Несколько слов о Марине Абрамович

Ринер Ахелой
МАРИНА АБРАМОВИЧ. МАСТЕР ИСКУССТВА, КОТОРОГО ОБВИНЯЛИ И ОБВИНЯЮТ В САТАНИЗМЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕИ; И ЦИТАТЫ ИЗ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ КНИГИ.

Ее работы всегда вызывали горячие споры и оказывались в центре скандалов. “Некоторые зрители были очарованы, другие испытали отвращение»,- говорит сама Марина Абрамович об одном из своих первых перфомансов. Но, равнодушным, я думаю, она не оставляет никого.

Когда дочитаю ее автобиографичную книгу, сделаю обзор полученные ощущения.

Фантастически интересно. Столько всего откликается. Разворачивается чужая душа и предстаёт, как есть, со своими страхами, червоточинами... и в то же время радостями познания и принятия своего смысла.
Мне нравится то, как ее сознание и подсознание трансформирует привычное глазу и сердцу: она разворачивает их с незнакомых сторон и демонстрирует нам с помощью выразительных «грубых» средств, втягивающих нас в глубину окружающей действительности.
И да, это искусство. На грани жизни и смерти, тем и завораживающе пугающее..
Вы можете ознакомиться с ее перфомансами, а потом мы их как-нибудь обсудим.

Абрамович долгое время оставалась, так называемой, альтернативной художницей, чей радикализм не вписывался даже в понимание современного искусства.

Эта Женщина с поражающей энергетикой: я чувствую в ней некое всепонимание.

Меня завораживают ее внешность, сила взгляда... Глаза. Я бы хотела посмотреть в них, как в одном из ее перфомансов. Заглянуть в душу.
И она предоставила частично такую возможность, издав автобиографию.

Сегодня я хочу поделиться цитатами из ее книги, в которых она показывает нам, как видит этот мир: жизнь, искусство, красоту...
Возможно, вас тоже заденет и захочется пересмотреть обыденное под другим углом. Мне нравится подача материала: поднимает, воодушевляет; возносит над землей; доводит до пика, а затем сворачивает и с грохотом падаешь ниц в ожидании новой дозы сильнейших эмоций. Смесь приятия и неприятия.

Вся ее книга “Пройти сквозь стены» в подчёркнутых заметках, закладках и вопросах, что задаю наедине с собой, но вот некоторые цитаты:

«Я не знала тогда и не знаю теперь, кто или что создает этот невидимый мир, но я точно знаю, что он может быть полностью видимым. Я стала верить, что, когда мы умираем, умирает физическое тело, но его энергия не исчезает, а просто принимает другие формы. Я стала верить в параллельные миры. Я думаю, их сотни.»

//

«Я была президентом школьного шахматного клуба, я хорошо играла. Как-то школа победила в соревновании, и я была выбрана для получения награды. Мать не захотела покупать мне новое платье для церемонии награждения, и я вышла на сцену в своих ортопедических ботинках и фальшивой нижней юбке. Официальные лица вручили мне награду – пять новых шахматных досок, и когда я спускалась со сцены, мой огромный ботинок за что-то зацепился, и я упала, а доски разлетелись повсюду. Все смеялись. После этого меня не могли вытащить из дома несколько дней. В шахматы я больше не играла.
Глубокий стыд, максимальная осознанность. В молодости мне было сложно даже просто заговорить с другим человеком. Теперь я могу выступать перед трехтысячной аудиторией без заметок, не имея представления о том, о чем буду говорить, даже без визуального сопровождения. Я могу смотреть на каждого и говорить в течение двух часов, легко.»

//

«Вот что меня вдохновляло: я хотела принести на мост запись звука, имитирующего обрушение моста, и проигрывать ее каждые три минуты. Получалось, что каждые три минуты вы бы слышали оглушительный звук обрушивающегося моста, при этом сам мост оставался целым. Объект продолжал существовать визуально, но аудиально разрушался. На то, чтобы это сделать, мне нужно было разрешение городских властей, но его мне не дали. Сказали, что мост действительно может обрушиться из-за силы звуковых волн.»

//

«На следующий год я сделала еще несколько звуковых работ для других выставок в Белграде. Одна из них называлась «Война» и была инсталлирована на входе в Музей современного искусства. Посетители проходили по узкому коридору, сформированному двумя листами фанеры, под оглушительный звук стрельбы. Я использовала звук как метлу для мозгов людей, входящих в музей. Как только они попадали внутрь, внезапная тишина позволяла им по-новому воспринять искусство.»

//

«Пару месяцев спустя я сделала более забавную работу в холле СКЦ: там на повторе все время проигрывалось одно и то же объявление, как в аэропорту: «Пассажиров авиакомпании JAT просим проследовать к выходу на посадку номер 265. (В то время в аэропорту Белграда было только три выхода на посадку.) Самолет отправляется в Нью-Йорк, Бангкок, Гонолулу, Токио и Гонконг». Все сидящие в холле, пили ли они кофе, ждали ли начала киносеанса или просто читали газету, становились участниками этой воображаемой поездки.
Ирония была в том, что в тот период жизни я почти не покидала Белград.»

//

«Жила-была на свете красивая маленькая белокурая девочка, такая прелестная и милая. Она сидела возле пруда и вдруг увидела золотую рыбку. Она потянулась к воде и поймала ее. Золотая рыбка сказала: «Отпусти меня, а я за это выполню три твоих желания». И девочка отпустила рыбку.

«Каково твое первое желание?» – спросила золотая рыбка. Девочка сказала: «Я хочу иметь очень-очень длинные руки, чтобы доставали почти до земли». «Без проблем», – ответила золотая рыбка. И в то же мгновение у девочки руки стали длинными-предлинными. «Каково твое второе желание?» – спросила золотая рыбка. «Мое второе желание, – сказала девочка, – иметь длинный нос, такой длинный, чтобы он свешивался до груди». Рыбка ответила: «Это легко». И так и случилось.

«Каково твое третье желание?» – спросила золотая рыбка. «Хочу боль “шие уши, как у слона, чтобы половину лица закрывали», – сказала девочка. Рыбка ответила: «Готово!» Так красивая маленькая девочка превратилась в монстра с длинными руками, огромным носом и большими висящими ушами.

«Понимаю, что это не мое дело, – сказала рыбка перед тем, как уплыть. – Но скажи, зачем тебе это?» Девочка ответила: «Красота преходяща. Уродство вечно».”