Имя на поэтической поверке. Ада Якушева

Лев Баскин
   Как исполнительница своих произведений, Ада Якушева стала известна, в первую очередь, благодаря своим песням, которые стали её визитной карточкой: «Вечер бродит по лесным дорожкам»-1959 год и «Ты моё дыхание»-1961 год.

  Работала редактором на радиостанции «Юность» - вела программу «Здравствуй, товарищ!» и «Песня, гитара и я», на Всесоюзном радио, ездила по Сибири и Дальнему Востоку.

  На фирме «Мелодия» была выпущена её сольная пластинка – альбом «На время позабудь» в 1991году, с записями середины 60-х годов, бардовских, самодеятельных песен.

Кроме того, именно ей была посвящена песня «Ты у меня одна» - одна из самых известных песен барда Юрия Визбора, у которого она была его первой женой и Музой.

     «Вечер бродит по лесным дорожкам»

Вечер бродит по лесным дорожкам,
Ты, ведь тоже любишь вечера
Подожди пока ещё немножко,
Посидим с товарищами у костра.

Что волшебней задушевной песни,
И молчанья в отблесках огня,
Нет на свете глаз твоих чудесней,
Что глядят задумчиво так на меня.

Вижу целый мир в глазах тревожных
В этот час на берегу крутом.
Не смотри ты так неосторожно,
Я могу подумать что-нибудь не то.

Вслед за песней позовут ребята
В неизвестные ещё края,
И тогда над крыльями заката
Вспыхнет яркой звёздочкой мечта моя.

     «Ты – моё дыхание…»

Ты – моё дыхание,
Утро моё ты раннее,
Ты и солнце жгучее
И дожди.
Вся себя измучаю,
Стану я самой лучшею,
По такому случаю
Ты подожди.
По такому случаю
Ты подожди.

Подожди, себя тая,
Самой красивой стану я,
Стану самой умною
И большой.
Сколько лет всё думаю:
«Как бы поймать звезду мою»
А звезда – рюкзак на плечи
И пошёл.
А звезда – рюкзак за плечи
И пошёл.

Ты моя мелодия,
Ты – вроде ты и вроде я.
Мой маяк у вечности
На краю.
Спросят люди вновь ещё:
«Ну, как ты к нему относишься?»
Я тогда им эту песню
Пропою.
Я тогда им эту песню
Пропою.

Что
Ты – мой дыхание,
Утро моё ты раннее.
Ты и солнце жгучее
И дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею,
По такому случаю
Ты подожди.
По такому случаю
Ты подожди.

  Ариадна Адамовна Якушева  более известная под псевдонимом Ада Якушева (24.01.1934. Ленинград – 06.10. 2012. Москва), советская и российская поэтесса, бард, радиожурналист и писательница.

  Ада Якушева родилась 24 января 1934 года в Ленинграде. Во время войны отец девочки воевал в партизанском отряде комиссаром и погиб на территории Белоруссии. Отец и мать были крестьянских корней.

  О матери информации нет. В детстве Ада обучалась игре на виолончели, но музыкальную школу не окончила. В 1952 году поступала в МГУ, но не прошла по конкурсу.

  В своих воспоминаниях она писала: «Сейчас поражаюсь своей дерзости, но твёрдо решила поступать на журфак МГУ, сочинения по литературе на вступительных экзаменах я написала в стихах.

  Куча грамматических ошибок перечеркнули все мои надежды.
  И только непонятной благосклонностью преподавателей можно было объяснить то, что они выставили всё же удовлетворительную оценку-3, которая позволила мне быть зачисленной на вечернее отделение Московского Государственного Педагогического института имени Ленина (МГПИ).

  А через год появилась возможность перевестись на дневное отделение.

  Однокурсниками Ады Якушевой числились ставшие впоследствии не менее известными деятели культуры: режиссёр П.Фоменко, поэты - Ю Ким, Б. Вахнюк, Ю.Коваль. Оказался среди них и будущий муж Ады Адамовны - Юрий Визбор.

  Аббревиатуру – МГПИ – студенты, шутя, расшифровывали как «поющий институт». Окончив институт в 1956 году, Ада Якушева, некоторое время работала учителем в московской школе №106, затем корреспондентом многотиражки МАИ (1956-1957).

  В 1958 году вышла замуж за Юрия Визбора, в ноябре того же года у них родилась дочь Таня.

