Пирожок с воздухом

Александр Лиханов
     В это трудно поверить, но такой пирожок действительно существует. Причём в этом заложен глубокий смысл, и ещё более удивительно то, что история возникновения пирожка с воздухом неразрывно связана с изобретением европейского фарфора, с чего мы и начнём сей рассказ.
     Из истории известно, что во все времена люди с большим удовольствием использовали изделия из фарфора, за что мы должны быть благодарны древним китайским мастерам. Они открыли способ изготовление этого вида керамики более трёх тысячелетий тому назад. Все изделия из фарфора, которые использовались в мире, были только китайского производства, и зачастую стоили дороже драгоценных металлов. Естественно, мастера из Поднебесной держали рецепт изготовления фарфора под строжайшим секретом.
     Сколько бы продолжалась монополия китайского фарфора трудно сказать, если бы в начале 18 века тайну изготовления этого материала не разгадал саксонец Бёттгер. Производство европейского фарфора стало истиной гордостью всей Саксонии. Изысканным, нежным звучанием сорока колокольчиков из мейсенского фарфора, установленных на часовой башне в Цвингере, наслаждаются как жители Дрездена, так и гости города. Посетители Дрезденской картинной галереи любуются  живописной «Шоколадницей» Жана-Этьена Лиотара, на которой впервые изображён мейсенский фарфор. С «балкона Европы» - террасы Брюля туристы созерцают прекрасный вид на Эльбу. А ведь именно под этим балконом располагалась специальная лаборатория, где был открыт секрет изготовления фарфора. Впоследствии  производство перенесли в соседний Мейсен, где до сих пор  действует старейшая мануфактура по производству европейского фарфора.
      И, конечно же, нельзя обойти  вниманием личность самого изобретателя. Жизнь Иоганна Фридриха Бёттгера напоминала авантюрный роман. Будучи учеником аптекаря в 16 лет он увлёкся алхимией, но в получении золота из менее благородных металлов юный искатель философского камня не преуспел. Однако сумел пустить пыль в глаза: ему удалось одурачить берлинскую публику превращением серебряных монет в золотые, причём среди зрителей был известный философ Лейбниц. Узнав об удачном опыте, прусский король Фридрих I посчитал, что жёлтый металл в его хозяйстве будет совсем не лишним, и приказал схватить алхимика. Но тот был предупреждён одним из придворных, и насмерть перепуганный бежал в родную Саксонию под покровительство курфюрста Саксонии Августа Сильного. Причём наш герой сумел одурачить и его, успешно продемонстрировав превращение ртути в золото. Поэтому запрос Фридриха I курфюрст не удовлетворил, решив оставить «ценного» специалиста себе, и даже присвоил ему титул барона. Тёмной ноябрьской ночью 1701 года в обстановке строжайшей секретности, Бёттгера доставили в Дрезден. Курфюрст, видимо, не подозревал об обмане, и свято верил алхимику, поэтому выделил ему деньги и лабораторию. Однако Бёттгер вёл разгульную жизнь, увлёкался алкоголем, и мало заботился о выполнении «государственного» заказа.  Через два года, не добившись никаких успехов, страшась возмездия, Бёттгер бежал, но в Австрии был пойман и водворён назад в Дрезден, теперь уже под усиленную охрану. «Ищи золото, или я тебя повешу», - сказал ему Август Сильный. Сам же решил попутно пристроить пленника к разгадке тайны, которой была одержима вся Европа: раскрыть секрет изготовления белого фарфора. Много лет  этой проблемой занимались подданные курфюрста, возглавлял которых граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз. Под его начало, и одновременно надзор поступил Бёттгер. И уже в 1705 им удалось получить красный (яшмовый) фарфор, ныне именующийся «бёттгеровским». Это был первый успех, поэтому  Август Сильный увеличил финансирование: и в декабре 1707 года в Дрездене на берегу Эльбы, под террасой Брюля в казематах была оборудована специальная лаборатория для опытов.
     Но далее дело застопорилось, не хватало главного –  материала для тонкостенного фарфора, подобного китайскому. Найден он был совершенно случайно. Один знакомый парикмахер однажды в разговоре с Бёттгером признался, что истратил  выделенные ему деньги, но ему удалось выкрутиться, используя для припудривания париков вместо дорогостоящей французской пудры высушенную, измельчённую белую глину, которую он обнаружил в одном из карьеров в 12 километрах от Мейсена. Это был именно тот недостающий ключевой компонент –  каолиновая глина! В лабораторном журнале Бёттгера за 15 января 1708 года имеется запись, что после двенадцатичасового обжига получены белые полупрозрачные пластины фарфора. Именно эту дату принято считать, как время рождения европейского твёрдого фарфора. Осенью 1708 года Чирнхауз заболел и умер, и Бёттгер вынужден был продолжить  работу один. Так, можно сказать, по иронии судьбы человек, всю жизнь пытавшийся найти секрет получения золота из свинца, в итоге открыл материал, ценившийся дороже жёлтого металла. Весной 1709 года алхимик доложил курфюрсту, что ему удалось произвести тонкий, звонкий фарфор, не уступающий китайскому в белизне и изяществе. По качеству же, европейский твёрдый фарфор превосходил мягкие сорта китайского фарфора. