Лечебная письменность

Вера Козарь 1
Гумага гумка резинка

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: Настоящая древнерусская бумага была из каучука

Это относится к тому периоду, когда Древняя Доамериканская Русь была ещё цела.

В то время русские носили трусы и держала те трусы резинка.
С тех времён сохранился древний диалог, передаваемый только в устной форме и понятно почему:

«-Я трусы щас потеряю
-У тебя же там резинка была
-Я же говорю – потерял.
-Ищи лучше…
-Вот она, вот она – на х…ю  намотана!»

Вот почему слова трусы трус утруска этруски – одного корня,
А слова рус русский Русь русица русак – другого корня

Корень  трус – это воспоминание о тех временах, когда наши предки в той американской жаре ходили в одних трусах и резинку называли гумкой, а бумагу из сока дерева, дающего гумку – гумага.

А РУСИЦА И РУНИЦА – ВООБЩЕ ДРУГОЙ РАЗГОВОР.


ГУМАГА, гумажный и пр. тамб., пермяц., сиб. бумага, бумажный.
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

Так что тамбовцы, пермяки и сибиряки – это потомки тех переселенцев из Америки.
Причём тамбовцы и пермяки прибыли к нам гораздо раньше, чем сибиряки.
Хотя те и другие по привычке и называют бумагу гумагой, но лишь одни сибиряки помнят гумку и жуют как жвачку смолу сосны и называют её серой.

Потому что жевательный рефлекс им привили индийцы, которых, как и негров  завозили в Америку французы  другим путём через  Китайское море

Всему виной индийское растение БЕТЕЛЬ

«Индийская жвачка «пан»
Сен 19, 2016 Юля Индия 0

В Индии местное население жует свою особенную жвачку, которая называется «пан». Использует ее практически все население, в том числе женщины и мужчины, невзирая на то, что местные врачи бьют тревогу и всячески пытаются прервать традицию жевать «пан» после еды.

Еще не так давно завернутые листочки лечебной травы бетеля считались очень полезными. Они дезинфицировали и очищали полость рта после еды, но индусы пошли дальше и начали экспериментировать с травами. Чего только не добавляют сегодня в жвачку пан-масала.

indijskaya-zhvachka-pan

Начинка для пана может быть самой разной: местные очень хорошо знают, какую жвачку хотят, поэтому сами указывают продавцу, что и в каком количестве нужно туда класть. Женщинам, как правило, предлагают более сладкие начинки, тогда как в мужском пане много табака против которого так протестуют врачи. Постоянное нажевывание табака является основной причиной рака гортани!»
http://weirdasia.ru/indijskaya-zhvachka-pan/


Индийцев  британцы как раз и называли жвачными животными  за их привычку жевать  листья бетеля. А потом насильным путём навязали им в святыни корову, ибо со своей привычкой постоянно жевать  казались им «детьми коров». И только  те англо-американцы, которые покинули «старый свет» и обосновали свет новый», которые в детстве жили в Индии, приняли  их способ очищать зубы жвачкой из гумки и основали даже компанию Бубль Гум. Правда истинную причину такого названия скрыли. Но это уже другая история.

Те же индийцы, которые акклиматизировались в Америке и стали называться индейцами по своей древней  привычке  жевать перешли от жевания листьев бетеля в жеванию листьев табака, потому что утеряли смысл – зачем жуют? И старая привычка к гигиене полости  рта в течении  24 часов в сутки переросла во вредную привычку.

Чтобы понять причину жевательного рефлекса у индийских народов, придётся сделать некоторое отступление, хотя к истории производства бумаги на нашей планете это не имеет никакого отношения.

«Жевательный рефлекс
 «АиФ. Здоровье» № 28 11/07/2002
11.07.2002 00:00 483

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ
Тайны голливудской улыбки (часть 1)
ТЯНУЧЕСТЬ и способность служить неделями жвачке придает жевательная основа (гум база в переводе с английского), главный компонент которой - сок дерева саподиллы или смола некоторых хвойных деревьев, специально обработанная для придания мягкости. Чтобы жевать стало вкусно, к основе добавляют ментол или экстракт мяты перечной, глюкозу (худший вариант - способствует кариесу) или подсластители (сорбит, ксилитол). Чтобы жвачка могла какое-то время не портиться, в состав включают консерванты.

Зачем жевать?
Снятие мышечного напряжения и стресса. Американцы постоянно жуют жвачку не потому, что глупые, как нам хотелось бы думать, а потому, что однажды некий  американский профессор по имени Холлингворт выпустил работу, в которой доказал, что постоянное жевание очень способствует избавлению от мышечного напряжения и стресса. С тех пор жвачка входит в паек солдат американской армии.

Чистка зубов.
Об этом реклама напоминает с утра до ночи, и некоторые пришли к выводу, что зубная щетка в ванной недоступна, если кушаешь на кухне, поэтому ее всегда можно успешно заменить жвачкой. За лень расплачиваются в кабинете стоматолога, потому что жвачка действительно чистит зубы за счет обильного слюноотделения, сопровождающего процесс жевания, однако очищается только жевательная поверхность зубов…


Жевали еще в Древней Греции
Первые жвачки не продавались в аккуратных упаковочках, зато были абсолютно натуральными: в дело шла смола хвойных деревьев, всевозможные сладкие листья и травы. Древние гречанки освежали дыхание, используя кору мастики. Новую жизнь в Европе жвачка обрела, когда первые колонисты вернулись из Америки, где индейцы тренировали десны и жевательные мышцы с помощью клубка шерсти на меду. В начале XIX века на производстве жвачки стали зарабатывать - в США, разумеется. Дельцы продавали там подслащенный парафин. Потом в ход пошла еловая смола. Чтобы ее разжевать, приходилось долго греть ее во рту. Прорыв, результатами которого мы пользуемся и по сей день, произошел, когда для производства жвачки стали использовать сок дерева саподиллы.

Смотрите также:
Секреты улыбки от инков ;
Зубы - как сахар? ;
Зубастые мифы ;
https://aif.ru/archive/1669070

Что мы видим из этого текста? Что все сибиряки родом из Догреческой Руси. Их выдала сера – сваренная специальным способом смола сосны. То есть хвойного дерева:

«Жевали еще в Древней Греции
Первые жвачки не продавались в аккуратных упаковочках, зато были абсолютно натуральными: в дело шла СМОЛА ХВОЙНЫХ ДЕРЕВЬЕВ, всевозможные сладкие листья и травы. Древние гречанки освежали дыхание, используя кору мастики... Прорыв, результатами которого мы пользуемся и по сей день, произошел, когда для производства жвачки стали использовать сок дерева САПОДИЛЛА».

Саподилла — вечнозелёное медленнорастущее дерево с пирамидальной кроной, 18—30 м высотой. При повреждении коры оно обильно выделяет белый клейкий латекс.
Википедия

Цветки белые или красноватые, мелкие, обоеполые, образуются в пазухах листьев на концах веточек. В живых тканях дерева содержится млечный сок (латекс), состоящий на 25-50% из растительного каучука. Из этого каучука изготавливают жевательную резинку путем добавления сахара, плодовых соков, приправ и масла. В Мексике имеются плантации саподиллы, предназначенные для производства каучука. Млечный сок собирают из насечек, сделанных топориком на коре ствола и веток.
ДРУГОЙ САЙТ

ЧТО ОБЩЕГО У ЛАТЕКСА, КАУЧУКА, РЕЗИНЫ И ГУТТАПЕРЧИ?

