Борис Пейгин. Экспертный выбор. Октябрь-2020

Большой Литературный Клуб
От редколлегии БЛК:

Борис просил прощения за задержку с выбором. Возможно, он еще дошлет обзор, пока же размещаем его ШОРТ-ЛИСТ.



1. ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «недавняя мышь»
http://stihi.ru/2017/02/06/7517 квота ГР за редактирование отборочного тура

Они приходят, плащи их застёгнуты и зловещи.
Взгляд уклоняется, слово бежит от вещи,
имя – от должности, звания, ранга, чина.
В ничтожные поводы прячет себя причина.

Почему я?
Почему меня?
И за что мне?

Сердце стучит,
как шахтёр, заваленный в штольне.
Мысль непроизносима,
во рту горчит.
Генная память сигналит – замри, молчи.

Пророщенный страх, наследник инсомний,
вкрадчиво шепчет: ты вспомни, вспомни –
кому растрепал ту историю на Манежной,
у Дома Кино, под вискарь, в темноте кромешной?
Кому ты давал читать дневники Алисы?

Если спят кошки – из леса приходят лисы.
Мышата дрожат, как телята вблизи ножа.
Мышиными судьбами лисы не дорожат.

Гости в плащах поднимаются по ступеням:
стихает смех, обрывается чьё-то пение.
Первый этаж словно вымер,
за ним второй,
третий.

Куда тебе, мышь, воевать с горой?
Раздавит и не заметит.

Гости в плащах заполняют дверной проём,
входят, как страшные новости в мирный дом.
Держатся каменно,
монолитно,
веско.

Соседка в окне напротив задёргивает занавеску.

Стыдный холод внутри превращается в белый жар.
Ты стоишь, распрямившись: не сдался, не убежал.
Ты уже не будешь бояться их никогда.

И недавняя мышь неожиданно говорит:
Господа,
вспоминайте,
чему вас учили в школе.
Там в коридоре коврик –
вы бы вытерли обувь, что ли.


4. ИНГА СТАШЕВСКА «Eats shoots and leaves»
http://stihi.ru/2020/08/08/4419 квота ГР за редактирование отборочного тура

На занавески падать,
И в темноте лететь...

Катька сказала, панда –
Вроде бы как медведь.
Черный, немножко белый,
Словно декабрьский снег.
Катька рисует мелом
Лестницу на стене.
Розовую. He помнишь?
Бусы, браслет, платок.
Мама звала на помощь,
Да не пришел никто.
Скажет сестричка Валя,
Ей зашивая бровь,
Что "вот такой бывает
Истинная любовь."
Катька сидит, мечтает.
Кольца волос на лбу...

Я бы жила в Китае.
С пандами. Где бамбук.


12. ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Женщина приходит»
http://stihi.ru/2020/10/01/7984 отборочный тур для резидентов

«Со мною вот что происходит»
Евгений Евтушенко

О, женщина, пришедшая ко мне,
чей взгляд влюблённый предан и неистов,
ты — если сад, то сваленных камней
из самосвала абстракциониста.

Когда тебя разденешь донага,
предчувствуя азарт и трепет аса,
предстанет не фигура от Дега,
скорее точка зрения Пикассо.

Но я и сам, признаюсь, не Ван Гог,
и сдюжу всё, что свойственно природе.
Твоя любовь — мой нежеланный рок,
но ведь ко мне другие не приходят.


13. СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Фаик и его лошадка»
http://stihi.ru/2016/09/17/9904 отборочный тур для резидентов

