По конкурсу - По страницам истории

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/09/15/1993 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2020/11/04/6692 - Итоги конкурса

В конкурсе участвовало 41 произведение -  всего только сорок одно! - что меня удивило: на мой взгляд, тема была заявлена и интересная, и значимая для творчества любого человека, считающего себя поэтом  и стремящегося к мастерству. Да и стихов по сюжетам исторических эпизодов я встречала на сайте множество!

Стихи, написанные в жанре исторической поэзии, всегда интересно читать, пакет принятых произведений был богат разнообразием сюжетов, более того,  многие стихи производили ощущение прохождения темы через личный опыт автора, были  выстраданными и потому щемили душу, как например, стихи об Афганских событиях (Суламифь7, Алексв, Изи Шниперсона,), о Чеченской войне (Андрея Краснобородько), о памятных многим событиях 90-годов (Георгия Булычева, Ольги Альтовской), стихи, написанные по живым и реальным воспоминаниям своей юности или раннего детства (Ольги Королевой, Надежды Кульчицкой).

Тем не менее, большинство произведений были написаны по эпизодам  давно минувших дней, то есть, сотворены авторской фантазией, почерпнутой из прочитанных книг, просмотренных фильмов и исторических свидетельств  других людей, что менее интересно, хотя и написано великолепно. Только правдиво ли? История, на мой взгляд, это самая парадоксальная из всех гуманитарных наук, ибо она слишком сильно зависит от точки зрения отдельных очевидцев и от времени, в котором происходит  интерпретация давних событий.

Я люблю предлагать на конкурсы ТМА темы, стихи по которым читать интересно -  люблю думающих авторов, неравнодушных, начитанных и умеющих в стихах смотреть вглубь явления, а не просто заниматься красивой рифмовкой яркой, но выдуманной  картинки. К сожалению, интеллектуальные темы редко собирают большое числа участников: на участие в конкурсах о природе, погоде и о личных страстях  подается в разы больше заявок.

В данном конкурсе я не голосовала - за меня в этот раз это сделала команда судей, больше чем наполовину состоящая из новых членов жюри - тех, кому данная работа искренне интересна, а они сами  готовы далее учиться мастерству. (Анализ чужих стихов - это лучшая школа повышения собственного мастерства). Я постоянно ищу (и приглашаю к участию в работе!) на сайте тех авторов, у которых "горит глаз" на качество русской речи, кому работа члена жюри - очень непростая и ответственная!-  интересна, кто, голосуя,  не просто "делает мне одолжение", оторвавшись от собственных ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ дел, но и готов СЛУЖИТЬ другим. Без команды заинтересованных в результате работы энтузиастов никакая конкурсная площадка работать не может, а очень многим поэтам Стихи.Ру такие площадки нужны. Я действительно не понимаю тех поэтов, которые из конкурса в конкурс подают свои стихи на суд жюри и уже не раз побеждали, но поработать для других (раз в два месяца вдумчиво прочесть и оценить стихи других!!) принципиально не желают. На мой взгляд, это эгоизм, а не вовсе не принцип и даже не скромность, но спорить не стану - каждый живет, как может, как умеет.

Но я отвлеклась не по теме. Давайте же, наконец, прочитаем стихи, отобранные в шорт листы нашими судьями. Подробно комментировать их я не буду. Хотя места в тексте, над которыми я бы на месте их авторов еще бы поработала, а на месте члена жюри не стала бы отбирать в свой шорт лист, выделила заглавными буквами. Прошу не считать мое мнение истиной в последней инстанции. Сколько людей, столько и мнений.

*************************************************

4. ЧТО-ТО НАЧАТО. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2 

С 1952 по 1957 год Евгений Евтушенко учился в Литературном институте им.А.М.Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».

«Всё обычно – и фасады, и названия»,
И всеядные откормленные голуби,
Но студентов исключают в наказание
Лишь за то, что выше всех подняли головы.

Там гремят проспекты звонкими трамваями,
А девчонки носят юбочки и платьица,
И зовут их просто – Надями и Валями,
Имена такие людям очень нравятся.

Там поэты собирают залы полные,
Где стихи звучат напевными призывами.
Там гуляют над рекою ветры вольные,
И влюблённые целуются под ивами.

Всё впервые, всё в новинку, спутник – в космосе!
«Что-то начато», пророщено из семени…
Мы с тобою – лишь проекции на глобусе,
Нас и нет ещё в далёком этом времени.

Всё обычно – и порывы, и стремления,
Только жизнь течёт совсем иного качества.
Здесь живёт теперь другое поколение,
Переписывая летописи начисто.

Все бы хорошо - интересные и хорошо изложенные мысли об историческом времени, но эти стихи уже недавно подавались на конкурс ТМА. Зачем нужно было "проверять их качество" исполнения вторично, я не совсем понимаю. Я бы на месте автора лучше новые написала, воспользовавшись поводом!

5. СОЛИ НЕ НАДО. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ   

Сентябрь, 1943, СССР. Дети собирают колосья, оставшихся на поле после уборки урожая

Годы лихие — вселенской тоской,
Мор колесил по дорогам.
Много ли в голых полях колосков,
Ставших бесспорной подмогой.

Горсточку зёрен сынишка принёс —
Тут же схватилась за дело.
Соли не надо — достаточно слёз,
Тех, что сглотнуть не сумела.

Жидкой похлёбки дразнил аромат,
Полз, растекаясь по венам.
Тощий малец, измождённая мать
Будней суровых военных.

Ложку себе, остальное сынку:
Ужин и завтрак с обедом.
Старый приёмник на новости скуп,
Вечность... до слова: Победа!

Пронзительная тема, которая не может не трогать. И концовка замечательная!

6. НЕТ, МЫ НЕ КРИЧАЛИ - ГОЛОСИЛИ. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ   

К референдуму 1991 года и расстрелу Парламента. Результаты общенародного референдума марта 1991 года были сфальсифицированы.Теперь мы знаем, что подавляющее большинство голосовавших было за сохранение СССР.

Нет, мы не кричали - голосили
В девятьсот проклятые года:
"Что вы, гады, сделали с Россией?!"-
Только нас не слушали тогда.

Нам с телеэкранов нагло лгали
Будто это был народа глас,
А потом прилюдно расстреляли
Тот парламент, что стоял за нас.

После, наплевав на наше мненье
И набрав себе охраны рать,
Ввергли весь народ в оцепененье,
Так и ждёшь, когда начнут стрелять.        не  согласов. времена глаголов

Утопая в золоте и фальши,
Хвалят те проклятые года,
Сирия, Украйна - что же дальше?
А народ безмолвствует....  всегда.

Живая и значимая тема, личное переживание и позиция, которая делает стихи запоминающимися.  Мне жаль, что судьи даже минимально не отметили эти стихи, пусть и не идеальные по лексике.

