Нужна ли критика стихов?

Арина Батуренко
ЭПИГРАФ: «У корабля есть цель, а у волн – нет». (Автор замечательной цитаты Уинстон Черчилль )

;;;;;;;;;;;;;; ПРЕДИСЛОВИЕ ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Нужна ли критика стихов*?
Все хором и дружно отвечаем: «Да. Да и Да»
А кто промолчал?..))
Молчание – это хорошо, конечно, но иметь своё мнение – ещё лучше…
А теперь, ВНИМАНИЕ интеллектуалам! – изменить СВОЁ МНЕНИЕ – Это внегласный признак интеллигента…
Но мы же все и так умные?! Да?))… Сами с у сами… Всё знаем и умеем, или же не понимаем, но хотим чтобы нас хвалили… Хотим? Естественно. Само-собой! А учиться хотим у других? А на собственных ошибках? А принимать критику в свой адрес?
Все хором и дружно отвечаем: «Нет. Нет и Нет».

Вот такие-то мы с вами и есть, все без исключения, и автор этого эссе в том числе…

См * (смотри сначала звёздочку и пояснения к ней)…..В определении (в самом вопросе) уже существует ответ…

Но, к делу , т.е. к нашей теме…
Эту тему уже не раз разжевали и разложили по полочкам многие «специалисты поэзии» и до меня. Я же, как практически дилетант в поэтической теории, попытаюсь, насколько можно, изложить и своёликовое ИМХО…))

Поехали…

;;;;;;;;;;;;;; ВСТУПЛЕНИЕ ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

ИТАК: Есть КРИТИКА, а есть АНАЛИЗ стихов. И это совершенно разные вещи…

АНАЛИЗ – 1-Это Оценка внутренности. (Структура стиха, размер, стиль, ритм, хорей, амфибрахий, рифма и т.д....)

………….…- 2-Это Оценка поверхности. ( О чём он, сей стиш, его содержание, какому соответствует жанру, мол пейзажная, гражданская, любовная лирика…; как связан с датой написания и событиями в социуме…да и что хотел сказать нам автор «вообще-в принципе»)

КРИТИКА – Это, собственно, Об-суждения и Рас-суждения об объекте творчества, к-е, в свою очередь, делятся на 2 части:

1-КРИТИКА ДЕ-КОНСТРУКТИВНАЯ: Ты, (он, она, они) ни черта не поняли, или же понял в рифмах другого, не учёл ни возраст человека (есть дети, подростки, взрослые). Не обратил внимание на душевное состояние автора (кроме смерти, праздников, и прочих событий, существует ещё и такое понятие – умственно-физического развития, при котором человечки всё-таки творят). Да-да… Представьте себе и Дауны прекрасно рисуют и Аутисты великолепно играют на фоно… И они – люди! И их – любит Бог!

Ах, де-реконструкция… Зачастую мы и не пытаемся поинтересоваться вероисповеданием и мировоззрением человечка. А бывает, люди, что без веры в сердце, берутся описать библейские события, и наоборот…. Вообщем, ты, не учитывая ЛИЧНОСТИ, берёшься давать двойственную оценку - критика самого автора (тут имеет место быть личная неприязнь) и плюс критика на сам стих. Ну вот тебе этот стих не нравится и точка. Ты неприемлешь просто-напросто всеми своими фибрами души творение N….. И начинаешь разносить его в пух и прах. Не важно, шедевр ли то современников или признанная шедевром (и такое имеет место быть) дребедень классиков… (.Заметьте, и классики – тоже люди…))...

Вот и всё: оборвали крылья Пегаса у автора, наживую сняли кожу, замуровали в бетонную стену под названием «рифмоплётство»…

Кто и что получают от де-конструктивной критики? Самоудовлетворение чьё? Ага…
Кому от этого польза? Где здесь сам автор? В Большой Ж или в игноре… А, м.б. (может быть) он давно умер, и не может видеть эмоции такого критика?

В любом случае, не переживайте! Наш Океан Поэзии – не высохнет. Т.к. (так как) наравне с ДЕ-конструктивной критикой существует ещё и конструктивная… (и Слава Богу!)

