Не хочу в СССР

Юрий Орлов-Орланов
Много лет я прожил в СССР. Окончил школу, армию отслужил, потом работал на очень разных предприятиях и в разных городах, поступил в ВУЗ, окончил его уже после распада Союза.

Что и говорить, лучшие годы прошли там, в той стране с самого рождения. И очень много было всего самого хорошего, и страну я свою любил, впрочем, как и сейчас, и народ свой. Да всё устраивало. На референдуме тоже голосовал за сохранение Советского Союза.

Мне непонятны антисоветчики, диссиденты, непонятны и нынешние хулители России. Я из другой категории людей.

Но, когда начинают сюсюкать про то, как хорошо жилось тогда, какие были замечательные школы, больницы, что там ещё, а дешевизна товаров, благополучие и что немаловажно – работы хоть завались, не то что безработицы не было, за тунеядство легко можно было загреметь под фанфары в цугундер, то хочется возразить.

Во-первых, надо начать с того, что как бы хорошо или плохо ни было, всему, что было до нас, мы, ныне живущие, обязаны своим существованием, и с этой точки зрения Союз – не исключение, мы должны ему тоже быть благодарны. Да и во всех иных смыслах мы обязаны ему, в том числе и тому, какое государство возникло после его самоликвидации.

А вот что касается самой жизни, с бытовой и социальной точки зрения, была она далеко не райской.

Школы? Лучшее образование в мире? И что такое близкое к идеальному было в  нём? Обычное шаблонное преподавание, средние, посредственные учителя, плюс разные сборы пионерские, комсомольские собрания, тематические классные часы и хор.

В городах ещё встречались и заслуженные, и талантливые, и передовые, в сельской местности таковые если и были, то в гораздо меньшем количестве.

Я помню, как было всё в школах,  в которых я учился. Как срывали уроки в пятом-шестом классе, особенно пения, бездарные физручки, спортивную секцию, которую вёл девятиклассник, усреднённая программа, уставшие учителя с бесцветными глазами, скучные, однообразные темы. Усреднённая программа по всем предметам. Скука да и только. Как натягивали тройки двоечникам и тянули их до училищ, в которых они помимо примитивных азов профессий получали липовое среднее образование.

Более способные поступали в ВУЗы, где всё то же самое, только на более высоком уровне. Техникумы и то были полезнее, потому что там конкретнее давалась специализация. Это в общих словах.

Были и хорошие учителя, и отличные школы, и ВУЗы, которые занимали передовые места в мире по качеству обучения, я говорю о том, как было в целом.

А у нас в посёлке, где я учился со второго по десятый класс, была хорошая по тем временам школа, но построили вторую, часть учащихся перевели туда. Педагогический коллектив, вновь сформированный, заметно уступал тому, который остался в первой.
 
С теплом вспоминаю лишь свою самую первую учительницу и ещё несколько педагогов. Не хочу переходить на личности, подробно рассказывать о каждом учителе, но вспомнить с особой благодарностью, практически, некого. Поэтому расскажу немного.

Физик, помню, в 7 классе преподавал у нас одно время и пение, играя, как мог, на баяне, потом ушёл в милиционеры, однажды за то, что я не выучил слова нового гимна, он мне поставил на одном уроке пять двоек, специально доводя меня, я не выдержал и показал ему жестом, что он "олух", и выбежал из класса, он выскочил вслед за мной и надавал мне оплеух, другой - фронтовик, хороший специалист, но признавал лишь учеников с ярко выраженными способностями; учительница русского языка, как и одна из физручек ушла потом в воспитатели детского сада, а те, что до семидесяти лет преподавали математику или чего хуже – литературу – так там вообще такие посредственности, что и говорить не хочется. Одна, в 9 классе, после окончания литфака заочно, монотонно и нудно, тихим голосом, читала по учебнику теорию, а мы в это время занимались своими делами или баловались и совсем не слушали, как она бубнит.

