Эстетический аспект духовности в педагогике

Людмила Волошина
      Эстетический аспект духовности в области педагогической науки как базовый                фундамент экологии Человека.

Кандидат педагогических наук, доктор философии МУФО в области музыкальной педагогики (Оксфордская сеть), педагог дополнительного образования по музыкальному развитию, победитель конкурса «Элита Российского образования» в номинации «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (Золотая медаль) – 2016 год, г. Москва, дипломант конкурса мастер-классов в номинации «Комплексный подход в сфере музыкальной психокоррекции» - С-Петербург – 2012г. Посол Мира – 2003г.
e-mail: voloshina.mila2011@yandex.ru


 

       В рамках темы Международного Конгресса о системном кризисе современной науки я хотела бы как специалист выделить аспект задач в образовании и культуре.
       Анализ социокультурной ситуации в мире говорит о кризисных процессах, которые выражаются в резком обнищании духовной сущности человека. Так, падение нравственности, низкий уровень интеллекта, расцвет пошлости и цинизма, отношение к искусству как к «гарниру жизни», пропаганда насилия и страха, процветание в шоу-бизнесе бездуховности и безнравственности - все это свидетельствует о неуклонном сползании общества к деградации. В результате происходит подмена общечеловеческих ценностей прагматической философией собственника, когда человек рассматривается не только как средство получения прибыли, но часто и сам становится товаром. Обеспечение коренных прав человека (права на бесплатное образование и медицинское обслуживание) сводится к минимуму. Разрыв между духовным (возвышенными идеями) и земным (их материальным воплощением) в массовом масштабе настолько велик, что обесценивает гуманистическое понимание роли искусства и культуры, в то время как культура «...позволяет «держать удар» жизненных стихий. Без неё человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний» (Б.П.Юсов).


     Мы теряем осознанного духовного Божественного естественного Человека и получаем безответственную биомассу. Мы видим, как исчезает институт семьи, теряются исконные родовые связи, исчезает родной язык как фундамент генетического менталитета и культуры.
    Теперь, когда необходимо задуматься об экологии и сохранении самого человека как разумоносца, наука занимается искусственным интеллектом, роботизацией и даже воплощает идеи сокращения населения?!!!
     Не слишком ли далеко мы зашли, люди?


     Как специалист в области музыкальной педагогики я хочу остановиться на эстетическом аспекте духовности в музыкальном и художественном общем и специальном образовании.
     Мне хочется донести до современного круга учёных важность предметов эстетического цикла, через которые в живой форме на предметах искусства каждым постигаются смыслы жизни через процесс личностного переживания противоречий и присвоения всего лучшего культурно-исторического опыта, выработанного человечеством.


     Категории гармонии и дисгармонии в искусстве, насыщенные эстетической эмоцией рождают компоненту духовности как энергию преобразования, с помощью которой осуществляются ценностные ориентации в жизнедеятельности человека. Преобразование внутреннего мира человека на уроках искусства конкретизируется в деятельности переживания как особой работы по переустройству психических состояний человека.

 
     Механизм познания человеком самого себя как процесса развития его духовного мира возник и сложился в культуре. В ней заложен механизм передачи и воспроизводства духовных ценностей. Абстрактное идеальное содержание культуры находит своё воплощение в предметно-образной сфере искусства. Музыка является интонационной стороной культуры. В её интонационных смыслах, опредмеченных в звуковой материи, закодированы абстрактно-всеобщие законы культурно-исторических процессов и духовного развития человечества во всём объёме их противоречивой сущности.


     Вектор развития духовного мира человека является результатом диалектического противоречия, порождающего напряжение между его природой (как биосоциального существа) и достижением цели овладения ценностями культуры (как существа духовного). Человек же духовный как «сверхприродное» существо рождается в процессе нравственного выбора. (Вспомним как Сократ чувствовал себя повивальной бабкой, когда принимал мучительные роды Души у своих учеников). Разрешение противоречия между субъективным духом (индивидуальностью) и духовным опытом человечества обеспечивает процесс выбора и выхода из пределов обыденного сознания и возвышения над самим собой и наличной культурой.