2- КРИТИКА КОНСТРУКТИВНАЯ – Это всем всегда понятно… Ты прочитал, увидел, услышал, уловил недочёты, доброжелательно намекнул или указал на них автору и от всей души пожелал ему творческого вдохновения. При этом, НЕ ЗАБЫЛ дать ссылку на источники, литературу и т.п., изучая к-е, человечек сможет САМОСТОЯТЕЛЬНО (или же с вашей HELP) поднять свой уровень….


ВНИМАНИЕ! В любой сфере, пусть это и не гуманитарное поприще, а бытовые ситуации, когда Учитель видит ошибки Ученика, он не только указывает на них, а даёт ВСЕ инструменты, для того, чтобы неумёха-растяпа ИМИ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ САМ… Причём, давая их, настоящий Учитель обязательно подчеркнёт, что Ученик – не Подмастерье, а уже почти что Мастер!.. и, разумеется, что всё у него получится!

Так, например, мы и тренер говорим своим детям на соревнованиях, что вот, мол, родной, осталось лишь только такое-то упражнение проработать для накачки мышц, а проигрыш – не повод для слёз, ведь однозначно – победа – впереди! Что происходит? Обид нет. В процессе подготовки, штудируя эту технику, ребёнок верит тренеру, верит в себя и …. .усиленно работает.

Бог НЕ говорит нам: «Ты, говно такое-то, паскудный грешник! Дань клади в ящик с надписью «на благотворительность» и свечи ставь всем святым!» (Так говорят некоторые «святые батюшки» из «преподобных чистилищ»).
Бог говорит нам: «Я возлюбил ТЕБЯ! Ты – прекрасный человек и ты –
прекрасная человечица! Только, ДЕТИ МОИ! оставьте свои грехи и следуйте за Мною…»
Куда же следовать? За ЕГО примером. Примером поступков, жизни, отношений и созидая, на сколько это возможно, ЛЮБОВЬ… Вот это и есть БЛАГО как для людей, так и для поэтиков…
Итак, КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА – ИМЕЕТ ТОЛЬКО СОЗИДАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ....
(ду ю андестенд ми?.... ты понимаешь меня? …..)

;;;;;;;;;;;;;; ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Так-с… С определениями мы с вами разобрались, теперь поехали, как говорят студентам, а точнее, ПОПЛЫЛИ дальше…

Если мы принимаем, что «критика нужна», то должны понимать – «где нужна» и «когда нужна».

Существуют моменты, когда эта мадам Кр появляется совершенно не в том месте, где ей следовало быть, и даже не снимает тапочки в прихожей… Но её почему-то всё-равно чествуют. (Это касается поэтических групп в соц.сетях). А как иначе? Для людей – это нормально (что означает ни хорошо, ни плохо). Да-с… именно нормально подвергать скептическому взгляду всё, что окружает нас… А тут – творчество… Тем более! Сколько нас - столько и мнений… И это всё – естественно.

Не только Поэзия, та же Живопись, Музыка и пр.(прочее) искусство проходят через линзу нашего ума, в к-ом так или иначе заложены и отражаются спектром и теория и практика, и различные штампы, догмы, правила, морали, устои; и повседневная действительность с эхом прошлых эпох…

О чём это всё? И к чему? О том, что всегда… ВСЕГДА!!! Будет среди люда две половинки – одна, к-ая восхищается «чёрным квадратом Малевича» и другая, к-ая с сарказмом смеётся над первой половиной,
т. к. понимает идею, с которой Леди-История раскручивает любое творение….Этот плюрализм применим к Поэзии? Безусловно! И тут мы подобрались (ДОПЛЫЛИ) к главному… Поэзия…

