Дневник воспоминание. Часть 2

Стихи Марии
ДВА ИЕРОМОНАХА

       Теперь я хочу описать житие иеромонаха Евфимия, потому что оно необыкновенно.
В миру он был офицером, женился взял жену с девочкой-инвалидом. Почему-то ушёл в отставку и приехал на родину в Волгореченск. Здесь жена родила ему сына Ваню. Прабабушка Вани была верующей, поэтому покрестила правнука. Во время крещения сына отец даже в храм не пошёл, считая всё это бабушкиными сказками. Когда Ване было три года, случилось несчастье. Как гром с неба, а если точно, то молния с неба убила его жену. Она поехала среди ясного белого дня на велосипеде в поле за свежей травкой для уток. Как рассказывают: тучка набежала, ударила молния и тучка убежала.
       Больную девочку забрала тёща к себе( в другой город), а трёхлетний Ваня остался с отцом. Вот так призывает к Себе Господь! Отец посадил сына на багажник велосипеда, и поехал по монастырям и храмам области. Везде он подавал за упокой любимой жены своей, заказывал сорокоусты, панихиды, годовые поминания. Он делал всё, что ему говорили. Иван рос на багажнике велосипеда. Потом купили старую консервную банку с мотором, появилась в пути крыша над головой. Квартиру свою он сдал каким-то , очень нуждающимся людям, а сам странствовал по России от монастыря к монастырю, от храма к храму. Память у него была хорошая, молодая, так что на ходу и все службы выучил наизусть.
           Случилось так, что в Ивановской области архиепископ Амвросий постриг его в монахи, а через время иеромонах Евфимий получил приход в заброшенном селе, где мы с ним и обитали. Прости меня Господи! Не мне грешной судит о иерархах наших, но архиепископ Амвросий был чудесным пастырем и человеком. Его все любили и он не проходил мимо чужой беды. Он очень любил монашество. Я знаю много случаев , говорящих о его чутком сердце. Об этом пастыре должны написать книгу его ученики, если будет на то Воля Божия.
    Ване с детства сказок никто не читал, зато жития многих святых, особенно юродивых Христа ради, он хорошо помнил. Они с отцом и сами для мира сего казались юродивыми.
Отец и сын хорошо пели, поэтому службу: всенощную и Литургию могли отслужить вдвоём.
Ваня читал на старословянском, пел на клиросе и был алтарником у отца. Также он был у него и послушником — носил подрясник и скуфейку. Мирской жизни не знал! Отец научил его водить машину: машина катится, а Ваню из-за руля невидно. В свободное от службы время они работали. Находили бабушек, нуждающихся в дровах, и развозили им отходы с пилорамы. Так же у них под опёкой было 3-4 многодетные семьи. Батюшка собирал на приходах ещё добротные вещи( приносили прихожане) — одежду, обувь, куртки разных размеров и развозил их тюками своим подопечным. У них был не плохой огород, но всё,что они там выращивали, тоже уходило малоимущим. Сами питались тем, что Бог подаст.
Каждое лето он с Ваньком практиковал «спание на голой земле». В посты не ел солёное и сладкое. Ходил лохматый с опилками в волосах за что его частенько ругали, и он смиренно принимал укоризны. Помню, когда мы доводили его до белого каления, из его ярко-синих
глаз брызги сыпались, но он быстро уходил из дома и где-то молился с воплем. Возвращался всегда умиротворённый и радостный. Однажды я привела ему послушницу Нину из Сухоногово и он принял её. Нина была учительницей младших классов и хорошо ладила с детьми. Все мальчики — Ванёк, Витя, Илюша очень полюбили её. Она пока не понимала всех подвигов иеромонаха и решила по-человечески помочь ему. (пишу это из её рассказа)
Нина выстирала в горячей воде с порошком парадную рясу его и вывесила сушить. Результат
оказался довольно плачевным. Ряса превратилась в лоскутное одеяло. Батюшка заказывал её у знакомой швеи, которая шила всем в округе. А из оставшихся чёрных лоскутков она выгодала (бесплатно) эту ряску для нашего иеромонаха. Всё было так талантливо подогнано, что до стирки никто этого не замечал.
Пока я хочу прервать жизнеописание иеромонаха Евфимия так как наши пути с ним во время жизни в Густомесово пересеклись и пока ещё не разошлись. И так, мы с детьми жили в церковном доме с. Густомесово и были в опале у нашего бывшего духовника Ф. Так случилось , что жизнь двух иеромонахов проходила сейчас перед нашими глазами, и насколько она была разная!!!
      Я снова заболела. На этот раз было всё настолько серьёзно, что мне пришлось попросить мужа старосты Нины сколотить мне гроб, чтобы потом не было лишней канители и затрат.
Да и гроб я хотела без кружевных обшивок, а просто деревянный и не крашенный.
Виталий Степаныч (Царство ему Небесное) не спорил, потому что вид мой соответствовал
просьбе! Они обмерили меня с припуском на вытяжку и клобук, и быстро соорудили мне узкую длинную домовину. А Степаныч не удержался и для красоты опалил его сверху паяльником. Дети покрыли мой гроб лаком и всё было готово. Осталось только умереть!
      Всем моим клиросным подружкам и прихожанам батюшка Ф. запретил посещать меня и сам не появлялся. Я не знаю, что с ним происходило, что он хотел доказать этим, чего добивался? Господь и так уже смирил меня до зела, я дышала , как говорится, на ладан. Мои дети — эти убогие мальчики, они-то в чём провинились? Это было по крайней мере — жестоко! Я лежала, а в сердце моем кипела обида и горечь. Это было так тяжело и так больно, что я взмолилась Богу! Лучше любить, всё простить, смириться со всем случившимся — чем ненавидеть!  Вот именно тогда я поняла это всем своим сердцем и всеми фибрами души своей. Заповедь — возлюби ближнего своего, как самого себя, пусть даже до крови, пусть тебя распинают, пусть плюют на тебя — эта заповедь спасительная, она даёт жизнь! И, напротив, ненависть, злоба, мщение — убивают меня. Я молила Бога об одном, чтобы в этом искушении победила любовь! Я читала Библию подряд и выборочно.
Много откровений было тогда и на многое открыл мне глаза Господь. Было такое: - мне становилось плохо и я сожалела, что не могу дочитать какую-то главу. Тогда я научилась читать Библию «поперёк». Читала интересующий меня стих и смотрела внизу листа цифры указывающие, где ещё в Святом Писании говорится об этом. В результате получалась развёрнутая картина по интересующему меня вопросу. Например:
(1ин 13,34)Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга.
(1ин 3,14)...мы перешли от смерти к жизни, потому что любим братьев.
(1ин 4, 21) и мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога, любил и брата своего.
(Мк 12 31) иной больше сих заповедей нет.
(ГАЛ.5,14)ибо весь закон в одном слове заключается, люби ближнего твоего, как самого себя.
(КОЛ.3,14)Более же всего облекись в любовь, которая есть совокупность совершенства. И т. д
И я готова была простить всех, и умереть, тем более гроб уже стоял рядом. Но Господь рассудил иначе.
          Неожиданно приехал из Сухоногово батюшка Андрей с матушкой Ольгой, узнав о моей болезни. И потом они часто посещали меня. Даже привезли нам продукты: муку, рис, масло, фрукты. Батюшка Андрей встретил клиросную Людмилу Петровну(она была его духовным чадом) и напомнил ей некоторые заповеди.Так, что Людмила с Ольгой и Лунёвской Ниной стали наведываться к нам, хотя тайком от б. Ф. - конфликтов не хотелось никому. Батюшка Андрей научил меня(на всякий случай), что умирая нужно говорить:  «Господи! В покаянии приими мя!», исповедовал меня и утешил.
 
                ПРИХОДСКОЙ СВЯЩЕННИК.
