Посвящаю эти строки выдающемуся пилоту-асу Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Павлу Васильевичу Рычагову (1911-1941), занимавшего пост начальника Главного управления ВВС РККА с августа 1940-го года.
                
                Часть 1 Продвижение по службе
Он был красой и гордостью той страны,   
что породила его на этот свет,
но режиму, что столь безвременно послал его в небытие, -   
никакого оправдания нет.
Был также пламенным патриотом своей Отчизны 
и в деле своём звезда,
но стечение трагических обстоятельств -   
погубило его навсегда.
До призыва в армию он ничем не отличался от своих сверстников, 
но в авиашколах* - обнаружил способности высшего класса,
т.к. быстро освоил учебный самолёт У-1 и самолёт-разведчик Р-1,
и уже тогда - можно было увидеть в нём будущего аса.
Так, в один из учебных вылетов, будучи курсантом, 
Рычагов попал в аварийную ситуацию,
когда его самолёт загорелся (после отказа двигателя) 
и остро почувствовал на себе земную гравитацию.
Озеро и лес под ним -   
делали посадку прямо перед собой невозможной**,
и поэтому гибель лётчика  -
казалась попросту непреложной. 
  
 * В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, 
   а в 1931 г. - 2-ю военную авиашколу в Борисоглебске.
** В то время лётчики летали без парашютов. 
                стр.  1           
Однако Рычагов не растерялся 
и не поддался влиянию стресса,
а развернул самолёт почти на 90 градусов и, спланировав, 
посадил его на опушке леса.
Зимой 1932-ого, уже будучи после авиашколы, 
наш герой  -  спас самолёт У-2 от крушения,
когда во время вылета одна из его лыж  -  
приняла вертикальное положение.
Это угрожало бы неминуемой аварией, 
когда самолёт пошёл бы на посадку,
и Павел Васильевич Рычагов    -   
вновь продемонстрировал боевую ухватку.
Он предоставил второму пилоту удерживать самолёт в полёте, 
и предотвратил крушение,
тем, что хладнокровно вылез из кабины на крыло и ударами ноги  -
поставил лыжу в нормальное положение.
В 1933-ьем  Павел Васильевич стал командиром звена (3 самолёта), 
и сумел продемонстрировать качества таковые,
что уже через несколько месяцев возглавил авиационный отряд (12 самолётов) 
и вывел его в передовые.
В продолжении верховное командование  -   
отдало должное его боевой сноровке,
и в начале 1936-го  старший лейтенант Рычагов  был награждён орденом Ленина  -
за успехи в боевой подготовке.
                стр. 2
В октябре 1936-го авиаотряд Рычагова был, правда, отправлен  -  
но не вопреки его собственному желанию,
для оказания помощи   -  
республиканскому правительству Испании.
Был командиром группы из трёх эскадрилий истребителей И-15, 
на которых летал, был ранен и несколько раз его сбивали,
но на его счастье    -    
парашюты его спасали.
И однажды, спасаясь с парашютом,   
он получил почести от дружески настроенных испанцев,
когда приземлился прямо в центре Мадрида, 
и был подхвачен на руки - ликующей толпой республиканцев.
В боях сбил 6 самолётов* противника лично 
и ещё 14   -   ему добавили  групповые сражения,
а 31.12.1936-го капитан П.В.Рычагов был удостоен звания Героя Советского Союза   -  
за свои выдающиеся достижения.
В феврале 1937-го славный ас был отозван** в Москву, 
и очень скоро   -
он, за подвиги в Испании,  
получил досрочное звание майора.
В ноябре 1937-го нашему Герою представилась возможность -  
блеснуть  и стратегическими талантами.
Это когда он был направлен в Китай, 
чтоб возглавить деятельность советской авиации - в боях с японскими оккупантами.
Его испанский  боевой опыт очень пригодился в начальный период, 
т.к. первые группы советских лётчиков такого опыта не имели,
и это отрицательно сказывалось в воздушных боях,
мешая достижению цели.
 * 5 истребителей и 1 бомбардировщик
