Имя на поэтической поверке. Князь Василий Сумбатов

Лев Баскин
      «Три буквы»

Когда стоим на рубеже
И о грядущем рассуждаем,
Мы в письмах буквы е.б.ж.
Как некий лозунг выставляем.
Нельзя предвидеть ничего,
Догадки о грядущем лживы,
И шепчем мы, входя в него,
Три слова: «Если Будем Живы».

  Стихотворение: «Три буквы»,  как и сотни других ярких, самобытных стихотворений, принадлежит перу князя Василия Александровича Сумбатова (6-го января 1894 года, Санкт-Петербург -  8-го июля 1977 года, город Ливорно,Тоскано, Италия).

  Ротмистр, князь Василий Сумбатов- русский поэт, переводчик и художник, акварелист, живописец миниатюрист, график, эмигрант «первой волны» русской эмиграции, в конце Гражданской войны, в России.

 Василий Сумбатов из обрусевшего грузинского княжеского рода. Княжеский род Сумбатовых служил царю и Отечеству со времён Ивана Грозного.

Прадед поэта Пётр Сумбатов погиб на Бородинском поле.

  Сын полковника Александра Владимировича Сумбатова-Соколова, погибшего 4-го февраля 1905 года во время покушения на великого князя Сергея Александровича, террориста Ивана Каляева, бросившего бомбу в карету градоначальника и убившего его, на Сенатской площади.

И с 11-лет, Василий Сумбатов, потерял отца, который служил ему далее по жизни наглядным примером выполнения воинского долга перед царём и Отечеством.

  Мать – по матери грузинка, из семьи графов Соллогубов, правнучка писателя В.А.Соллогуба.  В 1903-1905, Василий учился в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге.
После гибели отца был переведён в Москву к двоюродной бабушке графине Н.М.Соллогуб, жившей в собственном особняке на Поварской улице («дом Ростовых» в романе Льва Толстого «Война и мир»).

  В 1905-1914 продолжал образование в частной гимназии. Летом проводил в родовом имении Светлое.

  С детства писал стихи, некоторые из них посвящены великой княжне Ольги Николаевне, (15.11.1895) старшей дочери Государя Императора Николая II, с которой был дружен., с отрочества и юности.

  Василий Сумбатов перед уходом на фронт, написал Великой княжне Ольге Николаевне, такие строки:

«Как тлеющий опал в червонном медальоне,
Я душу сжал свою оправой из стихов
И приношу тебе, печальной Сандрильоне…»

  С началом Первой мировой войны, вместе с двумя старшими братьями, Володей и Павлом (они погибли в конце войны, Василий ушёл на фронт.

  Летом 1914 года отправился на фронт вольноопределяющимся. Служил в 88-ом пехотном Петровском пехотном полку, после ранения получил чин унтер-офицера.

После ускоренных офицерских курсов в Пажеском корпусе был произведён в офицеры, служил в 3-ем гусарском Елисаветградском полку  Её Императорского Величества великой княжны Ольги Николаевны. Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени.

  В сентябре 1916 года в боях на Ковенском направлении получил тяжёлое ранение в голову и контузию, находясь в одном из киевских госпиталей, около месяца не приходил в сознание.

  Мать получила известие о его смертельном ранении. Тем временем Василий был доставлен в Царское Село, в госпиталь, где Великая княжна Ольга Николаевна исполняла обязанности ассистента хирурга.

  Однажды почувствовал прикосновение княжны Ольги Николаевны, Василий Александрович очнулся от забытья.

  В марте 1917 года Василий Сумбатов выписался из госпиталя, и он отправился к родным в имение Светлое, где его ждало известие о смерти матери.

  Зимой 1917-1918 годов ему пришлось скрываться: новая власть объявила за ним настоящую охоту. На родовом доме Сумбатовых в Москве появилось объявление о его розыске.

  Спас молодого князя директор 4-ой московской гимназии Николай Веригин. Он приютил Василия Сумбатова в своём доме.

Здесь юноша влюбился в дочку своего спасителя Елену, и летом 1918 года молодые люди обвенчались, навсегда соединив свои судьбы.

