За кулисами Мастера и Маргариты часть 8

Марина Суханова -Тигра
Сегодня будет разобрана одна из интереснейших глав романа « Мастер и Маргарита» -- глава 12 «Чёрная магия и её разоблачение»
Хотелось начать это эссе именно с разоблачения словосочетания:  «Чёрная Магия».
  На самом деле само словосочетание является образным, а потому и  магическим, таким, что на людей с разным уровнем сознания, оно производит различное восприятие(понимание, ощущение). Слово – МАГИЯ – имеет значение –ЗНАТЬ и УМЕТЬ применить знание. А , ЧЁРНАЯ – более образное, так как обращено к чёрному цвету. Чёрный цвет – это цвет поглощения света в пустоте( нет предметом, являющихся зеркалом для света, нет и видимости световой волны, то есть чёрное – это ТО, что скрыто от привычного восприятия глаза. Когда в темноте, мы чего – то не видим,( или при отсутствии зрения) возникает ощущение опасности и как следствие – страх. Страх вводит сознание в неадекватное состояние Бреда, в котором можно натворить ТО, что в более спокойном, а тем более в уравновешенном  состоянии, существо не совершило бы:
 «– Да... – тут гость вдруг встревожился, – но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
– Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, – мужественно признался преображенный поэт.
– Основание? – строго спросил гость.
– Да, признаться, без основания, – сконфузившись, ответил Иван.»
( из главы 13)
 Однако, ( что знают далеко не все) состояние БРЕДА может нести в себе два аспекта: помрачённый( болезненный, подчинённый страхам) и пробуждённый( управляемый умом, что и является Магией)
 Вы заметили , что в десяти серийной  экранизации романа все действия и события разделены режиссёром на черно-белый и цветной фильм? И это – не случайно! НО! События, происходящие в помрачённом состоянии ума  -- привычные нашему восприятию, как обыденные, происходят в чёрно – белом варианте, а события мистические, или связанные с построением преображения сознания Ивана – в цветном варианте? Постановщик фильма очень хорошо ухватил идею романа и попробовал разделить повествования по состояниям сознания. Не смотря на то, что роман многоуровневый, в нём отчётливо выделяются два уровня: тонкий и грубый. Тонкий имеет ещё и свои разделения, но это уже для видящих… Это был очень удачный подход к интерпретации романа, подсказывающий зрителю различные уровни осознанности!
  Булгаков говорит своему читателю совершенно простые вещи, что если вы будете ТАК… поступать, то придёте ВОТ к ЧЕМУ и учит через свиту Воланда: «– Не извольте беспокоиться, мессир, – отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься?» Помрачённому уму всегда кажется, что хамят и лгут только другие люди, а своё хамство и враньё – всегда оправдано обстоятельствами или просто – НЕ ЗАМЕЧЕНО!
Когда человек боится Чёрного Мага – он считает, что боится могущественного человека, способного причинить ему страдания, и он даже не подозревает, что его помрачённое, невежественное сознание и есть тот самый Чёрный Маг, который доставляет ему страдание, через его-же, помрачённые( автоматические от страха) действия.
Как Воланд со своей свитой попал в Варьете? На самом деле, это совершенно неважно.
По роману, он проделал несколько вполне обыденных, для общества подхалимов и взяточников, мероприятий, обеспечившим ему выступление на престижной сцене Москвы.
 В разные времена, на сцены театров, регулярно выходили артисты оригинального жанра: гипнотизёры, фокусники, маги и мошенники. Спрос на чудеса никогда не ослабевал( как и сегодня) в обществе невежественных людей, а главное, собирал немалые гонорары за представления. Артисты были разной степени мастерства, градация которых варьировала от мелко мошеннической и примитивной, до профессионально-искусной и потрясающей воображение.
Представление Воланда было потрясающем в романе! Такого представления не могло происходить на физическом уровне, но в тонком мире ментальности – это происходит снова и снова.
 ТО, что  после представления, люди дававшие показания следователю, не могли в точности описать внешность артистов подтверждает множественность этого явления и его массово  гипнотическую природу. В то же время, Иван, находясь в клинике, знал обо всём происходящем, потому, что именно в таком собранном варианте он сновидел себя в образе Воланда на описанном представлении и его сознание, через сновидение излечивалось и выравнивалось.
 Фокусы в варьете затрагивали все помрачённые чувства, владеющими людьми, как внутренний Черный Маг:
1. Лживость -- через выступление  конферансье
«– Вот, граждане, мы с вами видели случай так называемого массового гипноза. Чисто научный опыт, как нельзя лучше доказывающий, что никаких чудес и магии не существует.»
В чём-же состояло «враньё» конферансье? По сути, лишь в том, что он начал отделять одни явления( привычные, которые гипнозом не казались, хотя гипнотизёр сидел в каждом человеке) от других (непривычных, а по сути, просто не ухватываемых сознанием) которые стал называть гипнозом. Коровьев, в этом месте романа, обращает внимание читателя на ТУ грань находящуюся в сознании, которая видна в освобождённом уме и не видна в помрачённом. 
2. Гнев кого-то из  публики – через пожелание оторвать конферансье голову:
«Что бы нам такое с ним сделать?
– Голову ему оторвать! – сказал кто-то сурово на галерке.»
Люди часто не задумываются над тем, что всего-лишь пожелание в мыслях, без физической видимой работы, производит огромную работу на тонком плане, создавая матрицу «микросхему» потенциального действия. Именно мысль закладывает Карму человека, а физические действия могут закрепить действия тонких миров гораздо быстрее. Не буду давать точных пропорций , но они определяются порядками исчислений.
3. Алчность – через хватание летящих с потолка червонцев.
Тот факт, что, в начале были червонцы, а затем, они превращались в простую бумагу, был прямой намёг на То, что никогда в жизни НЕЗАРАБОТАННЫЕ ЧЕСТНО СРЕДСТВА НЕ ПРИНОСЯТ БЛАГИХ ПОСЛЕДСТВИЙ. Об этом в романе подчёркнуто,  сказано ни единожды!
4. Желание  выглядеть лучше, чем есть на самом деле – через магазин модной одежды.
 Этот эпизод учит нас тому, что мода является лишь рычагом для разрастания порочных качеств зависти гордыни и ложной значимости.
5. Похоть – через разоблачение похождений Аркадия Аполлоновича.
Похоть возникает от обманчивого(ЧЁРНОГО) представления о себе, как о более достойном, чем есть на самом деле. Как следствие человек становится неудовлетворённым тем, что имеет и зарится на ТО, чего не имеет.
 Похоть является производной Алчности, как и жадность, только жадностью мы  называем нежелание расставаться с чем-либо, а похоть – желание иметь то, что нам не принадлежит. Такое желание обычно вызывает ещё три порока –  воровство, предательство и лживость ради сокрытия своих деяний.
Желание выглядеть наилучшим образом, так-же является ЧЁРНОЙ( невидимой) лживостью.
По сути, автор романа в данной главе разоблачает Чёрную Магию обыденного помрачённого сознания и показывает те последствия, что несёт в себе чувственное помрачение пороками.
( продолжение следует…)