Бой под Расейняем

Евгений Германович Крысин
Танк КВ под Расейняем
единицей боевой
дал немецким негодяям
в сорок первом смертный бой.

Двадцать третьего июня
шесть танкистов в танке том,
пред врагами не пасуя,
учинили им разгром.

Мощью «сталинского монстра»
упокоились тогда,
раскрестившись для погоста,
танки пришлого врага.

Бой не мог продлиться долго
и ушёл в бессмертье наш
с честью отданного долга
беспримерный экипаж.

Мы не ведаем имён их,
все они погребены
в стёртых списках не учтённых
победителей войны.

Этот подвиг стал известен
нам от тех, кто видел танк
наш в прицела перекрестье,
пережив щенячий страх.


КРАТКАЯ СПРАВКА.

Вечером 23 июня 1941 года, после непродолжительной контратаки советских танков, в пределах видимости дороги на литовский городок Расейняй немцами был замечен советский танк КВ-1. На первый взгляд он казался брошенным. Если в нём кто и был, то окружить и уничтожить танк в чистом поле было для немцев проще простого. Скорее всего он отстал от своих или сломался, а значит, не представлял опасности.
Однако как только на дороге появилась колонна немецких танков и автомобилей, монстр ожил. Первым же выстрелом он взорвал грузовик с горючим, дальше поочередно уничтожил несколько противотанковых пушек и танков, а потом опять принялся «щелкать» грузовики. Когда шоссе стало напоминать ад, а в груде металла с трудом узнавались немецкие танки, КВ успокоился. На его корпусе было несколько небольших вмятин и сколов, но пробить его броню никто не смог. Правда, после боя танк не отправился дальше, а продолжал неподвижно стоять прямо на дороге, будто не мог пошевелиться. Спустя сутки на дороге появились новые колонны немецких танков, но вместе с ними были 88-миллиметровые зенитки, для которых 70-миллиметровая броня КВ не была непробиваемой.
Со стороны ситуация казалась абсурдной и дикой: целая армия, а против нее одинокий КВ, который опять выглядел так, будто экипаж покинул его. Но  «Климент Ворошилов» снова встретил гостей раскатистым взрывом снарядов. Немцы поняли, что перед ними стоит машина с отчаявшимся, но не сломленным экипажем внутри.
Минуты наших танкистов были сочтены, самоотверженный танк буквально растерзали. Пользуясь численным преимуществом, Pz-35 хладнокровно окружили одинокий КВ, в то время как оставшиеся в строю 88-миллиметровые орудия осыпали танк градом снарядов. После тринадцатого попадания КВ перестал шевелиться. Но даже тогда фашисты не осмелились тронуть заговоренный танк. Лишь выждав некоторое время и убедившись, что враг уничтожен, немецкие солдаты рискнули приблизиться к нему. Но когда они подошли на расстояние в несколько метров, башня танка неожиданно стала поворачиваться в их сторону — экипаж был еще жив! Перепуганные солдаты стали разбегаться кто куда, но несколько брошенных гранат довершили судьбу доблестных красноармейцев…
Изумленные немцы нашли в танке тела шести отважных танкистов. Целых двое суток один танк с 6 танкистами сдерживал танковую группу и несколько сотен пехотинцев! Война войной, но воинские подвиги во все времена чтили и союзники, и противники, поэтому геройский экипаж был похоронен немцами с воинскими почестями.
В 1965 году танкисты были перезахоронены на воинском кладбище под Расейняем. Имена трех солдат до сих пор неизвестны. Личные вещи подсказали имена двух бойцов: Ершов П.Е., Смирнов В.А. и лишь инициалы третьего — Ш.Н.А.

Об этом героическом эпизоде Великой Отечественной войны стало известно лишь в 1945 году после допросов немецких пленных, сдавшихся американцам.