Сады и куклы Санкт-Петербурга глава I

Ольга Васильевна Колесникова
начало http://stihi.ru/2020/12/28/8100
Глава 1.  «Летний сад»

Историческая справка «Летний сад»
Один из символов Санкт-Петербурга – Летний сад
был основан императором Петром I в 1704 году.
Работы по устройству Летнего сада были поручены
архитектору Ивану Угрюмову, который получил
в свое распоряжение болотистую территорию и
успел за 4 года создать твердую почву,
пригодную для строительства, соорудить
первые фонтаны, организовать гавань, которая
обеспечивала доступ к саду небольших судов с
Невы. С 1710 года началась активная застройка
территории архитектурными объектами.
В период с 1710 по 1716 год к ландшафту сада
добавились Лебяжий и Поперечный каналы.
Строится каменный Летний дворец.
Для оформления аллей сада из Италии была
привезена коллекция скульптурных композиций.
С 1725 по 1750 годы архитектурный парковый
ансамбль дополняют блистательные постройки
архитектора Бартоломео Растрелли.
При императрице Елизавете Петровне Летний
сад был открыт для широкой публики.
К 1784 году заканчивается изготовление
знаменитой ограды – решётки Летнего сада.

1.1 Летний сад
(О. В. Колесникова)

Аллеи тюльпанны, картинны,
из жестов и слов паутины,
а взгляды то томны, то тинны,
магичны, обманны, срединны.

Всё розовость здесь и зелёность,
тениста аллейная чёрность,
безмерна в саду упоённость,
невинность и неразрешённость.

Ночная волшебность и белость,
чарующа близость, несмелость,
подробная лета незрелость,
о, заданность и неумелость.

Трактатны фигур силуэты,
ритмичны их форм многоцветы,
прелестны столистные светы
и трели, что птахами спеты.

Неспешно идём по аллеям,
всю новь ощущений лелеем,
возможно, расставшись с музеем,
откроем из снов галерею.

Вместив из фантазий полотна
в прозрачно-небесные окна,
под купол внесём мы полёт на
кометах зовущих, залётных.

Несбывное, тая, сверкает,
реалии вмиг затмевает,
и что-то тот, кто уповает,
находит и не забывает.

В аллеи, в аллеи, на круги
спешите, друзья и подруги,
иззябнув от каменной скуки,
согреем уставшие руки.

1.2 Сильфида
(О. В. Колесникова)

Сильфида – сон, пьянящий бред.
Сильфида – есть, и тут же нет.

Сильфида – явь, от яви тень.
Сильфида – бог, сошедший в день.

Сильфида – свет, последний блеск.
Сильфида – след, летящий в весь.

Сильфида – облако, туман.
Сильфида – сладость и обман.

Сильфида – нежность и полёт.
Сильфида – рай, что в ней живёт.

Сильфида – белых два крыла
Любви безмерной отдала.

И ускользнула в зеркала,
Туда, откуда к нам пришла.

1.3  Экспромт – каденция
(О. В. Колесникова)

Белые ночи и Блок –
Вот наваждений исток.
Белые ночи – мечта:
Мимо мелькнёт маята.

Белые ночи – туман,
Нет затянувшихся ран.
Белые ночи – психоз,
Море, бурлящее роз.

Белые ночи – сумбур:
Бой не курантов – фигур.
Белые ночи – пролёт,
Конно-концертный поход.

Белые ночи – рояль,
Волны, мелодия, даль.
Белые ночи – мосты,
Грани гранитов пусты.

Белые ночи – вода,
Скроет былые года.
Белые ночи – цветы,
Вновь повстречался не ты.

Белые ночи – Земля,
Где-то присутствую я.
Белые ночи – звезда,
Я не ушла в никуда.

Белые ночи – дворцы,
Полные тайн и пыльцы.
Белые ночи – фрегат,
Шведский мобильный отряд.

Белые ночи – толпа,
Сцена напротив столпа.
Белые ночи столбит,
Новый патрон – неофит.

Белые ночи – колонны,
Ростры, настил, перезвоны.
Белые ночи – экраны,
Крылья мостов филигранны.

Белые ночи – фактура:
Города, стиля, гламура.
Белые ночи – как бренды,
Мани, о, мани – вы тренды.

Белые ночи сияют,
Нежно ничтожных смывают.
Белые ночи жестоки:
К тем, кто в болоте, в потоке.

Белые ночи отменны,
Дарят – тур, дом, перемены.
Белые ночи – вращенье:
Света, шутих представленье.

Белые ночи ликуют:
Гонят, терзают, тоскуют.
Белые ночи без солнца,
Дарят бессонные донца.

Белые ночи – вы лето,
Мчатся лодчонки к рассвету.
Белые ночи чаруют,
Сотни адептов бликуют.

Белые ночи коронны:
Мир освещают айфоны.
Белые ночи конечны:
Страстны, коварны, беспечны.

Белые ночи беззвёздны:
Ярки, немыслимы, слёзны.
Белые ночи хрустальны:
Звучны, нервны, музыкальны.

1.4  Портрет
(О. В. Колесникова)

Вот он – мой неожиданный портрет.
Я этого ждала и этого боялась,
Стремясь к тому в безудержной весне,
По осени литой в туманах укрывалась.

Он линиями дразнит и манит,
И увлекает в плоское раздолье.
Пока он мой единственный двойник,
И я ещё могу сбежать на волю.

