Человек из камня

Андрей Александрович Гребенкин
Микеланджело – младший современник Леонардо и старший современник Рафаэля. Фамилия Буонаротти – одна из самых почтенных в Италии. В 15 веке считалось, что искусство – занятие для ремесленников и рабов, а представителям древнего и знатного рода им заниматься не пристало. Молодой Микеланджело сумел преодолеть все предрассудки.

В 15 лет он попал в студию живописи и очень скоро начал поправлять своих товарищей и даже учителей, публично переделывая и улучшая их работы. Зависть и южный темперамент стали причинами жестокого удара от одного из молодых художников, который обезобразил лицо Микеланджело и навсегда придал ему мрачное выражение.

Микеланджело разбрасывался, как и Леонардо, он был слишком широк, чтобы отдаться какому-нибудь одному делу. В юности он больше всего любил живопись, потом сделал резкий поворот к скульптуре (первая его работа – мраморный Амур – произвела фурор, знатоки решили, что Микеланджело где-то в руинах откопал подлинное античное произведение). Одна из его фраз стала девизом всех скульпторов – «Я просто отсекаю все лишнее». Звучит просто. Но если взять кусок пластилина и попытаться вылепить человеческую руку… А потом представить, что работать нужно не с пластилином, а с мрамором. Одна ошибка – и все пропало.

Он также быстро стал знаменит как архитектор, поэт и музыкант. Еще 12 лет он потратил на изучение анатомии, не боясь, как и Леонардо, препарировать тела умерших – даже от холеры.

Завистники постоянно сравнивали и сталкивали Микеланджело с Леонардо и Рафаэлем. Считается, что Леонардо он уступал как живописец. Рафаэль же сразу признал Микеланджело своим учителем.

Микеланджело обладал огромной физической силой, был аскетом, всецело преданным искусству. Уже при его жизни ходили слухи, что он распял нескольких рабов, чтобы лучше понять и изображать главный евангельский сюжет.

Грандиознейшими творениями Микеланджело стали росписи Сикстинской капеллы. Он приступил к работе с несколькими товарищами, но скоро все соскоблил и стал работать один. Сложно даже представить, насколько тяжело это было. Каменная пыль сыпалась в глаза и уши, въедалась в кожу. Приходилось висеть (и творить!) вниз головой на 18-метровой высоте. Результаты работы видны стоящему на полу зрителю, но не художнику, он должен был покрыть росписями 600 квадратных метров фактически наугад (не доверяя никому ни одного мазка). И очень быстро: краску нужно успеть нанести до того, как высохнет штукатурка. Непросто было бы даже покрасить такое пространство валиком, не то что написать «Сотворение мира» и «Страшный Суд».

Микеладнжело больше всего любил изображать мощь, осязаемую силу, страстные обрацы из Ветхого Завета. Именно ему принадлежит самый великий и узнаваемый образ Саваофа (ветхозаветного Бога) в истории искусства.

«Страшный Суд» – это более 400 фигур, объединенных одним сюжетом. Ни одна поза не повторяется. Все фигуры, в т.ч. Бога – без одежды, несмотря на требования и угрозы заказчика (Папы Римского!). Каждая фигура кажется трехмерной, будто она не написана, а изваяна. Изображены буквально все человеческие и нечеловеческие страсти – от зависти до умиления. Все фигуры, кроме Христа, находятся в круговом движении, которое зритель ощущает физически. И еще кажется, что вся роспись сделана в один день, абсолютное единство стиля и мастерство в каждой детали. На самом деле этот один день продолжался 8 лет.

Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Наряду с «Евангелием от Матфея» использованы мотивы «Божественной комедии» Данте.

Не случайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.

И все равно нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте Папе, что это дело пустячное... Пусть он сначала наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро...» Тем не менее Тридентский собор (!) постановил прикрыть наготу фигур драпировками. Один из учеников Микеланджело задрапировал фигуры и остался в истории искусства как «панталонный мастер». Потом другие художники еще много лет дорисовывали детали одежды.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы.

В 70 лет Микеланджело совершил еще один подвиг, создав купол Собора Св. Петра. Над самым большим храмом в мире к тому времени уже 40 лет бились поколения творцов, включая Рафаэля. Но только Микеланджело смог придать гигантскому комплексу гармоническое единство.

«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Петр был приговорен в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затрудняло многих художников, поскольку изображенная ими фигура распятого вниз головой Петра зачастую выглядела нелепо, неэстетично. Микеланджело блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста. Массивная фигура святого (единственная обнаженная фигура на полотне, что совершенно нехарактерно для художника) образует центр композиции, а остальные фигуры расположены так, словно стоят вдоль обода гигантского, неумолимо вращающегося колеса.

Судьба отмерила Микеланджело целых 89 лет жизни (средняя продолжительность в то время – 40 лет).
Незадолго до смерти Микеланджело сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть какие-то промежуточные, еще не отточенные работы.

В полнейшем сознании он составил завещание, состоящее из трех слов: душу свою отдавал в руки Господа, тело земле, а имущество ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить о страстях Господних, когда будет он отходить в мир иной.