Поэтические Экзерсисы 164

Юрий Довгалёв Донской
        Жизнь и Поэзия К.Д.Бальмонта
              Глава Пятая

Здесь (в этой главе) мне надо сказать несколько поясняющих
Слов. В девяностых годах, на исходе века, русская поэзия по
Многим причинам, как бы сникла и выцвела, точно поражённая
Какой-то болезнью. Никто из поэтов не пытался по-новому, как
Бы взглянуть на саму - Поэзию!? Одни отрицали возможность
Познания действительности и превыше всего ставили мечту, свою
Интуицию, субъективную волю. Другие старались строить стихи,
Поэму так, чтобы в самом замысле и во всех словесных образах
Просвечивал, некий символ, уводящий в запредельный, потусторонний,
Высший мир, который соединял бы нас с этим миром!? Этой задаче,
Придерживался один из известнейших в то время символистов. Поэт
Иннокентий Анненский. Поэты-символисты! Утверждал Бальмонт,-
"Овеяны дуновениями, идущими из области запредельного, как бы
Властвуя над миром, проникая в его материю". "Создание искусства,-
Вторит ему Брюсов, - это приотворённые двери в Вечность". Поэт
Он - демиург, творец своего мира. Провозглашал Фёдор Сологуб.

В девяностых годах появляются стихотворные книжки и трактаты
Ранних символистов: Мережковского, Минского, Коневского, Гиппиус,
Самого Валерия Брюсова, в русле символизма тогда оказался и сам
Молодой Бальмонт. Блок, Вяч. Иванов, Белый выступили несколько
Позднее, составив "вторую волну" русских символистов. Однако,
Из всех перечисленных К.Д.Бальмонт (хотя он не был символистом)
Чистой воды, сумел первым (из всех этих поэтов) достичь всероссийской
Славы и широкой популярности. И если сам Бальмонт писал в то время,
Что его творчество началось - "С печали, угнетённости и сумерек",
"Под северным небом". То уже на рубеже двадцатого столетия тон
Поэзии Бальмонта! Резко изменяется. Нет ни следа безнадёжности,
Уныния в его новых стихах, которые исполнены фантастической радостью
И напором буйных чувств. Сборники "Горящие здания", "Будем как Солнце",
"Только любовь", "Крик часового" считаются лучшими в наследии Поэта.

"Поэт - стихия, - заявлял он в одном очерке, отстаивая своё право на
Постоянное перевоплощение и бесконечную изменчивость. Ему либо принимать
Разнообразнейшие лики, и в каждом лике он самотождественен. Он льнёт
Любовно ко всему, и всё входит в его душу, как солнце, влага и воздух
Входят в растение... Поэт открыт миру..." Поэту ведомы и равно близки
Высокое и низменное, красивое и безобразное, он может воспевать то Зло,
То Добро. То склоняться к язычеству, то преклоняться перед христианством.