7. ТРИ НОВЕЛЛЫ ПО РЕАЛЬНЫМ СОБЫТИЯМ 1917 Г. АНДРИС САЙНИО

1. Из дневника Тани Сухотиной,  внучки Л.Толстого, 12 лет, Ясная Поляна, В 1925 году эмигрировала из России

Ветрено. Лепит снежки детвора во дворе.
Утром пришла телеграмма от тетушки Сони:
«В Питере смута, а царь помещен под арест.
Но мы надеемся – вскорости станет спокойней».

«ГрЯдЁт свобода и равенство!» - все говорят –                РУ
«Мир, демократия, братство совсем уже близко».
Пусть будет лучше. Но всё-таки жалко царя...
Март. На окне вызревает в горшочках редиска.

Грустно. Вчера околел наш бедняга Маркиз,
Милый дружок, коль что было не так, ты прости мне.
Снег, только выпав, в саду на дорожках раскис.
И ходят слухи, что в Питере – заняли Зимний...

2. Мария Мельгунова, мать четырех детей. До революции семья жила в Ардатове, в 1917 году переехала в Казань. В Казани Мария работала в кафе. Впоследствии была арестована.

Новый год уж пришел – незаметно так.
Все твердят: «Хорошо!». В чём конкретно то?
Всё пошло вкривь и вкось – революция.
Чтоб без жертв обошлось разберутся ли?
Разбежались купцы и чиновники.
Жены их принялись за торговлю, и
все, кто как, хоть бы чем зарабатывал.
А сегодня со свёкром за завтраком
слышим громом гремит. СТЫНЕТ в жилах СТРАХ.
Говорят, динамит. Только звон в ушах.
От ВОЙНЫ убежать, я пыталась, но
в октябре повстречалась опять с ВОЙНОЙ.
Далеко от ВОЙНЫ ведь Казань была,
но ВОЙНА, увы, вновь всё ж меня нашла.               

И не дольник, и не силабо-тонический  стих, а их смешение, и многие рифмы на грани слышимости, повторы значащих слов, избыток  заполнителей "уж, увы, ж, то"-  язык этих стихов слишком приближен к разговорному. Тема это допускает, но... хочется еще "пошлифовать" данный текст...

3. Вихтори Тапо, активист рабочего движения Финляндии, после революции работал учителем начальной финской школы г.Сярьги, арестован в 1938 г., погиб в заключении.

В России сбросили царя – скорее в Питер,
где разгорается заря больших событий.
Не сомневался он ничуть, решив пуститься
в опасный и нелёгкий путь из-за границы.

В свой яркий, светлый идеал он верил рьяно,
и тем, кто жадно набивал свои карманы
за счет убогих, и рабов, и угнетенных,                тавтология
противоборствовать готов был непреклонно.

Желал он для своих детей и для отчизны
победы РАВЕНСТВА ИДЕЙ и коммунизма.                инверсия
Воспрянь же пролетариат, свои мир построив!
... Жаль, революции едят своих героев...

Интересный триптих, написанный по эпизодам жизни трех разных судеб. Пусть не все идеально по речи, но автору "тремя мазками" хорошо удалось передать дух описываемого времени.

11. ПАРИЖА МЕТЕПРОГНОЗЫ. ЯРОСЛАВ ДОБРЫЙ 

В начале июня 2016 года наводнение в Париже с поднятием уровня воды на 6,5 м выше нормы грозило затоплением нижних залов музеев Лувра и Орсе и срывом чемпионата Европы по футболу.

Законопаченная Сена
Водой взбесившихся дождей
Грозила вскрыть каналы-вены,
Заняв все строки новостей.

Орсе, напуганный  угрозой,
В печальной робости поник:
Парижа метеопрогнозы
Напоминали Мунка крик...

Подножья Эйфелевой башни
Встречали подлинный потоп,
Как будто великан из чащи
Макал в ручей железо стоп...

Потоп для башни - не крамола:
Она гигант, не страшно ей,
А вот в любителей футбола
Закрались мысли помрачней!

Река свернула все круизы,
И в залах Лувра второпях
Ковали щит для Моны Лизы,
И, поборов немалый страх,

Несли наверх шедевры стилей,
Врасплох застигнутых водой,
Но те спокойствие хранили,
Как будто в бурях есть покой...(с)

Не уверена, что сюжет стихов можно отнести к историческому, но настаивать не стану. И использование лермонтовской строки в концовке мне не показалось удачным и необходимым приемом для раскрытия данной темы.

12. СОРОК ПЯТЫЙ, ЛЕТО, АВГУСТ. ВЛАДИМИР КУРКОВ 

6 августа 1945г.  Атомная бомба сброшена на японский город Хиросиму.

Сорок пятый. Лето. Август.
Сэм, поднять желая статус,
намечает в кулуарах
цель на картах мировых.
Тайны держатся в секрете...
Шумный город не заметил
гул (знамение кошмара)
от моторов роковых.

Разливая жёлтый стронций,
встало ядерное солнце,
пожирая жизнь пожаром,
и в разрядах грозовых
захлебнулись крики смертных.
На десятки километров
снёс дома одним ударом
силы дьявольской порыв.

Вспыхнув искрой, гибли птицы.
Растекаясь, дым клубился.
Разрастался над землёю
ужасающий нарыв...
На оплавленных обломках
назидание потомкам:
тени тех, кто стал золою —
жуткой казни негатив.

Из легированной стали
те сердца, что понимали:
будут женщины и дети
в адском пламени гореть.
Плоть, кипящая в глазницах,
по ночам не будет сниться
изуверам...
                Кто ответит
за страдания и смерть?

Не ищите пониманья:
нет убийствам оправданья!
Души заживо сожжённых
покаяньем не вернёшь.
Снова Август...
                Стаей светлой
птицы взмыли над планетой.
В сердце бьют набата волны.
Память не перечеркнёшь!

И написано качественно, и авторское неравнодушное отношение в стихах есть - отлично! "Снова август... Стаей светлой птицы взмыли над планетой" - главная и важная мысль стихов.

13. НАДО ЖИТЬ. ГАЛА ГАЛКА

 Женщинам - жертвам политических репрессий посвящается. Мой дед Клюжев Г.Ф., как сын кулака, был выслан в Сибирь. Его жена, моя бабушка, последовала за ним. Пять лет на выселках была неимоверно-тяжёлая жизнь. В 1937г деда перевели в Томск, а вначале 1938г расстреляли. В 1965г посмертно реабилитировали. Бабушка вернулась в деревню, односельчане купили ей в домик вскладчину. Она прожила длинную, но очень тяжёлую жизнь, воспитав двоих детей, а третьего потеряв из-за голода.

