Короткое замыкание...

Владимир Федулов 2
ЕСЕНИН - ВЫСОЦКИЙ:
короткое замыкание
ВРЕМЕНИ

«Есенин был человек  упрямый, скандальный, пьющий, поэтому он не особенно разрешал  вольно обращаться со своими стихами».
                ( В. Высоцкий  о С.Есенине и его поэме «Пугачев»).

Он много  выше, чем стихи –
Его судьба, его грехи!
Надрывный голос с хрипотцой,
Надрывные мотивы
Ложатся в стих, звеня струной,
С певцом неотделимы!
Читаешь стих – всего слова,
Пускай порою горьки…
Но он исполнил – голова
Пробита до подкорки!
И откроешь, словно клад:
А ведь рядом жил талант!
Он не стих для нас  с тобой:
Песня-стих  ему судьбой
Как в атаке штыковой –
Страстный хрип, гитарный бой…
Ну, а я – как чумовой:
Что же он творит со мной?
Его кони вдоль реки –
Им чужда дорога.
И все те же васильки,
А в душе – тревога…

*  *  *
Синеока, речкой чиста,
Вся в ромашковой росе,
Соловьями голосиста, -
Русь моя  во всей красе!

Та, которая когда-то,
Под тальянки говорок,
Нам Есенина, как брата,
Приводила за порог!

И ему, золотокудрый,
Клен в поклоне руку жал,
И с березкой, сводник мудрый,
Их навеки обвенчал…

Лучше нет такого  края,
Лишь его в душе храню:
Он сказал – «Не надо рая!
Дайте Родину мою…»

Потому и не зову, не плачу,
Все как есть! А остальное – дым…
Он со мною  - заглянул на дачу,
Оставаясь вечно молодым!

Ну, а небо журавлиным клином
Твой автограф пишет неспеша,
Листья жгут… И ароматным дымом
Наплывет ко мне твоя душа!

И опять увижу клен опавший
Сиротливой веткою  в окне…
А за ним… неужто сон вчерашний?
Это ты  на розовом коне!
          *  *  *

  «Спектакль, о котором мне хотелось особо сказать, называется «Пугачев», он сделан по драматической поэме Есенина, - рассказывал в одном из своих выступлений В. Высоцкий. – Эту вещь пытались  ставить многие. Даже замечательный наш режиссер  Мейерхольд хотел, чтобы  Есенин кое-что переписал, кое-что убрал, добавил. Он наотрез отказался что-либо исправлять, ни одного слова не согласился выкинуть. И в конце концов они не сделали этого спектакля…»

   Из дневниковых воспоминаний  актера В.С.Золотухина, близкого друга Высоцкого:
    «09.12.1968. Шеф ездил к нему вчера, уговаривал зашить бомбу, мину смертельного исхода от алкоголя. Володя не согласился: «Я здоровый человек»…
     14.12. 1968. Вчера восстанавливали Высоцкого в правах артиста Театра на Таганке. И смех, и грех.
    - Мы прощаем его, конечно, но если он еще над нами посмеется… да и тогда мы его простим».

    Это были не первые и не последние отстранения от работы и возвращения Владимира Высоцкого в театр. Но Театр на  Таганке уже стал его судьбой. В числе театральных успехов Высоцкого в тех или иных постановках этого театра (годом ранее дневниковых записей В.Золотухина) – роль беглого каторжника Хлопуши в спектакле режиссера  Любимова по драме Есенина «Пугачев».
   Лучше других об этой роли  пусть  расскажет сам Владимир Семенович Высоцкий:

    « Мне кажется, Любимов нашел единственно верное решение для этого спектакля.
       А сделан он так. Помост деревянный из струганых досок, громадный помост. Сзади сцена, выше. Помост опускается до переднего плана к авансцене, там стоит плаха, в нее воткнуты два топора, лежит цепь. Актеры по пояс раздеты. В парусиновых штанах, босиком  играем на этом станке… на нем стоять довольно трудно, а по нему надо бегать и всячески кувыркаться.
      Мы скатываемся к плахе, а в плаху мы все время втыкаем топоры, поэтому там то занозы, то сбиваешь себе до крови ноги. В меня там швыряют цепью…
      Иногда эта плаха трансформируется, покрывается золотой парчой, превращается в трон, а топоры превращаются в подлокотники этого трона. На этот трон садится императрица и ведет диалог со своим  двором в интермедиях…которые мы специально написали.
      Эти интермедии написал Николай Эрдман, прекрасный писатель и драматург, ныне уже не живущий, …очень близкий друг Есенина. Так что, я думаю, Есенин не обиделся бы на него за то, что он написал эти интермедии…
    
     В этом спектакле я играю роль Хлопуши. Это очень ответственное дело у меня, потому что Есенин больше всего из своих стихов любил вот этот монолог беглого каторжника Хлопуши из поэмы «Пугачев».Сам он его читал, и есть воспоминания современников… например, Горький рассказывал о том, что он видел, как читал Есенин этот монолог, и что он до такой степени входил в образ, что себе ногтями пробивал ладони до крови – в таком темпераменте он читал каждый раз… Я попытался сохранить есенинскую манеру чтения".
    И еще - теперь уже о самой поэме: "Там есть такая невероятна сила и напор- у Есенина она на едином дыхании написана.Так вздохнул - выдохнуть не успел,а она уже прошла...".
 
     А потому рвется  в спектакле сквозь цепи  к обнаженным по пояс повстанцам беглый каторжник Хлопуша – Высоцкий, неистово бросается на эти цепи,которые оставляют вмятины и синяки на его теле. Рвется  к Пугачеву в неудержимом стремлении к свободе и счастью, рокочет, стонет своим хрипловатым, но пластичным и меняющимся голосом, с тоскою сильного, но измученного человека:

    «Уже три ночи, три ночи, пробиваясь сквозь тьму,
     Я ищу его лагерь, и спросить мне некого.
     Проведите ж! Проведите меня к нему,
     Я хочу видеть этого человека».

    Спектакль  «Пугачев» был успешным. В газете «Московский комсомолец» за 27 марта 1967 г. в статье о лауреатах юбилейного года можно прочесть:
   «За лучшее исполнение мужской роли в спектаклях драматических театров.Первую премию: … Н.Губенко и В.Высоцкому, артистам Театра на Таганке, за  исполнение ролей Пугачева и Хлопуши  в спектакле «Пугачев».

       P.S. Вот оно- короткое замыкание времени: Есенин – Высоцкий …

Фото из интернета