Поэтические Экзерсисы 165

Юрий Довгалёв Донской
        Жизнь и Поэзия К.Д.Бальмонта
              Глава Шестая

Бальмонт поклонялся мигу, мгновенно полагая, что мгновение всегда единственно,
Неповторимо. Что мгновение открывает истину, даёт поэту возможность увидеть
Далёкую даль. Сам поэт, как бы был вписан, в это мгновение, этот смысл вложен
В его стихах: "Я не знаю мудрости, годной для других, только мимолётности я,-
Влагаю в стих. В каждой мимолётности вижу я миры, полные изменчивой радужной
Игры". Когда Бальмонт появился на литературной арене, больше всего поразила
Читателей, пожалуй музыкальность его стихов. Уж очень сильно они отличались от
Анемичной журнальной поэзии конца прошлого века! В них была давно не слыханная
В русской поэзии звонкость, певучесть, было просто богатство свежих рифм, в том
Числе и внутренних,- в них была щедрая музыкальная звукозапись. Бальмонт как бы
Заново показывал читателю красоту и самоценность слова, раскрывал, по выражению
Иннокентия Анненского , его музыкальную потенцию. Бальмонт как бы шёл навстречу
Девизу, провозглашённого во Франции поэтом Верленом:"Музыка - прежде всего". Он
Очаровывал читателя вкрадчивыми и плавными - возвратными повторами, в которых
Лилась мелодия:"Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени погасшего дня. Я на
Башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня". Какая

Завораживающая сила в его поэзии!? Валерий Брюсов, на первых порах попавший под
Обаяние Бальмонта, писал, что всех любителей поэзии Бальмонт влюбил в этот свой
"Звонко-певучий стих". Что "равных Бальмонту в искусстве стиха в русской поэзии,
Русской литературе (после А.С. Пушкина), исключая отдельные стихотворения поэтов
Просто не было". В дальнейшем оценки Брюсова были гораздо сдержанней, а сам поэт
Горделиво заявлял в 1907 году:"Имею спокойную убеждённость, что до меня в целом,
Не умели в России писать звучных стихов". Новизна поэтических средств, которой
Гордился Бальмонт, была, конечно относительной. "Стих Бальмонта, писал тот же
Брюсов в 1912 году,- это стих нашего прошлого, усовершенствованный, утончённый,
Но, по существу, всё тот же:"другие поэты" не только "предтечи" Бальмонта в этом
Искусстве стиха, но несомненно его учителя". Структура стиха у Бальмонта была
Традиционной, но уже в лучшие коронные его книги, проникли риторика, ложные
Красивости, бряцание рифмами - всё то, что было потом названо "бальмонтовщиной".