- Надо жить… Взглядом дом обвела
И с молитвой затеплила свечку.
- Ничего, что избёнка мала,
Есть зато здесь исправная ПЕЧКА.

Пусть хоть старая ПЕЧЬ, с ней тепло.               
Скоротается времечко в холод.
Заготовим дрова, вон тесло*,                *теслО - топор
Бог поможет, осилим и голод.

Наконец-то с роднёй и с углом,
Нахлебались ведь лиха за годы.
Как объявлен Егор кулаком,
Наступают на пятки невзгоды.

Ужас прошлого душу сковал,
Помнит всё: слёзы деточек малых,
В бездорожности волчий оскал,
Бесприютность холодных вокзалов.

Жизнь на выселках, голод, Сибирь,
Сырь и хвори в смердящей землянке,
ПОВСЕДНЕВКИ ПРОТЁРТОСТЬ ДО ДЫР,                инверсия
Рук сплошную мозоль от делянки.

Ноет память, как гноя нарыв,
Всплыло тридцать восьмого начало –
Ночь глухая, арест, плач навзрыд.
В одночасье кормильца не стало.

Замерла с ПОЛОТНЯНЫМ ЛИЦОМ,
(Ничего за душой, только дети),
Крошки нет накормить двух мальцов,
А под сердцем толкнулся вдруг третий.

-Нет, сдаваться нельзя! Надо жить!
Если даже и сил не осталось,
В жилах есть МАТЕРИНСКАЯ ПРЫТЬ,
Поднатужиться нужно лишь малость.

Ради жизни детей в отчий край,
Возвращаться в местечко родное!
Тут слеза сорвалась невзначай…
- Лишь бы приняли беглых изгоев.

Видно, что прочувствовано, с любовью и болью написано о том, что человек знает не понаслышке. И когда это так, то незначительные недочеты построения фраз ему прощаются (хотя лучше их доработать - инверсии фраз в русском допустимы, но всегда надо стараться их избегать).

14. ЭФФЕКТ БАБОЧКИ. АЛЕКСАНДР КУЗНЕЧЕНКОВ

8 февраля 1837 г, С-Петербург, Черная речка

Проснись, в январский снег одетый,
Встряхни златые купола,
Санкт-Петербург, спасай поэта!
Звони во все колокола!

Друзья, товарищи, супруга!
Вот он идет на ЭШАФОТ ...
Ещё есть время вырвать друга!
Где ты, восторженный народ?!

Рассвет, НУ что застыл в сомненьи?
ГОТОВИШЬ СОЛНЦЕ НАМ ЯВИТЬ?
УЖ лучше ты ПРОДЛИ ЗАТМЕНЬЕ,
Заставь дорогу изменить.
 
Куда же катится карета?
Постой, лошадка, подыши,
Ещё есть шанс  спасти  поэта,
Который так на смерть спешит.

Но всё идет по воле света,
Ничто назад УЖ не вернуть,
И два дуэльных пистолета
Своею целью ищут грудь.

А пуля - дура, каждый знает:
Рукой убийцы правит бес.
Ещё совсем не понимает
Кого сейчас убьёт Дантес...

Мне кажется, что для описания данного исторического сюжета более подходит другой язык, менее современный и более возвышенно поэтический...

16. ЭПИТАФИЯ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ   

Россия 90-ых.

Газеты шапками пестрели:
«Приватизация», «Разрядка»…
Демократические трели
Звучали слаженно и сладко.

Народ прощался с красным флагом.
И Солженицын с видом сноба
Вбивал свой гвоздь «Архипелагом» -
Лжеоткровеньем в крышку гроба.

И всё, что было под замками:
Разоблаченья, компроматы –
Попёрло, «рашкой» и «совками»
Сметая всё, что было свято.

За пайку западного мира
Открыли двери и забрала.
И возносились лжекумиры,
И разрушались идеалы

В фальсификациях мистерий
В стране оболганной, несчастной,
Где умирали, не поверив,
Что вера их была напрасной.

Острая, пережитая тема, неравнодушие, язык точный и уместный. И чудная концовка.

17. АХ, КАК НЕ ХОЧЕТСЯ ВСТАВАТЬ. ВОРОНКОВ СЕРГЕЙ 

1941г  На фронте Великой Отечественной войны.

Ах, как не хочется вставать!
Ещё понежиться немного.
Прикрыть глаза, припомнить мать
и хоть какого вспомнить Бога.

Но нет, пора, сейчас - подъём,
и я попробую подняться,
а я примёрз, здесь нужен лом,
и мне всего-то - восемнадцать.

Весной здесь побегут ручьи,
проклюнется пушок на вербах...
Ещё лежим. Уже - ничьи.
Декабрь. Окопы. Сорок первый...

Лаконичные стихи - часто сильные стихи. Дана картинка, где никаких авторских нравоучений, а все понятно, и сердце щемит.

18. ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ДУЭЛИ. ЛАРИСА КРАВЦ 

1837г . Дуэль Пушкина

Тревожным и пророческим был сон.
В нём птицы неустанно звонко пели.
Близ Чёрной речки мне приснился Он
И то, что не случилось там дуэли.

Дворцовыми интригами раним,
Распахнут всЕму мИру, дивный гений,       расстановка ударных
Поэт-пророк, России Гражданин.
Ах, если б не случилось той дуэли!

Кто разжигал в нём ревности костёр?
Кто написал тот грязный, гнусный пасквиль?
Не смыть векам  с их совести позор.
За честь Он жизнь отдал в порыве страсти.

Струится яркий свет из тех времён,
Где так близки весенние капели!
Он мог бы слышать их ПРИВЕТНЫЙ звон,         устар.  среди соврем. речи
Когда бы не случилось той дуэли!

Вновь снится мне тот бесконечный сон,
Нацеленное дуло пистолета,
Где я кричу: «Помилуйте, барон,
И не стреляйте в русского поэта!»

Не разорвать судьбы порочный круг,
Не повернуть финальных тех мгновений.
ЗАБРАТЬ ХОЧУ ОРУЖИЕ ИЗ РУК,
Чтоб не случилось роковой дуэли.

Я в этом сне незримый секундант,
Я пистолет, который даст осечку...
Да кто угодно! Лишь бы результат –
Живой поэт – творец шедевров вечных!

И ВОТ ОПЯТЬ КАК НАВАЖДЕНЬЕ СОН,
В НЁМ ПТИЦЫ НЕУСТАННО ЗВОНКО ПЕЛИ.       соглас. времен глаголов
Близ Чёрной речки мне приснился Он.
Ах, если б только не было дуэли!