 Впереди у них было 60! лет испытаний и скитаний, счастья и страданий, перенесённых вместе.

  Осенью 1918 года Василий  с женой покинул Москву и отправился на юг России, верный присяге защищать царя и Отечество от посягательства  врагов.

Служил помощником начальника Армянско-Перекопского отряда при Отдельном Крымском пограничном дивизионе, включённом в состав Добровольческой армии.

До родов оставалось две недели, когда красные прорвали фронт. Ранней весной 1919 года при наступлении Красной армии, ротмистр Василий Сумбатов, пробрался с частями дивизиона в Симферополь.

  В Симферополе, Василий Александрович посадил жену на тележку и повёз её в Севастополь. Через несколько дней попали на пароход.

  В 1919 году, ротмистр Василий Сумбатов эвакуировался с женой в Константинополь на пароходе «Екатеринославль» под английским флагом.

На борту корабля крестили новорождённую  дочь Наталью, рождённую на Чёрном море, во время плаванья к турецкому берегу.

  После полугодового пребывания на о. Халки (Принцевы острова), где Василий Александрович мыл полы в ресторане офицерского клуба, чтобы прокормить жену и малолетнюю дочь, семья получила разрешение выехать в Рим, к родственнику жены, священнику православного храма, отцу Христофору.

  В первые годы работал в русском книжном магазине «Слово» и продолжал заниматься литературным творчеством. В 20-е годы опубликовал первые стихи в белградской газете «Новое слово».

  В 1922 году в Мюнхене вышел в свет первый сборник: «Стихотворения В.Сумбатов», в котором вышла поэма «Без Христа» и стихи о детстве и юности.

  В эмиграции был дружен с историком Е.Ф.Шмурло и философом И.А.Ильиным. состоял в переписке с поэтом Ю.К.Терапиано и Д.И.Кленовским, писателем Б.К.Зайцевым, архиепископом сан-францисским Иоанном (Шаховским).

  В 1930-е годы поступил на службу художником в Ватикан. Исполнял орнаменты и миниатюры на пергаменте с оригиналов папских булл и посланий.

Одна из грамот с виньетками и миниатюрами, архиепископу князю В.А.Волконскому, хранится в Архиве Русской православной церкви в Риме.

Василий Александрович сотрудничал с римскими театрами и киностудиями в качестве декоратора и художника по костюмам.

  Во время Великой мировой войны не сочувствовал фашизму. Сумел вызволить из немецкого плена для интернированных писателя, кадета и дворянина Алексея Николаевича.Флейшера, (1902-1968),помог ему переехать в Италию и устроиться на работу.

  Врангелевский кадет-дворянин А.Н.Флейшер, в Италии стал координировать действия советских военнопленных. Стал одним из организаторов и активным участником антифашисткого подполья, помогал советским военнопленным. После войны в 1956 году переехал в Россию, работал картографом в городе Ташкенте.

  С 1967 года жил в Москве, был другом известного писателя Сергея Смирнова, автора повести «Брестская крепость», который используя фактические знания о борьбе русских военнопленных и итальянских партизан Алексея Флейшера, рассказывал о том в своих очерках по истории антифашистской борьбы на территории Италии.

  В 1947 году, Василий Сумбатов был поставлен ватиканской администрацией перед выбором: принять католичество или оставить службу, после чего прекратил работу в Ватикане.

  В 1947 году Василий Сумбатов дебютировал как киноактёр в фильме поставленном Марио Камерини, по пушкинской «Капитанской дочке».

  Василий Александрович сыграл роль поручика Ивана Игнатьевича – того самого «кривого старичка», который посмел бросить Пугачёву в лицо: «Ты, дядюшка, вор и самозванец!..»

  В 1959 году переехал с семьёй дочери в Больцано, на север Италии, затем жил в Ливорно. В поздние годы частично ослеп от последствий давней фронтовой контузии.

В послевоенные годы получил известность как поэт, носитель классических традиций русской поэзии XIX века. Выпустил две книги стихов, «Стихотворения»1957 и «Прозрачная тьма» 1969 год.