Ах, Поэзия! Прими в свою элиту тех, что на галёрке сзади… И тех, что барахтаются в твоих Волнах, не осознавая всей Глубины… Куда им понимание глубин? И как понять?
Есть крепкий флот – КЛАССИКА. Его корабли заслуженные и даже боевые.
«Не всех приму! Дабы не утонули», - ответило командование, и мы с ним типа согласились…
Представьте иное: бумажная лодочка ребёнка по ручью… Поэзия? Нет.
Резиновая лодка взрослого человечка средь океана? (О! А если шторм)…. Поэзия? Нет.
Тут мы подстрахуемся и скажем прямо: «Не все стихотворения имеют право быть отнесены Волнами к причалу Поэзия».
Как Вам плавание?..))…
А теперь возьмём и пороемся в своих собственных сочинениях. … Уверяю, можно не глядя 90 % отправлять в огонь…. Сожгли? И правильно сделали… Далее пауза… и…будем писать писанину с чистого листа! Всё получится! И будет на 90 % лучше!!! Да?
Жду……..
Да! ……Да?....... Что это было сейчас?

Это была КРИТИКА от ВНУТРЕННЕГО КРИТИКА, т.е. кроме конструктивной и де-, есть ещё и такая….
Ох?. Нет – не ох, а Ах! Ведь каждый, КАЖДЫЙ (подчёркиваю), пишущий интуитивно понимает: «что» и «чего» стОят его рифмы…
На собственном примере: Лично я оставляю свои неудачные опусы только для домашнего архива и чтива. Пусть как память… или же как пример, что так писать не надобно))…
Такие стихи могут быть интересны только близкому кругу и внукам в определённом возрасте, типа, а что творил их пра-ба или пра-дед в их то возрасте… Безусловно, что большая половина моих стихов, написанных в раннем возрасте оставляет желать лучшего. Однако нет смысла корректировать детские стихи. (И вы свои детские не редактируйте) Ибо в них особая изюминка и нота… Есть у меня куча-стишат, которые напевались с мелодией, и, соответственно, если читатели бы слышали её, то стих воспринимался бы совершенно по-другому. Всё «нА люди» не опубликуешь... Вы сами знаете на своих примерах…. Но, не скромничая, отвечаю, что то, что можно «выпустить в свет» из моих сочинений, так или иначе выпускается… Причём, эти мои публикации совершенно СПОКОЙНО относятся к любого роду критики, т.к. они ЗАРАНЕЕ знают, что рано или поздно получат подзатыльник или же пряник как от меня, как от моих близких, так и от моих товарищей по поэтическому поприщу или же моего Читателя… (http://stihi.ru/avtor/bluesesky)

Спокойно (и с уважением) относитесь к адекватной критике… Как Карлсон: «Спокойствие, Малыш, только спокойствие»….
Ах, стиши-малыши! А вам нравится то, что вы написали, нарифмовали, наваяли?
Да-нет?........ Всё-при всё?
А вы бы предложили свои стихи в школьную программу? Да-да, для заучивания их наизусть??????????
Нет? А что так кисло? А хотелось ли бы тебе(вам), чтоб каждый день по радио «Утренняя Зорька» вещалось именно твоё, твой стиш-стих?...Не против? Да-ссс….Есть и такие авторы))))…А если авторство твоё не будет при этом указываться? Или же твой стих будет ЗВУЧАТЬ каждый вечер по спутниковому, но с указанием другого автора?.. Обидно что ли? ..ФУ! ВСЁ! ХВАТИТ…
Ты сам (сама) знаешь, что иногда у тебя получается, а иногда «не совсем хорошо» и тем не менее это НЕ ПОВОД ОСТАВАТЬСЯ НА БЕРЕГУ… ПЛЫВИ! ПЛЫВИТЕ! ОКЕАНА НА ВСЕХ ХВАТИТ! ПЛЫВИТЕ И ПИШИТЕ! НА ВСЕХ ХВАТИТ ВСЁ И ВСЯ!
Пусть плывут ваши бригантины, даже натыкаясь на рифмы критики, даже разбиваясь на щепки… Даже если у вас остаётся лишь одна доска-деревяшка, держитесь и барахтайтесь в воде!!! Согласно Закону Природы – Шторма и Штили – явления периодические…А согласно Закону Жизни – порывы души – вечны!
ЗАПОМНИ! У тебя всегда есть парус – твой дух! А это значит твоё, и только твоёликовое творческое желание…