                _____________________________.
Вот и пришло время рассказать об этом замечательном батюшке, с которым нас свела судьба ещё раньше, когда мы жили в Сандогоре. Тогда с Викторией мы отвозили Витю на ученье в Чернопенский интернат и на обратном пути зашли в Сухоноговский храм, благоверному Александру Невскому поклониться. Здесь и познакомились с батюшкой Андреем. Он с семьёй жил во дворе храма в маленьком церковном домике. Но гостям были рады и всем находилось там место. От нас он узнал, что рядом в интернате живёт Витя и его не кому брать по Воскресеньям  домой. Уже позже мы случайно узнали от Вити, что за ним приезжал добрый батюшка Андрей на велосипеде и забирал  его к себе домой по праздникам и Воскресеньем.
Там они играли с детьми батюшки : Верой и Ильёй. У них всегда был полон двор детей прихожан. Я уж их теперь и не помню всех по имени. А Витя помнит до сих пор. Они его никогда не обижали, ухаживали за ним и он до сих пор ездит к ним в гости, когда созвонимся. И если бы я тогда умерла, они бы взяли моих детей к себе. Потому, что у них до
ныне , кто-нибудь находит приют. Встречаются ещё на земле Русской такие самородки. Он какой-то трепетный что ли, и к людям, и к близким, и к храму своему, и к службам. Я никогда не видела его обозлённым или холодным. В нём есть и смирение и терпение, отзывчивость и врождённая скромность.В нём есть не земная тишина и Господь Бог  любит его.И я видела тому доказательства. (забегу вперёд). Когда проносили Крестным ходом икону Святого царя Николая Второго, и в Сухоноговском храме читали ему акафист, на иконе появилась капелька мирра. Хотя храм был новый и ничем не выделялся, но, думаю, так отметил Господь своего любимца. Он умеет жалеть , сочувствовать, он добрый, чуткий, образованный, А главное хороший пастырь своего стада. И все его любят. Даже я , чужая овца, бежала к нему в кирзовых сапогах , с кровавыми мозолями на ногах и на сердце. И он правильно уговаривал меня тогда вернуться на приход в Густомесово и со смирением принять всё, что уготовал Господь для моего спасения. Помню, как-то во время болезни я хотела поехать к б.Петру в Кострому, но в автобусе мне стало плохо и я вышла в Сухоногово, добралась до храма (был праздничный день) и легла прямо на пол под раздевалкой. В полусознательном состоянии пролежала всю Литургию, потом меня б. Андрей исповедовал, причастил и отвёз домой в Густомесово. А у них были в то время гости и ему было, казалось бы, не до меня. Так что б.Андрей с м. Ольгой меня не оставили и в этот раз и посещали на протяжении всей болезни.
                _____.
        Появилась откуда-то пьющая Галина, у которой была дочь, куча внуков и зять, только что отсидевший очередной срок. Она посылала ко мне старшую внучку, убирать в доме и стряпать пироги. Витя нам варил еду, чистил картошку. Он старательно всё делал, но не всегда получалось как хотелось бы. Хлеб пекли сами Самое трудное было замесить тесто.
Я настолько была слаба, что мне приходилось делать это в два-три приёма. Илюшину пенсию мы делили с Галиной, чтобы она могла накормить своих внучат.
        Появился новый друг Александр, который приходил к нам пообщаться между запоями.
Он помогал нам делать мужскую работу по хозяйству, в основном плотницкую. Да, никуда не денешься, Россия утонула в запоях. Приезжал иеромонах Евфимий, привозил нам дрова.
Самое интересное то, что я не лечилась в тот раз у врачей и не принимала никакого лекарства, а полностью положилась на Волю Божию.
       Так я пролежала всю зиму, а к весне, когда зазвенела капель, добралась до сеновала и закуталась в сено. И тут почувствовала, как оживает под весенним солнышком земля, деревья, птицы и я вместе с ними. Радость постепенно стала вливаться в моё сердце. Витя принёс что-то из еды и я съела это с удовольствием впервые за всю зиму. Весной дети вскопали огород и я отпустила их с иеромонахом Евфимием. Он с послушницей Ниной из Сухоногово, и другими духовными чадами к тому времени начал строительство пустыньки «Шилово» на горе, вокруг старой заброшенной часовни. Сама я с благословения б. Петра увеличила  молитвенное  правило,
ухаживала за огородом — это всё, чем я могла им помочь тогда.
                ___________________________.

ЦАРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД.
____________________.
      Этим летом в первый раз через нашу деревню прошёл Царский Крестный ход! В Москве у благочестивых христиан Аллы и Олега  замироточила икона страстотерпца Царя Николая
Второго! Официально Царь ещё не был прославлен, а икона замироточила не официально!
Её привезли в Ивановскую область, в Луховский  монастырь в честь преподобного Тихона.
(Ну как снова не помянуть добрым словом  архимандрита Амвросия!?)  В монастыре почитали Царя Николая Второго и молились ему, как святому. Крестный ход организовал (с благословения арх. Амвросия) игумен монастыря старец Агафон. Батюшка Ф. как всегда уехал искать святости за границей, а к нам в Густомесово шествовал сам Царь-Батюшка! 
Крестный ход повернул к Успенскому храму, а храм был закрыт. Послали быстро за старостой и ключами. Кто-то из прихожан  взобрался на колокольню и ударил в наши не большие, но звонкие колокола. И вот они приблизились! Крест! Хоругвии! Иконы несли на носилках: Царь! Преподобный Тихон! Феодоровская Божия Матерь(икона царской фамилии)!
Плачь, как очистительный дождь излился на душу. Совершалось что-то Необыкновенное и Великое. Мы склонили головы под носилки с иконами, которые монахи несли на своих плечах уже несколько дней от самого Луха. Все вошли в храм и отслужили молебен перед   мироточивой  иконой. Сейчас она не мироточила, но благоухала. Игумен Агафон благословил меня идти с ними Крестным ходом  до Ипатьевского монастыря в Костроме. Там скрывался в своё время будущий Царь  Михаил Романов со своей матерью Марфой. Я сказала, что болею, но он ещё раз благословил меня идти. Все отобедали на берегу Волги и пошли дальше на Сухоногово к блаженному князю Александру Невскому. Откуда- то подъехали наши «Шиловские строители» во главе с иеромонахом Евфимием и присоединились к Крестному ходу. А как были рады дети! Я даже не ожидала, что для них это станет таким праздником!
       В Сухоногово при входе в село нас встретил батюшка Андрей со своими прихожанами,
так же с хоругвями и иконами. Есть в жизни такие моменты, которые невозможно передать словами. Когда идёшь Крестным ходом, окунаешься в иной мир. Все домашние беды, обиды,
хлопоты, все страсти и хотения остаются за гранью, в прошлом мире. Не совсем точно говорить, что в это время совершается много чудес. Крестный ход — есть сплошное чудо!
Постоянное радование! Это большая семья, которая живёт в иных измерениях. Конечно же быт присутствует и здесь, ведь мы во плоти. Кто-то позаботился, чтобы военные дали передвижную кухню, пластмассовые тарелки, ложки, вилки, стаканы. Кто-то заботился, чтобы нас разместить на ночлег. Кто-то нёс хоругвии, иконы, натирая мозоли на плечах. Ехала медичка в автобусе следом за нами и подбирала тех, кто вышел из строя. Разрезала мозоли, накладывала пластырь, поила каплями сердечников, измеряла давление. Кто-то оповещал предлежащие селения о идущем Крестном ходе. Люди встречали, плакали, и с иконками на груди вливались в общий поток. Батюшки и монахи шли впереди и задавали тон ходу. Они благословляли обеды, служили молебны в храмах. Они были с нами и это были наши пастыри. Предлежащие приходы во главе со своими пастырями выходили обычно на околицу села и встречали ликующее поющее шествие. Проходили гуськом под иконы, обнимали, приветствовали друг друга. Вокруг было много знакомых лиц. После нескольких таких Крестных ходов почти все знали друг друга. Шли хромые, слепые с поводырями, убогие, нищие, как они узнавали о нас и добирались до хода — неведомо. Здесь все были равны, все первенцы торжествующей Церкви, все братия во Христе. Помню одну не разлучную пару: Он слепой, а она с обожжённым лицом, весело смеялись на отдыхе.