Дождь шумит и это значит – не ускачет далеко карусельная лошадка.
И фруктовая палатка, всеми дыньками скучая, крышей плачет: иго-го-о…
И мечтает о свиданье с карусельной, самой-самой, беспопонной, беспонтовой
в той палатке мальчик Фаик. В дождь мечтается так славно о высоком и чудесном. А за окнами лишь осень, а за окнами темно.
– Иго-го, – зовёт лошадка, – как там Фаик, средь арбузов, луноликих спелых дынек?.. Всяк его обидеть может, и от этих мыслей грустно.
Фаик и его лошадка ускакать в далёки горы, барса снежного владенья, загадали этим летом, – где лишь снег да ветра пенье, черный альпинист и тени древние забытых сказок.
– Только как же помидоры? – пропадут и почернеют…
Дождь идёт. И мысли реют.
Фаик запоёт про горы, заунывно и протяжно, он их никогда не видел, а они всё снятся! снятся!
И грустит лошадка в парке о далёком эдельвейсе.
Дождь стеной в осеннем рейсе.
Перечитаны все книжки. Пересчитана вся мелочь. Все морковки носом кверху ждут уютные кошелки.
Ни-ко-го. Лишь под окошком воет ветер… или волки.
– Как же там моя лошадка? – мерзнет, мокнет одиноко, всяк ее обидеть может, – в непогоду в парке жутко.
Фаик включит кипятильник. Чай заварит. Плеер – в уши...
Цок-цок-цок, – доносит ветер. Но его не слышит Фаик. Горы снова наступают. Растревожат и прокрутят кинохронику чудную. Без конца и без начала. Черно-белую. Немую.
Позабыт и позаброшен старый парк. Аттракционы поросли почти что лесом. Лишь, на диво, каруселька всё жива и кружит, кружит…
Слон облезлый. Обезьянки, все бананы растеряли. Ослик, тот хвоста лишился. Лишь лошадка – просто чудо! Белоснежной машет гривой.
Каруселька забуксует, заскрипит и остановит у предгорья Алатау. И прощай тогда палатка, овощей и фруктов свалка! И соскочит, и помчится к барсу в гости без оглядки седоусый мальчик Фаик. А за ним, мультяшной птицей, лошадь белая метнётся.
Это будет.
Точно будет.
А пока лишь бег по кругу: мимо белки, мимо стрелки, мимо гордых самолетов, мимо башни, где принцесса в заточении томится, мимо Волжского зерцала, где буксуют пароходы, мимо бурсы, где хохочут мальчиши, забот не зная, мимо призрачной канатки, мимо, мимо, мимо, мимо…

– …огурцы по тридцать девять. Виноград берите даром.



18. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «Эхо невозможного»
http://stihi.ru/2020/01/01/4301 отборочный тур для резидентов

фонари проспекта
с двумя головами:
одна нависает над второй, как самец гадюки над самкой,
а люди внизу проходят сквозь
прозрачные мясорубки времени мельчайшие,
не замечают, как их крошат на морщины,
на пыль и седину.
тощие скукоженные ангелы старости
наполнены слабоумием, как розовым сиянием.
это – чувство угля, который швыряют в топку,
а там кубический джин огня
брыкается сотнями ног в чугунной колбе.
"бесссссмертие" –
если произнесешь вслух сто раз подряд,
услышишь
шум далекого прибоя.
это вечность бьется о берега
несуществующего моря головой,
как рыжий веснушчатый Наполеон в дурдоме.
это – эхо невозможного. желание золотой пробки
создать нечто сложное и прекрасное.
живую рыбку.
наградить сознанием, вместилищем эмоций,
чтобы понял однажды – ты умрешь. исчезнешь. но о чудо.
слепой котенок в ведре с водой не тонет,
он научился дышать под смертью.
вот-вот откроются его глаза.
но как же выбраться из ведра
Вселенной?
и длится осознание.
беснуется штрихованный дождь за окном.
неужели. неужели. неужели.



23. ЕЛЕНА ДОРОФИЕВСКАЯ «Так сходит свет…»
http://stihi.ru/2020/07/02/3226 квота Александра Спарбера за ведение рубрики «В гостях у...»

Твой град стоит на вере и тоске.
Закат неспешно сматывает сети,
склоняют ивы розовые плети
к следам волны на голубом песке.
 
Горят леса.
 
Дымы, как родовые древеса —
перерастают яблоневый сад,
садится солнце, увядает рута.
Похоже, что Перун играет с трутом
и не велит пожарам угасать.
 
То запад пламенеет, то восток.
В затылок дышит череда высоток,
оконных вспышек восковые соты
раскрыли зевы — втягивают смог.
 
А ты стоишь на крылышке пчелы,
глядишь, как сонно маются челны
на пристани — прикормленные птицы,
и тени их, объёмны и черны,
похожи на обугленные лица
горшечниц, земледельцев и купцов,
не спасшихся писцов и дегтекуров,
ходебщиков, бояр и балагуров;
на остовы разрушенных дворцов.
 
... как благодатно сеется огонь.
И лопуха раскрытая ладонь —
не тронь меня, не тронь меня, не тронь! —
зовёт на помощь грозовые тучи,
а слышен только клёкот из уключин.
Слетают воробьи с горящих стрех,
гудят, гудят невидимые пчёлы,
река готовит саваны парчовы
для сущих во гробех.
 
