Размышление о нравственности в творчестве

Николай Ступин 2
В наш сегодняшний век, так сказать, разнузданной свободы, нет пределов творческой фантазии человека, в том числе творческого человека, но насколько далеко он может зайти в своём творчестве или в какие тёмные закоулки оно его занесёт – это принципиальный вопрос морали и нравственности. Хотя, говоря о морали и нравственности, я рискую получить оплеуху от отдельных личностей либеральной наклонности, в настоящее время в нашем обществе эти слова стали чуть ли не ругательными. Скажи кому, что я человек нравственный и блюду мораль христианскую, так тебя, поди, и засмеют.
Некоторые рады, что нет цензуры, поэтому каждый может творить всё что угодно, как говорится, как Бог на душу положит, а Бог ли, а если дьявол, что тогда. Если нет цензуры внешней, то она должна быть внутренней, а это уже зависит от образования, культуры и духовно-нравственного выбора человека.
Создавая какое-либо произведение, творческий человек вкладывает в него свою душу. Душа каждого творческого человека воспринимает окружающий мир по-своему. Выплёскивая продукт своего творчества наружу, всем на обозрение, художник говорит: «я так вижу», композитор говорит: «я так слышу», поэт скажет: «я так чувствую» и все они будут правы, ведь чувства — это глаза и уши души.
В результате этого внутреннего творческого процесса, а также с учетом накопленного жизненного опыта и приобретенной мудрости, у каждого получается что-то своё, то есть своя, непохожая на других истина. Конечно, эта истина может кому-то нравиться, а кому-то нет, но она точно не может быть истиной в последней инстанции, и в тоже время от этого она не перестанет оставаться истиной в понимании конкретного человека.
На мой взгляд, в творчестве может быть одно, главное понимание истины, с точки зрения морали. Истина и мораль не должны противоречить друг другу, в любой истине должно заключаться нравственное начало, иначе она не истина. Хотя и этот постулат может быть спорным. Мораль бывает как со знаком «плюс», так и со знаком «минус», то есть отрицательная мораль или безнравственность, но я абсолютно убежден в том, что творчество не должно быть безнравственным, из этого и исходит моё нравственное понимание творчества.
Достоевский устами старца Зосимы сказал: «Посмотрите у мирских и во всем превозносящемся над народом божиим мире, не исказился ли в нем лик божий и правда его? У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с некиим торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! Ибо мир говорит: «Имеешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Не бойся насыщать их, но даже приумножай» — вот нынешнее учение мира. В этом и видят свободу. И что же выходит из сего права на приумножение потребностей? У богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных — зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали. Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение тем, что сокращает расстояния, передает по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей. Понимая свободу как приумножение и скорое утоление потребностей искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг к другу, для плотоугодия и чванства».
И такое впечатление, что будто бы за эти 140 лет ничего не изменилось, то же духовное оскудение, та же зависть, чванство и насыщение своих низменных потребностей.
Может быть я буду не оригинален, но предлагаю, для примера, взять картину Казимира Малевича «Чёрный квадрат», сразу скажу, отношусь я к ней абсолютно индифферентно. Давайте просто поразмышляем, Чёрный квадрат (безотносительно к Малевичу) это что, творчество или нет, истина или что-то другое? Хотя, вы меня можете упрекнуть в непросвещенности, ведь в мире уже давно его признали шедевром искусства (возвращаясь к Малевичу). Но, я не об этом, сейчас, в эпоху постмодернизма, когда происходит уход, как говориться, от разумного, доброго, вечного, к массовому искусству примитивного мышления, что и натуральное, извините, говно считается шедевром искусства. Да, «Черный квадрат» можно признать истиной, но как эта истина соотносится с моралью. Каков его глубочайший нравственный смысл? Где здесь заключена высокая Божественная суть? Та Божественная суть, которая рождала и, надеюсь, еще рождает у нас светлые чувства, ассоциирующиеся со светом, любовью, добром. В данном случае нам предлагается чёрный квадрат, то есть сплошная чернота, тьма, в нём нет ничего светлого, какую истину он нам предлагает нравственную или безнравственную? Каждый, кто смотрит на эту картину, воспринимает изображение по-своему, то есть насколько у смотрящего, хватает полета фантазии, но куда впоследствии эта фантазия его занесёт – это большой вопрос.  Какие ассоциации: тьма, сатанинская, дьявольская тьма, ад, хаос, что-то страшное, она поглощает, проглатывает, как черная дыра в космосе, проглатывает звезды и галактики, откуда уже нет никакого выхода. То есть «Чёрный квадрат» – это искусство тьмы, пожирающее само себя, заодно и нас с вами. Увы, такова истина!
Настоящее искусство должно привлекать взор, ласкать его, побуждать к любованию и размышлению над увиденным. Нет, конечно, оно не должно быть слащавым, кроме этого, оно должно будоражить, возбуждать, побуждать, но опять же вопрос к чему, к созиданию или разрушению, или просто для умиротворения души. А каким образом чёрное пятно может ласкать и побуждать к любованию, никак, умиротворению души, вряд ли, созиданию, тем более, к разрушению, скорее всего. Если бы человеку ни сказали, что это чёрное пятно искусство и даже шедевр, он бы просто прошёл мимо, думая, что на стене закрасили какие-то непристойности. 
Я даже могу допустить, что эта картина, может привести и к просветлению, как это не парадоксально звучит. Эта тьма может привести к просветлению отдельных думающих, высоконравственных личностей, которые задумаются о хрупкости мира, который в последнее время погружается в хаос, именно у таких людей наступит просветление и понимание, в необходимости объединяться против этой тьмы и, во что бы то ни стало, победить её, иначе она победит нас. Но, согласитесь, далеко не многие думают также, чаще всего большинство мыслит примитивно, готовыми, кем-то уже за них придуманными формами и стереотипами. Им сказали, что «чёрный квадрат» – это хорошо, это высокое искусство и все в эту чушь верят, а кто не верит и ещё пытается что-то вякать, то он профан, невежда, бескультурный  и необразованный человек, а с чего это вдруг, а те кто им поддакивает, тот хороший, культурный, хотя на самом деле может быть полное дерьмо.
Повторюсь, я говорю не только и даже столько о картине Малевича, таких «чёрных квадратов» хватает и в литературе, и архитектуре, в кино и театре, и много ещё где. 
Исходя из сказанного, я считаю, что литература и другие виды искусства должны быть высоконравственными, побуждать человека, думать, мыслить самостоятельно, задумываться о бренности мира, вести к свету и любви, объединять людей против тьмы, хаоса и безнравственности.
Я не даю категоричных оценок, я предлагаю поразмышлять о нравственном начале в творчестве. Конечно, эта тема далеко не нова, она уже на протяжении более двух веков обсуждается в русской литературе и искусстве, но особенно в настоящее время, с утратой нравственного стержня, когда мы находимся в состоянии духовного застоя и упадка общественных ценностей, развала нормальных человеческих отношений, в угоду чему-то иллюзорному, виртуальному, искусственному, не натуральному, как раз сейчас эта тема приобретает наибольшую остроту.