Голосование! 10 Ритмический конкурс

Маллар Ме
Приветствую вас, дорогие участники и гости Ритмического конкурса!


Итак, нам поступило 11 произведений.


Начинаем ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. Голосуют только участники конкурса. Кто не проголосовал - выбывает из Конкурса.

На голосование отводится 7 дней - по 27 ДЕКАБРЯ включительно.


РИТМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОЛЬНИК воспринимается по-разному, может быть сугубо индивидуальным. Поэтому традиционно к дольнику требования мягче, чем к логаэду.

Очень прошу не придираться и не заниматься выискиванием и "ловлей блох"!
Однако - конструктивная критика необходима авторам для совершенствования своих произведений!


Оценки посылайте на электронную почту ведущей. Адрес:

i_kren@mail.ru

или в личные сообщения на авторской странице ведущей Марии Абазинки, здесь: http://www.stihi.ru/avtor/mercy

ЕСЛИ Я НЕ ОТВЕТИЛА ВАМ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ - ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!


ВЫСТАВЛЯЕМ ДВЕ ОЦЕНКИ для каждого стихотворения!

Конкурс - ТЕХНИЧЕСКИЙ, поэтому -

ПЕРВАЯ оценка - ЗА ТЕХНИКУ. ВТОРАЯ оценка - ЗА ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.

А вот что относится к первой оценке за технику, если ритм выдержан?  Или – что рассматривать, выставляя вторую оценку, за художественность?


Предлагаю ознакомиться с этими критериями и ориентироваться на них:

1 ОЦЕНКА – ЗА ТЕХНИКУ:

А) качество рифмы;
Б) использование необычных технических приёмов (внутренняя рифма, аллитерация и др.)
В) качество синтаксиса (правильные и гармоничные словосочетания, правильные и гармоничные предложения), уместность и достаточность пунктуации (знаки препинания на своих местах) АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ ДОПУСКАЕТСЯ, НО ОБЪЯСНЯЕТСЯ АВТОРОМ.

Ошибки:
- грамматические,
- бедные рифмы,
- замедление ритма и спотыкание из-за труднопроизносимых  слов или скопления согласных, извращённый смысл из-за этого («ССвинцом в груди», «стоящиММраком»);
- сокращения и удлинения слов ради ритма(«наверно» вместо «наверное»,  «желанье» вместо «желание»,  «счастие» вместо «счастье» и т.п.);
- ошибки фонетические (слипание и стык согласных, слияние гласных на стыке слов);
- неверные ударения;
- ошибки синтаксические (неправильно построенные фразы, предложения, инверсии, которые портят смысл);
- возникновение нелогичных цезур, нарушающих ритм (вследствие необходимых знаков препинания внутри строки: "Не повернуть. От Иордана…" (Не повернуть от Иордана)
- ошибки пунктуации (оправданность и правильность знаков препинания. АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ ОБЪЯСНЯЕТСЯ АВТОРОМ)


2 ОЦЕНКА  – за художественную наполненность произведения:

- ясность смысла текста;
- соответствие лексики смыслу и выбранному стилю;
Ошибки стилистические: смешение стилей речи, например – неожиданные вкрапления разговорных словечек, канцеляризмов и т.п.
- логичность повествования в целом;
- уместность выбранных образов;
- лиричность, философичность или сюжетность;
- наличие выразительных средств поэтической речи (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.п.);
- оригинальность выбранной темы произведения.

Каждая оценка – от 1 до 5.


ВНИМАНИЕ! НИЗКИЕ ОЦЕНКИ "1" и "2" требуется ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЯСНИТЬ! И не общими словами, а конкретно по тексту. Иначе шорт не принимается. Остальные оценки не требуют комментариев.
Шорт с одинаковыми оценками не принимается!


Форма оценочной рецензии, посылаемая ведущей:
№ 1 – 4, 5
№ 2 – 3, 2 (комментарии к двойке)
и т.д.

СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ ОЦЕНИВАЕМ!


ГОЛОСУЕМ ПО 27 ДЕКАБРЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО!

На следующий день ведущей уже будут опубликованы все оценочные шорты одной рецензией и начнётся их ОТКРЫТОЕ обсуждение, дебаты на 3 дня.

Публикация обзоров каждым участником желательна, но не обязательна (если к критику нет вопросов ведущей или участников). Критики, поставившие низкие оценки должны опубликовать свои шорты отдельной рецензией - это обязательно.

Вопросы и обсуждение оценок приветствуются!

Допускается изменение своих оценок в процессе дебатов, но только после аргументированных возражений и только с разрешения ведущей. Нельзя произвольно изменять свои оценки просто потому, что другие проголосовали иначе.
 Изменить оценки можно так:
  +/-   1-2 балла к общей сумме изначально выставленных баллов, и только после обсуждения с автором и ведущей.