Она была его поводырём, приносила ему еду, а в пути опиралась на его сильную руку.
Мы все были — одно тело Христово.
           Особенно привольно было детям. Они бежала впереди или шли в общем потоке, который увлекал всех в таинственную неизвестность. Не было наставлений, одёргиваний,
материнской назойливой опеки, все шли одним путём, одним общим потоком. Первое чудо было со мной. Я дошла до Сухоногова и готовилась идти дальше. Слабость оставила меня.
Следующее чудо, которое я увидела  впервые это мироточение иконы Святого Царя. Закончился молебен перед иконой, которую положили на аналой. И вдруг, на самой рамочке образовалась капелька мирра и тонкой струйкой стала стекать вниз. Батюшку Андрея, настоятеля этого прихода, старшие благословили совершить помазание всех участников Крестного хода. Мы струйкой тянулись к иконе Царя-Батюшки, а струйка мирра притекала нам навстречу. Батюшка Андрей кисточкой подхватывал её и помазывал нас. И как только закончились помазанники, прекратилось мирро Божьего Помазанника — Царя Николая Второго. И это тоже было чудо! Утром мы помолились в храме и нам сообщили радостную новость. В Кострому мы поплывем на катере по Волге. Об этом тоже позаботились заранее и закупили для нас судно.
                Прогулка по Волге была чудесной неожиданностью. На верхней и нижней палубе слышались песни о Царе Николае, церковные песнопения, читались акафисты Феодоровской Божией Матери, Преподобному Тихону Луховскому и , конечно, Царственным страстотерпцам.
Люди обменивались адресами, едиными усты и единым сердцем славили Бога. На пристани
в Костроме нас встретил милицейский эскорт, чтобы провести по городу к Богоявленскому монастырю, где хранилась чудотворная икона Божией Матери Феодоровской. И тут все запели наш любимый гимн: «Боже, Царя храни». И снова повторяю: есть такие состояния души, которые невозможно передать словами. Толпы Костромичей сопровождали нас до монастыря и тоже вливались в наш поющий и молящийся поток.
       Хоругви расставили вдоль стен , внутри храма, готовились к молебну Царственным мученикам и иконе Феодоровской Б. М. Икону святого Царя поднесли к иконе Феодоровской.
Все замерли, только слышался шёпот среди поломников: « -Батюшка-Царь, не подведи!»
Царскую икону осторожно приложили к Божией Матери и потом повернули к нам.
Она ослепительно сияла и у всех на виду покрывалась струйками мирра. Сдавленный вздох прошелестел по храму и … Благоухание!!!  Торжественно начался молебен, многие стояли на коленях и плакали. У меня в душе ликовала одна мысль: «Свершилось! Мы спасены! С нами Бог и Он не оставит нас!» Откуда-то появились насельницы монастыря: -Благоухание! Какое благоухание! Но вот всё закончилось и нас снова стали помазывать мирром с Царской иконы.
Это было — второй раз. Мне и сейчас не хочется уходить от этого чуда, хочется остановиться и замереть там навечно. И этого хотелось тогда всем участникам Крестного хода. Но нас увели в монастырскую гостиницу, где был готов ужин и отдых на белых простынях. Все приводили себя в порядок. У всех было одно желание, чтобы Господь прославил своего верного Царя Николая Второго на завтрашних праздничных торжествах — 17 июля.
Хотелось, чтобы все увидели икону святого Царя и поняли, что это Советское кошмарное время, которое повлекло Русь Святую в адскую пропасть безбожия — закончилось! Нам пора просыпаться!
         Я не буду писать о том , о чём уже много сказано умными людьми: не о вынужденном отречении в 1917 году Государя Николая Второго от престола. Не о клятвопреступлении соборной клятвы 1613 года на верность роду Романовых, в которой проклинаются изменники Самодержавия: «А хто похощет мимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича
всея Руси Самодержца и Его Детей, которых Им впредь Бог даст, искать и хотети иного Государя, ис каких людей не буди...на того изменника стояти всею землею за один...изменник той чину своего извержен будет, и тот от Церкви Божия отлучен, и от Святых Таин Христовых приобщения, яко раскольник Церкви, мятежник, и разоритель закону Божию».
Исходя из соборной клятвы, каждому православному русскому человеку, требовалось защищать Самодержавие Романовых. Однако я читаю послание от 9 марта 1917 года.
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО СИНОДА КО ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ПАСТВЕ!
«Совершилась Воля Божия, Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути» Интересно, с каких пор Господь благословляет безбожную власть? И не вопиет ли ко Господу от земли
кровь сонма новомучеников об их отмщении.? Я молчу! Но вспоминаю слова Евангельской притчи о том, что отцы наши убивали пророков, а мы красим их раки. « Счастья и славы на новом пути» мы нахлебались до сыта.
     Вот и долгожданное праздничное утро — 17 июля! (новый стиль) День памяти о расстреле
в 1918 году страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, великих Княжен Ольги, Татьяны Марии и Анастасии. Царская семья — семь столпов на которых до сих пор утверждается Святая Русь. Святая Русь — храни веру православную!
         Весть о нашем Крестном ходе облетела всю Кострому и со всех сторон стекаются потоки людей.Мы смешиваемся с ними, превращаясь в огромное людское море, глаза  всех устремлены к Ипатьевскому монастырю. Наверное тогда, в 1613 году люди так же пришли сюда к молодому Царевичу Михаилу Романову, и умоляли его взойти на Царский Престол.
Неожиданно нас встречает мощный колокольный звон и верится, что он звучит по всей России. В довольно просторном храме очень тесно и душно, кто-то падает в обморок, кого-то придавили. Все стремятся приложиться к чудотворной иконе Святого Царя Николая.
Икона благоухает! Она залита мирром по всей поверхности и только чудом нижний уголок её остаётся сухим, чтобы дать нам возможность приложиться к неё. Мирро течёт не переставая!
Олег (хозяин иконы,) как верный страж, охраняет её. Он стоит в нарядной вышитой косоворотке, этот простой русский человек, которому первому выпала радость увидеть, как прославляет  Господь Своих угодников. Я, как и все вокруг, протягиваю ему комочек ваты, чтобы он обмакнул его в мирро для нас. Мы прячем свою драгоценную добычу в маленькую сувенирную шкатулочку, которую кто-то подарил Вите. Идет Литургия! И в конце её нас помазывают мирром с иконы уже в третий раз! Хочется сказать, что это помазание необыкновенное. Благодать, радость и благоухание ощутимо проникают в сердце, в душу, долго обитают там и приводят к восхищению. После службы мы посидели на берегу реки.
Мужчины пили сладкое вино, дети объедались мороженым и пили газировку. Все прощались.
Как жаль было расставаться!  Как жаль!
        В Густомесово мы приехали изменившимися и обновлёнными. Всем прихожанам давали приобщиться к благоуханию из нашей безценной шкатулочки. Скажу точно — благоухание от ватки сохранялось более года. Вскоре приехал из заграничной поездки иеромонах Ф.
Он тоже кое-что привёз и показывал всем. Это были рожки, которыми кормили свиней в дальних краях, в притче «О блудном сыне». Не лгу! Свидетель Господь, что так оно и было.
Ну что поделаешь — каждому своё.
                _______________________.

ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ ИЛИ ОТ ЖИЗНИ К СМЕРТИ.
_______________________________________________.
        В Шиловской пустыньке  иеромонах Евфимий  развернул строительство. Послушница Нина Сухоноговская, трое наших мальчиков, ещё одна мать-одиночка с сыном и несколько женщин и молодых ребят помогали ему. Постепенно вокруг него собиралось малое стадо. Навозили досок, откуда-то приволокли два вагончика для жилья, отремонтировали крышу часовни, водрузили крест. Вычистили часовню изнутри, вставили окна, двери, и даже отслужили там несколько молебнов. Меня тоже привозили туда посмотреть и я даже поработала немного со всеми. Но в основном, я сидела дома и молилась.