Слышите?
Это кто-то пнул дверь…
Э-э-э….Это ж наша Дама Кр (Критика)…. Что-то не по духу ей сталось ваше свободное плавание… Говорит, мол, что вы не капитан судна, а подневольный матросик…

Упс… Смотрите! Там же буйки! За них заплывать НЕЛЬЗЯ! Это особые нормативы: ударный, безударный слог, ты просчитал? Что? Что??? Количество чего и где??? Блин…
Нет запятой!!! Зачем влепил тире??? А многоточие??? Паркинсон что ли??? ………А нецензурные словечки??? Господи, матерь Божия – глагольные рифмы!!!!!!!!!!!!!!!!! Что это? Неологизм??? Ты что такое куришь – откуда такие дикие метафоры??? Кто их поймёт??? Это же не сонет, а жалкое уродство!!! Такая структура не приемлема!!!! А этот эрзац не имеет права называться пейзажной лирикой!!! Вы о себе писали или это Г – авторское перевоплощение??? НЕ ГОДИТСЯ!!! Ты не был в шкуре главного героя!!! ЧТО за ерунда??? Сбой ритма!!!! – 10-9-10-11!!!!!....В СТОЛ!!! В ТОПКУ!!! В….. На…………..

Так было бы до бесконечности….
Порвать и забыть?
Нет, вспомнить… Знаешь почему сохранить своё неумелое, слушай:
Лобачевский (величайший математик) однажды увидел, что параллельные прямые пересекаются…. Отсюда, мораль: За жёсткими поэт.правилами и поэтическими рамками так или иначе, по закону параллельных прямых виднеется МАЯК!!!! Да-да…. И ты можешь, можешь, можешь!!! Не плыть, а идти по воде!!! Так же шёл 2000 с копейками лет назад Иисус, нарушая законы, удобные для людей….Интересно, а Маяк светит сам или только отражает лунный свет?...
Что скажешь нам, Волна?
А ты, поэт? Смотри, как же бела белая пена волн…
И Волна ответила, что исторически все судна имеют свойства ржаветь, распадаться на останки-угли из древесины, тонуть, как Титаник, и даже исчезать, как Ноев Ковчег….
А поэт чивоженьки молчит? Неловко и зябко стало?...
Я, Читатель, к вам, собственно с улыбкой обращаюсь… Вы талантливее меня, я не ехидничаю и не скромничаю…А по-дружески улыбаюсь… Знаете сколько стихов и авторов мною перечитано за 3 года инета? Со своей поэтической группой — https://vk.com/public159565231, с нашими прекрасными администраторами, мы встретили столько талантов!!!!!!, что осталось молвить - тонут, сколько же их тонут!... Эх, где же шлюпка, чтоб вместила всех… (Говорю, не увековечила, а вместила б в себя…В том смысле, что творчество многих-при-многих людей должно звучать в эфирах, на бумагах, в книгах, в группах, в альманахах!)

Вместо спасительной шлюпки всплыло ещё одно понятие — ПОЭТ!
«Как много в этом слове» (ну кто знает, тот понял)…
Итак, дадим определение вместе.
Тот, кто играет на фо-но, гитаре, баяне, - музыкант?
А если ему 3 годика?..
А тот, кто рисует, художник?
А если ему за 80-т и его полотна пестрят странными каляками-маляками?
Вот…. Понимаете меня…(ду Ю андестенд ми)
Вот оно что… Поэт – не профессия!
Творчество не м.б.(не может быть) «работодательным», «работоответсенным», и «рабо-зависимым», как и всё «рабо-оплачиваемое»….
ПОЭТ – ЭТО ЛИШЬ ТИТУЛ…Не больше, не меньше…
Ещё раз, Поэт – это не занятие и не профессия, а звание, к-е можно получить при жизни заслуженным или нечестным путём, или к-ым тебя «наградят» предки с Леди-историей после твоей смерти… Всё! И точка.

Всё в этой жизни просто и коротко, несмотря на долгий трудовой путь автора, к-ый спрятан в Океане и невидим нам также, как и две третьих айсберга ( Ну есть, плавают себе такие загадочные ледяные глыбы…вроде вреда не причиняют)…)).