Просто предлагаю всем подумать, нужно ли было здесь акцентировать  величие персонажа написанием его местоимения с заглавной буквы? (Он). Мне кажется, это только простит стиль и умаляет возможности автора передать свое отношение к персонажу. А если бы еще и без "Ах" в тексте обойтись - не стало бы еще лучше? И опять повторю: для описания дуэли Пушкина (классический и несколько затасканный сюжет!) не подходит упрошенный современный язык, здесь хочется более возвышенной и даже изысканной литературной лексики,  высокого стиля поэтической речи!

21. ПРИКАЗ №00486. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ

15 августа 1937 года был подписан оперативный приказ НКВД СССР № 00486 о репрессиях "членов семей изменников Родины".

Это не сказка, не повесть бульварная,
апартаменты отеля "Астория"...
Это на станции с грифом товарная
комната матери, это история...

Их приводили обычно последними,
ломаным строем тащились с пожитками.
В списки вносили с детьми малолетними
номер без имени чёрными нитками...

Члены семей и "изменники" Родины,
всех без разбору и все одинаковы:
бабушки, дедушки, ... дядины, тётины,
всем по заслугам и все виноватые...

Где же людское и где человечное,
видно, на небе не знали наверное?
Память и чувства - всё доброе, вечное,
вмиг поменялось на самое скверное...

Дети до года здесь были обузою,
дети врагов для товарища Сталина.
Раньше их все называли - бутузами,
стали - тенями в пелёнках засаленных...

Чёрные лица и грязные простыни,
взгляды, залитые ртутью и оловом.
Детская зона, (дожить бы до осени)
как уместить невозможное в голову?

Свежий этап, подошло пополнение,
восемь бараков с затёртыми нарами...
И наказание, и преступление:
дети - отдельно, а взрослые - парами.

Бабы молчали, младенцы не плакали,
только кряхтели не громко агукая,
ветер срываясь, стонал над бараками,
лес наполняя потухшими звуками...

Глубоко, пронзительно, горько. Очень выразительно благодаря выбору лаконичного стиля описания картины, без нравоучений и гнева.

22. ВАЛЬКА... ГАЛИНА ЕВДОКИМОВА-КИСЕЛЁВА 

Смутно помнил лицО свОей мамы.
Умерла до начала войны.
Дорогой и единственной самой
Были дети теперь лишены.
Осудили отца за растрату,
И ЗА ЭТО ПОПАЛ В ЛАГЕРЯ.                нет подлежащего
А тут враг объявился проклятый,
И НА ФРОНТЕ К КОНЦУ СЕНТЯБРЯ.                оборванное предложение
Батька станет достойным солдатом.
Не пугал его смерти оскал.
ОТ РАНЕНИЙ СКВОЗНЫХ ВЕСЬ ЗАЛАТАН,
Но спасенья в боях не искал.

Уничтожив фашистов полвзвода,
Принял смерть беспощадную он.
В феврале сорок третьего года
Похоронку принёс почтальон.
ПОНАЧАЛУ ПРИШЛОСЬ ДЕТЯМ КРУТО,
У родни-то своих по пять ртов...
Голодая, просили приюта,
ИЗБЕГАЛИ ОБЩЕНЬЕ ВОРОВ...
Вышла замуж Тамара в пятнадцать.
ПОКАТИЛАСЬ У ВАЛЬКИ СЛЕЗА.
Он не знал, чем в посёлке заняться.
Близкий дядя ему подсказал:

- "О Суворове слышал конечно?
Будешь, Валька, как он - БОЕВОЙ.
Собирай-ка мешок свой заплечный,
И не бойся, сынок, ничего".
Не привык Валентин к дисциплине,
Рос свободным, как ветер полей,
И ЧУЖИЕ ОН СТЕНЫ ПОКИНУЛ,
ПОСЕТИВ НА ПРОЩАНЬЕ МУЗЕЙ.
Тосковал Валентин по сестрёнке,
По полям, по Серёже - реке,
По сиротской, но крепкой, избёнке,
И решился бежать налегке.

Дни и ночи шагая по шпалам,
Подобрал по дороге козу,
ЭШЕЛОНОВ ВСТРЕЧАЛ ОН НЕМАЛО
И МОЛИЛСЯ В НОЧНУЮ ГРОЗУ.                связь предложений с И
-"Убежал! - зарыдала Тамарка, -
Ну чего ж не училось тебе?
Сколько горя хлебнули мы, братка.
Глянь, с дороги-то как ослабел!.."
Обучился профессии нужной,
И трудился на благо страны,
Стал ответственным, любящим мужем
И гордился своими детьми...

Мысль покоя ему не давала,
-"Может батька вернётся...Живой..".
А сердечко его горевало,
Что по жизни хлебнул он с лихвой...

Содержание проникновенное, которое в форме устного рассказа имело бы успех, но здесь иной жанр - поэзия, причем, стихи эти написаны от лица автора, с минимальными вставками прямой речи персонажей, поэтому их  язык оставляет желать лучшего: он беден словами, с упрощенным синтаксисом - согласованием слов в предложениях и с нелогичными переходами между предложениями, с повторами слов. Получился зарифмованный пересказ истории жизни, написанный языком разговорной прозы. И есть незаконченность содержания - нет внятной концовки.

23. ПРО ГЕРОЙСКИЙ БРИГ МЕРКУРИЙ. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН 

Кто не ведает покуда про геройский бриг «Меркурий»,
отложи дела на время и послушай мой рассказ.
Дело было в Чёрном море, где и штиль похуже бури
может так набедокурить, как случалось, и не раз.

Наш корабль в разведдозоре у далёкого Босфора
под турецкую эскадру не сказать, чтоб загремел,
но поскольку тихоходным был, его довольно скоро
пара вражеских линкоров догнала, поймав в прицел.

Капитан Казарский молод. И команда молодая.
Всем, конечно, жить хотелось, но пошли они на смерть.
Флаг Андреевский – к отваге твёрдых духом призывая,
вдохновлял героев к бою: в плен к врагу идти не сметь!

И в двухмачтовый «Меркурий» книппели и брандскугели,
такелаж громя и корпус, нанося большой урон,
из погонных пушек разом с двух линкоров полетели,
поразить его стараясь – слева, справа и вдогон.

Борт пробит! На дырку в трюме, оценив угрозу сразу,
придавить бревном тяжёлым приказал матрос себя,
и отчаявшийся мичман внял матросскому приказу:
вмял героя, как заплату, в борт родного корабля!

Тот отчаянно-бесстрашный по фамилии был – Гусев.
Кто о подвиге матроса знает что-нибудь сейчас?
А тогда отважный Гусев не попятился, не струсил,
а пожертвовав собою, всю команду брига спас.

Мы восторженные песни будем петь безумству храбрых,
но трёхдечный «Селимие» и двухдечный «Реал-бей»
нависали крепостями над «Меркурием» и нагло
колотили по бедняге без особенных затей.