        У иеромонаха Ф. началась неприятности с вышестоящим руководством. Приехала комиссия из Епархии и была не довольна, что ремонт бесконечно затянулся. «а воз и ныне там». Стены и своды были выбелены, зато весь пол и иконостас заляпан красками. Клиросные: Людмила Петровна с Ниной Лунёвской и Ольгой достали краски на тур базе и мы покрасили алтарь, иконостас и пол. Но и тут не обошлось без искушения. Нина без благословения пошла в алтарь и пыталась навести порядок под престолом. Пришлось всем исповедоваться и заново освещать алтарь. Иеромонах Ф. ходил угрюмый и унылый.
А мы понемногу обживались. Мне помогли перевести пенсию Вити из интерната на дом и самой мне пришёл пенсионный срок. Оказывается я с детьми инвалидами могла получать пенсию с пятидесяти лет.
       Из Казахстана до нас дошли печальные вести. Умер мой венчанный муж Георгий, отец Ильи. Умерла Анастасия, бабушка Вити. Умер мой родной и единственный брат Владимир.
Мы молились обо всех, заказывали панихиды. Так постепенно дети мои стали понимать, что такое смерть. Но самая неожиданная смерть которая застала нас врасплох, была смерть иеромонаха Евфимия. Он простудился и месяц лежал в больнице. Все приходили навещать его, просили прощения, жалели Ванюшу. Но мы не думали , что он умрёт! Я тоже приехала к нему в Волгореченскую больницу. Он не жаловался, разговаривал и даже улыбался, просил открыть окно, хотя на улице было прохладно. Ему не хватало воздуха, он часто откидывался на подушку и отдыхал. Ваня был при нём, сидел в сторонке в углу и думал свою думу. Батюшка Евфимий до последнего вздоха помнил, что он монах! Медсестёр к себе не подпускал, поэтому уколы делал ему сын. Помню его последние слова, которые сказал он мне, как напутствие: « -Смотрю я на Распятого Христа и понимаю, вот пригвоздили тебя, и не трепыхайся, всё равно никуда не денешься».  Я запомнила его спокойные чистые синие глаза.
«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, иеромонаха Евфимия и со святыми всели, там где несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!» И его святыми молитвами спаси нас грешных.
     Забегая наперёд скажу, что Ваня не выполнил отцовского завещания: « идти в монастырь и быть монахом». Он остался жить в миру у прабабушки, которая вскоре умерла. А дедушка был человеком неверующим. Ваню решили отдать учиться, но для школы он перерос и учительница приходила к нему на дом. Ваня погрузился в чужой незнакомый для него мир. За 2-3 года он вырос, повзрослел, говорят какая-то девочка присмотрела его себе. Он всё отмалчивался и рыбачил. В храм ходить перестал  и неожиданно для всех повесился дома в ванной комнате. Господи! Не забуди убогих своих до конца! Конечно же отец молился о нём и на земле , и на  Небе, в этом нет сомнения. Но произошло то, что произошло. И всем нам Судия один Господь! Вот такая печальная история.
          А иеромонаха Ф. вскоре убрали с прихода, говорят, как несправившегося. И здесь не наше дело — каждому своё!
                _____________________.

И.Н.Н., ПАСПОРТА И ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ НЫНЕШНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
У нас тоже случилось искушение, которое имело и имеет до сих пор свои последствия.
Мы были у духовного отца протоиерея Петра в Костроме и причащались. Прямо в храме кто-то украл мою сумочку, деньги и документы. (Илюшин паспорт, Витино свидетельство о рождении.) Мой паспорт, ещё Советский, чудом сохранился. Но пенсии мы все получали по удостоверениям, выписанным на моё имя.( я — мать опекун) Поэтому пока нас это не очень потревожило. И ещё. Илюша как-то принёс из Волгореченска интересные газетные вырезки.
В храме у них делали генеральную уборку, а Илья любил всякие бумажки, их ему и отдали.
Тогда я впервые прочитала об ИНН.и об пенсионных удостоверениях, которые брать нежелательно. Там даже был образец заявления об отказе от них. Я уверена, что попали они нам в руки не случайно, потому что просто так даже волос не упадёт с головы. Я приняла это, как предупреждение Господне об опасности, так как на следующий день в центре села повесили объявление о выдаче нам всем таких удостоверений. Мы написали отказные заявления и пошли в пункт выдачи этих удостоверений. Удивило то, что с нами много не спорили, отказ, так отказ! И это успокоило — значит мы не одни такие.
                _______.

СЕГОДНЯ.
_____________.
Интересное наблюдение после долголетнего постоянного чтения Евангелия!
У нас в Казахстане, был возле дома родник. Мы жили по одной стороне, а по другой стороне был обрыв и низина, по которой текла река Лепса. Начало она брала где-то в горах, а за горами был Китай. Насколько я помню, горы эти назывались «отроги Заилийского Алатау», если я что-то не путаю. Так вот под обрывом был родник. Мы с соседями огородили его досчатым четвероугольником и черпали там воду. Вода бурлила из песка и наполняла нашу искусственную чашу. Мы снова вычерпывали и снова родник наполнялся водой. Он никогда не иссякал, воды хватало всем. Так и Евангелие! Я читаю его и пью живительную влагу Божьего слова. Оно источает благодать! Кажется я уже всё здесь поняла и насытилась откровениями. Но на следующий день я снова открываю Новый Завет, читаю Евангелие и заново пью эту живительную Воду, то есть всё, что я видела здесь вчера, открывается по новому и этот Святой Родник снова заполняется до краёв. И я вспоминаю: «Приидите, черпайте воду жизни бесплатно...Приидите труждающие и обремененные, и Я упокою вас!»
                __________.

ИЛЮШИНО ЖИТИЕ.
__________________.
Наш Густомесовский этап подходил к концу и я это чувствовала. Бывшая Сухоноговская учительница,  послушница иеромонаха Евфимия Нина ещё до его  смерти перебралась в  Луховский мужской монастырь к игумену Агафону, который планировал при монастыре организовать женскую монашескую общинку. Там были и дети(девочки). Поэтому Нина, теперь уже монахиня Неонилла, очень помогала ему с детьми благодаря своему большому опыту в школе. В какое-то время я сговорилась со старцем, чтобы он взял в монастырь и нашего Илюшу. Игумен Агафон согласился и Илья поехал в Лух. Монахов он любил, любил монастырские службы, имел понятие о послушании ещё из монастыря Авраамия Городетского. Но, как всегда, не смог там ужиться, точнее не смогли ужиться с ним. Вскоре игумен Агафон взмолился и просил забрать Илюшу домой — иначе все монахи разбегутся.
Да уж! Жизнь с Илюшей требовала великого смирения и долготерпения, хотя с виду он был очень послушный и непритязательный парень. И тут же вслед за письмом , Илью привезли домой, не дожидаясь пока я выберусь за ним в Лух. Илья увидел нас живыми-здоровыми, успокоился и пошёл опять шагать свои километры в Волгореченск. Он мерил всех людей по себе и если он скучал,то думал, что все скучали о нём. Он любил всех и считал, что все любят его и ждут. Поэтому спешил обрадовать, что вот он здесь, рядом. Насмешки и обиды не понимал и не замечал. И только когда его били или издевались над ним физически, он недоумевал — за что? Однажды у него выменяли новый велосипед «школьник» на какую-то блестящую трубочку. И он был рад. Как-то, ещё в Шарыпово, мальчишки заманили его на заброшенную стройку, обещая угостить лимонадом, и он доверчиво пошёл с ними. А там они помочились в бутылку, били его и заставляли пить этот «лимонад». Он пришёл испуганный с поцарапанным лицом и спросил: « - Мама, ты почему не спасала меня, я же тебе кричал!?»
