Заметки на полях 27. Мой Михаил Шолохов

Дик Славин Эрлен Вакк
В связи с очередной обширной статьёй на Ютьюбе о Шолохове и версиях
о его болезни и творчестве, печатаю небольшое воспоминание.

                Оле Малаховской в её литературный архив

    Для меня Шолохов с юных лет  - это "Тихий Дон" и всё,
что связано с этим романом. "Поднятая целина"  мало что
оставила в памяти кроме деда Щукаря и одной распутной бабы-
жены председателя колхоза Нагульного, если память не подвела.
Я не знаю, как повлияла контузия 1942 г на дальнейшее
творчество писателя. Но его статья  на смерть Сталина в
"Правде" "Прощай, отец", в марте 1953 г. , которую десятки
лет ("для истории") хранил  один из моих друзей, никоим
образом не подтверждает деформацию личности писателя.
Однако  от близких друзей  по Новочеркасску знаю, что пил Шолохов
безбожно много. Это и сгубило его главный талант - сумасшедшую
одержимость в работе, рождавшую его бессмертных героев.
Рассказ Шолохова, а потом и фильм Бондарчука "Судьба человека",
имел заслуженный успех. Он просто лёг на ещё обнажённые раны страны,
оставленные  схлынувшей войной.
Но об этом времени и моя "Станция Сосыка" стихотворение, отразившее
трагедию солдат-калек, а их по стране были миллионы. Миллионы
в каком-то запредельном нечеловеческом смысле "лишних людей".
И это в годы страшного послевоенного голода на Кубани, в Воронежской
области и других районах страны, побывавших в оккупации.

    Но вернёмся к личности Михаила Шолохова.
Вот рассказ от первого лица, бывшего члена райкома партии
г. Миллерово - друга юности  Шолохова. Огромный казачина лет
за 50-60, обаятельный и разговорчивый человек. А жили мы с ним
в одном номере гостиницы "Южная" в центре Новочеркасска и
преисполнились взаимной симпатией отнюдь не по причине поклонения
Бахусу. Врачи уж год отлучили его от водки под страхом немедленной
остановки сердца.
  Он как-то нагрянул к Шолохову. А они не виделись до этого несколько
лет. Шолохов на радостях закупил несколько ящиков водки, закуски
и всяких разносолов. Они изнутри забаррикадировали окна и двери дома
и несмотря на попытки штурма со стороны жены Шолохова, продержались
в осаде до последней выпитой бутылки.  Прямо по Лермонтову:
"Да, были люди в наше время.... богатыри - не вы"
  Кстати, "Южная" - двухэтажное Г-образное здание со старинными
аксессуарами и частью сохранившегося декора, имеет свою историю.
В ней в разные времена проездом проживали и Лермонтов, и Горький,
и Маяковский, и знаменитая актриса Комиссаржевская, начинавшая свою
карьеру в Новочеркасске. Вероятнее всего и Шолохов не раз бывал в этой
гостинице. Поговаривали из постояльцев и о Пушкине, и  об Алисе
 Фрейндлих, Да  как проверишь? Но не в них дело.
Именно на площади перед гостиницей произошёл расстрел в недоброй
памяти 1962 г. Я же появился в этой гостинице впервые в январе 1964 г.
Мог бы много рассказать со слов очевидцев и участников массовых
протестов о причинах и последствиях. Но это тема другого рассказа.
   
   "Странным"  образом один эпизод моей жизни связал меня с творчеством
Михаила Шолохова. В самом начале 60-х я уже 30-летним увлекся конным
спортом. Наш клуб участвовал в съёмках фильма "Донская повесть"
по ранним рассказам Шолохова. Натурные съёмки шли летом 1963 г
в станице Раздорская. Вот уж где мы "оттянулись" по полной на наших
спортивных лошадях, привезенных из Москвы. Попригибались мы на Дону, так
уж попригибались (На жаргоне "пригнуться" - выслать лошадь в резвый галоп).
     Фильм ставил Владимир Фетин, тот самый, который  ставил "Полосатый
рейс". Но в отличие от комедийной роли в "Полосатом  рейсе", в  "Донской
повести" Евгений Леонов воплотил  трагический образ простого
полуграмотного  казака Шебалка.  Гениально воплотил!  Вот какого великого
трагика мы толком так и не узнали.  Рано, рано ушёл Леонов, в самом
расцвете творческих сил.
     В паре с Леоновым  снималась молодая актриса театра им. Вахтангова
Людмила Чурсина.  Со съёмок она уже уехала в Питер женой Владимира
Фетина. Ох уж эти длительные кино-экспедиции, тайны каких романов они
хранят и своей непредсказуемостью влекут к себе всё  новые поколения
служителей Мельпомены, да и не только их.
     К сожалению в те же годы запропал в редакции "Советского Экрана"
мой рассказ, посвященный не столько фильму, сколько нескольким
актёрам на фоне съёмок, с которыми меня свела судьба в жаркие
месяцы 1963 г. "Король эпизодов" Жора Штиль из БДТ, Санечка Блинов,
окающий совсем не по казацки, он был родом с северного Поволжья.
   Если Вам доведётся по телевизору посмотреть "Донскую повесть",
обратите внимание на полного капельмейстера, которого расстреливают
белоказаки. Это Веня Родес. Немолодой актёр Ростовского-на-Дону театра
драмы и комедии. Бедный. Маялся на тропической жаре в красноармейской
форме, прилипшей к телу, ради одного небольшого эпизода третьестепенной
роли. За ним нужно было ходить с записной книжкой, столько он знал
чисто актёрских закулисных анекдотов и историй.
    Родес - образованный, интеллигентный и в чём-то, чисто внутренне,
беззащитный человек. Однако врождённое чувство юмора выдавало его одесские
корни. До сих пор вспоминаю о нём с нежностью и грустью.
   Однажды мы с ним совершили "набег" на виноградник. Нас застукал сторож.
И в наказание отвалил нам ещё пару тучных гроздьев ароматных ягод. Мы
чуть не лопнули от обжорства.
   Вот такая история, которой я обязан Шолохову.  Как не благодарить
судьбу за такие царские подарки!

Любите Шолохова при всех его недостатках и "партийных" перегибах.
Если России суждено возродиться, как колыбели великой литературы,
то имя Михаила Шолохова окажется в первых рядах.