Многие считают эти слова синонимами, но на самом деле это не так.

Латекс (от лат. latex — жидкость, сок) — это жидкое содержимое млечных сосудов растений. Оно может быть прозрачным, молочно-белым, желтоватым или даже оранжевым. Особенно много латекса содержат растения из семейства молочайных, тутовых, сложноцветных.

К вечнозеленым однодомным деревьям семейства молочайных относится знаменитая гевея бразильская «серингера» — именно ее сок обычно и называют латексом. Во всяком случае это самый знаменитый латекс на свете, из которого в промышленных количествах получают натуральный каучук (латекс состоит из этой смолы примерно на треть, остальное — углеводы, белки, гликозиды, соли, эфирные масла и пр.).

С изделиями из латекса: мячами, обувью, игрушками, которые индейцы делали из сока гевеи, познакомился еще Колумб. Слово «каучук» происходит от kahusu, или «каучу», — «слезы» млечного дерева на языке амазонских индейцев. В Европе большого интереса к нему не проявляли вплоть до XVIII века, когда французская экспедиция наткнулась в бассейне Амазонки на гевею и назвала ее сок «резиной» (от лат. resina, то есть «смола»).

В следующем столетии это вещество, называя его то каучуком, то резиной, стали использовать при производстве различных прорезиненных вещей. Непромокаемая обувь и одежда были для той эпохи поистине невероятными; однако вскоре оказалось, что в холод натуральная резина-каучук становится ломкой, а в жару, напротив, размягчается, дурно пахнет и теряет свои эластичные свойства.

На этом история резины могла бы и закончиться, если бы не американец Чарлз Гудьир (давший впоследствии имя одноименной фирме по производству шин), который в 1839 году обнаружил, что, добавляя в каучук немного серы при нагревании, можно улучшить его прочность, твердость, эластичность, тепло- и морозоустойчивость. Этот процесс теперь называют вулканизацией, а получаемый при этом материал — резиной. Так что резина и каучук — тоже не полные синонимы.

Гуттаперча же — природный геометрический изомер каучука; ее молекулы не закручены в клубки, а вытянуты, поэтому она менее эластична.

Добывают гуттаперчу вовсе не из гевеи, а из разных деревьев, растущих преимущественно в Малайзии и на Филиппинах, — палаквиума, пайена, бассия. В России тоже есть гуттаперченосные растения — бересклет и эвкоммия. Что же касается ценной гевеи, то Бразилия долго оберегала свое богатство — вывоз семян был запрещен под страхом смертной казни.

Но в 1876 году британский шпион Генри Уикхем тайно вывез на судне «Амазонас» 70 тысяч семян, и вскоре по всей Юго-Восточной Азии — от Индии и Китая до Суматры — раскинулись плантации. Теперь лишь небольшая часть мирового производства каучука сосредоточена в Бразилии.

Любопытно, что вместе с семенами англичане ухитрились не импортировать самого страшного врага гевеи, грибок микроциклус (Microcyclus ulei). Компания Michelin, владелец больших плантаций гевеи в Бразилии, содержит большой научный центр, где с помощью селекции и биоинженерии борются с микроциклусом. Приезжающие в центр тщательно опрашиваются на предмет того, не собираются ли они вскоре посетить Китай или Индию — ведь микроциклус может прожить на человеке около недели, ожидая привычной пищи, и стоит ему попасть на плантации непривыкшей к нему азиатской гевеи, как те могут полностью погибнуть в течение нескольких лет».

НЕ ЗНАЮ, МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ НАЙДЕННЫМ ВО ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЕ ЭТИМ ТРЁМ ТЕКСТАМ, НО Я УВИДЕЛА В НИХ СВОЁ:

КЛУБКИ ВЕЛЕСА связана каким-то образом  со словом ГУТТАПЕРЧА – хорошая перчинка
Отсюда поговорка – старая перечница – в которой уже нет той перчинки))):
«Гуттаперча же — природный геометрический изомер каучука; ее молекулы не закручены в клубки, а вытянуты, поэтому она менее эластична. Добывают гуттаперчу вовсе не из гевеи, а из разных деревьев, растущих преимущественно в Малайзии и на Филиппинах, — палаквиума, пайена, бассия. В России тоже есть гуттаперченосные растения — бересклет и эвкоммия. Что же касается ценной гевеи, то Бразилия долго оберегала свое богатство — вывоз семян был запрещен под страхом смертной казни».

Геометрический изомер – это один из видов стереоизомерии: заключается в возможности расположения заместителей по одну или по разные стороны плоскости двойной связи или неароматического цикла. ТО ЕСТЬ ЕСЛИ ТЫ НЕ ВОНЯЕШЬ – ТЫ СМОЖЕШЬ СТАТЬ МОИМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ, А ЕСЛИ ВОНЯЕШЬ – ИДИ В ВОНЬ БЛАГОУХАНИЯ ДУХОВНОГО.

Отсюда и понятие двойной связи: лицевая – потому что не воняет
И изнаночная – потому что пропахла запахами пота и потожировых выделений.
Помните, у Достоевского, люди живущие в трущёбах любят нюхать запахи своего тела…
НУ ЛАДНО, МЕНЯ ОПЯТЬ В ДРУГУЮ СТОРОНУ ПОНЕСЛО.
Как говорится, начала за здравие – кончила за упокой.

Итак, для людей, которым была нужна резиновая бумага  не как жвачка, а как основа для письма, поняли, что надо что-то менять. Оглянулись и увидели, что вокруг них растут берёзы. Взяли кору и стали на ней царапать свои тексты.

Напомню – было это на месте Тамбовской, Пермской и Сибирской губерний в ту пору, когда по Земле прошлась страшная война, выжегшая всё живое и расплавившая и раскрошившая всё неживое. И вот остались тогда ПРОПЛЕШИНЫ ЖИВОЙ ЖИЗНИ.

И ТАМБОВЦЫ И ПЕРМЯКИ И СИБИРЯКИ ВДРУГ УВИДЕЛИ, ЧТО КРОМЕ НИХ ТАМ ОСТАЛИСЬ И ДРУГИЕ ЛЮДИ И ОТ НИХ ОНИ УЗНАЛИ ИСТОРИЮ ДЕЛАНИЯ ДРЕВНЕЙЩЕЙ РУССКОЙ БУМАГИ ДРУГИМ СПОСОБОМ – как хозяйка, когда берёт горсть муки ставит квашню и когда вся квашня вскиснет – говорит: ПРИШЛО ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, то есть – вот она радость. Мажет ту квашню на лист железа, суёт в печь и вынимает готовый лист бумаги размером с тот противень. Почему противень? А потому что противно есть то, что там испеклось. Соседские дети воровали те лепёшки и плевались. Потому и до школы дошло, что доказательство от противня – это доказательство от противного листа. Потому как его пекут не для еды, а для письма.

Но это уже случилось после, когда пожары по всей земле стихли и новая зелень стала давать поросль повсюду, дожди намыли реки с высокими берегами и Земля снова превратилась в Рай.

И то растение из которого ту русскую бумагу промышленным способом проросло и стало укреплять собой все берега всех рек. И скрыто оно в волшебном слове ЦЕЛЛЮЛОЗА:  ЦЕЛЬНАЯ ЛОЗА.

ВОТ И ТЕПЕРЬ ТАК И ДЕЛАЮТ БУМАГУ

Целлюлоза — это производные двух природных веществ: дерева и хлопка. В растениях она осуществляет важную функцию, придает им гибкость и прочность.