  Сочинением стихов и песен Ада Якушева начала ещё в институте. По собственному признанию поэтессы, во-первых, чтобы не страдать от ревности к Юрию Визбору, а во-вторых, потому что в институте все что-то писали.

  Современники характеризовали Аду Якушеву одним словом – светлая. На институтских семинарах отмалчивалась, постоянно строчила в тетрадке. Как оказалось стихи.

  Для людей, одарённых музыкально, в Советском Союзе существовала система бесплатного факультативного обучения – семинар самодеятельных композиторов при Союзе композиторов СССР.

  Обучение на семинаре позволяло получить музыкальное образование в объёме, не уступающем консерваторскому, но без диплома. В 1959 году обучение прошла и Ада Якушева.

  Первая песня Ады Якушевой «Песня о Москве» появилась в 1954 –году. Прославила девушку и песни: «Вечер бродит по лесным дорожкам» и «Ты – моё дыхание».

Кроме того, Адой Якушевой были выпущены три книги. В первой книге – очерков, «Если бы ты знал» - поэтесса рассказывала о людях, с которыми довелось встретиться в жизни и журналистской деятельности.

 Поделилась она и своим мнением о творчестве бардов, об особенностях авторской песни, песенных фестивалях и конкурсах. Позднее переработанные мемуары вышли под названием, во второй книге: «Песня – любовь моя».

Третья книга «Три жены тому назад. История одной переписки» представляет собой историю отношений Ады и Юрия Визбора, выраженную в письмах.

  Слова «три жены тому назад» Ада Адамовна позаимствовала у друга семьи, актёра Зиновия Гердта, который так же, как и Визбор, был трижды женат.

  Первая сольная пластинка Ады Якушевой появилась только в 1991 году: фирма «Мелодия» наконец-то сподобилась выпустить сольный альбом «На время позабудь» с записями середины 60-х, причём таким мизерным тиражом, что альбом стал раритетом.
А до этого только вставки в музыкальный журнал «Кругозор» и редкие стихи в песенниках, порой даже и без упоминания авторства.

  Среди изданных аудио-записей певицы, пользовались большим спросом – «На время позабудь», «Ты – моё дыхание», «Лучшие песни», «Ада Якушева» - в серии «Российские барды».

  Стихи Ады Якушевой включались в коллективные сборники туристской и бардовской песни, с 1991 года, среди них: «Синие сугробы» и «В речке каменной». Произведения Ады Якушевой исполнялись на популярных в 70-е  начале 2000-х на фестивалях авторской песни.

  В ХХI веке песня «Ты – моё дыхание слышна в рекламе. Исполняет её Варвара Визбор – внучка Ады Якушевой и Юрия Визбора. Внучка Визбора – Варвара продолжила творческую династию Визборов.

  В 2015-ом году девушка испытала удачу на шоу «Голос», но не прошла дальше отборочного слепого прослушивания. Варя получила актёрское образование, выступала на театральной сцене и в ночных клубах.

  Руководит собственным музыкальным коллективом. Выпустила четыре альбома, где среди прочих исполняет песни знаменитого деда и бабушки.

  Как вспоминала Ада Адамовна, семейная жизнь, с 1958 года, с Юрием Визбором была бурной.
С уходами и возвращениями. Факты биографии Ада Якушева откровенно задокументировала в стихотворении «Снова твоё бесконечное «жди!» («Не уходи»).

  Юрий Визбор – муж – человек любвеобильный, всегда в окружении большой компании. И со всеми пассиями предпочитал заключать официальный брак.

   Юрий Визбор жил в состоянии постоянной влюблённости ив итоге ушёл, от Ады Адамовны, однако об истинных причинах расставания стороны умалчивают.

  Но Аде Адамовне льстила мысль, что она Муза Визбора. Считается, что главную песню шестидесятников «Ты у меня одна» - Юрий Иосифович посвятил первой жене:

      «Ты у меня одна»

Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Ни за туманами,
Дальними странами.

В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить , всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.

Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!

1964 год.

  Будучи женатым на другой женщине, Юрий Визбор недаром говорил, что если бы начал жизнь сначала, опять женился бы на Аде. Когда семья через несколько лет распалась, Ада и Юрий, будучи интеллигентными людьми, сохранили хорошие отношения.