А мы тогда с вами кто?
А мы – всего лишь любители поэзии… И стихи наши – хобби и отдушина…
Ибо пишем от души….
ВНИМАНИЕ! Душу можно критиковать смертным?.. Что?..(Тут мнения разделились) Только Богу?.. Чья критика и суд выше?.. А как мы видим то, что в душе?.. Говорят, что через глаза…Мол, они – типа «зеркала души»… Ты тоже так считаешь?.. А если человечек слепой от рождения или травм?.. Куда смотреть и что можно увидеть?.. В состоянии ли ты поставить себя на место другого?…. Т.е. я о том, способны ли мы объективно оценить через ПОЭЗИЮ субъективное… А через МУЗЫКУ?.. А через ЖИВОПИСЬ?. .Через ЧТО в нашей жизни можно разглядеть потёмки другой души, для того, чтобы взять на себя ответственность роль судьи?...

;;;;;;;;;;;;;; ЗАКЛЮЧЕНИЕ ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Задумайтесь… И ответьте честно сами себе на вопрос: «Нужна ли критика стихов?»

Здесь пауза…. Ибо, пока вы соображаете и отвечаете, я на своём скромном Паруснике, к-й подбрасывают Волны в Небо, скажу так: «У каждого из нас есть собственный Критик – это Совесть….» Точка. Развивать мысль дальше не буду, т.к. это из области философской флотилии…

Ведь ни я, ни вы не в состоянии прочитать все свои собственные сочинения заново. Что-то утеряно, что-то осталось, требует времени….
А время, как ни крути, самое дорогое, что у нас есть в этом 4-ёх мерном пространстве…
Способны ли я или вы прочитать все стихи классиков, современников, друзей-товарищей?
К чему? – к тому, что при ответе на этот вопрос, (при таком раскладе), вместо критики (на которую необходимо тратить всё-таки часы), вступает в силу эффект избирательности, а именно: мы читаем то, что нам по душе, то, что нам нравится, для настроения… И нравится нам разное… И в определённый день, год, нравится всё по-разному…

Ну и напоследок: есть песни, к-е мы можем слушать и 2-ой и 20-ый раз…. Есть картины художников, режиссёров (фильмы), которыми можно любоваться и наслаждаться часами… месяцами… не потерять при этом интереса, испытывая каждый раз новые впечатления и эмоции….А есть стихотворения, к-ые хочется прочитать ещё и ещё раз…Прочитать заново, передарить книгу с такой поэзией, подобрать к стиху мелодию, да и в конце концов, очень хочется выучить его наизусть… Было? Признавайтесь…))…,(.гордыню - в сторону…)
Улыбаемся…

НУЖНА ЛИ КРИТИКА СТИХОВ?,
Итак, если у тебя возникло желание выучить стих наизусть – это и есть основной критерий, которым должна руководствоваться мадам Критика…
«Мда-а-а-а», - задумчиво сказала мадам Кр….
Да и не такая она уже и злобная! Ведь, правда?
«Вдохновения всем-всем!», - это наша Дамочка подобрела и сама сказала…

А это я (как автор эссе) добавляю: «Пишите! Пишите, если пишется, не обращая внимания на крики Кр…, на её капризы и пр. Частая смена настроения характерна властным женщинам, не так ли? А вот твоё (ваше) творческое настроение не должно зависеть ни от кого… Согласны?!»

Все хором и дружно: «Да! Так и никак иначе!»
Тогда подытожим….

;;;;;;;;;;;;;; ЭПИЛОГ. ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;

Подводя итоги выше изложенной поэтическо-морской пьесе..))…, обозначим два Русла.

Итак, если тебе не нравится чьё то СТИХЭ с САМЫХ ПЕРВЫХ ЕГО СТРОК, то ты можешь:

А – критиковать,
Б – не критиковать, вообще, не дочитывая до конца.

И второй вариант – мудрее… Но первый бывает (в особых случаях) необходим….

Если ты выбрал для себя «А», то заруби себе на носу!!!!!!!!!, или скажем помягче, прими во внимание и к сведению следующие незыблемые вещи…. Другими словами, ПОЖАЛУЙСТА, не забывай их учитывать при оценке произведения.