Он не понимал, что я не умею слышать на расстоянии, но постоянно ходил-бродил среди людей и его было не удержать дома. И ещё у него была страсть к железкам. Он переезжал с нами с места на место только при условии, если я буду брать его ящики с гайками, винтиками, отмычками, изломанными молотками и топорами. И всегда мы грузили свои, а он — свои ржавые ценности. Хотя то, что мы перевозили , наше барахло, по сути было тоже тлен и ржа, в духовном смысле. Возможно сам не ведая, Илья обличал нас с Витей в привязанности к мирскому. К одежде он был совершенно безразличен. Зашивал все прорехи на куртке и брюках белыми толстыми нитками , через край (чтобы крепче было). Как-то у него оторвалась подошва на сапоге, и он перевязал сапог поверху проволокой и верёвкой
и был доволен, что так хорошо отремонтировал. Однако у него была праздничная одежда, которую он берёг и надевал только в церковь. Он знал, что всё должно лежать на своём месте
и просто изводил нас, если мы этого не соблюдали. Как-то он пошёл к знакомым в соседнее село и его там избили. Домой вернулся весь в крови, переносица шевелилась под рукой, но он сказал, пусть будет так. После я предлагала ему поправить нос в больнице, но он сказал, можно и ртом дышать, и отказался. В зубном кабинете его уже знали. Ходил туда сам и с удовольствием, терпел, когда лечили ему зубы, всё потому что там была интересная техника и она жужжала.  Боялся  грома, ос, и  «матку шершня», так он называл больших шмелей и жуков. Ходил среди нас, любил нас по-своему, и жил какой-то своей никому неведомой жизнью. Пьяных терпел, а спиртное просто ненавидел. Особенно переживал он о украденном паспорте — это был непорядок!
      Шёл 2001 год. Ещё с осени я просила батюшку Петра благословить нас переехать подальше в лес, так как жили мы на берегу Волги, среди полуголых отдыхающих дачников.
Мальчики подрастали и им это было неполезно видеть. Однако батюшка просил не спешить и помолиться — как управит Господь. Сухоноговский б. Андрей как-то рассказал, что его тёща Екатерина живёт в такой глуши, что дальше некуда. Он так интересно рассказывал о тех местах, что у меня сердце загорелось и затосковало. Оказывается там, в с. Верховье есть большой храм «НИКОЛЬСКИЙ» и рядом двухэтажный церковный дом, в котором живут бабушка с дедом и больше нет никого. Местных жителей почти нет, а храм, кажется, действующий. Мы усиленно молились и вот я вижу сон: Приходят к нам в дом двое юношей и я понимаю, что это от Владыки. Юноши сообщают, что Владыко знает о нас и наш вопрос решается так, чтобы использовать мои организаторские способности. Вот и весь сон. Никаких способностей я за собой не замечала, но верила что вопрос решиться! И вот б. Пётр
договорился с б. Александром, благочинным Солигаличского района, где и находится это с. Верховье. И, слава Богу, благочинный согласился принять нас в свою вотчину. Получилось так, что предсказание матушки-игуменьи сбывалось. Когда- то она сказала: «все вы будете в Никольском», правда она имела ввиду псих больницу, а нас призвал к себе Николай Чудотворец. А в псих больнице лечили только Илюшу, до нас пока дело не дошло — упаси Господи! Осталось только выписаться и собрать багаж — саквояж. А вот с выпиской происходило странное. В России вышел какой-то закон о старых паспортах и мы в него уже не вписывались. Нас поспешили освободить от прописки и мы пошли грузиться на машину, которую нашёл наш друг (из запойных) Александр. Опять разобрали свои деревянные лежаки, поставили на них мой гроб, а в гроб сложили банки для консервирования. Илюша загрузил свои ржавые ценности и мы поехали за новыми искушениями в новые края(в2002г.)
                ______________.

ЭКЗАМЕН НА ВЕРУ и С НАМИ БОГ!
_____________________________________.
Сейчас я опишу три необыкновенных случая, произошедших со мной в с. Густомесово и ещё один странный сон. С него и начну.  Снится мне ночь. Я иду, спешу в некое место,
останавливаю машины, чтобы подвезли, но все проезжают мимо. Вдруг одна из них останавливается сама, меня приглашают сесть, я открываю дверцу а там... три чёрных беса в человеческий рост нагло смеются: « -Садись, бесплатно довезём!» Я отскочила от них в ужасе и тут же оказалась в том месте, куда спешила. Это был учебный класс. Люди сидели за столами и готовились к экзамену. За столом приёмная комиссия. Они подозвали меня и вручили Диплом, объясняя что экзамен я сдала жизнью!? Диплом был большой и толстый, как книга «Жития святых» за январь. ( У меня в библиотеке, такое собрание в 12 томах.)
И обложка такая же вишнёвая. Я прижала книгу к груди и радостно пошла куда-то вверх по
ступенькам. Навстречу мне спускался иеромонах Ф. Мы пересеклись с ним и каждый пошёл в своём направлении.
А теперь необыкновенный случай: мы с Витей и Илюшей шли из Волгореченска после Литургии пешком. Дети устали и капризничали. Две попутки по очереди подхватили их в кабину. Мне места не было и не было больше машин. Я шла по дороге и вдруг почувствовала, что рядом Господь! Это сразу узнаёшь, чувствуешь сердцем, которое начинает радоваться и плакать. Никого вокруг не было и я разговаривала с Ним в слух.
Я всё рассказала Ему, поплакалась. Я благодарила Его, что Он есть, и что не оставляет нас глупых и убогих. Я говорила Ему, что люблю и не смогу прожить без Него ни секунды. Он был так близко, так рядом, в сердце и вокруг! Время исчезло, исчезли километры! Впереди показались первые домики с. Густомесово. Навстречу бежали мальчики, они ждали меня здесь. Такое ощущение, что я побывала в вечности и теперь вернулась во временную жизнь, как к не оконченному делу, которое нужно завершить.
      (ПС.88,10) «Он превращает бурю в тишину и волны умолкают.»
Следующий случай:  Это было искушение и очень сильное. Мальчики собрались на службу
в Сухоногово к б. Андрею. Но по какой-то причине они этого сделать не смогли. Или отменили автобус или службу — не помню. Но они хотели туда попасть непременно и их обоих разом скрутил рогатый. Если бы по очереди, то как-то можно справиться, но если сразу двое — это сверх силы. Слов они не слышали и не понимали. Я стояла посреди  дома растерянная, и они тянули меня в разные стороны. Кто-то сорвал с головы апостольник, кто-то разодрал хитон. Чем-то бросали в меня. Потом один сказал другому: -Ты тут её добивай, а я пойду пешком. Это были не мои дети, в них вселилась вражья взрослая сила и она толкала их на меня, рычала и злобствовала. В отчаянии я упала на свой гроб, обняла его руками и взмолилась: «Господи! Услышь меня! Помоги мне! Ведь этот гроб — это дверь к Тебе! (Я стучала в крышку гроба). Услышь меня, это я стучусь к Тебе, грешная Афанасия. Спаси нас, скорее помоги!..» И вдруг всё стало тихо. Бури, как не бывало, дети успокоились и сами не понимали, что произошло. В душе у меня было так тихо, как наверное, тихо было и у них.
Мы все боялись пошевелиться!
          Следующий случай: Я была в доме одна. На улице плотничал трезвый Александр,
разбирал старый двор на дрова. Я закончила молитвенное правило и вдруг... Нет слов это описать, но можно сказать так: НАЧАЛАСЬ ПАСХА!  НЕ наша ежегодная Пасха с крашенными яйцами и куличами, с праздничными восклицаниями: «Христос Воскресе!»
Нет! Это была другая Пасха! Точнее ощущение праздника , возведённое в тысячную степень.