Потом, после неё, пришла другая, с опытом, та вообще непонятно где летала. Сначала, не читая мои сочинения, ставила мне трояки, большие и жирные. Без исправлений ошибок, без разъяснений. Я подошёл к ней и возмутился, на что она мне ответила:
-Это не твои работы, ты просто переписываешь их с каких-то учебников, не могу сказать с каких, но это сразу видно.

Вне себя от такой несправедливости я подошёл тогда к предыдущей и спросил у неё, почему так. Она подошла к той, кстати, моей соседке по подъезду, и сказала ей:
-Он не списывает ни у кого, он так пишет.

После этого я стал получать четвёрки, реже пятёрки.

Биологичку одну всё доводили. В классе просто хаос сплошной был на её уроках. Однажды она не выдержала и, двумя руками схватив два журнала, урок был спаренный, так дала сверху по башке самому разбаловавшемуся двоечнику, зачем-то усевшемуся на первой парте, что тот чуть в стул не в рос.

А в десятом классе для хохмы некоторые умники задавали ей идиотские вопросы, один поднял руку и спросил:
-А что такое клипер? - Имел-то он в виду совсем другое слово. Класс в это время бесновался от смеха. Она не поняла:
-Что?
-Что такое клипер? - Он сам толком не знал правильное произношение.
-Наверное, клевер, - сказала она. И начала объяснять, что такое клевер. Класс ещё больше хохотал.

Я не любил лыжи, когда они были по программе, я не ходил на них кататься. Учительница ставила мне карандашом "н" и никому об этом не говорила. Классная руководительница будто не замечала. Потом в конце четверти все "н" стёрла, вместо них поставила двойки, а за четверть - тройку.

Я принимал участие во всех соревнованиях и в школе, и в районе, меня приглашали в баскетбольную команду от училища для участия в зональные соревнованиях, лучше всех в классе прыгал в высоту и по всем темам у меня были четвёрки и пятёрки. Но из-за лыж мне в аттестате поставили три по физкультуре.

А когда классная руководительница заполняла аттестат, то перепутала и вместо тройки по физкультуре поставила четвёрку, тогда, чтобы восстановить непонятно какой "статус кво", сохранить зачем-то средний балл, она вместо честно заработанной мною четвёрки по истории вписала мне три. Идиотка.

Про неё вообще отдельная тема. Стала классной у нас лишь в десятом классе. Таких учителей я бы просто гнал из школы. Она у меня не преподавала, потому что вела английский, я немецкий учил. Мне только мозги компостировала в виде санкций разнообразных, вместо того, чтобы где надо общаться с учителями-предметниками, где с родителями, а где и просто побеседовать со мной. Хотя была уже в возрасте, психологию подростков не понимала абсолютно.

А математички же ещё, химик. Много, кого было. Химик был вроде нормальный, но озабоченный собой, с женой-биологичкой  у него, видимо, не складывалось, просто мы этого не знали. Они потом развелись. Он был абсолютно равнодушен к ученикам и их отношению к предмету.

Одна математичка была нормальная, классной у нас - какое-то время. Муж её, правда, лупил постоянно, до сотрясения мозга, то ли ревновал, непонятно. Хорошая женщина, но она не долго у нас преподавала, двое детей, с мужем развелась, естественно, потом уехала в город.

Ещё одна была, наверное, неплохим специалистом, но отношение к детям было непонятным. Её тоже не особо слушали, она больше нервничала да кричала. В пятом классе у меня серьёзный конфликт был с одним приезжим из Грозного. Он был дерзким, драчливым и большая часть пацанов стелилась перед ним. Если, например, прямо на уроке он выступал каким-то образом против меня, то они делали то же самое. Я один им противостоял.

Однажды, в пятом классе, прямо во время урока я встал и ушёл. И что. Она поняла причину? Да где там. Она мне однажды сказала потом, танцуя со мной на корпоративе учительском, когда я уже работал в этой школе два месяца на практике, заканчивая пединститут:
-Ты же был вредным.
Да почему вредным-то... Я был не вредным, я был принципиальным.