;;;;;;;;;;;;;; ЭТО ПЯТЬ ПРАВИЛ ДЛЯ КРИТИКОВ:;;;;;;;;;;;;;;

1.Обрати внимание на возраст автора.
Дети иногда могут «переплюнуть» взрослых как в эмоциональности изложения, так и в его качестве….А иногда вызвать улыбку неуклюжестью своей ритмики и прочее… Но, не забудь, что и некоторые переводы сонетов Шекспира – могут тяготить так своей тяжестью, что если бы мы не знали, что это классика, забраковали бы обоюдно сразу….

Знаешь, будь для ребёнка не только «учителем пения», прощу прощения, хотела сказать «мастером поэзии», но и обязуйся не игнорировать психологическую составляющую… Мы не все психологи, а стихи детей (15-20 лет) НЕ СМЕЙ трогать голыми руками в принципе!!!! Только лишь в мягких и нежных варежках. …

Для смены тона и для улыбки пишу: Катерина Козакевич, (в 4,5 годика) рифмует:
«Я не боюсь темноты!
Не бойся её и ты!»
Что это? Стишок? Ну да. Коротко, со смыслом, с рифмой, в стиле двустишие…
Не убивайте в детях творческие задатки! Не убивайте их и в стариках, если в 80-т лет они решили рифмовать…. Повторюсь, учитывайте возраст!!! Это не просто нужно при критике, а важно!
Итак, возраст Автора, это первоочерёдное, что должен учитывать Критик.

2. Обрати внимание на дату произведения.
Сопоставляя дату написания стиха с событиями, происходящими в то время в социуме, или же в личной жизни автора, ты существенно упрощаешь понимание в рифмах и поиск в них смысла. Порою, гражданская лирика (на политическую тему) может сбить с понталыку и читателя и критика, если те не в курсе о чём речь… А, принимая к сведению биографические моменты автора, проще понять замыслы стихов личностного характера (н-р, любовную лирику ). Т.е. понять те стихи, в к-х душа поёт от счастья, орёт от горя, стенает или благоухает, цветёт и улыбается…

Кстати, вряд ли нынешняя молодёжь может «заценить» стихи о стройке коммунизма, пятилеток СССР, сталинских ГУЛАГах и тем более понять, что стихотворение Цветаевой «Здорово, Серёжа – здорово, Володя» до последней буковки абсолютно политический… и т.п.
Таким образом, дата (день, месяц, год, эпоха) помогут вам раскрыть многие и многие тайны в содержании стихов….

3. Обращай внимание автора на его ошибки (грамматика и поэт. теория) –ЛОЯЛЬНО.
Если ты знаешь больше в теории стихосложения, то подскажи автору доброжелательно… (У меня, например, так и не хватило времени на изучение этой теории. Но некоторые талантливые поэты присылали мне учебники. И это так по интеллигентному, не тыкая в нос, а направляя пишущего на путь изучения и т.п.)

Указав на ошибки, помоги не на словах, а на деле… Если человек адекватный, то он обязательно поймёт такую критику… Ведь учиться – никогда не поздно и не стыдно! Учёба и исправление ошибок для нас с вами в поэзии – есть приятное морское путешествие, со своими трудностями и радостями. (С пиратами по пути и с сундуками сокровищ из драгметалла.)
Итак, Критик - Будь лоялен! Это правило и есть как бы «основная» работа для адекватных критиков…

4. Никогда не спорь с автором о содержании стиха.
Спорить, приводить свои доводы и аргументы, в любой области познания не есть плохо…
Вопрос лишь в том, в каком виде это преподноситься… Если тебе не понравилось раскрытие автором темы, скажи об этом в доброжелательной форме, подчёркиваю – в доброжелательной! Так и так мол, всё хорошо, но я бы тут добавил(а) или там убавил(а)…и объяснить почему… Не переживай, адекватный Критик. На такие вещи адекватные Авторы реагируют нормально. (и тоже в доброжелательном тоне могут вам сказать в ответ, мол спасибо за совет, идея хорошая, но мне нравится свой вариант и всё, тут нет обид)…