БУМАГУ ИЗ ХЛОПКА ДЕЛАЛИ В ДОАЗИЙСКОЙ РУСИ

Русские беженцы из Средней Азии и Китая, бежавшие от той страшной древней войны, которая охватила пожарами всю нашу планету, принесли свой способ делания бумаги из хлопка в Центральную Русь и снова всё наладилось.

Отсюда понятие ХЛОПЧАТО-БУМАЖНАЯ ТКАНЬ, БУМАЖНЫЕ (ИЗ ХЛОПКА) НОСКИ И ТРУСЫ.

Но, как вы знаете, не всё в нашей жизни было так гладко, как хотелось бы.

Таких, каким был в 1876 году британский шпион Генри Уикхем, который тайно вывез на судне «Амазонас» 70 тысяч семян гевеи, на нашей  планете было очень много. Среди выживших после той древнейшей войны были и их предки.

Когда по всей Юго-Восточной Азии — от Индии и Китая до Суматры — раскинулись плантации по производству каучуковых и латексных деревьев, потомки тех хозяев Земли, у которых всегда было самоназвание РУСЫ, наши русские люди поняли, как англосаксы это делают при помощи простых слов (до 16 века мы все говорили на одном общем древнерусском языке).
Всё очень просто: говоря  ПРОИЗВОДСТВО, они нам поддакивают, по вторяя за нами вслух: И МЫ ГОВОРИМ ПРОИЗВОДСТВО,  а в бумаге пишут: «ГОВОРИЛИ ПРО ИЗВОДСТВО» и изводили наше нашими же словами.
Подобное осталось в устойчивых выражениях:
ХУДОЖНИК ОТ СЛОВА ХУДО, КУЛЬТУРА ОТ СЛОВА КУЛЬТ, ТИХИМ САПОМ ОТ САПОДИЛЛЫ, РЕЗИНА ОТ СЛОВА РЕЗАТЬ и так далее и тому подобное.

Но мы-то знаем, что резина – это русское слово. А доказать не можем, потому что три четверти нашего Великого и Могучего до сих пор находится в плену у рунницы, которую придумали новые идолопоклоннические на тот момент секты  в противовес нашему древнему слоговому письму,  придумав свой перевёртыш – руны.

Если основой древнерусского письма были  слоги, снаружи оформленные как привычные нам сегодня буквы, то у руннистов руны – это просто знаки.

Слово руна или руны происходит от англо-саксонского слова, которое обозначает «секрет» или «тайна». Причиной такого странного названия послужила некоторая отстраненность рунического письма от разговорной речи и тесная связь с магией. Сайт ЧТО ТАКОЕ НЕТ.

К СОЖАЛЕНИЮ САЙТА «ЧТО ТАКОЕ ДА» НЕТ. СПОРИТЬ  НЕ СКЕМ, ПОЭТОМУ ПРОСТО ПРИВЕДУ ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ПИСЬМА НА БЕРЕСТЕ ИЗ ДРУГОГО, ЯКОБЫ НАУЧНОГО САЙТА:

Грамота №355
Город Новгород
Условная дата 1300;1320
Стратиграфическая дата XIV в.
Внестратиграфическая дата первое 20-летие XIV в.
Сохранность фрагмент
Раскоп случайная находка
Категория деловые записи
Содержание Начало долгового списка.
Статья ДНД Г 39
Том НГБ VI
Литература -
Место хранения НГОМЗ

А ПОСКОЛЬКУ ИСТОЧНИК, ОТКУДА ЭТО ВЗЯТО, НЕ УКАЗАН И ПРОТИВ СЛОВА ЛИТЕРАТУРА СТОИТ ПРОЧЕРК, ТО ИЗ ДАННОГО ТЕКСТА МОЖНО ВЗЯТЬ ЛИШЬ НЕКИЕ СЛОВА.

По примеру того, как в куске породы копатель ищет золото, а находит не менее ценные крупицы, садится поудобнее и начинает их выковыривать:

ГРАМОТА
СТРАТИГРАФИЯ
НЕСТРАТИГРАФИЯ
СТАТЬЯ ДНД
ГОД 39-Й
НГБ
ИЮНЬ МЕСЯЦ

Это и есть те самые драгоценные перевертательные слова, которые есть не что иное как проходы или подземные ходы и колодцы в аналы и склады других знаний. Надо только пройти правильное обучение – как находить к ним правильный подход. А то можно загудеть в такие паралелльные миры, что мама не горюй.

Этот же навык нужен перед тем, как станешь публиковать свою статью в Интернете. Прежде чем публиковать, то есть выставлять на публику, удали из своего текста такие тайные знаки для посвящённых .
Иначе  заболеешь  СРАЗУ ТРЕМЯ БОЛЕЗНЯМИ: ПЕРЕЙДОЛИЕЙ, АПОФЕНИЕЙ И ГИПЕРСИМЕОТИЗАЦИЕЙ, КАК УТВЕРЖДАЕТ НЕКАЯ Вероника Сурняева
13 октября (ГОД НЕ УКАЗАН)

ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗА ДА ВИДИТ:

«Что такое парейдолия, апофения и гиперсемиотизация и почему мы ищем скрытые знаки там, где их нет

В середине ХХ века в Канаде в срочном порядке вывели из обращения банкноты с портретом короля, потому что в королевских локонах якобы прятался ухмыляющийся дьявол. Эта история — не штучный эксцесс: мания выискивать повсюду скрытые символы может не только овладеть одним человеком, но и разрастись до масштабов целой страны. Рассказываем, как и почему это происходило в прошлом и продолжается сейчас.

1994 год. Американка Диана Дайзер не смогла доесть свой тост с сыром: ей вдруг показалось, что на нем явно проступил лик Девы Марии. Кусочек жареного хлеба, который женщина бережно хранила десять лет, успел попасть в телешоу и в итоге был продан на eBay за 28 тысяч долларов.

Позже за немалые деньги на сайте купили куриную котлету с «лицом» Джорджа Вашингтона. А в начале нулевых тысячи верующих приезжали в Бангалор, чтобы помолиться лавашу с портретом Иисуса.

Парейдолия — зрительная иллюзия, при которой мы видим лица в неодушевленных предметах.



Самый известный пример парейдолии — «Лицо на Марсе», или «Марсианский сфинкс» (фото 1976 и 2001 годов), которое оказалось просто игрой света и тени в рельефе скал
В наши дни находить ландшафты, похожие на человеческие лица, научились компьютерные системы. Например, немецкая программа Google Faces в 2013 году проанализировала спутниковые карты Земли, используя алгоритм распознавания лиц, и нашла их очертания в нескольких местах планеты.

Почему наш мозг находит лица там, где их нет? Космолог и популяризатор науки Карл Саган писал, что привычка сканировать пространство вокруг себя нужна была нашим предкам для выживания. Лучше спутать ветки и листья с лицом, чем не заметить в кустах хищника или чужака. Кроме того, у человека развился механизм, который позволял мгновенно оценивать эмоции других людей (например, агрессию), чтобы понимать, друзья это или враги.

Даже если перед нами не реальное лицо, а хаотичный набор точек, нам всё равно хочется этот хаос упорядочить. Мозг сравнивает увиденный объект с данными, которые хранятся в его долговременной памяти. Опираясь на недавний опыт и дополняя его ожиданиями, мозг соединяет точки, линии, пятна, определяет объем и достраивает форму до знакомого нам образа.