Вёрткий бриг наш, уклоняясь от стопушечных ударов,
сам без промаха по туркам беспрерывно тоже бил.
И сумели канониры им задать такого жару,
что лишили злую пару парусов, умерив пыл.

И блистательный "Меркурий", весь израненный, увечный,
одержав победу в море, устремился к берегам,
где российская эскадра вышла  гордому навстречу,
салютуя громом пушек славным русским морякам.
+010 0010 +010 001
0010 +010 +010 001

Для пересказа исторического сюжета взят почти классический ритм 4-х сложного  пеона3, часто используемого для написания разных "народных сказов" и даже эпоса. Звучит прекрасно, читается легко, язык правильный и точный. Поэзия ли это? Скорее это зарифмованный рассказ о подвиге русских моряков. Но сделано все качественно.

26. ЛЕТОПИСЬ. ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП

Мирская жизнь за каменной стеною
01 01 01 00 01 0
Отсчитывает время день за днём.
01 00 01 01 01
Прикрыв глаза морщинистой рукою,
01 01 01 00 01 0
Седой монах задумался О НЁМ.                О ком?

В толстенной книге из телячьей кожи
Давно записана им первая строка.
01 01 00 01 00 01                лишняя стопа
Теперь рука дрожит, но не писать не может.
01 01 01 00 01 01 0                лишняя стопа
Осталось в книге чистых два листка.

Дрожит свеча, МЕРЦАЮЩЕ и тускло,
Ложатся тени на пустой листок.
Рука спешит, и там, где было пусто,
Рождаются цепочки новых строк.

Из мрака кельи, из угла сырого,
Глядит на свет Нерукотворный Спас…
Дыханьем времени рождаемое слово,
Столетья пережив, дохнуло Русью в нас.

И слышен звон кольчуг,  мечей, доспехов,
И храп коня, и свист стальной стрелы.
Страницы повторяют, словно эхо,
И смех, и плач, и запахи смолы

Стругов рыбацких, изб и теремов,           Смена  порядка  рифм на -мЖмЖ
Лесную тишь, многоголосье вече…
А там, где просто не хватает слов,
Фантазия поможет человечья.

И всем земным законам вопреки,
Через века мы пронесёмся мигом.
Село увидим у Москвы-реки
И Русь под тяжким иноземным игом.

Чудского льда увидим синеву
И Александра гордую фигуру,
Что ПОВТОРИЛ ПОБЕДНУЮ НЕВУ,
С немецких псов сорвав стальную шкуру.

Шагнём вперёд – увидим пред собой
Иное время, новую картину:
И Пересвета с Челубеем бой,
И Дмитрия победную дружину.

Летят года, мелькают имена,
01 01 01 00 01
Летит Земля ПО СОЛНЕЧНОЙ ОРБИТЕ…             ????
Выводит бережно рукою письмена
01 01 00 01 00 01                лишняя стопа
МОНАСТЫРЯ НЕУГОМОННЫЙ ЖИТЕЛЬ.

ЛИСТАЯ бесконечный ВЕК Земли,
Вдыхая запах тлена со страницы,
Мы видим то, что видеть не могли,
Что наяву уже не повторится.

И не напрасно долгие года
Корпел монах над летописью века.
Печально было б, если б без следа
Терялись боль и радость человека.

По содержанию интересно, но техника явно страдает, номинировать было нельзя. То 6-и стопный ямб, то 5-и стопный, а во второй половине стихотворения даже порядок мужских и женских рифм поменялся... Да и лексические (и даже смысловые!) недочеты не дают права на номинацию.

27. В ГОРОДЕ ЧЕРДАЧНЫХ ГОЛУБЕЙ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА

В далеком лете – счастье под рукой.
По запаху С Соседней Первомайки                смыкание согласных
Все знают, сколько раз привозят сайки
В ближайший магазин, и в час какой.
 
Ветра с реки Шексны летят в дома
С облупленной на стенах желтой краской.
Дрова – к стене; на них валежник связкой.
В квартирах теснота сведет с ума.
 
Просторно лишь фантазиям детей.
Песочница – не остров ли сокровищ,
Которые ВОГЛУБЬ земли зароешь.                зачем устар. лексический стиль?
А в зарослях – "разбойники" весь день.
 
Валяется в траве велосипед.
На лавочке – прохожему есть место.
Пекут пирог, гармошка "жжет" в подъезде:
Взял отпуск мичман Вова, наш сосед.
 
Разбойничья осталась в прошлом роль.
Ему б сойтись тесней с подросшей Варей,
Подсев к ней на скамейку на бульваре.
Как дерзкий Грей, узнавший про Ассоль.

Пойти в кинотеатр, где тот же фильм
Идет весь год: "Москва слезам не верит".
Найти места В Велюровом партере.                смыкание согласных
И верить, что не сказка всё, а быль.

Но утром, возвращаясь на корабль,
Проститься у знакомого подъезда...
И вся страна, как первая невеста,
Уйдет в недосягаемую даль.

Хорошо передан дух ушедшего времени, его настроение. Напрягло "воглубь" - стиль речи, который не уживается с "жжет" и "сойтись тесней" - эклектика стилей речи! Есть смыкания согласных - беда небольшая, но лучше избегать и ее! А в целом - хорошо! Очень понравилась первая фраза: "В далеком лете – счастье под рукой", которая могла быть стать названием стихов.

28. ПАРАД СОРОК ПЕРВОГО ГОДА. АЛМИХАНД-КОНКУРСНАЯ

Далеко до победных реляций,
От успехов и Сталин отвык,
Но уверенно высказал: «Братцы!
Не отдайте фашисту Москвы!

Пусть вам Невский послужит примером,
И Суворов, и Минин Кузьма,
Пусть воспрянут и дух ваш, и вера,
Пусть помогут мороз и зима!

Провалилась попытка блицкрига,
Пресловутый «Тайфун» отражён.
Замер враг в ожидании сдвигов,
Укрепляет позиции он…»

Истребителей стаи сдержали
Бомбовозов тяжёлых налёт,
А зенитки стрельбою кинжальной
Очищали ночной небосвод.   

И собрали курсантов училищ,
Пехотинцев, танкистов, стрелков.
«Бойся, враг! Нашу мощь не осилишь,
Как бы ты ни зашёл далеко!»

Стал парад сорок первого года
Образцом, как унизить врага,
Очищая Отчизну от сброда,
Бить в атаках его помогал.

Развязавших смертельные игры
Душегубов, посеявших мрак,
Месть людей в сорок пятом настигла –
Был повержен фашизм! А рейхстаг

Участь логова зверя изведал,
Весь исписан словами солдат.
И стоял у истоков Победы
Сорок первого года парад.