На меня СВЕРХУ обрушилось моё ВНУТРЕННЕЕ радование и ликование. Это был сверкающий яркий водопад (кстати, отдалённо напоминающий «40 раз по 40 ведер».) Нет, вокруг меня ничего не светилось, но... всё светилось и блистало! Я вообще стояла с закрытыми глазами и руки тянулись к верху. Возможно это душа стремилась вырваться из тела и я помогала ей руками. Какой-то внутренний ум объяснил мне, что я хочу сейчас сгореть, как свеча, раздавая радость мою всем человекам. Я хотела, чтобы все вкусили эту Пасху. И не было в тот момент ни тени зла, зависти, обиды, превозношения и прочего. НО только одно всепрощение и любовь! Это продолжалось вечно, но я не могла так долго вынести. Нужно было ухватиться за что-то реальное. Я взяла нож и стала чистить картошку,
грязными руками размазывая слёзы по щекам. Целую неделю ЭТО ВСЁ явно присутствовало во мне и запомнилось на всю жизнь. Теперь я всегда сравниваю своё духовное состояние с тем Чудесным Восхищением и горестно осознаю, как я далека от Небесной блистающей чистоты. И никогда бы нам не знать этого, если бы Милосердый Господь наш не искупил человеческий род от греха. Надо помнить это и не бояться крестного узкого пути к Богу.
Потому что вся жизнь — это Крестный ход к нашему спасению. Так точно сказал  свои предсмертные слова иеромонах Евфимий: « Вот пригвоздили тебя ко Кресту и не трепыхайся
терпи, всё равно никуда не денешься.»
                ____________________.



СЕГОДНЯ.
______________.
Сейчас идёт 2014 год.
(ПС.93,12) Блажен человек, его аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его.
ПС.35,9.) Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я.
                Яко у Тебе источник живота, во Свете Твоем узрим Свет.
(ИН.7,23) (от отец) В субботу обрезаете человека   а на Меня гневаетесь, яко всего человека         здрава сотворих в субботу.
Теперь понятно, почему время исчисляется от Иисуса Христа.Эти 2014 лет - субботствование.
Верующим во Иисуса Христа, Господь обрезает сердце, то есть пишет Заповеди Свои на нём.
Как только сатана пронумерует человечество — сделает свою перепись в книгу смерти,
субботствование закончится будет всеобщее Воскресение.
(ИН.8, 17) И в законе же вашем писано есть, яко двою человеку, свидетельство истинно есть.
В законе ВАШЕМ писано есть! (я это понимаю так) Этот Закон был писан для племён Адамовых, тех, кто от семени Адама, по образу его родились и по образу своих отцов. (Ветхий Завет). Новые же Заповеди писаны для сынов Божиих., которые от семени Его родились (свыше!), родились от Слова Божия, Которое в «плоть оболкийся.» (Новый Завет).
Господь так же принял плоть человеческую(от Адама). Однако Он говорит: Плоть не пользует ни мало «Дух есть иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы яже аз глаголах вам, Дух суть и живот суть». «Вы от нижних есте, аз от вышних есмь. Аз несмь от мира сего».Короче: плоть та же(Адамова),но семя другое, не человеческое,а Божие - Дух Свят!
«Вот отец наш Авраам есть» (по плоти, да!) «Если бы чада Авраама были, дела бы Авраама творили» (по духу, нет!) «Ныне же ищете меня убить, сего Авраам не сотворил. Если бы Бог Отец ваш был, любили бы Меня , так как я от Бога изыдох и приидох. Но беседы Моей не разумеете, потому что не можете слушать СЛОВО МОЕ. Вы от отца ВАШЕГО дьявола есть,
и похоти его хочете творите. А он отец ЛЖИ и ложь есть. Я вам говорю ИСТИНУ, а вы Мне не верите. Кто от Бога — глаголов Божиих послушает.» Всё-таки тут предизбрание и предвидение. Ведь говорит Господь, что на репейнике смоквы не растут и наоборот.
       Как-то так получается: по плоти — от жизни к смерти, по духу от смерти к жизни! А между ними, Великая тайна воплощения. В центре! Потому что Господь соделал спасение посреди земли. В этом центре — неподвижность - Бог — Вечность- Воскресение — Царство
Божие и Крест. А где этот центр? По плоти он на Голгофе, а духовно — во мне. Господь посреди нас. Нужно жить по заповедям любви и тогда я не поколеблюсь. А жить по заповедям, это крестоношение. Это быть на кресте с благоразумным разбойником и «не трепыхаться».
                ______________________.

ГРЕХ ВИНОПИТИЯ и НОВАЯ КЕЛИЯ,
______________________________________.
Сегодня 2014 год. 20 января по новому стилю. Вчера было КРЕЩЕНИЕ. Крещенские морозы.
Всё белое, как белый сон. Деревья покрыты инеем, пушистые. Небо голубое. Тихо и красиво.
Я живу в келье, сделанной из остатков сгнившего дома. Поставил нам келию наш старый знакомый, Александр из Густомесово. Он приезжал сюда спасаться от запоя и курения ещё в 2007 году. Пока хватало терпения, строил, потом сбежал домой. Очень жестокая эта страсть -
винопитие и курение. С ней почти невозможно бороться, если не поможет Господь. Сколь ко на моём веку погибло пьющих людей! Сколько! Сколько! Я заметила, хоронят на кладбище умершего от этой беды, а дружки-собутыльники тут же поминают его под кустом этим смертельным зельем. Вовсе не сужу, куда мне до суда. Мой отец, мой брат, мой муж, многие мои родные умерли от этой страсти. Силён враг, очень силён, но не сильнее Господа. Одно средство спастись от этой страсти, да и от других страстей — это непрестанно молить Бога, чтобы не оставлял нас немощных. Без Него мы ничего не можем.  Вот и Александр до сих пор воюет с зелёным змием. Келию достроили мне местные соседи. Борис, тогда он тоже очень на долго запивал, но в это время вышел из запоя и сделал мне окно, дверь и печку, пол настелил и ещё соорудил маленькую прихожку, куда я с почётом поставила мой гроб, как страж у входа. После следующего запоя покрыли мне крышу и дровотню пристроили. В стороне баньку соорудили с просторным предбанником — и всё это из одного сгнившего дома.
Да дров ещё для келии напилили — вот уже семь лет топлю ими. Это я пишу к тому, что в деревне жить можно и намного лучше, чем в городе. Легче выжить!
        Однако вернусь к 2002 году, когда мы сюда переехали. Самая большая сложность образовалась в том, что нас не стали прописывать в районной милиции города Солигалича.
Нужно было брать новые паспорта, а для этого отказываться гражданства Казахстана и прочее — короче долгая бумажная волокита, которая растянулась на десять лет. Вспоминать не хочется, просто тошнит от всего этого. Но я верю, во всём этом был Промысел Божий.
Всё, что случилось с нами никак не назовёшь стечением обстоятельств.
 
          ПРОМЫСЕЛ  БОЖИЙ.
         _______________________.
Выписались и выехали мы из Казахстана именно в тот момент, когда менялись законы о гражданстве. Получилось так, что выписывались в Советском Союзе, а приехали в отдельную страну Россию. Нас прописали и было много переездов из района в район по Костромской области и никто не объяснил, что нужно обязательно менять Советские паспорта на Российские. В Костроме у детей вообще украли документы. Осталась я одна с
«краснокожей паспортиной, с этим дубликатом бесценного груза в широкой штанине»
( В. Маяковский). И где бы я его не показывала, мне далеко не завидовали, что «я - гражданин Советского Союза.» И вот, когда мы приехали в Верховье, то вдруг оказались «ничейными».