Голосуем объективно, задвинув личную заинтересованность в дальний угол.


ВНИМАНИЕ! НАПОМИНАЮ РЕГЛАМЕНТ И ПОЛНОМОЧИЯ ВЕДУЩЕЙ:

После окончания голосования даётся ещё 1-2 дня на сбор информации ведущей, которая имеет право при подведении итогов скорректировать оценки до средних показателей, в случае, если оценки были неоправданно заниженными, или критик не представил убедительных аргументов в доказательство своих низких оценок. В таком случае, ведущая решает этот вопрос с критиком в индивидуальном порядке или уведомляет его об изменении оценки.

Ведущая принимает и жалобы от авторов по этому вопросу в личные сообщения.

Каждый спорный случай будет тщательно рассматриваться.

Если не будет необходимости прибегать к этому правилу, итоги могут быть объявлены на следующий день после окончания голосования.

Прошу высказываться культурно и уважительно.
Некорректные выражения и флуд буду удалять.

За высказывания и стиль полемики, дискредитирующие Задание, ведущую или сам Конкурс, участник не допускается к следующим турам Конкурса.


ЕЩЁ РАЗ: ГОЛОСУЕМ ПО 27 ДЕКАБРЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.

А теперь - ваши произведения...

Желаю приятного чтения!


~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~*


1. Для чего свобода?

На душе туман – не видать ни зги,               
заплутали в нём, но ещё близки.          
Обречённые ждать передряг разлуки,       
мы готовы терпеть выкрутасы скуки.          
У двери поцелуй, чуть щеки касаясь,          
и весь день свободны, в лукавстве каясь.   
Вечерами – чай у глазка экрана,               
и по разным спальням уходим рано.            
Мы житейской правды устали бояться,
но опять надеваем маски паяцев.
Из-за ханжеских ценностей гробим жизни.
Неужели в тоске прозябать до тризны?
Может быть, изгнать из душонки труса,
разрубив несчастный гордиев узел?          
Бередит вопрос: для чего свобода –               
обжигаться снова и дуть на воду?               
А Харон на посту – он по нам скучает.
Не осталось желаний – итог печален.
А в глаза глядят удивленно дети –      
мир для них ослепительно светел.   

      
2. В невменяемости

Залетели в глаза соринки-брёвна
И кривда по венам пошла проворно,
Одурманила, вывела, овладела,
И душу сдавило пьяное тело.

И забилась в сердце птица-душонка,
Крича ногам:
-Бесполезна гонка!
Для чего несётесь, пальцы сбивая?
Бега на рогах – игра роковая!

Успокойте прыть, левая с правой,
Постойте чуть у зелёной дубравы!
Но вопят, соревнуясь, нога с ногою:
-Головушка нам не даёт покоя...

-Эх, вдохнуть бы синего небосвода
Госпоже в невменяемости холодной!
Но ударил кулак в грудную клетку
Под злобный приказ:
-Молчи, соседка!


3. Магия горных вершин

                Романтикам шестидесятых

В снах моих ты меня не преследуй,
магия горных крутых вершин.
Давай с тобою продолжим беседу.
Поверь: молодые мы все грешим.
Юность - только она позволяет
взбираться, не рассчитавши сил.
Запах тайги, туман на привале
восторгом встречаешь - впервые вкусил.
Объять необъятное сердце стремится.
Ливни неделю - не переждать.
Ночью воркуют дежурные-птицы
под странные вальсы в ритме дождя.
Но где романтика прошлого века,
как дым ускользнувшая благодать?
Зови - не зови, не будет ответа.
Тайны её никому не отнять.
Мерцание звёзд и леса загадка,
песни про снег у ночного костра
вспомнятся вдруг... и вздохнётся украдкой.
Юность моя - золотая пора!


4. Старые подворотни

Вбирает своим рассечённым телом
Город потоки машин и граждан,
Он день завершил и людьми расседлан,
Оставляя заботы, покоя жаждет

Сон подворотен так нервно суров,
Молчаливо гулок, уныло мрачен,
Тьмой промозглой наполнен сей кров
Котов бездомных и душ пропащих.

Вторится шаг, пугая вживую,
Со страхом эхо перемешав.
Но зева в прошлое не минуешь,
Становясь одной из его забав.

Дрожь не в силах унять фонарь,
Согреваясь в зябком своём укрытии.
А своды черные помнят как встарь
Коптил здесь факел смолой облитый.

Город в ночном опустении замер,
Мостовые лежат на времён пепелищах,
Только в тени подворотен когтями
Скребутся века, послушай – услышишь.


5. За шторами

Я всегда мечтала о жизни спокойной.
Такая судьба – кому-то неволя.
А мне в самый раз – прикрываю двери
И не потому, что другим не верю.

Органза́ на окнах блестит перламутром.
Как же бывает проснуться  трудно.
На улице звуки в сугробах тонут.
И я погружаюсь сладко в истому.