Мы «видим» знак, потому что ищем его. А ищем, потому что знаем, что именно искать.
Финские ученые выяснили, что религиозные люди чаще видят иллюзорные лица на изображениях, чем атеисты: подобные чудеса служат для них доказательством того, что сверхъестественное существует. Китайские и канадские неврологи сформулировали этот же вопрос так: почему люди с одинаковой активностью мозга видят на жареных тостах разные вещи — и тоже выяснили, что это зависит от вероисповедания и личных пристрастий. За свою статью они получили Шнобелевскую премию.

Недавно выяснилось, что видеть лица на предметах могут не только люди, но и обезьяны.

Сейчас интернет переполнен картинками, на которых овощи, бытовая техника и прочие предметы корчат нам гримасы: достаточно поискать по хештегам #iseefaces, #явижулица или посмотреть на сайте thingswithfaces.com. Но задолго до мемов и пикчеров — лет 400 назад — художники уже экспериментировали с «лицами» на картинах. После эпохи Возрождения в искусстве появился отдельный жанр — антропоморфные пейзажи. В изгибы рельефа творцы часто вписывали профиль бородатого мужчины.


Источник
Но одно дело — увидеть лицо, посмеяться и забыть (или получить пачку денег за надкусанный тост, как сделала Диана Дайзер). И совсем другое — находить везде подозрительные совпадения, зашифрованные послания, скрытые смыслы и происки врагов.

Немецкий психиатр Клаус Конрад изучал поведение солдат вермахта, больных шизофренией. Первую стадию заболевания он описывал как сильную тревожность, сравнимую с мандражом перед публичным выступлением. А на второй развивалась паника.

Признаком психоза было то, что для больного каждый предмет или звук в окружающем пространстве начинал что-то значить. Шелестит листва — за ним следят. Храпят сослуживцы — ему не дадут повышения.
Причем когда пациент находил объяснение знакам и своему состоянию, он на время успокаивался. Для этого явления Конрад ввел особый термин — апофения.

Апофения (от греч. «делаю явным») — это стремление выделять из фона некие важные знаки и находить несуществующие взаимосвязи.

Как показали эксперименты социальных психологов, апофению можно вызвать и у здорового человека. Если «накрутить» испытуемого (например, обсуждать с ним негативный опыт из его детства), а затем привести в комнату, где висят абстрактные картинки, фотографии поверхности Марса, случайные числа, то очень вероятно, что он найдет в них взаимосвязи. Если же после неприятного разговора у человека будет время переключиться на другую деятельность, скажем, уборку, то на втором этапе знаков он не увидит.

Есть и химический способ усилить иллюзию совпадений — ввести препарат с дофамином, нейромедиатором, который дает чувство радости, например, при достижении цели и получении награды. Интересно, что у скептиков склонность находить связи в случайных событиях возрастает даже больше, чем у верующих.

МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Дофаномика: как рынок обманывает наш мозг и как перестать проверять смартфон 80 раз в день

Итак, в состоянии стресса, с ощущением угрозы человек скорее будет искать знаки там, где их нет. И чем сильнее чувство потери контроля, тем больше контроля он будет передавать воображаемому врагу.

А теперь представьте повседневную жизнь человека во времена Большого террора. Никто не знает, что будет завтра: найдут ли в твоей биографии к чему прицепиться, изобретут ли новые «преступления», приедут ли к твоему дому или арестуют прямо на рабочем месте. Когда оппозиция была уничтожена, «эксплуататоры» ликвидированы, а кулаки раскулачены, властям снова понадобились враги, на происки которых можно было бы списать все проблемы советского государства. И люди стали видеть знаки их присутствия в самых неожиданных местах.

Маленькие спичечные коробки с изображением огня, которые выпускала фабрика «Демьян Бедный» в Ленобласти, навсегда вошли в историю.

В 1937 году этикетку приказали изменить: стоило перевернуть картинку, как в языках пламени видели зловещие очертания профиля с бородкой — Троцкого, главного «врага народа». Ходили сплетни, что директора фабрики арестовали как троцкиста.

Источник
К тому моменту Троцкий несколько лет жил в изгнании, но для советского человека он стал воплощением зла. Пропаганда внушала населению, что троцкисты проникли во все сферы жизни и ведут подрывную работу, маскируясь под обычных людей. Если враг оставил след, значит, где-то поблизости и он сам. Поэтому жители всей страны превратились в детективов и начали искать «улики», отсылающие к концепции Льва Троцкого о пожаре мировой революции.

Для описания такой коллективной апофении фольклористы и антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк, написавшие книгу «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР», предлагают термин «гиперсемиотизация».

В отличие от психического заболевания социальная паранойя оказалась заразна: люди распространяли слухи об опасных вещах и сами становились возбудителями моральной паники. Власти раздували образ врага, чтобы усилить контроль за общественным сознанием, но в итоге они этот контроль потеряли. Поиск скрытых знаков превратился в эпидемию гиперсемиотизации, которая началась в 1935-м после убийства Кирова и растянулась на полвека.

Художник Михайлов запечатлел картину прощания с Кировым, убитым 1 декабря 1934 года (ответственность возложили на оппозиционеров-«зиновьевцев»): у гроба стояли Сталин, Ворошилов и Каганович. Когда эскиз сфотографировали для журнала «Искусство», в складках знамени, ставшего серым на черно-белом снимке, немедленно увидели «пляску смерти»: будто бы одна рука призрачного скелета тянется к Сталину, а другая хватает за шею Ворошилова. Картину уничтожили, а Михайлов за «контрреволюционную вылазку» был сослан в Воркуту, потом в Ухту и умер в 1940-м.

Необходимость пристально вглядываться в каждую вещь влияла и на поведение обычных людей. Осенью 1937 года по ленинградским, московским и крымским школам пронесся слух, что на пионерских галстуках выткана свастика.

На металлическом зажиме для галстука был выгравирован костер с тремя языками пламени, напоминающими вездесущую бородку Троцкого. А еще школьники видели там буквы ТЗШ и расшифровывали это как «троцкистско-зиновьевская шайка».
Такой организации никогда не существовало, но ее название перекочевало из риторики правительства в городские легенды. Злодейская «подпись» заставляла пионеров массово снимать галстуки. Власти сразу же нашли и наказали распространителей слухов. А чтобы люди не отказывались надевать советские атрибуты, власти пошли на попятную и организовали целую кампанию: мол, это враг придумал, чтобы дети галстуков не носили. Но всё было тщетно. Использовать зажимы больше никто не хотел.

Авторы книги «Опасные вещи» проводят параллель с похожими ситуациями — например с историей об «адописных иконах». В XIX веке в нескольких русских губерниях крестьяне вдруг начали разбивать их и расцарапывать верхний слой краски. По слухам, где-то нашли иконы, к которым приложил руку сам дьявол. «Поклонись мне семь лет — будешь мой вовеки» — такую надпись искали крестьяне под окладом, опасаясь, что молятся иконе врага, незаметно подчиняющего их своей власти.

Так же и с «опасным» коробком спичек или зажимом: если ты носишь с собой предмет со скрытой меткой врага, значит, ты становишься его агентом. Поэтому к таким вещам боялись даже прикасаться.

В том же 1937-м в Париже проходила Всемирная выставка, для которой готовили композицию «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и Бориса Иофана. Скульптурную группу монтировали на территории завода. Когда работа была закончена, коллеги собрались отпраздновать событие. Посреди ночи звонит Иофан и передает слова испуганного охранника: на завод приехал Сталин, попросил включить прожекторы и минут двадцать рассматривал колхозницу. Кто-то доложил ему, что в складках юбки читается профиль Троцкого. Ко всеобщему облегчению, Сталин ничего в юбке не обнаружил и уехал.