От Казахстанского гражданства отказались, а Российского нам не давали, потому что мы,
оказывается, при последнем переезде опять попали под какую-то смену законом. Трудно что-либо мне понять в этих бесконечных лукавых сменах закона (вернее в этом баззаконии), но на сегодняшний день мы не граждане на земле вообще! Мой паспорт без прописки и действует только, как удостоверение личности. Без моего паспорта и Вите паспорта не выдали,  а без паспорта не оформили документы «инвалид - пожизненно» после 18 лет. Так что мы здесь и нигде. Хотя у меня есть прекрасный документ — постриг в иночество. А это документ не от мира сего. Так что я очень надеюсь получить прописку у Бога в Его Небесном Царствии. Хотя дом мы себе купили и оформили все нужные справки, и пенсию мне дают по месту жительства. Это пока! Говорят вышел опять новый закон и наши Советские паспорта уйдут по всем статьям с арены жизни.
                ___________________.

ЗАБЛУДШИЕ ОВЦЫ или ОПЫТ ХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЫ.
________________________________________________________.
Что произошло за эти 12 лет нашего проживания в лесах Солигалича? Кстати, живём мы в глухой деревеньке Нетёсово. У нас двое соседей: Галина (50 лет) живёт с парализованной матерью Зиной, и за ручьём  Борис, мой ровесник, теперь уже не пьющий. От нас минут 15-20 ходьбы по тропке до Верховья, а там трасса в город Солигалич. Вокруг много заброшенных деревенек, заросших полей, развалившихся ферм — всё это оставшиеся отголоски от боевой песни «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем» Я понимаю, чтобы построить новое, нужно сначала разрушить старое. Надо отметить, что первая часть плана, выполнена блестяще. Вся Россия в развалинах, да и не только Россия.
Вся бывшая огромная Держава, собранная и сколоченная ещё нашими предками в былые времена царствования Династии Романовых рассыпается на глазах! Да, они очень долго и кропотливо строили Святую Русь, зато мы управились быстро, как говорится «пятилетку в три года». Ломать — не строить! А вот теперь сидим и ждём, что какой-то «новый мир» а точнее новый мировой порядок построят для нас наши заграничные друзья на этих обломках.
Вот поэтому мы уже сознательно отказались от новых паспортов нового мирового порядка.
Хотя в последнее время нам предлагали и какие-то квоты и были какие-то суды, чтобы дать нам гражданство, но мы сознательно отказались от всего «по религиозным соображениям».
        Я знала, что есть такие люди в стране, которые тоже не хотят соглашаться с этим кошмаром, надвигающимся на Россию, как на последний оплот Православия. Вот повседневная полунощница (староверческая). В молитве «Иже на всякое время...» есть слова «Достигнем В ЕДИНСТВО  веры»,а во времена Никона изменили:
«достигнем В   СОЕДИНЕНИЕ веры.»Вот ещё откуда росли длинные ноги эккуменистов!
И писать я об этом не буду: без меня много мудрых слов и предсказаний можно прочесть у наших Святых Отцов. Святая Русь- храни веру православную от всяких «соединений веры».

            В Верховье, в церковном доме живёт православный отец семейства из трёх детей,(но без матери) Володя. Он рад был нашему приезду и мы с ним решили, что не плохо было бы собрать в нашем краю людей, которым единство веры дороже, чем соединение. В то время началось такое движение по России, которое позднее прозвали «Диомидовским». Кто знает, тому понятно о чём идёт речь, а кто не знает, долго объяснять да и бесполезно.
     На объявление в газете, о том что мы ищем близких по духу христиан, а желающим остаться в наших краях, поможем найти жильё, откликнулись очень многие. Письма шли пачками, люди приезжали, смотрели наши места, оседали, жили, уезжали, возвращались.
Всякое было. Началась не вообразимая круговерть, жизнь стала бить ключом и иногда по голове. Все стремительно бежали к нам: кто-то за православными невестами и женихами,
Кто-то ради крыши над головой, кто от мужа, кто от сына, кто от армии, кто из тюрьмы, кто просто посмотреть, а кто пережить зиму на тёплой печке. И только некоторые, их можно было по пальцам перечесть, ехали сюда, чтобы спасаться вместе.
        Среди приезжающих были: старые, молодые, больные, бездомные, дружки и подружки,
семьи и одиночки. Но самое главное, все были до зубов подкованы знанием азов Православия!
Все учили друг друга, как надо спасаться и жить во Христе забывая при этом о самом важном — о любви к ближнему. Письма писали батюшки, матушки, монахи, иноки, послушники, миряне, заключённые и освободившиеся. Батюшки предлагали окормлять нас на расстоянии,
миряне присылали посылки «с гуманитарной помощью». Желающие приехать часто пересылали вещи по почте. Такая канитель была у нас с Божьей рабой Ниной, которая пожила здесь потом довольно долго, всех объявила колдунами и ведьмами — она как-то даже различала эти звания. Но после инсульта, при котором мы её все сообща выхаживали (ведьмы и колдуны), она уехала на примирение с дочерью, потому что была уже очень слаба.               
      Помню ещё одну Нину, прожившую немного в наших краях. Она заехала с контейнером, полным коробок, больших и маленьких, и сразу спросила, где у нас помойка.
Таковой у нас не оказалось. Прибыла она, то ли от Байкала, то ли от Сургута, уж теперь и не помню. Контейнер был заполнен мебелью, вещами и даже продуктами с помойки. Она сожалела, что в наших краях нет такого доходного места. Я пишу об этом с намёком на то, как мы научились разбазаривать всё начиная от не стандартных конфеток до дорогостоящей нефти и лесного богатства нашей страны. На право и на лево раздаём то, что прадеды кровью отвоевывали и защищали. Даже детей за границу продаём, тогда как рождаемость в стране ниже смертности. Всё на помойку: сначала веру, потом честь, а теперь и людей. Спаси Господи! Так вот, на родине эта Нина продала дом и приехала к нам обвешанная пачками денег в сумочках по голу-телу, как ёлка гирляндами. (Чтобы не украли в дороге). Она была немного простоватая, доверчивая и каждому показывала своё богатство, предлагая купить дом и жить вместе с ней. Мы ей посоветовали купить жильё в городе Солигаличе, что она и сделала.
         Антоныч из Пензенской области очень долго писал и собирался приехать, но что-то там у него не складывалось. Он обещал возглавить нашу общину «Царева житница».И мы ждали.
К тому времени приехали супруги из Красноярского края, Геннадий и Алевтина с дочерью Татьяной и с двумя внуками. Они купили дом в Тарасово, не далеко от нашего Нетёсово.
Там стоял ещё один дом и ждал очередных новосёлов. Приехала Раиса с мужем, дочерью и внучкой. Муж, кажется, был чужой, больной и вскоре умер. Его забрали родственники хоронить на родину. Приехали ещё три орла: Тарасий и Вячеслав из монастыря, а Сергия прихватили по пути (из заключения). Мы им организовали дом в деревне Петрово,(это сразу за деревней Тарасово). Его отремонтировали и казалось бы жить да жить, но все трое разом запили. В результате остался один Тарасий, остальные уехали в поисках нового места. А Тарасий женился на вдовой Валентине и до сих пор бродит по Солигаличскому району — то один, то вдвоём, видать ему уходить то больше некуда. Да и куда убежишь от себя и от своих страстей!? Беда нам всем окаянным. Каких только чудаков не повидали. Как-то идём из леса к дому, а нам навстречу бежит молодая женщина и кричит:-Я вам всем массаж сделаю! Сейчас смешно вспоминать, а тогда жутковато было , вроде она не в себе. Оказалось, что она где-то в элитном месте массажисткой работала. И что-то там приключилось криминальное, её подставили, как теперь говорят. И скрывалась она от бандитов., боялась очень ,как бы мы ей не отказали в убежище. Думала, наверное, что для нас- массаж очень нужное дело, тем более бесплатно!   Короче всех историй не перечислишь.
