Михаил Ломоносов

Александр Савченко 2
19 ноября – день рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), имя которого носит Московский государственный университет.
 Вспоминаю, как цитировал его стихи на диспутах с безбожниками в застойное время. Тогда, когда Михаила Васильевича беспардонно пытались сопричислить к материалистам и атеистам, мне довелось вступиться за его честь в запорожском Дворце культуры «Октябрьский», напомнив текст молитвы Давида в переложении Ломоносова, обращенной к Богу, на мотив 26-го Псалма:
 Меня в сей жизни не отдай
 Душам людей безбожных.
 Твоей десницей покрывай
 От клеветаний ложных!

 Кстати, о моих скромных подвигах веры в начале 80-х годов была напечатана обширная статья в журнале «Наука и религия», в котором, к сожалению, тогда не было ни науки, ни религии. Призывая титулованных атеистов не делать из этого выдающегося ученого приспособленца «по своему образу и подобию», я с нескрываемой радостью напомнил присутствующим в зале профессорам и студентам вдохновенные строки Ломоносова из его «Утреннего размышления о Божием величестве»:
 Уже прекрасное светило
 Простерло блеск свой по земли
 И Божия дела открыло:
 Мой дух, с веселием внемли;
 Чудяся ясным толь лучам,
 Представь,Зиждитель Сам!

 Творец! Покрытому мне тьмюю
 Простри премудрости лучи
 И что угодно пред Тобою
 Всегда творити научи,
 И на Твою взирая тварь,
 Хвалить Тебя, бессмертный Царь!

 В стихотворении – переложении Псалма 103, поэт Ломоносов восклицает:
 Да хвалит дух мой и язык
 Всесильного Творца державу,
 Великолепие и славу.
 О Боже мой, коль Ты велик!

 Одеян чудной красотой,
 Зарей божественного света,
 Ты звезды распростер без счета
 Шатру подобно пред Тобой.

 В «Оде, выбранной из Иова» Ломоносов снова рассуждает о величии Бога:
 О ты, что в горести напрасно
 На Бога ропщешь человек,
 Внимай, коль в ревности ужасно
 Он Иову из тучи рек!
 Сбери свои все силы ныне,
 Мужайся, стой и дай ответ,
 Где был ты, как Я в стройном чине
 Прекрасный сей устроил свет?

 В стихотворении на мотив Псалма 70, он пророчески предсказывает:
 Да в вечном сраме погрузятся
 Которые мне ищут зла.
 Да на главу их обратятся
 Коварства, плевы и хула.

 Так и хочется сказать в рифму:
 Михаил Ломоносов,
 Злых оставивший «с носом»!

 И еще хочется прокомментировать надежду автора на Бога следующим его четверостишием:
 Надежду крепку несомненно
 В Тебе едином положу
 И, прославляя беспременно,
 В словах и песнях возглашу.

 В 1757 году в статье «О пользе книг церковных в российском языке» он изложил свою теорию о «трех штилях» в литературе, в которой определил основные литературные жанры. Кроме того, он стал новатором в поэзии, одним из родоначальников силлабо-тонического стихосложения.

 Однажды высокопоставленный чиновник, указывая Ломоносову на дырку в его кафтане, издевательски спросил:
 – Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?
  – Нет, – ответил Михаил Васильевич, – это глупость туда заглядывает!
 Находчивость его была поразительна.
 Как-то хвастливый князь Иван Курагин, появившийся в кругу академиков, решил покуражиться:
 – Я – Рюрикович! – спесиво заявил он. – Мое генеалогическое древо восходит к самому князю Владимиру Красное Солнышко. Кто еще здесь может сказать такое о себе? Вот ты, Михайло сын Васильев, способен такое сказать о своих предках?
 – Увы, нет, – грустно констатировал ученый.  – Беда в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа.

 Кто сегодня помнит этого хвастливого вельможу? А Ломоносова – поэта, философа, ученого и христианина знает весь мир. И нельзя не согласиться с Апостолом Павлом: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3).