Вообще, Автор почти всегда чувствует, даёт ли ему Критика пощёчину или же критикующий искренне заинтересован помочь стихоплёту подняться на уровень выше… Практически, каждый из вас это испытал на себе… Каждый понимает, что/чего стОят автоматические лайки, конструктивная критика, откровенная лесть или же просто репост твоего «шедевра»…
Тут небольшое отступление, расскажу про себя… Лично моя страничка в ВК была создана на память близким, поэтому репост других авторов (как показатель высшей степени похвалы) я делала временно. Повисит, повисит и удаляла… Из соображений: увидят те, кто ко мне заглянул стиш (что мне очень понравился) другого и тогда, наверняка, заглянут к тому талантливому автору… Но всех не репостнешь)), поэтому мною была создана группа-сборник «Вечное и Человечное», — http://vk.com/public159565231, дабы собрать там «сливки» честных, прекрасных стихов, заставляющих думать, улыбаться и плакать, а главное, рассуждать нас о Вечном, о Человечном, о Боге, Добре и Зле…А как иначе? Людям надобно не только любовные сопли за чашкой кофе и крепче поглощать, рукоплескать политическим лозунгам в рифмах, не только восхищаться пейзажными зарисовками в стихах, но и надобно стараться вникать в философские мотивы, религиозные чувства, и если стих славит Вселенную, Бога, Доброту, чему то учит, помогает справиться с депрессией, лечит душу другим – это благо…. И это вы сами знаете, душа у всех – душа…
Но, «это уже другая история, страна!))…»

Запомни! Слоёв у СТИХЭ – достаточно много …
Автор видит свой слой, Читатель – свой… а Критик – свой… Правда, бывают случаи, что автор сам не понял, что там «наваял»…Есть слои, которые воспринимаются по-разному возрастной категорией. Пресловутый «Мой Додыр», к примеру, дети «видят иначе», чем «воспринимают взрослые». Аналогично, ребёнок в 9 лет, прочитав «Ромео и Джульетту» увидит свой слой, к-ый не поймут и не увидят человечки в 19, 29, и 90….лет… И это не значит, что он не поймёт, просто прочтёт «свой слой» и он там есть…. Помните, «я художник, я так вижу»….Вот, для нас будет так: а «я поэт или читатель, и я так слышу…))) Ибо МНОГОСЛОЙНОСТЬЮ И ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ СТИХИ,КАК ТАКОВЫЕ…

Итак, если ты, как критикующее лицо, прочитал и не понял смысла стиха, не забудь!)) – это не значит, что его не поняли другие читатели…

Слова, (буквы, знаки), как некие объекты из параллельной Вселенной, волей-неволей заставляют вибрировать, реагировать и нашу Вселенную…И мы тем самым, реагируем на них, особенно, если они звучат в ритме и с мелодией… Критикуем или же не критикуем, понимаем или же нет, но однозначно, отдаём им (словам в рифмах) в ответ Свою Энергию и время… Вот такой он, эзотерически-загадочный Мир Поэзии, как сказал Бродский – «Поэзия – колоссальный ускоритель Сознания». Не менее загадочен и наш Мир, посему добавлю пятое, правило, скажу сразу, необязательное, но желательное…

5. Никогда! (Слышите Меня?) Никогда не суди религиозный жанр!
Религиозный и философский довольно-таки близки, но! Вот любой жанр оценивай, а это не моги! Твоя философия, его философия, их философия, их мировоззрение, твоё мировоззрение, твои Боги, его Боги…. ЭТО - ЖИЗНЬ, и МЫ - ЛЮДИ…

Мы все родились в разных семьях, странах, социальном статусе… и т.д.. Слава Богу, хоть на одной Планете! Межгалактических конкурсов поэзии пока не существует. (а я, между прочим, и вовсе не приемлю поэтические (так называемые) «Дуэли»), но не важно….
Критика и Люди….Люди и КритикИ… Мне очень хочется, чтобы последнее выражение было бессмысленным. Для этого, Критик должен быть Человеком. (в высшем понимании этого слова). Тогда каждый сможет критиковать меня, что союз «и» между словами «люди» и «критики» - неуместен!!! И я с вами, несомненно, соглашусь!