На 1937 год пришлось и 100-летие со дня смерти Пушкина, которое отмечалось с особой торжественностью и служило символическим перерождением: «буржуазный» поэт должен был войти в советский пантеон наравне с летчиками и вождями. К юбилейной дате на обложках школьных тетрадей напечатали стихи поэта с иллюстрациями знаменитых художников. Внезапно в декабре школам и торговым точкам приказали изъять и уничтожить некоторые серии, выпущенные пензенскими и саратовскими фабриками. Почему?

На репродукции картины Васнецова полоски на мече и сапогах богатыря якобы складывались в контрреволюционный лозунг «Долой ВКП!». На портретах Пушкина властям мерещилась свастика: то на безымянном пальце, то прямо на лице.
Провели расследование и решили, что художник Смородкин специально вывел свастику, когда выполнял штриховку по картине Репина и Айвазовского «Прощание Пушкина с морем», а Петр Малевич на репродукции полотна «У лукоморья дуб зеленый» пририсовал трупам на земле красноармейские шлемы.

Школьники и учителя бросились выдирать обложки всех тетрадей без разбору, в том числе никак не связанных с юбилеем. Целый год дети заворачивали тетради в газету. По обвинению в диверсии Малевича сослали в Воркуту, а Смородкина — на Колыму, где тот потерял пальцы ног. На два десятилетия «оскверненные» обложки превратились в опасные вещи, хранение которых увеличивало срок при аресте.

Павел Постышев, человек, который донес Сталину о скрытых на тетрадях знаках, получил от властей не просто похвалу — награду! И в этом состоит второе отличие гиперсемиотизации от апофении: разоблачение врага поощрялось сверху. Чиновники находили знаки не для того, чтобы справиться с тревогой, — с обнаружением новых символов она только возрастала. Страшнее всего было не попасться в расставленные врагами сети, а быть обвиненным в идеологической слепоте и попустительстве. Поэтому люди стремились вовремя распознать и уничтожить вражеские знаки, продемонстрировав верность родине и партии.

Свастику находили везде: в узорах тканей, в конструкции лопастей маслобойки, на срезе колбасы, в пришитых крест-накрест пуговицах — в том числе на плаще самого Сталина. А тираж выпуска газеты «Правда» однажды был полностью уничтожен из-за одного снимка: на нем Сталин стоял рядом с болгарским коммунистом Димитровым, у которого челка свисала на лоб в форме свастики. Надзиратели в лагерях тоже должны были сохранять бдительность: одной женщине чуть было не дали второй срок за якобы вытканную свастику на самодельной детской одежде. После окончания Великой Отечественной в народе говорили, что пленные немцы из мести строили в СССР заводы и больницы в форме свастики.

В апреле 1937-го в украинской газете «Комуніст» опубликовали фото котельной нового промышленного комплекса. Через две недели после выхода номера в НКВД лежал донос, что в ветвях деревьев вокруг котельной умышленно скрыт портрет Троцкого. Фотографа и ретушера, который накладывал белила и якобы «выпятил» таким образом лицо врага, арестовали. Из-за одной этой фотографии было сломано несколько жизней.

В СССР издавались целые методички о коварных способах семиотического «вредительства», которое цензорам нужно было выискивать с особой тщательностью. Выпускаемую продукцию разглядывали через увеличительное стекло и писали кляузы обо всем, что выглядело хоть сколько-нибудь подозрительным: об игре света и тени, сочетании красок, дорисованных контурах.

По воспоминаниям журналиста Алексея Аджубея, зятя Хрущева, дежурный с лупой исчез из редакции «Комсомолки» только в 1950-х.
Всё это можно было бы считать абсурдом, если бы в истории не было случаев реального использования знаков. В оккупированной нацистами Норвегии немецкая цензура пропустила в печать огромный тираж рождественских открыток, не заметив зашифрованные в них символы норвежского Сопротивления. Гномы, одетые в цвета национального флага, открывали сундуки, узор на которых складывался в монограмму HVII (короля Норвегии звали Хаакон VII).

Автора рисунка объявили в розыск, но было поздно: открытки еще на пару лет стали «паролем» для участников Сопротивления. Они действительно размещали повсюду знаки для сплочения протестного сообщества, а немецкая полиция пыталась их запутать и вычислить, добавляя ложные сигналы.

У вымышленных зданий в виде свастики тоже были реальные прототипы.

Архитекторам-конструктивистам в 1920-е годы нравилось строить дома в форме огромных знаков, которые читались бы с высоты птичьего полета. Так в Ростове-на-Дону появился «театр-трактор», а в Самаре — школы в форме серпа и молота. В середине XX века в Сибири и на Урале рассказывали байки о домах в виде серпа и молота или букв «СССР», в Харькове — в виде первых нот «Интернационала». Для городов это был способ обрести уникальную идентичность в период массовой однотипной застройки.

В эпоху Хрущева и Брежнева с поиска внутреннего врага переключились на сферу внешней политики. Если в 1930-х за политический анекдот или слух сажали по статье «Антисоветская агитация и пропаганда», то в 1960–1970-х на любителей покритиковать родину смотрели как на результат влияния Запада или как на пособников ЦРУ, особенно когда те слушали зарубежное радио.

В 1960-е годы испортились отношения Советского Союза с Израилем. Новыми врагами стали сионисты, и нашелся очередной «символ зла» — звезда Давида.

Встревоженные граждане усмотрели скрытую диверсию даже в снежинках, напечатанных в журнале «Огонек». Потребовалось официальное подтверждение из Института кристаллографии, что снежинки в природе бывают шестиконечными.
Отношения с Китаем тоже не заладились — к концу 1960-х страх неминуемого нападения усилился. При этом велась активная торговля, и появились городские легенды об опасных китайских коврах, на которых ночью якобы проступает фигура Мао Цзэдуна и может задушить.

Что уж говорить о перманентном страхе Третьей мировой. Знаки грядущей катастрофы видели в каждой мелочи: то колонка в газете не так написана, то Брежнев не так посмотрел. В школах обсуждали, что американский президент носит с собой чемоданчик с красной кнопкой: нажмет на нее, и все умрут. Из уст в уста передавалась инструкция, как спастись от облучения в случае ядерной войны: нужно пропитать одежду тертым хозяйственном мылом.

Самым страшным автомобилем в советское время была «черная машина» карательных органов. В 1930-е это была «эмка» или «маруся», на которой увозили арестантов, в 1950-е ходили слухи о том, что Берия на черной «Волге» похищает и насилует молоденьких девушек, а в 1980-е из взрослых страшилок родилась детская: в номерах черных машин выискивали зловещие буквы ССД, что означало «смерть советским детям».

Несколько историй связаны с Олимпиадой 1980 года в Москве.

Властям очень не хотелось, чтобы народ общался с иностранцами и тем более что-то у них покупал, поэтому перед Олимпиадой спецслужбы начали вбрасывать в массы «предупреждающие» слухи. Якобы иностранцы на улице предлагают детям жвачки с толченым стеклом, размещают в транспорте и кинотеатрах зараженные смертельной болезнью иглы и продают джинсы, полные вшей. Любое действие рассматривалось как знак того, что иностранцы хотят навредить советским гражданам.

Немецкая группа «Чингисхан» специально к «Евровидению»-1979 написала заводную песню Moskau, в которой поется о том, что Москва загадочна и полна огня, а любовь на вкус похожа на икру.