Так сходит свет, и жизнь идёт за ним.
Над куполами выскочек-высоток
ты оставляешь след своих кроссовок,
лес оживает, город воскресает,
смеётся Ольга, пташек отпуская,
и у реки камыш неопалим.



25. ВАДИМ СМОЛЯК «В лавчонку разных мелочей...»
http://stihi.ru/2020/10/12/10 номинатор Серёжка Попов

В лавчонку разных мелочей
Над пропастью во ржи
Заходит еж незнамо чей
И просит паранджи.

Хозяин лавки поражен,
Стоит, разинув рот,
А еж ему со списком жен
Бумажку подает.

«Я снял размеры с их пижам, —
Рассказывает еж,
— Но, может статься, ты ежам
Товар не продаешь?»

Мотает лавочник башкой:
«Я вовсе не ханжа!
Но не могу понять, на кой
Ежихе паранджа?»

Вздыхает еж: «Я стар уже,
Мне около семи,
И должен быть настороже
В кругу большой семьи.

Не спрятать жен от глаз чужих,
Не запереть на ключ.
Уж я-то знаю, жизнь прожив,
Как мир к ежам колюч!»



27. РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ «Обречённое на безупречь»
http://stihi.ru/2020/10/11/7838 номинатор Елена Севрюгина

если речи крепчали, непрочное проча сберечь,
значит, было подножие нежного света вначале.
понапрасну не плачь, обреченное не безупречь,
не жалей для живой тишины соловьиной печали.

несговорчивый мир и успеть это все только здесь,
это — речкины сны или двух соловьев поединок.
обгорелые перья и первая горькая весть
в одичалую тьму сквозь тебя проступивших сединах.

это было дитя, это стало беспомощно быть —
стало быть, исчезать это быть, а не-быть не бывает.
не бывает не-быть, но бывает немного забыть,
что такое не-быть, но и этого быть не бывает.

в остывающей выси, с которой не можно сорва,
но скорее пове в нашу встре, чем считать расставанья,
остаются слова. остальное сминает трава.
остальное сминает траву и сменяет названье.



29. АЛЕКСАНДР ПАХНЮЩИЙ «Короткая поэма без глаголов»
http://stihi.ru/2011/05/16/6935 номинатор Ольга Озерова 3

Деревня. Няня. Сказки. Мрак. Свеча.
Бумага и гусиное перо.
Строка. Рисунок. Муза у плеча.
Тромбофлебит. Разбитое бюро.
Жена и царь. Сестра жены (мамзель!).
Мочёная морошка. Жорж. Дуэль.

Москва. Аптека. Заигрыш с судьбой.
Большевики. Бумага. Фонари.
Участок. Шум. Где двое — мордобой.
"Да, скифы...". Русь. Берёзы. Глухари.
Эпоха. Окна РОСТа. Револьвер.
Стихи из вен. Удавка. Англетер.

Журнал. Политехнический. Жена.
Бумага. Авторучка. Ундервуд.
Гитара. Заведённая страна.
Обман и вера. Суд. Любовь и блуд.
Стокгольм. Медаль. Ваганьково. Запрет.
Карьера. Зависть. Больше, чем поэт...

Бумага. Принтер. Мышка. Интернет.
Одни поэты. Сленг. На дурака.
Мета-мета-метафоричный бред.
Косноязычье. Гибель языка.
Толпа. Тираж. Наличка. Член ЭсПе.
Пророков — нет, угодники — в толпе.

Дантесов бы — в родимые края,
да только из Парижу — ни-...че-го!!!



33. СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ «Новый день, у плетня васильки»
http://stihi.ru/2010/06/28/6596 номинатор Юрий Семецкий

Новый день, у плетня васильки
протирают глаза василятам,
на траве отдыхает лопата.
У июня свободный стиль.

Ещё чуть и трудиться начнёт
конопатое летнее солнце:
для загара придумает бронзу,
для стрекоз и стрижей – полёт,

для гуся и гусыни – гусят,
что идут вслед за ними хвостиком,
для грибов с грибниками – просеки,
где у лета осенний взгляд.

(и такой же, далёкий – точь в точь –
у тебя взгляд, у тёщи, у мамы...)

А в конце на закате, на самом,
из-за просек приходит ночь.
И лежит на земле тишина,
клочковатый туман рядом с нею...

я хочу говорить, но не смею:
ночь нежна.