Дом Стахеева

Вадим Константинов 2
                Явно далеко не прост...

                Этот дом...

                Что на Басманной!..

                И немало тайн его
                Комнаты хранят...

                И, возможно,
                Под землёй
                Переход ведёт
                К фонтану...

                Где, почти наверняка,
                Скрыт заветный
                Клад!..
                08.11.2020.




В 1890-е годы купец 1-й гильдии золотопромышленник Николай Дмитриевич Стахеев приобрёл обширный участок на Новой Басманной улице с усадьбой второй половины XVIII века. В 1898 году архитектор М. Ф. Бугровский, ставший практически личным архитектором Стахеева, и построивший для него целый ряд доходных домов в Москве, на месте снесённых старых построек возводит настоящий дворец в стиле «неогрек», строительство которого обошлась в 1 миллион рублей. Для отделки был приглашен скульптор В. Г. Гладков.

Особняк являет собой яркий пример эклектики: фасады здания выполнены в «греческом стиле», залы - в стиле классицизма, барокко, «рокайльная» гостиная, «готическая» столовая, «мавританская» курительная. В отделке интерьеров поражает тщательная проработка деталей, прекрасные витражи, инкрустированные паркеты, оригинальные шёлковые обои на стенах, мраморная и лепная отделка. От входа беломраморная лестница ведёт в холл, выполненный в греческом стиле, и украшенный колоннами и пилястрами из искусственного розового мрамора. Возле колонн - высокие напольные светильники с украшениями в виде сфинксов. В нишах стен – светильники в виде факелов. Прекрасным образцом стиля является «готическая» столовая с обильной и изысканной деревянной резьбой по стенам и кессонированным потолкам.

Впечатляет красотой хитросплетения восточных орнаментов на стенах и потолке «мавританская» курительная комната, оконные откосы в которой выполнены из цельного массива редких пород камня.

На лужайке перед домом находится действующий до сих пор фонтан «Богиня ночи» с чугунной женской фигурой, держащей в руке электрический фонарь, изготовленный в парижской мастерской в конце XIX века. В Париже были изготовлены и светильники, расположенные в нишах второго этажа главного фасада, и скульптура «Богиня плодородия» перед окном зимнего сада.

Восточное крыло здания было предназначено для размещения картинной галереи. Николай Дмитриевич был страстным коллекционером. Любовь к искусству он видимо унаследовал от своей матери, Александры Ивановны, родной сестры замечательного художника Ильи Ивановича Шишкина. В западном крыле находилось здание конторы.

С 1918 года в особняке располагались подразделения Народного комиссариата путей сообщения. А с 1940 года - Центральный дом детей железнодорожников. В результате, большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без каких-либо серьёзных реставраций и переделок.

Особняк стоит на охране, как объект культурного наследия федерального значения. Любители мистики легко узнают интерьеры особняка – именно здесь проходят съемки передачи канала ТНТ «Битва экстрасенсов».

Позади дома Стахеева был разбит большой сад, который в 1920-е годы вошёл в состав новообразованного городского парка - сада имени Баумана. Здесь сохранился руинный грот «Бельведер», входивший когда-то в стахеевскую усадьбу.

В настоящее время сад благоустроен и является любимым местом прогулок местных жителей. Здесь же действует летняя эстрада, устраиваются концерты, кинопоказы.

История рода купцов и промышленников Стахеевых насчитывает более полутора веков. Свою торговую деятельность они начали ещё в XVIII веке. А в середине следующего столетия елабужские купцы братья Иван и Дмитрий Стахеевы торговали хлебом, сахаром, чаем уже почти на всей территории Российской империи. Но со временем главным направлением их деятельности стала торговля драгоценными металлами и нефтяными продуктами. В начале ХХ века годовой оборот фирмы «И. К. Стахеев и сыновья» составлял порядка 80 миллионов рублей.

Один из самых известных представителей этой династии потомственный почетный гражданин, коммерции советник Николай Дмитриевич Стахеев переехал в конце XIX века в Москву. Здесь он начинает скупать старые дворянские особняки и строит на их месте доходные дома.

С особняком на Басманной и его владельцем связана одна то ли быль, то ли небыль. Незадолго до Первой Мировой войны Стахеев уехал во Францию. Вернулся он в Россию уже после революции, в 1918 году, с единственной целью - забрать из тайника своего дома на Басманной серебро и драгоценности. Клад свой он забрал, но уже на улице был остановлен дружинниками. Допрашивал его сам Дзержинский, которому Николай Дмитриевич предложил сделку: он рассказывает, где в доме ещё спрятаны ценности, а за это ему разрешают выехать из страны или назначают определённую пенсию. Предложение его было принято, и он получал пенсию до конца своей жизни. А на часть его сокровищ был построен на нынешней Комсомольской площади Дом Культуры железнодорожников. Эта история стала известна корреспондентам железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петрову и И. Ильфу. И в результате Николай Дмитриевич стал своеобразным прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова из знаменитой книги «Двенадцать стульев».https://um.mos.ru/houses/dom_stakheeva/