    Искусство как художественная практика есть высший, универсальный тип мышления, это способность выходить на высокие уровни одухотворённого обобщения, отражая в творческих актах законы мироздания в любой человеческой деятельности. Стратегия мышления учёного, поэта, изобретателя раскрывается в одних и тех же функциях сознания – в фантазии, интуиции, воображении, свободном полёте мысли, «игре» ассоциаций. «… В музыкальных звуках оплотнено единство всех наших сущностных сил -  и трезвенной рациональности и всепроникающей интуиции, пламенной способности мыслить озарениями. В любой миг ощущая в себе веяние духа, целостность жизни, бесконечность жизненных смыслов.» Эти слова выдающегося искусствоведа нашего времени В.В. Медушевского говорят о значимости предметов эстетического цикла в образовании.

      
     В школу необходимо вернуть лучший педагогический опыт человечества и обогатив его новейшими научными и образовательных технологиями вывести на новую ступень развития в опоре на родовую сущность человека и духовных нравственно-эстетических ценностей.

 
     Россия обладает огромным научно-практическим опытом в области образования и готова им делиться. К примеру, – это уникальная образовательная система, признанная ЮНЕСКО одной из лучших в мире – ФГБОУ «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» под руководством Михаила Петровича Щетинина (ныне покойного).
      Или – фантастическая по своей красоте, философской логике и глубине система по музыкальному образованию, созданная Действительным членом АПН СССР, Почётным членом Международного общества имени З. Кодая (Венгрия), Почётным членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО Дмитрием Борисовичем Кабалевским.
Музыка в общеобразовательной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. ... Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Главное в ней - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя; «тождество и контраст», как диалектический принцип анализа музыки; интонационность, как природа смыслов музыкального языка и внутреннего мира ребёнка; опора на отечественную музыкальную культуру.


     Культурологический и эстетический аспекты музыкального образования позволили рассмотреть происхождение самого искусства как реализацию человеком своей родовой сущности, проследить становление этой сущности в исторической ретроспективе как сис¬темы общечеловеческих ценностей, определиться в какой-то мере с её структурой и понять, как духовные ценности по-разному проявляли свою диалектическую сущность в конкретные исторические периоды. На этой основе стало возможным научно раскрыть художественную деятельность, определить пути формирования и активизации эстетического переживания, как основы познания духовных ценностей.


     Выдающийся мыслитель и педагог И. А. Ильин в своей работе «Инстинкт духовности» обращает внимание на то, что нельзя человека сводить только к его сознанию, мышлению. «...Он глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума» /3; 27).  В этом единстве духа и инстинкта, Ильин подчёркивает ничто иное, как диалектическую взаимообусловленность духовного и материального начал в человеке, показывает процесс перехода одного в другое, называя его живым творчеством.
 Экология человека в этом и заключается! «Душа обязана трудиться», осваивая культурные родовые традиции и духовные подвиги человечества.
Главная задача на сегодня – сохранить нашу гуманистическую научную Школу, возродить Человека в его РОДовой сущности как био-космического РАЗУМоносца.
Услуги онлайн-образования, навязанные нам Западом, большинством учителей и здравомыслящих учёных отвергаются! Мы не допустим разрушения здоровья и уничтожения наших детей. Не банковская система должна управлять образованием, а наука и профессионалы.
     Я, как Посол Мира, женщина – мать, призываю учёных всего Мира к проявлению доброй воли в объединении усилий и защите детей всех стран!
Под экологией человека я понимаю не только сохранение его как биологического вида, но прежде всего сохранение его души для преобразования и укрепления его духовного мира!
Сохранив Человека, мы сохраним и Жизнь, и Планету! Это касается каждого!


Библиография.
1.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л: Музыка, 1971.
2.Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М.: Искусство, 1968. -654 с.
3.Ильин И.А. Инстинкт духовности. // Школа духовности. М..: - 1997 - №1.
4.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя /Сост. В.Й.Викторов. - М.: Просвещение, 1981. - 120 с.
5.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.
6.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры /записки педагога. - М.: Госмузиздат, 1958.- 308 с.
7.Неменский Б.М. Мудрость красоты /О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - Изд. 2-е, перер. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
8.Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1(1) - М.: Правда, 1990.
9.Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. - М.: Флинта, 1999.-88 с.
10.Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения). - Дисс... доктора пед. наук. -М.: 1999.
11.Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 1994 г
12. Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование. - М.:
Композитор, 1993. - 262 с.