Мешает свет – в ресницах играет.
Купить жалюзи? Бывают из ткани…
Дом, где ламели на окнах – клетка,
Поэтому подавляет нередко.

Задёрну плотные шторы из плюша.
Без лучика света намного лучше
Уходить в себя, чтоб никто не видел,
Как в мягкий мужской объёмный свитер

И вспомнить тогда в темноте кромешной,
Что я не одна давно, конечно.
Это не клетка, и нет измены,
Просто нас разлучили стены.


6. Волчица

Тропка сбегает на тонкий лёд,
таёжный ветер девственно чист,
белый диск сокровенно льёт
свет на исповеди волчиц.

Тени ветвей сплетают сеть.
От себя не скроешься, вой не вой –
легче от старых ран умереть
задумчивой голубой зимой,

когда под луной серебрится снег,   
растраченных сил ещё не жаль,
пока не сгорел в безнадёжном сне
белой бабочкою февраль;

а где-то там, на тропе впереди –
взгляд горящий и сердца стук,
от страсти не так-то легко уйти
в бесчувственный лабиринт разлук.

Любовь?  – природы слепой инстинкт…
Порядка древнего не побороть,
пока лукавый рок не сразит
меткой пулей голодную плоть.
 

7. У зеркала жизни странный вкус.

Пронеслись ураганом, странным сном
Годы буйные, чувства, надежды.
Как будто вчера огрели веслом:
Юность моя, скажи мне, где же ты?

Сколько дорог по жизни прошёл? – 
Верность знал и предательства привкус.
Но твёрдо верил, что всё хорошо,
Что всё впереди, – и горел, как примус.

Время меж пальцев ушло в никуда.
Назад мгновений вернуть не можешь.
Ни руку в прошлое другу подать,
Ни вид вернуть здоровый коже.

У зеркала жизни странный вкус: 
Цвет серебристый ныне в моде.
Голова седа, белоснежен ус, 
А глаз искрится на женщин в боди.


8. Упущенные возможности
 
Бросил полено в огонь картинно,
Не вспомнив папу Карло никак.
А если в нём сгорит Буратино,
Тихо затлеют нос и щека?
 
Поднялся колечками дым каминный.
Не пискнул тихо никто совсем.
Рукавицы сброшу перед лучиной,
Не стану обычно ждать я гостей.

Кого винить остаётся в этом?
Быть может, русской зимы тишину?
Страницы книги шуршат ответом:
Печка нагреет стену одну.

Тортилла скучает вновь на болоте,
Достанется ключик кому тогда?
Смолистых поленьев сложна работа,
Мальчишки упала, сгорев, звезда.


9.      Люди, рыбы…

Скользкие рыбы на разных глубинах,
В других глубинах толкаются люди.
Мимо проходят… Спины, спины
Спешат в неизвестность. Увы, не будет
Картины радостной. Несуразные.
Не клеится что-то или не сходится
У тех, у других. Слишком разные.
То и дело междоусобицы,
Войны, проклятия, ненависть, злоба –
Одно сплошное непонимание.
Мир по новой перелицован.
Людям опять не хватает внимания.
Где же взять? Вот и мечутся стайками
В глубинах – разумные, твердолобые.
Мозги забиты байками, лайками…
Любви всем хочется, каждому, поголовно.

Туда-сюда, к себе невнимательны,
Так и живут – без Отца, без Матери.


10. Бывший

Зима без снега – что дни без прибыли.
Знаешь точно сама, что пора
объяснений скоро придёт, как бы ни были
тщетны, напрасны поиски штопора.
Но вам, и многим таким, как вы,
в сети не скрыться, память стирая.
И бабочки в животе – мертвы!
И пицца с доставкой и та – сырая.
Интрижки ты не простишь ему,
всё было давно и будто вчера.
Но всё же… выпей хереса… бывшему
позвони с тоской пропавшего вечера.
Печальный опыт, как новизна 
не пугает: даёт добро таможня.
На выходе – запрещающий знак,
но грешным туда… сегодня можно.


11.  Бабушка вяжет...

Бабушка вяжет носочки внуку.
Мелькают спицы. Тянется нить.
А я разматываю разлуку,
В которой мне некого больше винить.

Бабушка вяжет. Носочки длиньше.
Нежностью пахнет колючий узор.
А я вспоминаю цветенье вишни
И выпуклость летних пурпурных зорь.

Бабушка вяжет. Мелькают спицы.
Носок закончен. Порвана нить.
Осень с глазами жёлтой синицы
Студеную воду устанет пить.

Зима за окнами свяжет старость,
Плетеное кресло, галдеж внучат.
А мне-то раньше всегда казалось,
Что вечно я буду весну встречать…



Вне Конкурса (голосовать не нужно):

Иосиф Бобровицкий, Самоизоляция -
http://stihi.ru/2020/12/18/6492