Да здравствует человеческая критика! – Созидательная, наставляющая и доброжелательная! Кто против? Кто «за»? Согласны?…))…

НУЖНА ЛИ КРИТИКА СТИХОВ?,
Вот мы и доплыли до берега… Помните начало?
Так нужна ли критика стихов?
А теперь уже без хора, отвечаем по своему разумению, каждый сам себе, но честно…

;;;;; КОНЕЦ. ;;;;;;;;;

Утомились? Улыбнитесь. Знаю, что устали…
К Вашему вниманию предлагаю напоследок свой шуточный стишок -
http://stihi.ru/2017/12/20/6928

НУЖНА ЛИ КРИТИКА СТИХОВ?,

«Какой должна быть критика?» -
Спросил поэт поэта...
-Быть может, важна этика
Среди твоих куплетов?
-Нет, погоди, скорей всего,
Суть в ритме! (вкривь улыбка)
-В идее! (вялый вслед зевок)
-Подтексте! (взгляды зыбко
Шмыгнули вверх на полку) Ба!
Почтенный книжный шкафчик...
И не найдя в сём толку. Да!
Достали «муз-буравчик»:
Поёт душа катренами,
Где замысел меж строчек.
Ложится песнь забвенная
На строфы. Чей здесь почерк?
Одни рифмуют вальс в тиши...
Другие – туш на праздник...
Стихи – мелодия души!
Лишь инструмент всех разный.
А третьи – пишут о любви –
Без проигрыша вкус... Но:
Уместен ли здесь «спам», «торги»?
Что намотать на ус нам?
«Учить стиш будешь наизусть?» -
Вопрос себе задай-ка.
Это критерий веский! Пусть
Стоят под текстом «лайки»...
Вот вывод мой по-существу:
(Эх, Критик Музы! Ваше право...)
Чей стих прочесть вновь захочу –
Скажу тому поэту – «Браво!»

17. 10. 2017 г.

;;;;;;;;; ПОСТСКРИПТУМ ;;;;;;;;;

P.S. «За какие такие грехи поэт садится за прозу»**, к своей досаде и стыду, увы, не помню автора этой строчки… .Но, тем не менее, с горячим нетерпением жду (или не жду) критику и на свои стиши и на свою прозу…Критику от профи, разумеется)))….

Данная Статья была написана — в марте 2020 года…

*-Стихи – это здесь и далее, то, что зарифмовано от души и для души… Т.е. в понятие «стихотворение» не входят шалабушки, стишата-гребешата, пирожки и прочая ерунда, к-ая пишется либо от откровенного безделья, от скудости ума, либо же от писательской изжоги, вызванной сиюминутным настроением, или же реакцией на стих другого автора, реакцией на фотокартинку и т.п. (кстати, последним и я порой грешила).

** — Пока набирала и оформляла статью в ВК, нашла автора этой строчки —
http://vk.com/public159565231?w=wall-159565231_1344

МАРГАРИТА АЛИГЕР

За какие такие грехи
не оставшихся в памяти дней
всё трудней мне даются стихи,
что ни старше душа, то трудней.
И становится мне всё тесней
на коротком отрезке строки.
Мысль работает ей вопреки,
а расстаться немыслимо с ней.
Отдаю ей всё больше труда.
От обиды старею над ней.
Всё не то, не к тому, не туда,
приблизительней, глуше, бледней.
Я себе в утешенье не лгу,
задыхаясь в упреке глухом.
Больше знаю и больше могу,
чем сказать удаётся стихом.
Что случилось? Кого мне спросить?
Строй любимых моих и друзей
поредел... Все трудней полюбить.
Что ни старше душа, то трудней.
Не сдавайся, не смей, не забудь,
как ты был и силён и богат.
Продолжай несговорчивый путь
откровений, открытий, утрат.
И не сдай у последних вершин,
где на стыке событий и лет
человек остаётся один-
и садится за прозу поэт…