о выживании

Борис Голутвин
А Меладзе запел слёзно Лазаря:
"Лицедеи, в годину поветрия,
обнищали, как голь перекатная,
и зело в подноготной кручинятся
по хоромам своим крепко сидучи.
Лицедействовать ныне не велено,
вот монеты в мошне и истратились:
что ж теперь вдруг совсем отказаться нам
от привычного в нашем сословии?
Жемчуг мелок, тьфу, то бишь всё дорого,
не хватает простого, обычного,
поелику торговые санкции
Царь наш ввёл на продукты заморския.
А ведь боле трудящихся трудимся:
но никто не считал килоджоулей,
кои тратим в радении творческом.
Вы смогли бы как мы, не сконфузиться,
микрофон поднимая с задержкою,
не совпавшей по времени с песнею?
Иль на публике лихо отплясывать,
потрясая не юными чреслами?
То-то. Мы же не просим чрезмерного,
просто помощь взыскуем обыденно -
за заслуги свои пред Отечеством!

А народишко стал скоморошничать,
зубоскалить из зависти лапотной:
поделом-де, теперь пусть прочувствуют,
каково это втуне горбатиться
за копейки с которых взимаются
государством подушные подати.

Право слово, возможно ли сравнивать?
нас - богему и эту крестьянщину,
приземленную в мерке высокого?!
Но, пустое всё, как бы то ни было,
от крестьянщины мы не откажемся!
Пусть процесс воспитанья духовности,
хоть на век, хотя навечно растянется!
Только б шли на концерты и денежки,
на поддержку культуры вносили бы!
Ведь иначе на водку потратятся,
одурманят свой разум отравою!
А от пищи духовной, что стряпаем,
не случится у них несварения!
Мы, покамест, нимало не слышали,
от крестьянщины что-то подобное!".
19.11.2020-23.11.2020

Пени от работников "культурного цеха" начались практически сразу после так называемого карантина и "добровольно-принудительной самоизоляции", чувствительно сократив долю малую, собираемую лицедеями по городам и весям нашего необъятного Отечества. С введением "второй волны" и ограничениями массовых развлекательных мероприятий, а так же указами, запрещающими заполняемость мест в зрительном зале более 25%, нечеловеческий вопль г-на "Тарзана" (в начале "локдауна" посетовавшего на отсутствие поддержки со стороны государства, тем не менее выплачивающего пенсию пенсионерам, которые "сидят дома, и как получали пенсии, так и получают"(1), поддержали певец ртом г-н Меладзе и мимическая артистка г-жа Воробей(3). г-н Меладзе призвал своих коллег объявить бойкот новогодним "голубым огонькам", с тем, чтобы обратить внимание - не столько общественности, сколько государства - на "бедственное" положение артистов, оказавшихся в "трудной ситуации" из-за срывов предновогодних концертов и корпоративов (можно было бы посоветовать г-ну Меладзе обратиться к пресс-секретарю г-на Путина, г-ну Пескову, у которого есть опыт проведения массовых мероприятий в период "пандемии"). Однако вряд ли г-н Меладзе предполагал размах и градус реакции общественности, в ироничных и язвительных комментариях воодушевленно поддержавших идею "бойкота", неосторожно выпавшую из фанерных уст не предполагавшего такого поворота событий "заслуженного". Пребывающий в культурном шоке после изощренного и циничного надругательства обезумевшей черни над Эвтерпой и Терпсихорой, г-н Меладзе, в состоянии близком к обморочному, пролепетал что: "Это я гипотетически, честно говоря, закинул удочку". Однако чрезвычайно трудно, если вообще возможно, понять бунтующей черни, что исключительно за ради так полюбившихся ей "panem et circenses", г-н Меладзе, вопиет в безжизненном и пустынном теперь пространстве шоу-бизнеса.
Культурный клич Тарзана и г-на Меладзе поддержала женская вариация пародиста г-на Пескова, г-жа Воробей, попросившая государство "дать льготу на продукты первой необходимости"(3). Мгновенно получившая массу предложений по смене своей профессиональной деятельности, г-жа Воробей на текущий момент так и не вышла из созданного ею образа даже на "четверть процента".
Впрочем, здоровая реакция общества на "призывы" "бедных артистов", не отменяет, к большому сожалению, какую-то патологическую тягу значительной части наших сограждан к культурному эрзацу, или суррогату, который они добровольно потребляют за собственные же деньги. Можно оправдать отсутствие вкуса, не понимание прекрасного, не различение духовных даров и "культурного продукта", у младшего поколения, выросшего в эпоху девальвации ценностей, засилия пошлости и откровенной халтуры, но как оправдать старшее поколение, бывшее свидетелем театральных постановок Г. А. Товстоногова, Ю. Любимова, М. Захарова, О. Ефремова? Великой советской кинематографической и актёрской школы? Да, советская эстрада во многом копировала западные образцы, причём не всегда талантливо и оригинально, но ведь были и песни к фильмам, на стихи Русской классической поэзии; были и А. Пугачёва, ещё умевшая петь, и замечательные голоса О. Анофриева, В. Золотухина, С. Никитина. Как стало возможным, что бездарное предпочли талантливому? Как стало возможным неуважение к себе, проявляющееся в неразборчивом потреблении того, что предлагает сегодня "рынок шоу-бизнеса"? Почему зритель не видит, как на него выливают помои и дерьмо артисты, на концерты и спектакли которых он приходит? Или важно само ощущение некой причастности к псевдокультурным ценностям, которое сильнее самоуважения?

(1) «В отличие от бабушек и дедушек, которые сидят дома, и как получали пенсию, так и получают, мы, артисты, ни копейки не имеем. Более того, мы будем последними, кого подключат к жизни, потому что это массовое собрание людей», — пожаловался Глушко. По его словам, россияне убеждены, что артисты — самые богатые люди в стране, и требуют от них помогать врачам. «Народ вообще не понимает!» — резюмировал бодибилдер.
Как здесь не вспомнить советскую классику:
"— Новая партия старушек? — спросил Остап.
— Это сироты, — ответил Альхен, выжимая плечом инспектора из кухни и исподволь грозя сиротам кулаком.
— Дети Поволжья? Альхен замялся.
— Тяжелое наследье царского режима?
Альхен развел руками, мол, ничего не поделаешь, раз такое наследие".

(2) "Если наша работа запрещена ограничительными мерами, то нам запрещено принимать участие и в новогодних с’ёмках. Думаю, было бы правильным придерживаться этих правил, и всем артистам отказаться от с’ёмок в Новогодних программах. Может тогда кто то заметит, что есть целая отрасль, в которой десятки тысяч людей лишены работы уже в течении многих месяцев".
И снова Русская классика вне времени.
"– Это низко! – возмутился Воланд, – вы человек бедный... ведь вы – человек бедный? 
Буфетчик втянул голову в плечи, так что стало видно, что он человек бедный. 
– У вас сколько имеется сбережений? 
Вопрос был задан участливым тоном, но все-таки такой вопрос нельзя не признать неделикатным. Буфетчик замялся. 
– Двести сорок девять тысяч рублей в пяти сберкассах, – отозвался из соседней комнаты треснувший голос, – и дома под полом двести золотых десяток. 
Буфетчик как будто прикипел к своему табурету. 
– Ну, конечно, это не сумма, – [...]".

(3) "По факту нам предложили жить на 25%. На четвертинку питаться, на четвертинку дышать без надежды на завтрашний день. Дайте нам, пожалуйста, льготу на продукты первой необходимости, позаботьтесь о нас".
Здесь безсильна даже Русская классика. Разве что: "Подайте, Христа ради, червонец золотой".