С торжествующей уверенностью и с гордостью правильные  и грамотно написанные стихи, к которым мне трудно что-либо добавить. «Бойся, враг! Нашу мощь не осилишь, Как бы ты ни зашёл далеко» - быть посему!

29. ОГНЁМ И МЕЧОМ. ИРИНА ГУБАНОВА 

Костры пылали, крики, стон,
Шамана клятвы, бубна звон...
ЗырЯне, ханты, негедАльцы
Под бубна дробь вершили танцы,
Кружились вихрем в исступленье
Нанайцы, нивхи, люди - тени.
Земля стонала, кровь хлестала,
В единый круг судьба сплетала
Звериный рык и маски-лики,
Сливались у пожаров блики
И дух и плоть, где стар и млад
Вершили древний свой обряд.

В крови и муках Русь рождалась.
Презрев богов, обряды, жалость,
Мечом, огнём, крестом и силой
Народы, земли покорила.
ПермЯки, сЕту, бесермЯне
Давно уже не басурмане,
Ключи, святилища зарыты,
Шаманы, идолы забыты.
И нет печальнее удела -
Венец терновый Русь надела
И в муках смертного креста
Ждала явления Христа.

Вселенских бурь вобрав проклятья,
Молитвы, слёзы и любовь,
На жизнь, и смерть народы - братья
Рождались в муках вновь и вновь.

Сознаюсь, я плохо поняла, что именно хотела сказать автор этими стихами, да и исторических знаний мне на этот период истории не хватает. Чисто эмоционально я немного иначе ощущаю время распространения христианства на Руси. К технике  исполнения вопросов нет, разве что не порадовала концовка с "любовь-вновь", и парная рифмовка строк во всём стихотворении (кроме почему-то последнего четверостишия с перекрестной), где хаотично появляются то пары женских рифм, то пары мужских. 

30. У СТЕНЫ ПЕЧАЛЬНОЙ. НИКОЛАЙ РЕШЕТОВ 

   30 октября – День памяти жертв  политических репрессий.

У стены печальной на земле листва,
Вверх глядит на ветки, где была жива.
Времени утрата… осень, вслед зима,
Если всё по сроку- нет с бедой родства.

Миновать бы бедам милый край родной,
Не стоял бы в осень я перед стеной.
Там есть Ф.И.О. деда, даты на КАМНЕ,                Ф.И.О.? на камнЕ?
В списке жертв убитых, но не на войне.

Даты делит прочерк- НЕ БОЛЕЗНЬ РУКОЙ,                ?
Пулей след оставлен- жизни став чертой…
Так в двадцатом веке,«тройки» приговор,
Оборвал до срока деда С Властью спор...          смыкание согласных (со)

Сколько НЕ печалься, мысль-вопрос к нему:                нИ печалься
«Дед скажи мне правду, я НЕБОСЬ пойму,
Почему без поля жить совсем не мог?
Отчего ЗА ТРУД ТВОЙ СТАЛ ТАКОЙ ИТОГ?

Был бы ты хитрее, или просто вор,
Может, избежал бы власти той ТЕРРОР?
С неба видно много, там иной расклад
Кто же, был в тридцатых в бедах виноват?»

…но хранит молчанье на ветру стена,
зная, ДЕЛ РАССТРЕЛЬНЫХ, ЧЬЯ БЫЛА ВИНА…

И язык, и подбор слов, и синтаксис - составление предложений, согласование слов оставляют желать лучшего. Стихи нужно еще подредактировать. "ФИО" - это точно слово не для текста стихов подобного жанра.

31. БРАХМАН ДАНДАМИЙ И ЦАРЬ АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ.
ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС

Диалог индийского брахмана Дандамия с Александром Македонским:
-“Зачем ты всё воюешь: если и всем обладать будешь, возможешь ли взять с собой?”.Александр горестно воскликнул: “Зачем ветер вздымает море? зачем ураган взвихряет пески? зачем тучи несутся и гнётся лоза? Зачем рождён ты Дандамием, а я — Александром? Зачем! Ты же, мудрый, проси чего хочешь, всё тебе дам я, владыка мира”. Дандамий потянул его за руку и ласково пролепетал: “Дай мне бессмертие!” Александр, побледнев, вырвал руку из рук старика.

...И Александр сказал брахману: «Я
Аммона сын, и в гневе бешен.
Дандамий, что толковость мне твоя
без главных слов, что яростней огня?
За них я золота отвешу.

«Мне кажется, я подберу слова, –
с улыбкой отвечал Дандамий. –
Да, многих стран ты царь и голова,
но что мне власть, что – злата караван?
Бессмертие, Великий, дай мне!»

Царь побледнел, и в гневе обнажил
свой меч, сверкнувший словно солнце,
но вдруг услышал в тающей тиши
слова с небес: «К Евфрату поспеши,
не то судьба твоя прервётся».

И опустился меч в руках царя.
Брахман глаза прикрыл в печали,
сказал: «Планеты снова встали в ряд.
Они со мной о многом говорят,
но, право, лучше бы молчали…»

И прочь ушёл Великий Александр,
отправив меч обратно в ножны,
шепча: «Аммон, твой раб я, но и – царь,
что создал мир без зависти и свар,
и – умереть? Нет, невозможно!»

А голос с неба тихо продолжал:
«Царица-девственница в грусти,
в её груди горит любовный жар…»
Но умолчал, что вороны кружат,
и на душе царицы пусто.

Дандамий долго Александру вслед
смотрел, сопровождая взглядом,
шептал: «Бессмертия на свете нет,
и даже шесть всевидящих планет
не смогут уберечь от яда».

Пересказ притчи в рифму... Жанр на любителя. Я здесь душу и мысли автора стихов, к сожалению, никак не почувствовала.

32. НЕБО БЕЛГРАДА. ФИДЕЛЬ САГИТОВ

Милош, ты помнишь небо Белграда,
Как полыхали той ночью зарницы,
Грохот, разрывы зенитных снарядов,
Как защищали мы нашу столицу?

Как налетали, волна за волною,
Стаи стервятников, коршунов НАТО,
Как на пути мы их встали стеною,
Милош, ты помнишь небо Белграда?

Помнишь сирены и гул самолётов,
Пламя кварталов, пожаром объятых,
Ужас полночных воздушных налётов,
Ты не забыл девяносто девятый?

Не пожелтели ещё фотоснимки,
Да и без них мы пока не забыли
Ночь, кОгда вражеский Стелс-невидимку,            РУ
Милош, ты помнишь, ведь всё-таки сбили!

Годы мелькают, летят, словно птицы,
Но не забыть нам с тобой, как когда-то
Мы защищали нашу столицу,
Милош, ты помнишь небо Белграда?!

Стихи неравнодушные, с болью написаны. Простым языком, но с болью, потому и запоминаются.