Так вот, было при Советском Союзе высококачественное начальное образование, фундаментальное и по некоторым гуманитарным предметам, таким, как география или всё та же литература, если не брать в счёт Лениниану Шагинян или такие произведения, как “Разгром” Фадеева, точнее, как оно подавалось. С первого до восьмого класса, другими словами, ныне до девятого, так называемое основное общее.

Так, как раз оно и сейчас осталось на уровне. Довелось в 2017 году присутствовать на одной из городских конференций, где выступал представитель образования, который привёл примеры мировых исследований в этой области. Он сообщил очень интересные данные: сейчас уже точно не скажу, но российское начальное образование на тот период находилось, не соврать бы, на четвёртом где-то месте в мире, основное общее – на восьмом, дальше-хуже, где-то до сорокового. Данные приблизительные, я не трактат пишу, лишь размышляю, кому интересно, сам найдёт эту информацию и посмотрит.

То же самое приблизительно было и при СССР. К тому же качество образования не сильно ухудшилось, а в чём-то даже улучшилось, аховое положение у нас не с обучением по предметам, а по подготовке личности к дальнейшей самостоятельной жизни. Вот в этом у нас беда и с давних пор. Не привыкли у нас зрить в корень и помимо основного обучения обращать внимание на ребёнка как на личность, определять, в какой области у него наивысшие способности, какой у него характер, как научить его жить в обществе, именно ему, как найти себя в нём, а не потеряться, не заблудиться с приобретёнными знаниями и умениями, правильно их использовать.

Этому надо уделять большое значение при подготовке человека к взрослой жизни, при обучении и воспитании его как гражданина, а не только как образованного человека, ведь образование включает в себя не просто умение грамотно писать и уметь отличать тангенс от котангенса, а синус от косинуса.

Сегодняшние учителя ничуть не хуже тогдашних, и очень жаль что к ним такое отношение и прежде всего со стороны тех, кто ничего не смыслит в образовании. Но у нас ведь как: у всех дети, а значит, все они воспитатели не хуже тех специалистов, которые обучились для этого в университетах или училищах.

ЕГЭ – это второе, не самое главное. Хотя и спорный момент, сомнительный. Но не определяющий в системе подготовки учеников как образованных людей и личностей, граждан своей страны. Это вкратце.

Да, вот ещё. Я преподавал в школе с 1993 года по 1998, с перерывом в один год, когда преподавал у училище, и потом ещё пару лет работал мастером производственного обучения. Поэтому в этой теме немного разбираюсь.

Что касается программы, то ещё в 1998 году использовались старые учебники зарубежной истории, например, да и по другим гуманитарным предметам она тогда отличалась не сильно, в основном, лишь в связи со сменой политического курса в стране. Соответственно, не изучались история КПСС, всё с этим связанное, зато стали изучать того же Солженицына, в частности, “Матрёнин двор”, Пастернака, подход к классике мало изменился, и даже Маяковского оставили в таком же варианте, более глубоко, может, – Есенина, других поэтов Серебряного века, которых до этого не изучали, более качественно и интересно историю Великой Отечественной войны. Что же касается физики и математики, то сплошь и рядом появились математические классы, появились классы по углубленному изучению иностранных языков, подход стал более индивидуальным. Хотя и недостаточно индивидуальным.

Сегодня же школа ушла далеко вперёд. Всё компьютеризировано, электронные дневники и журналы и много ещё чего. О качестве обучения сегодня лучше всего говорить специалистам, но в целом оно если и не лучшее в мире, то и не худшее, хотя опять же не с точки зрения обучения, а с точки зрения подготовки личности к самостоятельной жизни.

Больницы? Про нынешние говорить не буду, все и так знают. А вот в советских больницах хорошего тоже было не так уж и много. Медикаменты, может, дешевле были, а вот выбор этих медикаментов был не так уж и велик. Конечно, большинство нынешних платных операций были бесплатными. Наверное. Точно не знаю, какие вообще тогда делали операции, какие нет. А в целом, болеть в любые времена плохо, и вряд ли в те это было легче.