И не смотреть на лёгкие мазки,
Не столбенеть от камерного сходства.
Какие держат здесь меня тиски,
Как быть просторной раме удаётся?

Зачем на светло-сером я бледна,
И почему серебряное платье…
Невеста там я, или я жена,
Что предстоит о будущем узнать мне?

Бездонность глаз и не улыбка губ,
И непорывность позы, и истома…
Я не сознаюсь, кто теперь мне люб,
С каким безумьем я опять знакома.

Что я для вас – художник и поэт…
И стоит ли вот так соприкасаться?
Теперь я не узнаю – сколько лет
В овальном мире мигом мне казаться.

1.5  Адажио белой ночи
(О. В. Колесникова)

Цветы белой ночи
раскрывались и благоухали.
Нежные руки
озаряли изящные скрипки.

Сияние глаз
источало энергию света.
Струи волос
растворялись в безбрежии сцены.

Золото зала
в себе отражало восторги.
Души взлетали
от ощущенья нирваны…

По мановенью смычка
и слиянья ансамбля.
Пусть быстротечно
и кратко любви озаренье.

Снова и снова
в адажио всё повторится…
Снова тончайшие струны
нас заключают в объятья.

Как мимолётна ритмичность
в гармонии счастья.
Звучит клавесин,
и, откланявшись, эльфы уходят.

1.6  Загадка
(О. В. Колесникова)
Владимиру Нейману

Какая музыка звучала,
какие пьесы подарил.
Я много дел при них свершала,
и ты, как дух, над всем парил.

О, мир гармонии прекрасный,
о, сладкозвучный чудный бред.
Я двадцать лет с тех пор гадаю:
забыл меня ты или нет?

Когда записывал кассету
без уточнения имён…
Я приняла легенду эту,
а дальше было всё как сон.

Восторг – друзья в квартире нашей,
вновь этой музыки поток.
Он упоителен, опасен,
уходит в небо потолок.

И льётся под него беседа,
острим, по лезвию скользя…
Опять свершается победа –
всё ощущать, чего нельзя.

Звенит хрусталь под тексты тостов,
да, гитариста звать Антак.
Невидим он, не расшифрован,
как ты – не этак и не так.

1.7  Гаммы
(О. В. Колесникова)

Я разыграю жизни гаммы,
я замотаю чёрный шарф.
Мне надо выглядеть упрямой,
и чтобы это был не шарж.

Вы, как всегда, само притворство,
набор манер, но как стройны.
И я прощаю вам позёрство,
вы есть создатель тишины.

Блокируете лязг трамваев
и шорох современных шин.
Я удивляюсь понимая,
что вы средь города один.

Вам не бывает слишком много
каналов, фонарей и стен…
Я удаляюсь недотрогой,
а завтра, завтра снова плен.

Среди созданий бестелесных,
мелькающих в глубинах вод,
Я – то русалка, то принцесса,
как жаль, что здесь полгода лёд.

Такие белые пространства,
такие разные миры…
Остановись наш миг, останься,
но жёстки правила игры.

Фантомы вновь следят за нами,
не нравится наш дикий ритм.
Они нас сделают камнями,
мы не сдаёмся, мы горим!

1.8  Круг странствий
(О. В. Колесникова)

Круг странствий замкнулся Фонтанкой,
мосты, бесконечность гранита,
я помню себя чужестранкой
средь города, окон и быта.

Точны очертания улиц,
парадны домов перспективы,
ворота под аркой замкнулись,
дороги мечты прихотливы.

Но есть в отдаленье колонны,
ступени, почти пьедесталы, –
возможности жизни огромны,
а сил, да и времени мало.

Восприняты образы-тени,
проиграны сферы материй,
мы, кажется, вышли за теми,
кто жизнь сотворил из мистерий.

Круг странствий всегда не обыден,
Фонтанки маршрут беспрестанный,
созданья свои не обидим –
свобода и счастье спонтанны!

1.9  Сонет первый
(В. В. Таиров)

Приморский обдувает ветерок,
Дрожит венок лирических сонетов,
А я сижу, гадаю по приметам,
Зачем плету красивейший венок?

Венок цветов, рассчитанный на цвет
Твоих волос, слепяще белокурых,
Как снег на фоне туч, густых и хмурых –
Венок – в кольцо свернувшийся букет,

В котором гроздья листьев нараспашку –
Кольцо, в котором нет колючих роз,
Но, чтоб решать гаданием вопрос, –
Среди фиалок и гвоздик – ромашки.

Вплету волшебный яркий аленький цветок –
Такого сказочник не выполнить не мог.

1.10  Сонет второй
(В. В. Таиров)

Что сказочник не выполнить не мог,
То, между строк, мы говорим друг другу
И знаем Ключ к Святому Петербургу:
Он – Город наш, Судьба, и Друг, и Бог!

И ты опять смеёшься, говоришь,
Что город полон и легенд и мифов,
Всё мощно в нём, и пусть не всё так тихо,
Но он красив – для нас он – Наш Париж…

Поэты обойдутся без венка:
Венок – награда, финиш, фетиш, символ.
Ты без него загадочно красива,
Когда в моей руке твоя рука.

И ярок алый, словно заменяющий букет,
Цветок: он ждёт от волшебства любви ответ.

продолжение http://stihi.ru/2020/12/28/8137