себе домой.
P. s.
Побрёл же он туда, где мог в уединеньи
О днях своей весны былой воспоминать;
Воспоминать о том, как часто в упоеньи
Нектар волшебных строф он счастлив был вкушать;
Как ввечеру́ иль днём блаженства в предвкушеньи
Стихов заветный том он рад был раскрывать,
Уйти чтоб с головой в интриги и забавы
Южанки коренной — прелестницы Октавы.***
29.12.2020, 10.01.2021, 20.02.2021
© Андрей Матвеев-Добронос
*В этом стихотворении каждая строфа (кроме Пролога и Эпилога) написана тем размером, о котором в ней говорится!
Таким образом, это стихотворение можно использовать в качестве сподручного средства для быстрого запоминания (определения) основных стихотворных размеров!
**Ахий — подводный вулкан в Тихом океане.
***Октава — восьмистишная строфа итальянского происхождения (отсюда и «южанки коренной») с расположением рифм по системе: ab ab ab cc. Стихотворный размер октавы — обычно пятистопный или шестистопный ямб.