33. БОЖЬЯ КОРОВКА, ДАЙ МОЛОКА. СУЛАМИФЬ7

Афганская война (1979-1989).

Снится Алёшке, что ловит с дружком пескарей,
Жгучее лето целует в макушки ребят.
Колька торопит, мол, ждут пацаны во дворе…
Вдруг резануло: «В ружьё!» Зачастил автомат.

Взрывы у лагеря - местные сдали блокпост,
Враг прикрывался умело личиной двойной…
Кровью сошла виноградная спелая гроздь,
Сад зашатался и рухнул, убитый войной.

Охают горы, кишлак, словно огненный ковш…
Кажется Лёшке: букашка ползёт по плечу:
«Крошка-коровка, ты правда на небе живёшь?
Может быть, выживу или с тобой полечу?»

Жарко солдату, во рту пересохло - невмочь:
«Божья коровушка, милая, дай молока…»
Завтра он маме допишет большое письмо,
Как здесь красиво, как дышится вольно у скал...

Курит у дома, решаясь войти, военком,
Разве привыкнешь: "Ваш сын, храбро выполнив долг"...
Лёшка, как в детстве, бежит по траве босиком.
Слёзы не пряча, его дожидается Бог.

И тема - больная и пронзительная, и написано технически чисто, а главное - средствами поэзии: не тезисами авторской речи, а картинкой, которая очень выразительна и говорит читателю больше всяких авторских объяснений. "Жарко солдату, во рту пересохло - невмочь: «Божья коровушка, милая, дай молока…»".  Достойные стихи.

34. НОВЫЙ ГОД 95. АЛЕКСВ   

-Что  не весел, друг-лейтёха? - Пропадает новый год!
Дождь декабрь развёл, как лоха, и январь на понт берёт.
Душит слякоть! Все прогнило, и палатка, и страна...
"Контрабасы" хлещут "шило", им до лампочки война.

Что ни день - бухла канистра... -А слыхал, что завтра, Вить,
Днюха нашего министра, будем Город брать-дарить!
-Что, слабо в составе взвода взять дудаевский "рейхстаг"?
-Я бы взял, но... Дрянь - погода. И - клинический бардак!

-Ночью празднуем? -Всё в силе! Я шашлык изобрету...
...Через час Витька убили, грохнув "бэтэр" на мосту.
"В Грозный танки-миротворцы просочатся всем полком,
Новый год же! Значит, горцы смотрят телек с "Огоньком!"

План был мудр! Зачем разведка, если ждёт подарка "Сам"!
А они - вломили метко по пристрелянным местам.
Превратили мирный город загодя  в укрепрайон,
И теперь легко, с задором жгут наш сводный батальон.

Кто с брони не слез - в могиле.  Лупит в воздух взвод салаг.
Что ж, воюют, как учили. А учили их - никак!
Кто не смог сдать "дяде" налик, тех и сгрёб военкомат,
Сиську мамкину отняли и вручили автомат.

Из "учебки" - на "войнушку", Страшным комом - первый блин.
Прогремело... Стерва - "Сушка", отбомилась... По своим?!
Связи нет, лажает "арта", штурмовик, как не родной.
Чей-то палец тыкнул в карту: -Взять к утру! Любой ценой!

"Не жалеть огня и стали!" -пальцу хочется наград,
-Эх, Амина - ротой сняли, здесь же - ад и Сталинград.
Парни снайпера на крыше уложили, как в кровать.
Бой научит - тех, кто выжил - убивать и воевать.

Наш - этаж, а снизу - "духи". Пирожком - панельный дом,
Из подвалов долбят "Мухи", прикрываясь "мирняком".
Гибнут люди, кто - достойно, кто - по-дури под замес.
...А в Моздоке пьёт запойно с горя Паша-Мерседес.

Все, кто выжил, поумнели. Взяли Грозный, но потом...
Город сдали те, кто в деле - и воюет языком.
Мы отдали долг отчизне, горцы бились "за Коран".
А для этих - просто бизнес! И политика, братан...

Казалось бы, здесь вся речь не литературная, сленговая, но я бы эти стихи тоже отобрала в свой шорт лист, потому что она дана не в авторской речи, а в речи персонажей, через диалог которых написан текст стихов. Речь эта уместна, она создает реальный образ обстановки. Абсолютно уверена, что автор стихов литературной поэтической речью владеет, просто здесь она будет не адекватна месту и времени. А содержание глубокое, заставляет перечитывать стихи, думать. "Мы отдали долг отчизне, горцы бились за Коран. А для этих - просто бизнес! И политика, братан..."

35. ПОТЕРЯННЫЙ ФЛОТ. ГАЛИНА МОСКАЛЕВА 

Русская эскадра - тактическое соединение кораблей, вспомогательных военных судов Российского Императорского флота, а также мобилизованных пароходов, участвовавших в эвакуации из Крыма военнослужащих Русской Армии генерала Врангеля и гражданского населения, не принявшего большевизм. Существовало в 1920-1924 годах.

Гражданской войны беспощадные годы -
разгромлен имперской России оплот…
В попытках спастИ вЕру, честь и свободу           два ударных подряд
взял курс в неизвестность потрёпанный флот.

Желая друг другу попутного ветра,
бежала элита, покинув свой кров.
В порту африканском с названьем Бизерта
французы встречали десятки судов.

Попы, фабриканты, князья и актрисы
сходили по трапу, смиряясь С Судьбой,      смыкание согласных
но так же, как серые тощие крысы,
мечтали  скорее  вернуться домой.

От красной чумы, от разрухи и смерти
спасали матросы богатых господ,
но путь свой закончил в далёкой  Бизерте,
для русской державы потерянный, флот:

Не смогут команды вернуться обратно
в любимую гавань Отчизны своей -
к чужим берегам уплывут безвозвратно
остатки военных морских кораблей.

НИ ДЕНЕГ, НИ СРЕДСТВ у советской столицы            тавтология
за белых гвардейцев платить по счетам.
В итоге -вся мощь Черноморской границы
задаром досталась союзным флотам.

Печальная участь постигла эскадру -
надежду и гордость российских царей,
и только старинные редкие кадры
однажды потомкам напомнят о ней.

Интересный сюжет, который не должен быть забыт, написанный хорошим языком. Почти без ошибок.

36. ТАШАКОР. ИЗЯ ШНИППЕРСОН

30- летию со дня вывода Ограниченного контингента советских войск с территории Демократической Республики Афганистан (ДРА) посвящается.
«Ташако'р» -  "спасибо" на Дари.
* «ноль двадцать первый» - условное обозначение убитого.
** «грач» - штурмовик СУ-25.
*** «нитка» - неформальное название автоколонны, следующей по узкой горной дороге.  Очень часто именно такие «нитки» являлись целью атак моджахедов.
**** «красный тюльпан» - наиболее изощрённая изуверская процедура казни пленных у моджахедов.