Я лежал в больнице три недели в 1973 году. Было невесело, кормили тоже не особо хорошо, но и не плохо, по нормам, давали и молочные продукты, и всё остальное, первое, второе, как говорится, мама каждый день приходила ко мне и приносила что-нибудь покушать домашнее.

Однажды, правда, я там так наелся пюре картофельного, ну очень вкусным мне показалось, его тогда много наделали, и я два раза брал добавку. До сих пор помню. Отношение было хорошим. Медсёстры молодые, очень симпатичные, да и вообще, хотя мне было девять лет, я это тоже помню. Мне тогда искололи всю задницу, руки тоже - пенициллином, витаминами и прочими лекарствами, аж шишки были и синяки кровоточащие, но вылечили.

В 2010 году я тоже лежал в больнице две недели. Большой разницы не заметил. И кормили так же, и обхождение такое же было, нормальное.

Но, когда лет в двенадцать-тринадцать меня периодически начали мучить сильные головные боли, да такие, что хоть на стену лезь, в местной поликлинике врачи только руками разводили.

Не могли ни диагноз поставить, ни облегчить боли. И ничего не предпринимали, потому что голова болела только несколько раз в год, неожиданными однодневными приступами. 

Лишь через несколько лет дали направление в Оренбург, в областной центр.

Там, правда, провели полное обследование головы на современном оборудовании, проверили и глазное давление, и внутричерепное. И в течение одного дня поставили диагноз: офтальмическая мигрень.

Обычную мигрень не могли диагностировать в поселковой поликлинике. Хотя, конечно, это же интеллигентная болезнь, чуть ли не буржуазная, откуда они могли догадаться, что у подростка именно мигрень. Да оттуда надо было, что все симптомы были элементарные и типичные для неё.

Далее товары и их дешевизна. Как сказал герой одного из советских фильмов: “В гробу я видел эти рыжики”. Вот так и о той дешевизне можно сказать. Постоянный дефицит, одевались как серые мыши все, стыдно вспомнить, зато качественные товары, которые продавались в “Берёзке” фарцовщики перепродавали в тридорога. Джинсы – 250 рублей, для некоторых это было две зарплаты. Ужас просто. Слушали “Самоцветы” и “Ариэль”, а что-то другое послушать, например “Дип Пёрпл”. Здесь я остановлюсь, вообще остановлюсь. А то начну материться. Не в Пинк Флойде или Дип Пёрпле дело, а в колбасе, джинсах и прочих бананах с апельсинами, а так же холодильниках и автомобилях по талонам, тем более, что подержанные были в два раза дороже новых, да и их было не так много, а талоны – не достать.

Что там ещё было сказочного? Работы полно? Смех да и только. Ещё знаки качества ставили. Да, работы было полно. Хочешь слесарем, хочешь электриком, хочешь комбайнёром или шофёром. Шофёром и в Москве, например, мог поработать, на рейсовом автобусе даже по “лимите”, проживая в общаге или сборщиком на ЗИЛе. Лимита – это не каждый сегодня поймёт. Анекдот такой был: “Брежнев спрашивает у Никсона: “Как у вас негры поживают?” “А как у вас лимитчики поживают?”- Ответил тот”. Вот и весь сказ. Был я и на “лимите”, знаю, что такое не понаслышке.

Работы много было, и производили всего своего много, правда, качество оставляло желать лучшего в товарах первого потребления, а количество - гораздо большего. Но производили, врать не буду. И зарплату получали неплохую, вот только хватало её почему-то тоже лишь на продукты, одежду да на мотоциклы. А если и было что на книжечке, то, как правило, там и оставалось. Про запас. Потому что тратить не на что было. На машину не хватало, а второй мотоцикл "Иж" был не нужен, "Урал" - опять же по талону. На курорт съездить? Ага, много мы и наши родители ездили по курортам, я уж не говорю по заграницам. Прибалтика и Средняя Азия  - это уже, считай, ты красавчик. Ну да, те кто побогаче, ездили в Пицунду или в Сочи, в Трускавец. А в Германию, Болгарию? Разве что комсомольские активисты.