  Юрий Визбор, в своё время, точно охарактеризовал бардовскую, самодеятельную песню, такими словами:

  «Песня, её музыкальный строй, стихи – всё это вместе и является живым и волнующим сколом человеческой души».

  Прожил Юрий Визбор, к сожалению, до обидного мало, всего 50-ть лет (20.06.1934. – 17.09.1984.), скончался от рака печени.

  Дочь легендарных авторов и исполнителей бардовской песни Ады Якушевой и Юрия Визбора – Татьяна, известный российский радиожурналист, внешне очень похожа на своего отца.

  При сравнении людей на этот факт, с улыбкой уточняла: «В роли Бормана, в «Семнадцати мгновениях весны»».

  Татьяна по приглашению побывала в Вильнюсе и приняла участие в публичной встрече на тему: «Репортаж о песне: Татьяна Визбор о творческой журналистской династии».
Татьяна подчеркивает, что гордится своей фамилией.

  «Она досталась нам от дедушки-литовца Юозаса Визбараса, моряка Балтийского флота.
 При переезде в Россию после революции, непонятное для пролетариата окончание «ас» убрали, средняя «а» превратилась  в «о», а имя – в известное всей стране - Иосиф.

  Во время Гражданской войны, на Южном фронте – дедушка был командиром в РККА, в середине 1930-х годов – на руководящей работе в милиции Таджикистана.

  В 1934 году был ранен в спину из маузера. Затем был оперуполномоченным ОБХСС в Москве.

  В 1938 году по сфабрикованному обвинению, в принадлежности к  контрреволюционной латышской националистической организации - дедушку расстреляли. Папе тогда было три года.

  До моего деда было арестовано 8-мь человек, и они все признали свою вину – не существующую, разумеется, в реальности, все допросы проходили под пытками.

  Сломленные люди подписывали бумаги с фамилиями тех, кого НКВД планировала взять следующими. Единственный, кто выдержал и не признал свою вину – мой дед, и на нём процесс по этому делу был закончен.

  Они не могли выбить из него ничего. Ни признаний вины, ни имён «сообщников». А раз нет показаний, значит, больше некого зацепить. И когда потом, после смерти Сталина, стали разматывать всю эту цепочку, выяснилось, что никто из них ни в чём, конечно, не виноват. И всех реабилитировали».

  По словам Татьяны. Этот факт отразился и на судьбе её отца – Юрия Визбора. Он не мог поступить ни в МГИМО, ни МГУ.

   Документы сразу возвращались, как только узнавали, что он сын репрессированного. Смог попасть только в педагогический, который в то время брал всех.

  Татьяна рассказала забавную историю, которая произошла с ней в школе:

  «Когда мне задали в школе вопрос о национальности, я стала живенько рассказывать об украинских, литовских, белорусских и польских бабушках и дедушках.

  На что учительница отреагировала несколько странно: «Напишите пока – еврейка, а там разберёмся».

  Татьяна считает, что фамилия ей иногда только мешала в жизни. «Параллельно с учёбой на факультете журналистики МГУ, я работала в молодёжной редакции Центрального телевидения.

  К моменту получения диплома в деканате лежал официальный запрос от руководства «молодёжки». Куда выпускницу Татьяну Юрьевну Визбор – опять же официально – и распределили.

  Прихожу в отдел кадров, а там говорят, что не могут взять меня даже уборщицей.

 На одном из собраний, председатель Гостелерадио Сергей Лапин заявил: «У нас не завод «Красный пролетарий», нам не нужны трудовые династии». И я попала под этот неписаный приказ.

  Ведь отец в то время был одним из трёх штатных специалистов творческого объединения «Экран», а мама работала на радиостанции «Юность». Отец ужасно переживал, что и у меня могут начаться проблемы и предложил сменить фамилию.

  Говорил: у тебя только очень хорошие фамилии. Например, Шевченко, по его маме и моей бабушке. Или Якушева – по моей маме», - рассказывала Татьяна Визбор, в Вильнюсе, на встрече со слушателями.

Надо отдать должное Татьяне – отцовскую фамилию – Визбор – она наотрез отказалась менять, вопреки просьбе отца.

  За Визбором всегда тянулся хвост диссидентства, хотя он таковым не был. Есть люди, которых интересует борьба человека с человеком, а есть, кого интересует борьба человека со стихией. Юрия Визбора искренне интересовал второй аспект.

