Шедевры Третьяковки Новая Москва Пименова

Вадим Константинов 2
                Всё тот же дробный...

                Тот же самый,
                Именно...

                Едва ли не Писсаровский
                Мазок!..

                При помощи которого
                Он, Пименов,
                Запечатлеть
                Москву тридцатых
                Смог!..
                10.2007.


                Картины прошлого,
                Ожив...заговорят...

                И оживут - спеша
                Куда-то - люди...

                И явится нам всем
                Охотный ряд!..

                Которого потом
                Уже не будет!..

                И шум машин...

                И разговор людской...

                И многое, что так
                В картину просится...

                Прольётся к нам
                Безудержной рекой!..

                И мы утонем
                В той разноголосице!..
                06.2012.


                Казалось бы,
                Весьма простой
                Сюжет...

                Но сколько в нём
                Чарующих деталей...

                Так мне близка
                Москва тридцатых
                Лет!..

                И дух свободы,
                Что художником
                Воспет...

                Который мы позднее
                Потеряли!..
                06.12.2020.



Советский художник Юрий Иванович Пименов написал «Новую Москву» в 1937 году. Она создана в стилистике классического реализма. Картина перекликается с его работой «Фронтовая дорога», которая изображает аналогичную композицию, но с другим фоном и персонажами.

Сам холст называют продолжением серии работ на московскую тематику. Мы видим экспозицию площади Свердлова, находящуюся неподалеку от центра города, перед взором предстают размытые силуэты величественной гостиницы «Москва» и Дома Союзов.

На первом плане – кабина водителя открытого кабриолета, который управляется белокурой, коротко подстриженной женщиной в голубом платье. Впереди распростерта широкая дорога, на которой разъезжает масса других автомобилей. По аллеям проходят толпы жителей, изображенных в виде нечетких теней далеко впереди. Такая панорама весьма необычная для советского творчества, автор словно изображает фотографический снимок. Как полотно, написанное в тридцатых годах двадцатого века, его, пожалуй, можно считать революционный.

Все окружение показано художником легко, живо и даже воздушно использованы полупрозрачные оттенки голубого и коричневого. Такое сочетание теплых и холодных тонов привносит в работу сильную гармонию. Мастерски изображена дорога, по которой движутся машины. Она привлекает внимание своей абсолютной чистотой и даже зеркальным блеском. Она как будто отражает все происходящее на ней, переписывая формы в безликие тени.

Общий вид очень благороден, искусно прописаны люди, мы можем посмотреть даже на неясные детали их одежды, уловить легкие движения при ходьбе. Персонажи картины, кроме главное героини, не кажутся настоящими. Они обличены в призрачные силуэты и это придает картине некоторую мистичность и безвременность.