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии Бёттгера, Август Сильный приказал в январе 1710 года в пустующем мейсенском замке Альбрехтсбург заложить первую европейскую мануфактуру твёрдого фарфора. Август назначил Бёттгера руководителем мануфактуры, положил ему щедрое жалование, но только в апреле 1714 года  вернул ему свободу, что оказалось запоздалым. К этому времени здоровье алхимика было разрушено химическими опытами и алкоголем. В 1719 году он скончался в возрасте 37 лет.
     А теперь пришла пора вернуться к пирожку с воздухом, объяснить причину его возникновения, и как он связан с фарфором. Начнём с того, что весь произведённый в Мейсене фарфор доставлялся курфюрсту Августу Сильному в Дрезден, который расположен в 25 километрах от мейсенской мануфактуры. Вроде бы, никаких проблем тут быть не могло, однако без них не обошлось. В те давние времена между Мейсеном и резиденцией курфюрста в Дрездене курсировал гонец перевозивший фарфор. Август его работой был недоволен, так как зачастую фарфор бился. Причина была в том, что у курьера была слабость - доброе мейсенское вино, и он не мог удержаться от искушения выпить ни в одном придорожном трактире на пути в Дрезден. Тогда Август Сильный поручил мейсенским пекарям придумать очень хрупкую выпечку, какую только возможно, которую в пьяном виде, да по ухабистым дорогам в целости не привести. И пекаря выпечку придумали, назвали её фуммель.
     Фуммель – натурально это «пирожок с воздухом», внутри хрупкой оболочки пустота. С тех пор, когда гонец с фарфором отправлялся в Дрезден, ему вручали фуммель с наказом курфюрста – довести его неповреждённым. Наказание же за сломанный фуммель было очень суровым. Боясь даже дышать на это хрупкое изделие, курьер объезжал кабаки стороной, и Август Сильный был спокоен за доставку фарфоровой посуды. Остаётся лишь добавить: мейсенский фуммель своим рождением  обязан – исключительно изобретению европейского фарфора. Придуманный в 1710 году, фуммель был первым своеобразным алкометром. Доставить фуммель из Мейсена в Дрезден, не повредив его, и сейчас задача не простая, а приготовить его самому в домашних условиях невозможно. Ведь секрет его  изготовления хранится в строжайшем государственном секрете вот уже более трёхсот лет.
     Среди кулинарных достопримечательностей города эта выпечка занимает особое место! В Мейсене даже поставили памятник фуммелю. В кондитерской «Zieger Dirk Konditorel» (Rote Stufen, 5) можно попробовать фуммель, стоит он 2 евро. Это чудо пекарского искусства выпекается только здесь и только в одной пекарне, это запатентованная торговая марка!  Экскурсоводы как бы приоткрывают завесу над тайной, рассказывая туристам, что на изготовление фуммеля идёт всего 15 грамм теста.
Но, секрета выпечки это не раскрывает, и тайна всё-таки остаётся тайной.
      В завершение хочется сказать ещё немного о мейсенском фарфоре. На северной  стене конюшенного двора Штальхоф в Дрездене размещено самое большое в мире изразцовое панно «Шествие князей». Оно изготовлено в 1907 году и включает в себя около 25 тысяч расписанных плиток из мейсенского фарфора, общей площадью 950 квадратных метров. Во время англо-американской бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, город был сильно разрушен, пламя пожара бушевало по всему городу. Стены Штальхофа устояли, но панно представляло собой сплошную закопченную чёрную плоскость. Считали, что панно безвозвратно утрачено, но когда его очистили, оказалось, что панно практически невредимо, надо лишь заменить несколько плиток. Похоже, мейсенские мастера вложили какое-то волшебство в эти фарфоровые изразцы! Считается безусловным, что эта  магия живёт и в нынешних  изделиях из фарфора мейсенских мастеров, и с этим трудно не согласиться.

2020


Примечание.
На фотографии: экскурсовод в замке Альбрехтсбург демонстрирует нашей группе знаменитый мейсенский фуммель. В отверстии сбоку видно, что внутри пустота.
Хлебобулочное изделие лежит на тарелке мейсенского фарфора, роспись – фирменный синий декор, так называемый  «луковичный».