  Юрий Визбор хотел поехать по приглашению в США. Он познакомился в горах с иностранцами, и они прислали ему вызов. Но за границу его не выпустили.

  Почему-то думали: если капиталистическая страна, то он обязательно там останется. У него таких мыслей отродясь не было. Он был патриотом. Бесконечно любившим Родину.

  У Юрия Визбора есть песня «Рассказ технолога Петухова», которую приписывают то Галичу, то Высоцкому, то вообще заносят в раздел «народное творчество». Её припев знают все, даже те, кому имя Юрия Визбора ничего не говорит».

«Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей».

  Власти усмотрели в этих строчках страшную крамолу – то ли раскрытие государственной тайны, то ли издевательство над славными достижениями советского народа.

  Отцу Татьяны это здорово аукнулось: негласный запрет на Визбора длился почти десять лет. Хорошо, что на радио остался и не был лишён возможности участвовать в концертах – вспоминала факты жизни легендарного барда его дочь Татьяна Визбор.

  Юрий Визбор был хорошим актёром, он снялся в 18-ти картинах, конечно наибольшую популярность принесла ему роль Бормана в телевизионном сериале, картине режиссёра Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

  Татьяна рассказала одну весёлую историю, связанную с её отцом, в командировке:
«Вскоре после выхода на экраны фильма «Семь мгновений весны», отец снимал на Ставрополье документальный фильм. И вдруг его вызывают в Москву. Срочно. Билетов, конечно, нет – август, разгар курортного сезона.

  У касс в аэропорту огромные толпы не потерявших надежду, что кто-то откажется от билета или снимут бронь.

На фоне жаждущих вернуться домой отдыхающих отец очень выделялся: голубая рубашка, клетчатый пиджак, ультрамодный галстук, тёмные очки.

Видимо, поэтому толпа, не чиня препятствий, пропустила его к окошку. Визбор приподнимает очки и, пристально глядя в глаза девушке-кассирше,
тихо спрашивает: «Вы меня узнаёте? Я Борман. Мне надо срочно улететь в Мюнхен. Вы меня понимаете?»

  Она его почему-то сразу поняла и шёпотом сказала: «До Мюнхена, к сожалению, нет, но есть до Москвы». Отец кивнул и так же шёпотом произнёс: «Очень хорошо, давайте что есть». И улетел!».

  По мнению Татьяны, по народной любви с «Семнадцать мгновений любви, мог бы посоперничать разве что фильм «Чапаев».

  Ленту тут же разобрали на цитаты, а про героев фильма стали сочинять анекдоты. Прежде всего, конечно, про Штирлица с Мюллером, но и персонаж отца – Борман – удостоился народного творчества. Татьяна помнила такой анекдот:

  «Борман приходит в бункер к Гитлеру, а тот в полном отчаянии рвёт на себе волосы: «Мартин, что делать? Война проиграна! Русские под Берлином!».

Борман кладёт фюреру руку на плечо: «Да успокойся ты, Адик! Давай лучше споём…»Лыжи у печки стоят, гаснет закат за рекой…»

   В 1968 году Ада Якушева вышла замуж за радиожурналиста, зам. директора радиостанции «Юность» Максима Кусургашева, однокурсника и свидетеля на первой свадьбе. В этом браке родились - сын Максим и дочь Даша.

  В начале 1960-х годов Ада Якушева создала в институте МГПИ и возглавила женский ансамбль, с которым гастролировала по стране.

  Вспоминают, что песни Ада Адамовна писала очень быстро. Кто-то пытался их подсчитать, дошёл до трёхсот и сбился.

  С 1966  по1968 год, Ада Якушева работала редактором на радиостанции «Юность», ездила по Сибири и Дальнему Востоку, вела передачи «Песня, гитара и я», «Здравствуй, товарищ!».

  Слушатели советской эпохи знают голос Ады Адамовны по радиостанции «Юность». Передача, которую вела Ада Якушева, выходила утром в субботу и дарила заряд бодрости и оптимизма на весь день.

   В конце 60-х годов Ада Якушева познакомилась с тогда ещё, никому не известной Аллой Пугачёвой. Девушки подружились, пели вместе на одной сцене.

  Как сказала Ада Адамовна в интервью, будущая звезда эстрады была хорошей подружкой, и их дети Максим и Кристина нашли общий язык.