А какое обслуживание было, сервис так называемый? Ответ: никакого сервиса. В гостиницах никогда не было мест, придорожных автостанций,  отелей да даже просто кафе, столовых на трассах просто не существовало.

Про дороги - громко молчу. Мне далеко за пятьдесят, а хороших дорог я, по сути, и не видел никогда, вот только-только вроде стали появляться по-настоящему качественные  и не на один сезон.

Проехался с братом на Москвиче его в 1987 году из Оренбургской области в Новосибирск. Было интересно, потому что романтика. Но, вот то, что выше написал – на дороге полностью сам себе господин: и сервис, и автосервис. Бедные дальнобойщики тех лет, как они ездили вообще. Понимаю, что большая часть грузов в те годы перевозилась по железной дороге, и всё же.

Скучные, унылые города и улицы, однообразные лозунги, полупустые полки и скудный выбор в неуютных магазинах, однотипные невыразительные постройки, сердитые, уставшие лица прохожих в дешёвой и безвкусной одежде, одним словом - серость.

Так что не хочу я в СССР. Да хорошо было тогда. Мы молоды были, задорны. Нам нравилась наша страна, другой мы и не видели никогда, говорили нам, что существует страшная Америка с дикими нравами. Фильмы про Запад показывали, писали много. Да он и есть, наверное, страшный. Не знаю, хотя. Не был никогда. Но, кто был, не особо хвалят. Не наш, чужой. Дикий, одним словом.

Хорошо нам было, весело, в гости друг к другу ходили, ездили, “человек человеку друг товарищ и брат”, а “коммунизм – советская власть плюс электрификация всей страны”.

Только ушло то время. Ушло и ушло. Сегодня другое время. Не надо оглядываться назад и хвалить то, чего не было. Но было много и хорошего. Очень много. Опять же, если не брать во внимание дефицит, очереди, качество товаров, просчёты плановой экономики (это такие, как Новосельцев, виноваты, что не хватало то того, то другого, то там, то сям), то жизнь была просто замечательной: ходили в кино, на концерты, в театры, кто в городах, на танцы, ёлки-палки, а какие танцы были...  А из деревни в деревню, кто на селе. Эх ма!

Смотришь сейчас фильмы советские, такие как “Целуются зори”, “Печки-лавочки”, “Джентльмены удачи”, “Иван Васильевич меняет профессию”, да любые другие – тоже, и умиляешься: какая жизнь была спокойная и лирическая, какие люди были простые и наивные, добрые. Что с ними стало потом. Как они изменились все. Мы изменились все.

Но, если подумать хорошо, то сегодняшнее время вышло из того, результат тех изменений, которые произошли с той страной, с тем государством. И надо вперёд смотреть. Правильно ведь? Вперёд.

Царская Россия, Советский Союз, сегодняшняя Россия – это всё одна страна, наша Родина. И если постараться, то совместными усилиями, постепенно мы построим наше общество ничуть не хуже того, советского. Мы уже многого достигли. Надо просто работать, как и тогда, относиться ко всему и ко всем здраво, по-хорошему, и всё будет отлично.

Мы столько пережили после развала Союза. Что творилось, как нас грызли со всех сторон, покруче, чем Тузик грелку, пожалуй. Я чуть не погиб в девяностые. Да разве только я один. А сколько людей мы потеряли. И всё-то у нас отобрали, за людей не считали, наверное. Но, потихоньку, потихоньку выкарабкались.

Не хочу вновь таких же потрясений. Опять каких-то революций, реформ. И поэтому не понимаю людей, которые что-то кричат на площадях, их за это лупят палками резиновыми. Зачем всё это? Не хочу смут и бунтов.

Хочу развивать то, что есть. Пусть не всё сейчас так, как хотелось бы. Но если общество консолидируется, мы сделаем нашу страну намного более развитой и демократичной, а жизнь - намного интереснее и разнообразнее.