  Участвовал в эмигрантских антологиях «Муза диаспоры» - Франкфурт 1960 год, и «Содружество» - Вашингтон 1966 год, печатался в журналах и газетах «Возрождение», «Русская Держава», написал автобиографический роман «Ковёр над бездной», занимался переложением фольклора и литературным переводом с западноевропейских языков.

  С началом перестройки, с 1990-х годов, произведения Василия Сумбатова печатаются в России.

Скончался князь Василий Александрович Сумбатов 8-го июля 1977 года, прожив 83-и года.

  Похоронен князь Василий Александрович Сумбатов в Ливорно, на католическом кладбище.

Архив поэта хранит внучка – Е.М.Сумбатова-Реста, проживающая в Кембридже (Великобритания).
Удивительное стихотворение под названием «Молитва», Василий Сумбатов написал в последние годы своей жизни, человек, чьё  имя понемногу возвращается в нашу культуру – русский поэт, патриот и многолетний изгнанник – князь Василий Александрович Сумбатов.
               
        «Молитва»

Когда молитву я творю
Перед иконою старинной,
Моля за близких, говорю:
- Я на себя беру их вины!

Прости им, Боже! Обрати
Всё на меня те наказанья.
Что присудил им, - всё снести
Я рад за них в их оправданье! –

Молю, тревожась и скорбя,
И верю, и благоговею,
Молю в слезах, - как за себя
Уже давно молить не смею.

Из литературного наследия князя Василия Сумбатова.

   «В поход» (Барабанный марш)

Длинною колонной
шли войска и пели,
эхо хохотало
им в ответ,
полные народом
улицы гудели,
флагами был город
разодет.
Дробью рассыпаясь,
били барабаны,
солнце клало блики
на штыки, -
в дальние чужие,
вражеские страны
с песней развесёлой
шли полки.
В песне бушевали
молодость и силы,
звали к пляске, смеху, -
не к войне,
будто и не ждали
братские могилы
жертв на чужедальней
стороне!
Будто не прощались
с воинами жёны,
плача у любимых
на груди,
будто не звучали
жалобы и стоны
в битвах беспощадных
впереди…
Город распрощался
с войском у заставы,
матери рыдали вслед полкам,
дальше провожали
лишь кусты и травы,
да склонялись ивы
по бокам.
Отблески заката
в небе доцветали,
мягко золотились
облака,
войско уходило
в розовые дали,
песня разливалась,
как река.
Волнами шумели
песни перекаты,
удаль в ней бурлила, -
не вражда,
с песней разудалой
 вдаль ушли солдаты,
чтобы не вернуться
никогда.

     «Нет больше Родины моей…»

Нет больше Родины моей
В огне безумного разгула
В бесовской пляске пьяных дней,
В крови дымящейся своей
Она со скрипом потонула.

     «Жене»

Рука с рукой, плечо к плечу,
Полвека мы шагаем в ногу
И нашу общую свечу
Несём к последнему порогу.
Огонь свечи – тепло и свет
Любви, доверья, пониманья –
Мы сберегли средь русских бед
И средь превратностей изгнанья.
Уберегли и донесём
Огонь до смертного порога,
И лишь о том мы молим Бога,
Чтоб перейти порог вдвоём.

1968 год.

  Преклонные годы поэта Василия Александровича в Ливорно оказались необыкновенно плодотворными для его творчества, это была затянувшаяся «болдинская осень».

…Правда, отягощённая почти полной слепотой: на фотографиях тех лет глаза Василия Александровича Сумбатова прикрыты тёмными очками.

В стихотворении «Прозрачная тьма» - престарелый поэт чудесно одухотворил эти свои последствия старых ран:

     «Прозрачная тьма»

Яснее вижу в темноте
Всё, что когда-то видел в свете,
Но впечатления не те
Теперь дают картины эти.

Как будто был я близорук,
И мне теперь очки надели, -
Всё так отчётливо вокруг,
Всё, так как есть на самом деле,

И даже больше, - суть идей
И чувств теперь я глубже вижу,
Кого любил – люблю сильней
И никого не ненавижу.