  В том же интервью Ада Якушева отметила, что и с бывшими жёнами Визбора – актрисой Театра имени Ермолова – Евгенией Ураловой и журналисткой Ниной Тихоновой – удалось найти понимание.

  Последние годы жизни, Ада Якушева жила скромно, на одну пенсию и авторские отчисления получила лишь однажды,  в размере 20-ть тысяч рублей, хотя её песни постоянно звучали по Всесоюзному радио и исполнялись на концертах по всей стране.

  Не общалась с журналистами, ссылаясь на возраст и отсутствие времени. Несмотря на это, Ада Адамовна посещала центр социального обслуживания населения Москвы (ЦСО), где давала бардовские концерты для инвалидов.

  В одном из таких центров в московском районе Фили-Давыдково, Ада Якушева была частным гостем.

  Ада Адамовна Якушева умерла 6-го октября 2012 года, в Москве, на 79 году жизни. Причина смерти – рак лёгких. Муж, Максим Кусургашев (1930-2002), скончался 10-ю годами ранее.

  До последних дней рядом с певицей находилась дочь Татьяна.

  Татьяна позже поделилась в СМИ, с каким равнодушием и цинизмом врачей пришлось встретиться, как отказывали в госпитализации и предоставлении лекарств. Похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.

  По словам современников, Ада Якушева, была «солнышком современной авторской песни».

  На светлую память о Аде Адамовне Якушевой, выдающейся поэтессе, первой женщине барде, единственной, на то время, в когорте мужчин, нам в России, остались её талантливые песни и душевные стихотворения.

Из поэтического наследия Ады Якушевой.

       «Стало холодно. Что делать?»
                Посвящается подруге Юле.

Стало холодно, Что делать?
А кому теперь тепло?
То, что было – снегом белым,
Замело, заволокло.

То, что будет, нам, как видим,
Знать пока что не дано.
И, подобно Атлантиде,
Опускаюсь я на дно.

Не права – я это знаю.
Хоть жива, да не живу.
Помоги ты мне, родная,
Продержаться на плаву.

      «Синие снега»

Ты уйдёшь усталая, слов не говоря,
И погаснет алая зимняя заря,
И дорогу ровную заметёт пурга,
Злые подмосковные синие снега.

Будут ночи тёмные мчаться без следа,
Как туманы горные будут плыть года,
Но любовь зачалена навсегда моя,
На крутых, отчаянных, мёртвых якорях.

Ты не пишешь писем мне, телеграмм не шлёшь,
В незнакомой стороне без меня живёшь,
Но однажды вечером, сердце потеряв,
Ты поймёшь, как мечется алая заря.

Мой характер ангельский ты тогда поймёшь,
Прилетишь с Архангельска, с Воркуты придёшь.
На дорогу ровную не мети пурга,
Стайте, подмосковные синие снега.
1959 год.

     «Снова твоё бесконечное «жди!»».

Снова твоё бесконечное «Жди!»
Белой дорогой мне в окна глядит.
Снегом о снежный стучится настил.
Я не хочу, чтобы ты уходил.

В снег не хочу и в жару не хочу
Я прислоняться к другому плечу.
Хватит ли сил мне, не хватит ли сил,
Я не хочу, чтобы ты уходил…

Мне всё равно, сколько лет позади,
Мне всё равно, сколько бед впереди.
Я не хочу, чтобы ты уходил,
Не уходи или не приходи…

     « Мне кажется…»

Мне кажется, что я давно живу во власти снов.
За это счастье на меня в обиде.
Я песню написать хочу про долгую любовь,
Которую мне не пришлось увидеть.

Когда несчастье злое у парадного стоит,
И горе руки мне кладёт на плечи –
Я песню написать хочу товарищам своим,
Друзьям, которых никогда не встречу.

Я песню написать хочу, что виден мне в окно
Туманного, большого счастья берег.
Мне кажется, что я давно живу во власти снов…
Мне кажется. Но я себе не верю…

       «Вчера, едва проснувшись рано утром…»
                Александру Городницкому.

Вчера, едва проснувшись рано утром,
Я вдруг смекнула прямо наяву,
Что мир устроен празднично и мудро
Пока в нём Городницкие живут.

      «Мне хотелось бы самую малость…»

Мне хотелось бы самую
                малость:
Будем вместе, всегда,
                а не врозь,
Чтобы пелось и легче дышалось
И читалось, и просто
                жилось!