Песню запретили ставить на дискотеках из-за слухов о том, что в тексте скрыто послание: «Москау, Москау, закидаем бомбами! Будет вам Олимпиада, на руинах Кремля построим лагеря».
И люди верили, хотя многие учили немецкий в школе.

Однако это были уже последние отголоски гиперсемиотизации. В 1982-м украинские оперативники разглядели свастику на пуговицах вельветовых костюмов из Японии и доложили начальству. Чиновники даже разбираться не стали, написав на полях доноса: «Маразм 1937 года».

Однако поиск скрытой «семиотической опасности» пережил СССР и, разумеется, не является сугубо советским феноменом.

После теракта 11 сентября 2001 года на снимках вспыхнувшей башни-близнеца некоторым верующим привиделось лицо Сатаны. В разгар украинского кризиса 2014-го символику «укрофашистов» россияне нашли в расцветке забора на детской площадке. В Турции в 2016-м уничтожили сотни тысяч книг с упоминанием Фетхуллаха Гюлена, осужденного за подготовку военного переворота, — и в том числе ни в чем не повинный учебник по математике, где была задача про расстояние от пункта Ф до пункта Г.

Но военные конфликты — не единственная причина таких казусов.

Год назад мусульмане публично сжигали кроссовки Nike, подошва которых якобы оставляет след в виде слова «Аллах», заставляя покупателей оскорблять Всевышнего.
Певице Кэти Перри, выпускавшей обувь под своим брендом, пришлось отозвать из продажи черные туфли с глазами из-за обвинений в расизме. А летом 2020-го глава российского Союза женщин усмотрела пропаганду ЛГБТ в мороженом «Радуга».

Как и тысячи лет назад, человеком движет страх. Когда люди не знают, как реагировать на угрозу (неважно, исходит она от фашистов, расистов, иностранцев или врагов народа), они начинают проявлять «бдительность», находить взаимосвязи и сочинять легенды.

И всё же в парейдолии, апофении и гиперсемиотизации есть и положительные стороны. Благодаря способности проводить аналогии, мыслить абстрактно и оперировать образами люди создали множество разных культур и языков. Леонардо да Винчи писал, что символы и лица, увиденные им в трещинах на каменных стенах, вдохновляли его на новые произведения. А уж сколько фильмов и книг построено на последовательном разгадывании скрытых знаков! Маразм маразмом, но как скучно было бы жить, если бы мы всего этого не умели.

https://knife.media/i-see-face-on-toast/

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ БЕРЕСТЫ, ТО КИПЛИНГ, КАК И ВСЕ АНГЛИЙСКИЕ ШПИОНЫ, ТОЖЕ СТРАДАЛ ЭТИМИ ТРЕМЯ БОЛЕЗНЯМИ, И ПОЭТОМУ,
ЗАМЕТАЯ СВОИ СЛЕДЫ ПОСЛЕ «РЕДАКТУРЫ» ЧУЖИХ ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ, НАПИСАЛ ПРО БЕРЕСТУ ВОТ ТАКУЮ СКАЗКУ, а главное перевертательное слово забыл и оставил открытым.

Это слово КАМЕННЫЙ ВЕК:
Киплинг Р. Д. / Авторские сказки
Как было написано первое письмо