     Но вот заезд бабушки Любушки все запомнили. Она приехала спасаться от мирской суеты в длинной фуре, до верху загруженной всем богатством нажитым ею в миру. Чего там только не было! Шкафы, столы, стулья, кровати, огромное количество банок с консервированными овощами и фруктами. Картошка, маркошка, вёдра, бочки, большое количество пластмассовых бутылок с замёрзшей водой из святого источника, много пачек свечей. Безсчётное количество мешков пшеницы, отходов,овса, семечек. Куры в металлической сетке, пёсик Мальчик, и две кошки, одна так и окатилась в пути. Здесь были горшки с цветами, мешки с цветочными клубнями, кусты крыжовника, смородины и ещё много, много всего. Даже плитки от бывшей дорожки в бывшем доме. А в это время не на шутку разыгралась метель, все дороги и тропы перемело снегом. Нужно было срочно освобождать фуру и перевозить всё на тракторе с тележкой из Верховья через реку в Петрово. Как долго и трудно мы всё это перевозили и вспоминать не хочется. Бабушка Любушка сидела на печке в своём новоприобретенном доме,
грела простуженные почки и распоряжалась что куда сгружать. Перевозили мы её трое суток,
думали и конца не будет. Но с каждым приезжающим  всё равно прибавлялось радости.
       А Антоныч всё никак не мог выехать и мы в помощь ему послали молодого парня Алексия. И всё-таки они долго ещё упаковывались и собирались. Случилось так, что раньше его приехал генерал Владимир Тодосьевич. Да, да! Настоящий генерал! Он оказался простым добрым и щедрым человеком и вскоре само собой получилось, что он стал старшим в общине. Быстро разрешив все наши неурядицы, он занялся организаторскими делами. Дом, они с женой Наталией купили в Солигаличе, но он часто приезжал к нам решать вопросы с заселением или выселением кочующей братии. Опоздал Антоныч, опоздал! Пока он собирал и упаковывал свои ценности, командный пост отдали генералу, как и подобает. Когда приехали Антоныч и Алексий, дела в общине «Царева житница» уже упорядочились и что-то
стало вырисовываться.
      Да, Антоныч «не подкачал!» Он прикатил на фуре не меньше Любушкиной. Только здесь было другое богатство, на радость моему Илюше. Это были гайки, винтики, крантики, какие-то металлические аппараты, трубы, станки, мотоциклы (кажется три штуки) и прочий металлолом. Для местных жителей приезд каждого «подвижника» был увлекательной забавой. Все собирались вокруг очередной машины или фуры, помогали разгружать, рассматривали всё, балагурили. Недоумевали за какой надобностью едут сюда эти люди. Нет здесь ни работы, ни цивилизации. Автобус, магазин и почта — три раза в неделю, вот и всё развлечение.
        А тут ещё подъехали две матушки-монашки, которых мы заселили в Боровину, там был готов маленький уютный домик с огородом. Матушка Никодима и матушка Серафима с девичьих лет ушли в монастырь, а когда монастыри закрывали, они жили тайными общинками. Обе прекрасно пели. Я их слышала ещё раньше, в Макарьевском монастыре. Матушка Серафима вела мелодию, а матушка Никодима как бы окутывала её своим низким голосом. Получалось это у них красиво и необычно. Поэтому клирос в нашем Никольском храме обогатился новыми голосами. Местный батюшка Владимир был молодой, но умница. Он всех принимал и понимал, даже благословил на заселение в церковный дом.
Маушка его Мария тоже очень красиво пела, уж такой чистый у неё был голосок, заслушаешься. Но двое маленьких детей, то болели, то капризничали, поэтому наши матушки были, как нельзя кстати. Вообще пели многие. Бабушка Любушка знала всю Литургию на все гласы и голос у неё был сильный. И Антоныч пел неплохо,правда немного пришепётывал, из-за недостатка зубов.Конечно можно было бы собрать прекрасный по этим местам хор, все знали и любили клиросное пение но... Но как- то это не сладилось, потому что лукавый не переставал нас сеять, как пшеницу.
     Главный раскол получился на общем собрании общины, когда Антоныч, не добившись права на управление, ушёл прихватив с собой несколько колеблющихся членов общины.
С этого момента началась вражда исподтишка, а потом и в открытую. В общем-то ничего нового. Клеветы, козни, разборки, недовольство обвинения в колдовстве или сектанстве и другая чушь, без которой мы, православные христиане, ну просто жить не можем — на радость рогатому!
    Да, ещё хочется рассказать, чем занимались мы, то есть каким трудом. Из Татарстана приехал Михаил. Он заселился дальше по ряду на нашей стороне за рекой в деревне Дьяково
и быстро развёл хозяйство, которым занимался раньше. У него была лошадь, овцы, козы,
пасека, огород. А когда он женился на приехавшей Тамаре — хозяйство расширилось.
Антоныч увлекался огородом и садоводством. У него были разные сорта картофеля, капусты,
клубники .Чего только у него не было на огороде и в саду. Купил в районе кусты чёрной и красной смородины, вишни, яблоньки, крыжовника, чернослива и всё остальное, что можно было купить на Солигаличском рынке или заказать по почте. Так же у него была пасека. Они быстро подружились с Михаилом и Антоныч увёл его от нас «в раскол». Володя с тремя детками тоже имел огород и пасеку.
     Алевтина с Геннадием сразу обгородились высоким досчатым забором, и что-то там разводили внутри. В щёлку были видны теплицы для огурцов и помидоров, да грядка с цветами. У них была корова, телёнок, несколько коз. Геннадий хорошо управлял техникой,
поэтому сено они косили сенокосилкой. Был у них большой мотоблок для вспашки земли и большой огород.  Бабушка Любушка разводила кур и торговала яйцами.
   Больная Лидия купила домик в Солигаличе и всех приглашала в гости. Она была очень гостеприимной радушной хозяйкой. Все часто заезжали к ней, отмечали у неё церковные праздники и в конце концов переженились между собой. Надо заметить. Что все повенчались!
      Откликнулся на наше объявление протоиерей Симеон, старый весёлый батюшка с грустными глазами. Помню при встрече он слегка приобнял меня и достав из кармана старинный портсигар, открыл его. Там была иконка Божией Матери и она — благоухала!
Он позволял всем приложиться к ней. Батюшка Симеон служил в одном из районов Костромской области, настоятелем при храме Илии пророка. Конфликт с вышестоящими у него был в том, что он не брал И.Н.Н. на храм. Себе они И.Н.Н. тоже не брали, и в своих проповедях батюшка не один раз повторял, что время близко и нужно жить внимательно и осторожно.
У него была небольшая община из приезжающих окрестных прихожан. Мы все радовались, что у нас есть единомышленники. Батюшка частенько приезжал к нам в гости со своими духовными чадами, а мы приезжали к нему в храм на праздники. Пока мы ходили на службы и причащались в любых храмах, но старались всё — таки «у своих». Забегая вперёд скажу, что батюшка вскоре умер от сердечной болезни. Осталась старая матушка со взрослым больным сыном (как и мой Илюша). После смерти батюшки их взял к себе в дом старший сын. Но вскоре случилась беда! Болящему стало плохо и он зарезал мать-матушку ножом и брата порезал чуть не до смерти. Поэтому он жизнь свою дожил или доживает в Никольской психбольнице, в закрытом отделении.  Позднее и генерал уехал в их края и там пустил корни окончательно.
        Теперь мы живём каждый своим домом, но в трудные минуты помогаем друг другу.
И ещё есть у нас общая забота, это Никольский храм. В храме пять престолов, действующий из них один — Николе Чудотворцу. Вот это действующий зимний храм сейчас мы, общими усилиями привели в порядок. Покрыли крышу железом, внутри сделали косметический ремонт. Поменяли окна застелили полы. Теперь на очереди церковный дом, но вряд ли мы до него доберёмся!  Хочу сказать, что мы давали объявление в газету, чтобы собрать общину православную именно с этой целью: Жить при храме, отремонтировать его, иметь своего батюшку на приходе. Помогать друг другу и с Божией помощью спасаться. В перспективе -
не брать пластиковых паспортов.