** Вместе с уцелевшими лётчиками своего отряда
                стр. 3
В Китае Рычагов сам не летал, но формировал авиагруппы  -  
как старший советник по использованию советской авиации,
и под его руководством были запланированы и осуществлены  -
важнейшие боевые операции.
Авианалёты по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване  -   
заслужили высокие оценки и симпатии,
а разгром авиабазы на Тайване(23.2.1938-го) вызвал у японцев  -   
сильнейший шок и острую фрустрацию, 
т.к. уничтожение 50-ти самолётов и трёхлетнего запаса топлива  -
причинило серьёзнейшую дезорганизацию.
В результате этого налёта база была временно выведена из строя 
и стала непригодной на полёты, 
а поэтому в течение целого месяца  -   
оттуда не взлетали самолёты.
Военное командование оценило по достоинству  -
вклад П.В.Рычагова в боевую обстановку,
и 18.3.1938-го он был награждён орденом Красного Знамени -   
за проявленную стратегическую сноровку.
В апреле 1938-го он был отозван из Китая домой 
и недолго дожидался следующей награды:
14.4.1938-го ему, минуя чин полковника, 
было присвоено звание комбрига (командира бригады).
Следует отметить также, 
что, ещё накануне своего отзЫва,    
его в декабре 1937-го   -
избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созЫва.
                стр. 4
А далее, получив новое назначение*, 
он был отправлен на Дальний Восток, и, без углубления в подробности,
наш герой в боях у озера Хасан (летом 1938-го) -
вновь раскрыл свои выдающиеся способности.
И вот за эти-то боевые качества, 
порождённые в огне и пламени,
он в октябре 1938-го был награждён    -   
вторым орденом Красного Знамени.
Следует отметить также,  что в знак восторга  -  
от доблестного представителя высшего пилотажа,
Сталин предложил (ещё перед его отъездом) принять его в партию  -    
без прохождения кандидатского стажа.
В сентябре 1938-го был назначен на новую должность**,  
и  в ней отличился  на диво, 
а за свои достижения он 9.2.1939-го -   
был произведён в звание комдива***.
В течение части 1939-го находился на этой должности   -   
пока не дошёл до нового горизонта, 
и был продвинут на должность командующего ВВС -    
Девятой армии Северо-Западного фронта.
  * с мая 1938-го был назначен командующим ВВС Приморской группы Дальневосточного 
    фронта, в состав которой входили три авиабригады (48-ая штурмовая, 69-ая 
    истребительная и 25-тая скоростная бомбардировочная), несколько отдельных 
    разведывательных эскадрилий, а также около 10-ти отдельных отрядов и звеньев.
 ** командующий ВВС Первой Отдельной Краснознамённой  армии
*** комдив  -  командир дивизии
                стр. 5
На этом посту он (в ноябре 1939-го - марте 1940-го)
принял участие в советско-финской кампании,
и произведение в комкоры* (11.4.1940), а также третий орден Красного Знамен (21.5.1940)  -       
свидетельствовали о славе и признании.
4.6.1940-го нашему Герою было присвоено звание генерал-лейтенанта, 
и на него продолжали сыпаться горохом  -  новые номинации,
а через две  промежуточные стадии** он в феврале 1941-го был назначен   -  
и заместителем наркома обороны СССР по авиации***.
Ему было всего лишь под 29, и природа  -   
наградила его щедро и богато, 
но будущее показало, что столь высокое назначение  -  
пришло к нему рановато.
                Конец первой части 
       (продолжение следует в http://stihi.ru/2021/01/03/3242)
  
  * комкор - командир корпуса
 ** в августе 1940-го он был назначен начальником Главного управления ВВС РККА, а 
    в декабре 1940-го - членом Главного   военного совета РККА.
*** фактически главнокомандующий авиации Советского Союза
                ИосЭф МеерОвич (Израиль)
                
                стр. 6