Давным-давно, ещё в Каменном веке, жил да был один человек. Был он человек первобытный, жил в пещере и носил очень мало одежд. Ни читать, ни писать он не умел — да и не хотелось ему ни читать, ни писать, — и, покуда он был сыт, он был счастлив. Звали его Тегумай Бопсулай, а это значит: Человек-ноги-которого-никогда-не-спешат, но мы, милый мальчик, будем называть его просто Тегумай, чтобы было короче. У него была жена, и звали её Тешумай Тевиндро, а это значит: Женщина-которая-задаёт-слишком-много-вопросов, но мы, милый мальчик, будем звать её просто Тешумай, чтобы было короче. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффамай Металлумай, а это значит: но я буду называть её просто Таффи. Тегумай Бопсулай очень любил её, и мама очень любила её, и они шлёпали её гораздо реже, чем нужно, и все трое были довольны и счастливы. Как только Таффи научилась ходить, она стала бегать повсюду за своим отцом Тегумаем, и бывало они оба до той поры не вернутся в пещеру, покуда им не захочется есть. И тогда Тешумай Тевиндро говорила: — Где это вы пропадали и так ужасно испачкались? Право же, мой Тегумай, ты ничуть не лучше моей Таффи! А теперь, милый мальчик, слушай меня, и слушай внимательно! Как-то раз Тегумай пошёл по болоту, в котором водились бобры, и вышел к реке Вагай, чтобы своим острым копьём набить к обеду карпов. Таффи пошла вместе с ним. Копьё у него было деревянное, с наконечником из акульих зубов. И только что он принялся за охоту, копьё сломалось пополам: слишком уж сильно он ткнул его в дно реки. Что было делать? Идти домой — далеко (завтрак они, конечно, захватили с собой в мешочке), а запасного копья у Тегумая не было. Запасное копьё он забыл захватить. — Рыба так и кишит, — сказал он, — а на починку копья у меня уйдёт целый день. — У тебя же есть другое копьё! — сказала Таффи. — Такое большое и чёрное. Хочешь, я сбегаю в пещеру и попрошу его у мамы? — Куда тебе бежать такую даль! — сказал Тегумай. — Это не под силу твоим пухленьким ножкам. Да и дорога опасная: ещё утонешь в Бобровом болоте. Попробуем как-нибудь справиться с нашей бедой на месте. Он сел на землю, взял кожаный ремонтный мешочек, где у него были сложены оленьи жилы, длинные полоски кожи, кусочек смолы, кусочек мягкого пчелиного воску, и принялся чинить своё копьё. Таффи тоже уселась невдалеке от него, спустила ноги в воду, подпёрла ручкой подбородок и думала-думала изо всех своих сил. Потом она сказала отцу: — По-моему, это зверски досадно, что мы с тобой не умеем писать. Написали бы записку домой, чтоб нам прислали другое копьё! — Таффи, — сказал Тегумай, — сколько раз напоминал я тебе, чтобы ты не говорила грубых слов! «Зверски» это нехорошее слово. Но было бы и вправду недурно, раз уж ты заговорила об этом, если бы мы могли написать твоей маме записку.   А в это время по берегу реки шёл незнакомый человек. Он не понял ни слова из того, что сказал Тегумай, потому что был из дальнего племени Тевара. Он стоял на берегу и улыбался, глядя на Таффи, потому что у него у самого была дома маленькая дочь. Тегумай вытащил из мешочка моток оленьих жил и принялся чинить своё копьё. — Поди сюда, — сказала Таффи, обращаясь к Незнакомцу. — Знаешь ли ты, где живёт моя мама? Незнакомец ответил: «Гм», потому что он был, как ты знаешь, теварец. — Глупый! — сказала Таффи и топнула ножкой, потому что увидела, что по реке плывёт целая стая больших карпов, как раз тогда, когда отец не может запустить в них копьём. — Не приставай к старшим, — сказал Тегумай не оглядываясь; он был так занят починкой копья, что даже не взглянул на Незнакомца. — Я не пристаю, — ответила Таффи. — Я только хочу, чтобы он сделал то, что мне хочется. А он не понимает. — Тогда не надоедай м н е, — сказал Тегумай и, забрав в рот концы оленьих жил, принялся вытягивать их что было силы. А Незнакомец (он был самый настоящий теварец) уселся на траву, и Таффи стала показывать ему, что делает отец. Незнакомец подумал: «Это очень удивительный ребёнок. Она топает на меня ногой и строит мне рожи. Она, должно быть, дочь этого знаменитого вождя, который так важен, что даже не обращает на меня никакого внимания». Поэтому он улыбнулся ещё любезнее. — Так вот, — сказала Таффи. — Я хочу, чтобы ты пошёл к моей маме (потому что у тебя ноги длиннее моих и ты не свалишься в Бобровое болото) и попросил бы, чтобы тебе дали другое копьё. Чёрное. Оно висит у нас над очагом. Незнакомец (а он был теварец) подумал: «Это очень, очень удивительная девочка. Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю ни слова. И я очень боюсь, что, если я не выполню её приказаний, этот величавый вождь, Человек-который-поворачивается-спиной-к-своим-гостям, разозлится». Он встал, содрал с берёзы большой плоский кусок коры и подал его Таффи. Этим он хотел показать, что душа у него белая, как береста, и что он никому не желает зла. Но Таффи поняла его по- своему. — О, — сказала она, — понимаю! Ты хочешь узнать, где живёт моя мама. Конечно, я не умею писать, но я могу нарисовать картинку всегда, когда под рукой есть что-нибудь острое, чтобы можно было нацарапать её. Дай-ка мне на минутку акулий зуб из твоего ожерелья. Незнакомец (а он был теварец) ничего не ответил. Поэтому Таффи протянула руку и дёрнула к себе ожерелье, висевшее у Незнакомца на шее. Ожерелье было из бусин, зёрен и акульих зубов. Незнакомец (а он был теварец) подумал: «Это очень, очень, очень удивительный ребёнок. У меня на ожерелье заколдованные акульи зубы, и мне всегда говорили, что тот, кто дотронется до них без моего разрешения, немедленно распухнет или лопнет. Но этот ребёнок не распух и не лопнул. А тот величавый вождь, который не обратил на меня никакого внимания, видно, не боится, что девочке угрожает беда. Лучше я буду вести себя с ними ещё любезнее». Поэтому он дал Таффи свой акулий зуб, и она тотчас же легла на живот и стала болтать ногами в воздухе, совсем как иные дети в настоящее время, когда они ложатся в комнате на пол, чтобы нарисовать ту или другую картинку. Она сказала: — Сейчас я нарисую тебе несколько красивых картинок! Можешь глядеть у меня из-за плеча. Только не толкай меня под руку. Сначала я нарисую, как папа ловит рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копьё у него сломалось. А теперь я нарисую другое копьё, то, которое ему нужно, чёрное. У меня вышло, будто оно ударило папу в спину, но это потому, что твой акулий зуб соскользнул, да и кусок бересты маловат. Вот копьё, которое ты должен принести. А вот это я. Я стою и посылаю тебя за копьём. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче. Теперь я нарисую тебя. Я думаю, что на самом деле ты очень красивый, но не могу же я сделать тебя на картинке красавцем, поэтому, пожалуйста, не сердись на меня. Ты не сердишься? Незнакомец (а он был т е в а р е ц) улыбнулся. Он подумал: «Должно быть, где-то сейчас происходит большое сражение, и этот необыкновенный ребёнок, который взял у меня заколдованный акулий зуб и не распух и не лопнул, велит мне позвать всё племя великого вождя к нему на помощь. Он великий вождь, иначе он не сидел бы ко мне спиной».   — Гляди, — сказала Таффи, очень старательно чертя на коре свой рисунок. — Теперь я нарисовала тебя. Я помещу то копьё, которое нужно папе, у тебя в руке, чтобы ты не забыл принести его. Теперь я покажу тебе, где живёт моя мама. Иди, пока не дойдёшь до двух деревьев (вот эти деревья), потом поднимись на гору (вот эта гора), и тогда ты выйдешь на Бобровое болото, оно полным-полно бобрами. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головки. Ведь только их головки ты и увидишь, когда пойдёшь по болоту. Но смотри не оступись. Как кончится болото, тут сразу и будет наша пещера. На самом деле она не такая большая, как горка, но я не умею рисовать очень маленькие вещи. Вот моя мама. Она вышла из пещеры. Она красивая. Она красивее всех мам, какие только есть на земле, но она не обидится, что я нарисовала её такой некрасивой. Теперь, на случай если ты забудешь, я нарисовала снаружи то копьё, которое нужно папе. На самом деле оно внутри, но ты покажи картинку маме, и мама даст тебе это копьё. Я нарисовала, как она подняла руки, потому что я знаю, что она будет рада видеть тебя… Красивая картинка, не правда ли? Ты хорошо понял или мне объяснить ещё раз? Незнакомец (а он был т е в а р е ц) поглядел на картинку и очень часто закивал головой. Он сказал себе: «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь притворился, что не обращает на меня внимания. Он боится, что враги притаились в кустах и что они увидят, как он даёт мне поручения. Поэтому он отвернулся и предоставил мудрому и удивительному ребёнку нарисовать эту страшную картинку, чтоб я понял, в какую беду он попал. Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя». Он даже не спросил у Таффи дорогу, но кинулся, как ветер, в кусты, держа в руке бересту, а Таффи уселась на берегу, очень довольная. — Что это ты делала, Таффи? — спросил Тегумай. Он починил копьё и теперь осторожно помахивал им вправо и влево. — Это мой секрет, милый папочка, — ответила Таффи. — Если ты не станешь расспрашивать меня, ты скоро узнаешь, в чём дело, и это тебя очень удивит. Ты не можешь себе представить, какой это будет сюрприз для тебя! Обещай мне, что ты будешь рад. — Ладно, — сказал Тегумай и принялся ловить рыбу. Незнакомец (знаешь ли ты, что он был т е в а р е ц?) всё бежал и бежал с картинкой в руках и пробежал несколько миль, и вдруг совершенно случайно наткнулся на Тешумай Тевиндро. Она стояла у входа в пещеру и судачила с доисторическими дамами, которые пришли к ней в гости на доисторический завтрак. Таффи была очень похожа на Тешумай, особенно глазами и верхней частью лица, поэтому Незнакомец — самый настоящий теварец — вежливо улыбнулся и вручил Тешумай бересту. Он так быстро бежал по болоту, что запыхался, а ноги у него были исцарапаны колючим терновником, но он всё ещё хотел быть любезным. Как только Тешумай взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос. — Всё очень понятно и просто, — сказала она. — Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьями и так напугал Таффи, что волосы у неё встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принёс мне страшную картинку, чтобы похвастать своими злодействами. Глядите, — и она показала картинку всем доисторическим дамам, терпеливо сидевшим на Незнакомце, — вот мой Тегумай, у него сломана рука. Вот копьё, которое воткнуто ему в спину, а вот человек, который собирается бросить в Тегумая копьё, а вот другой человек, бросающий в него копьё из пещеры. А вот здесь целая шайка злодеев (Таффи нарисовала бобров, но они были больше похожи на людей) подкрадывается сзади к Тегумаю… Всё это ужасно, ужасно! — Ужасно! — согласились доисторические дамы и вымазали Незнакомцу всю голову грязью (что очень удивило его) и забили в боевой барабан. И на стук барабана пришли все вожди тегумайского племени, со всеми своими гетманами, доломанами, негусами. За ними шагали пророки, ведуны, жрецы, шаманы, бонзы — и все они в один голос решили: отрубить Незнакомцу голову, но пусть он раньше поведёт их к реке и покажет, куда он спрятал несчастную Таффи. Между тем Незнакомец (хоть он и был теварец) очень сильно рассердился на дам. Они набили ему волосы комьями грязи, они проволокли его по острым камням, шестеро из них долго сидели на нём; они колотили его и молотили его так, что он еле дышал, и хотя их язык был неизвестен ему, нетрудно было догадаться, что они ругают его самыми злыми ругательствами. И всё же он не сказал ни единого слова, а когда собралось тегу майское племя, он повёл этих людей к реке Вагай, и там они увидели Таффи. Она сидела и плела из маргариток венок, а её отец Тегумай целился копьём, которое ему уже удалось починить, в проплывавшего мелкого карпа. — Быстро же ты воротился! — воскликнула Таффи. — Но почему ты привёл с собой столько народу? Папочка, вот мой сюрприз. Не правда ли, ты удивлён? — Очень, — сказал Тегумай. — Но вся моя сегодняшняя охота пропала. Почему, почему, объясни мне, пожалуйста, сбежалось сюда всё наше славное племя? И действительно, всё племя было здесь. Впереди выступала Тешумай Тевиндро со всеми своими соседками. Они крепко вцепились в Незнакомца, волосы которого были густо измазаны грязью (хотя он и был теварец). За ними шёл главный вождь со своим заместителем, потом министры и помощники вождя (вооружённые до верхних зубов), гетманы, сотники, негусы, воеводы со своими тыловыми отрядами (тоже вооружённые до зубов). А за ними бежало всё племя, испуская такие ужасные вопли, которые разогнали всю рыбу в реке на двадцать километров — не меньше. Это очень рассердило Тегумая, и он покрыл прибежавших людей самой отборной доисторической бранью. Тут Тешумай Тевиндро подбежала к Таффи и давай целовать её, обнимать и ласкать. Но главный вождь тегумайского племени схватил Тегумая за перья, торчавшие у него в волосах, и стал трясти его с бешеной яростью. — Говори! Говори! Говори! — закричало всё тегумайское племя. — Что за чепуха! — сказал Тегумай. — Оставьте мои перья в покое. Почему это так: стоит только человеку сломать на охоте копьё, как вот уже набрасывается всё его племя и начинает дубасить его! И кто дал вам право соваться в чужие дела? — А ты так-таки и не принёс папиного чёрного копья! — сказала Таффи. — И что это вы делаете с милым моим Незнакомцем? То два человека, то три, а то и целый десяток подбегали к Незнакомцу и били его, так что у того в конце концов глаза вылезли на лоб. Он не мог выговорить ни слова и молча указал на Таффи. — Дорогой мой, а где же злодеи, что проткнули тебя острыми копьями? — спросила Тешумай. — Никаких тут не было злодеев! — отвечал Тегумай. — Единственный, кого я видел сегодня, вон тот несчастный, которого вы бьёте сейчас. Не сошло ли ты с ума, о тегумайское племя? — Он принёс нам страшную картинку, — ответил главный вождь. — На картинке ты весь с головы до пят утыкан стрелами. Тут заговорила Таффи: — М… м… м… Сказать по правде… это я дала ему картинку… Ей было очень неловко. — Ты?! — закричало всё тегумайское племя. — Ты?! — Таффи, милая! Боюсь, нам с тобой сейчас придётся довольно круто… — проговорил Тегумай и обнял её, отчего она сразу перестала бояться врагов. — Говори! Говори! Говори! — сказал главный вождь тегумайского племени и запрыгал на одной ноге. — Я хотела, чтобы Незнакомец принёс сюда папино копьё, вот я и нарисовала копьё, — пояснила Таффи. — Оно одно, но я нарисовала его три раза, чтобы Незнакомец не позабыл о нём. А если вышло так, будто оно протыкает папину спину, это всё оттого, что кора очень маленькая и на ней не хватает места. А те фигурки, которые мама называет злодеями, это просто мои бобры. Я нарисовала их потому, что нужно же было показать Незнакомцу, что он должен пойти по болоту! И я нарисовала маму у входа в пещеру. Она стоит и улыбается Незнакомцу, потому что он такой милый и добрый. А вы… глупее вас нет на всём свете! Ведь он милый и добрый, зачем же вы измазали ему голову грязью? Вымойте его сию минуту! После этого все очень долго молчали. Никто не произнёс ни слова. Наконец главный вождь засмеялся. Потом засмеялся Незнакомец (а он был, как ты знаешь, теварец); потом засмеялся Тегумай, и так сильно смеялся, что не мог устоять на ногах; потом засмеялось всё тегумайское племя, — оно смеялось долго и громко. Потом главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел: — О ты сделала великое открытие! — Никакого открытия не хотела я сделать, — ответила Таффи. — Я просто хотела, чтобы сюда принесли папино чёрное копьё. — Всё равно! Это — великое открытие, и придёт день, когда люди назовут его умением писать. Покуда вместо писем мы будем посылать друг другу картинки, а в картинках — вы сами видели — не всегда можно разобраться как следует. Иногда выходит самая дикая путаница. Но придёт время, о дитя тегумайского племени, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать — и тогда у нас уже не будет ошибок. И пускай доисторические дамы смоют грязь с головы Незнакомца. — Вот будет хорошо! — сказала Таффи. — Потому что теперь вы принесли сюда на берег все копья, какие только есть у тегумайского племени, но позабыли принести одно-единственное — чёрное копьё моего папы! Тогда главный вождь тегумайского племени прокричал, проговорил и пропел: — В следующий раз, когда придёт тебе в голову написать письмо в виде картинки, пошли с этим письмом человека, который умеет говорить по-нашему, и тот человек разъяснит всё, что ты хочешь сказать в письме. А не то ты видишь сама, какие могут выйти неприятности для всего тегумайского племени, да и Незнакомцу придётся иногда нелегко. После этого тегумайское племя приняло в свою среду Незнакомца (хотя он был настоящий теварец). Племя усыновило его, потому что он оказался большим джентльменом и не скандалил, когда доисторические дамы облепляли всю его голову грязью. Но с того дня и до нынешнего (и, по-моему, это всё из-за Таффи) не много на свете найдётся таких маленьких девочек, которые любят учиться читать и писать. Больше нравится им рисовать картинки и тихонько играть где-нибудь неподалёку от папы — совсем как Таффи.


В ЭТОМ ТЕКСТЕ СОДЕРЖИТСЯ ВСЯ ИСТОРИЯ АНГЛОСАКСОВ, ВЫЖИВШИХ ПОСЛЕ ДРЕВНЕЙШЕЙ ВОЙНЫ, КОТОРАЯ БЫЛА  ВО ВРЕМЕНА КАМЕННОГО ВЕКА.

Такая вот оздоровительная гимнастика для мозгов читателя при помощи обычного лечебного письма.

Даже газета такая есть – ЛЕЧЕБНЫЕ ПИСЬМА. Правда, там не все письма лечебные, а только один заголовок самой газеты, ну хорошо, хоть так.

И на кочке можно привести себя в порядок, посмотреть на своё личико в зеркальце  болотной воды, обсохнуть и переждать. А чего ждём-то? А когда свои придут и вытащат.

Так уж заведено у писателей – выше головы не прыгнешь. О чём бы мы, писатели и поэты не писали, копнуть глубже истории своих предков мы не можем.

А Я СВОИХ ПРЕДКОВ ЕЩЁ ТОЛЬКО ИЩУ. И МНЕ, ВИДИМО, ЕЩЁ КОПАТЬ И КОПАТЬ.
28.12.20 г.