Погасло зарево войны в Афганистане,
Но отблески далёкого костра
Порою жгут огнём воспоминаний,
И боль ожогов до сих пор остра.

Десятилетья пусть зализывают раны,
И повседневность притупляет боль -
Из памяти не выветрить Афгана,
Слёз материнских не разбавить соль.

Не позабудет «верных» и «неверных»
Состарившийся «шурави бача»:
Не вытравить ничем «ноль двадцать первых»,*
Настигнутого Стингером «грача»**,

Панджшерского ущелья караваны,
Сожженных «ниток»*** на Саланге  след,
В «тюльпане чёрном» «красные тюльпаны»**** -
Ножом кроваво-траурный букет.

Не позабудется плечо братишки,
Открытость и надёжность пацанов,
Письмо соседской девочки Иришки,
Картинки дома из тревожных снов.

Смертей напрасных в жизни не бывает,
Всем павшим в той войне - небес своих.
Нам в этой жизни остро не хватает
Всего того, что связывало их…

Отличные стихи, которые, мне кажется, не выдуманы, написаны участником событий, отчего интересны и вызывают уважение.

38. ПЧЁЛКА ЗОЛОТИСТАЯ. НАДЕЖДА НОВИЦКАЯ 2 

Пчёлка золотистая — бархатное тельце,
(полно тебе мыкаться в угольной пыли!)
поминай о здравии вечного сидельца —
улетай с погибельной лагерной земли.

На поля гречишные, что белее снега —
там ветра медовые поят допьяна,
где остались близкие, где ни разу не был
с той поры, как в жизнь мою впуталась война.

В первые же месяцы накрепко завязли,   
шли без сна и отдыха — с боем из котла,
сотни тысяч взяли нас пленных из-под Вязьмы —
были там и хлопчики ближнего села.

Рад, что помурыжили немца пред столицей,
знаю, слёзы зряшное, не считай, что слаб,
но перед глазами лишь... лица, лица, лица —
кто упал под пулями, кто ушёл в этап.

Гнали, как скотину, нас и трясли в вагонах,
батальонных, раненых — первыми «в расход»
фриц победу праздновал, гибли миллионы —
до сих пор несчитано вдовых да сирот.

А потом — всё каторга (десять лет поди что!)
там и здесь немерено вырыто могил,
ждали волю с Родины, да оно не вышло! —
Гитлер кости выплюнул — Сталин проглотил.

Но о том лишь сетуем, что не мы добили,
а о тех, кто помер здесь, пусть не помнят зла,
полетай,  родимая, расскажи, что жили
не напрасно хлопчики ближнего села.

Телогрейка ватная, чуни да калоши,
и дорожка верная — в горло шахты, вниз;
а про душу вспомнишь... так, звать меня Серёжа —
Воркутлаг. ОсУжденный. Строю коммунизм.

Написано отлично, профессионально - спору нет. Но (и это моё, субъективное ощущение!)- здесь говорит обида, боль, обвинение, но совсем нет любви к стране, которая шла к победе через тернии, полностью лишенная подлинных союзников и сполна хлебнувшая от ударов в спину теми, для кого "коммунизм" - ничто, а собственная жизнь - всё. Что вполне нормально для обычной человеческой природы. Чего-то важного не хватило мне в этих стихах - чего-то большего, чем только  накопившаяся боль и обида персонажа.

40. ТУРНИР. ВИКТОР КОЛЕСНИКОВ 6   

В Сиене ежегодно, уже второе тысячелетие, проходят рыцарские турниры - конные соревнования между старинными городскими общинами - контрадами. Участие в этих ПАЛИО - высшая доблесть для сиенца.

Я гибну. На площади рёв и восторг,
На этом параде парадов.
Сиена родная чело оботрёт.
Мне большего счастья не надо.

Мне в спину глядели пятнадцать веков.
Я выбран тобою, контрада.
Сиена - единственный из городов!
Мне большего счастья не надо.

Я славы твоей не нарушил ни в чём.
Мне площадь кричала: "Bravado!"
Последняя кровь на брусчатку течёт.
Мне большего счастья не надо.

Покроют знамёна растерзанный труп.
А имя на камне - награда.
Столетия имя с плиты не сотрут.
Мне большего счастья не надо.

Оставлю без комментариев - меня никак не зацепил сюжет, а формальных претензий к технике не имею.

41. ЧЕЧЕНСКИЕ БУДНИ. АНДРЕЙ КРАСНОБОРОДЬКО

2001 год, под Грозным.

Скорей для порядка, слегка устало,
Позволив «пяток» нецензурных фраз
(«туды-растуды», «чтоб вам пусто стало»…),
Полковник беззлобно орал на нас:

– Бандиты вас скоро «возьмут под крышу»!
Бездельники! Вот, вы где у меня!
И чтобы я больше про них не слышал!
Даю вам на это четыре дня!

Полдня занимают опросы местных.
Сдают «всех и вся», лишь стоит пугнуть.
И те, кто повязан с Джамилем тесно,
К его тайникам  показали путь.

Две ночи в засаде прошли напрасно.
На третью нас плотно засыпал снег…
И лишь на четвёртую стало ясно,
Где банда устроила свой ночлег.

Затем «по науке»: «финт с часовыми» –
Не пискнул комар, не скрипнула дверь.
Всех взяли живыми... Почти живыми.
И главное то, что мы – «без потерь».

– Товарищ полковник, побойтесь Бога,
Сработали четко, а где ж медаль?
Полковник задумался. На немного.
Свой взгляд переправив куда-то вдаль.

– Ну что… Молодцы! Устранив проблему,
В истории свой прочертили след.
Но вы не герои, вы - супермены!
Медалей таких в государстве нет…

Да, ладно, шучу… Не хотел обидеть.
Достойны награды,  но всё потом.
Бандитов сдадим, ну а там увидим
Пришлёт ли Москва вам «земной» поклон…

– Уже похвалил – это очень много!
Ну что же… Пожалуй, не в первый раз,
Да и не в пятый,  – скажи, Серёга? –
Посулом страна награждает нас.

Но мы, «супермены», всегда хотели,
Бывая «в тени» много лет подряд,
Трудиться для высшей народной цели.
А это важнее любых наград!

Выразительная картинка с продуманным сюжетом по эпизоду  Чеченской войны. Отличные стихи о том, что "Трудиться для высшей народной цели - ... важнее любых наград!". Мне лично эта мысль тоже близка.
________

На этом всё. Низкий поклон всем, приславшим на конкурс стихи, и членам жюри, заинтересовано поучаствовавшим в чтении и отборе стихов. Благодаря вам этот конкурс состоялся! С теплом, Ваша Алкора, 05.11.20.