Яичный танец

Солнце Моё
Многие считают, что плохому танцору мешают ноги, а слово "яйца" в поговорку вставили какие-то неприличные шутники. Однако это не так.


Толпа смотрела
пасхальный танец.
Пила и ела.
- Смотри на палец! -

тревожно дева
сказала парню.
«Ведь он же первый!
И с ним мне в спальню!»

- Крутые яйца,
ядреный корень!
Во время танца
не бьёт! Проворный.

- Крутой орешек!
- Скакал, не сбился!
- Меня потешил, -
соперник злился.

Мешает очень
игры раскладка,
но если точен,
ты - царь порядка!

Яйцо в тарелке,
из мела в круге.
Подругу сделкой
отбил у друга.


Стих по картине Питера Артсена (Pieter Aertsen, The Egg Dance, 1552, 84х172 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды)

http://noseenprob.blogspot.com/2015/03/45.html?m=1
http://www.liveinternet.ru/users/3575290/post453242562/

 «Это – сцена в борделе. Молодой человека исполняет «танец с яйцами» под волынку. Во время танца он должен закатить яйцо в круг, очерченный мелом, не разбив его, и накрыть его деревянной чашкой.  Это бессмысленное развлечение на фоне беспутного поведения остальных действующих лиц, а картина – как предупреждение тем, кто развратничает» (сопроводительный  текст с сайта Rijksmuseum)

У европейских крестьян существовал пасхальный обряд —  танец с яйцами. Участники должны были танцевать, не задевая разложенных на земле яиц. Задача —  разбить как можно меньше, ведь яйцо символизировало возрождение.

Можно предположить, что молодой человек на картине Эрстена танцует с серьезными  намерениями.

Вернемся к тексту музея. Что-то в нём не сходится с картиной. Во-первых, нет проституток. Во-вторых, нет пьяных. Далее, обстановка скорее напоминает семейный праздник: белая скатерть, закуска на столе. Можно предположить, что старушка и волынщик – родители девушки, повара и сидящего с кувшином. Танцор – гость, который пытается привлечь к себе внимание девушки (ему это удается отчасти, она указывает на него пальцем) или даже посвататься к ней. Видимо, это не первая попытка закатить яйцо в круг и закрыть его плошкой – справа видно скорлупу.

Судя по позе танцора, он сумел опрокинуть плошку, яйцо выкатилось и лежит возле очерченного круга. Сейчас молодой человек закатит его внутрь, а потом попытается опрокинуть на него плошку.


Самое раннее упоминание о яичном танце относится к свадьбе Маргариты Австрийской * (Margaret of Austria) и Филиберта Савойского (Philibert II, Duke of Savoy) на понедельник пасхи 1498 года. «И тогда начался большой яичный танец, специальный танец весны. Сто яиц были разложены на полу, усыпанном песком, и молодая пара, взявшись за руки, начала танец. Если они заканчивали, не раздавив ни одного яйца, они считались обрученными, и даже упрямые родители не могли сопротивляться браку.

Когда три пары выступили неудачно, под смех и крики зрителей Филиберт  Савойский, преклонив перед Маргаритой колени, попросил ее согласиться попробовать танцевать с ним. Восхищенная толпа слуг кричала «Савой и Австрия!». Когда танец закончился и ни одно яйцо не было разбито, восторгам толпы не было предела.

Филиберт сказал: "Примем обычай Бресс (Bresse – французская провинция)." И они были помолвлены, и вскоре после этого поженились.»

* Маргарита Австрийская – дочь губернаторов Габсбургских Нидерландов, Филиберт Савойский – герцог Савойи, области Франции на границе со Швейцарией.