Конкурс - Имена. Николай Заболоцкий

Маллар Ме
Дорогие наши постоянные участники и гости!

    Всем здоровья и радости творчества! Продолжаем наш проект "Имена". Один критик как-то сказал, знаменитым поэта может сделать даже одна строка, но узнаваемая всеми. Таковым является поэт, строками которого мы будем вдохновляться.
Доказательство, что это действительно так? Да вот, хотя бы эта строка: "Любите живопись, поэты". Итак встречайте, у нас в гостях:

               НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

Заболоцкий Николай Алексеевич родился 7 мая 1903 в семье земского агронома. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в селе Сернур, где отложились первые впечатления от вятской природы и от деятельности отца. В 1920-25 Николай Алексеевич  учился в Московском университете, затем в Петрограде он окончил отделение языка и литературы Педагогического института им. Герцена. В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь.

  В 1926 — 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы". В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы" (22 стихотворения).      

   Чувство родства с «косноязычной» природой, жаждущей понимания, явлённое в «Смешанных столбцах», нашло здесь полное выражение. Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике. В них вселенная как бы возникает из первобытного хаоса, преображается. В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, а пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире, где «Волк ест пирог и пишет интеграл. Волк гвозди бьёт...». Дискуссионные собрания в животном или растительном мире происходят с участием человека или без него. Волк-студент («Безумный волк» ) как идеолог «трезвого мира» продолжает линию Солдата из «Торжества земледелия», а Безумный Волк развивает тему героя «Торжества...» Хлебникова, о том, что «мир животный с небесами Тут примирён прекрасно-глупо».

   Выход «Торжества земледелия» (журнал «Звезда», 1933) вызвал критические обвинения как «пасквиль на коллективизацию» и «циничное издевательство над материализмом... под маской юродства и формалистических вывертов», и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света. Средства к жизни доставляла работа в детской литературе (Заболоцкий сотрудничал в детских журналах «Ёж» и «Чиж»), переводы и переложения для детей книг Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», де Костера «Тиль Уленшпигель» и «Витязя в тигровой шкуре» Руставели (в 1950-х был сделан полный перевод).

  Стихотворения «Обед» и «Руки» обозначили новую, «классическую», эстетику Заболоцкого, о которой он писал: «... спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит всё игралище ума и сердца».

 В начале 1932 Заболоцкий знакомится с работами Циолковского, близкими его представлению о мироздании как единой системе, где живое и неживое находится в постоянном взаимопревращении. Элегия «Вчера, о смерти размышляя...» (1936), полемически развивая традицию Боратынского, начинаясь с темы «нестерпимой тоски разъединенья» человека и природы, восходит к апофеозу разума как высшей ступени эволюции: «И сам я был не детище природы, Но мысль её! Но зыбкий ум её!». Заболоцкому дорога идея бессмертия. В «Метаморфозах» (1937), как и в "Завещании" (1947), которое восходит к «Завету» Гёте: «Кто жил, в ничто не обратится», — через смерть завершается круг развития, а вечная обновляемость показана как залог жизни духа.

  В 1936 поэт был вынужден принять участие в дискуссии о формализме, где, не отрекаясь от ранних произведений, он называет стихотворение «Север» как опубликованный образец своей «простой, доступной для широкого читателя» поэзии. В 1937 вышла «Вторая книга» (17 стихотворений). В 1938 Заболоцкий был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, на следствии проявил редкостное мужество. До 1944 отбывал наказание в лагерях Дальнего Востока и Алтайского края (стихов не писал), с весны до конца 1945 в ссылке в Караганде (работал чертёжником), где завершил работу над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве» (1938, 1945), оказавшим благотворное влияние и на его судьбу — как произведение, прошедшее в печать, и на творчество — как образец уникальной поэтики.

 В 1946 Николай  Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей, жил в Переделкино, затем получил жильё в Москве, зарабатывал переводами. В оригинальном творчестве подъём 1946-48 сменился спадом в 1949-52 и новым подъемом в 1956-58, когда было создано около половины стихотворений московского периода. Возобновляется «натурфилософская» тема («Читайте, деревья, стихи Гезиода...», «Я не ищу гармонии в природе...»), включающая искусство в картину естественного бытия («Гомборский лес», «Бетховен») по формуле «мысль-образ-музыка».

  Новый этап творчества Заболоцкого знаменуется вниманием к человеческой личности и её этике, что проявилось в ранее несвойственной ему автобиографичности («В этой роще берёзовой...», цикл «Последняя любовь» ), в посвящении памяти обэриутов «Прощание с друзьями», в психологизированных портретах («Портрет», «Некрасивая девочка») с элементами драматического сюжета («Жена», «В кино» , «Старая актриса» , «Где-то в поле возле Магадана»). Начатая в стихотворениях 1938 («Север», «Седов» ) тема созидания, вписанного в творчество природы, развивается в «Творцах дорог», «Городе в степи» (оба - 1947) и других произведениях, основанных на впечатлениях от восточных строек. Интерес к истории и эпосу соседствует в поэме «Рубрук в Монголии» (1958) о путешествии монаха-миссионера 13 века — с характерными мотивами отчуждения и одиночества.

   Заболоцкий ушёл из жизни очень рано (после двух инфарктов). Широкое признание в отечестве пришло к нему посмертно. Для многих Заболоцкий остаётся в ряду поэтов, ангажированных советским официозом, как автор «Ходоков», «Прощания», «Горийской симфонии», которые читали в дни юбилейных торжеств. «Смерть врача», «Некрасивую девочку» иногда связывают с сентиментальным примитивом городского фольклора. Западные слависты ставили Заболоцкого в ряд таких явлений европейского модернизма, как экспрессионизм, сюрреализм, дадаизм, на родине писалось о метафизичности, утопизме, связи с постмодернизмом...
  Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965 году (Большая серия «Библиотеки поэта»). Ряд ранних стихотворений и поэма Птицы (1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде Столбцы и поэмы 1930-х были заново опубликованы в книге Вешних дней лаборатория (1987).

Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958 года.
__________________________________________________

   Итак, на столе ведущей этого конкурса книга "Н.А. Заболоцкий. Избранные сочинения", Москва, "Художественная литература", 1991 год.

В сборник вошли следующие разделы:
________________________________________

1. Столбцы и поэмы (1926 - 1933):

а) Городские столбцы:   15 - 44 стр.

б) Смешанные столбцы: 45 - 101 стр.

2. Поэма "Торжество земледелия" 72 - 90 стр

3. Поэма "Безумный волк" 91 - 100 стр

4. Поэма "Деревья" 101 - 108 стр

5. Стихотворения (1932 - 1938): 109 - 222 стр.

6. Стихотворения автора, не включённые в основное собрание:

а) стихотворения разных лет: 223 - 276 стр

б) шуточные стихотворения: 277 - 289 стр

в) стихотворения для детей: 290 - 300 стр

7. "Слово о полку Игореве": 301 - 320 стр.

Итого для вдохновения 305 строк, с 15 по 320! Дерзайте!
_______________________________________

На странице до 45 строк!!!

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу, номер строки по счёту снизу или сверху (например, "с 7 снизу" или "с 5 сверху") можно заказать ДО 4 строк (из полученных можно использовать любое количество, даже одно), но идущих подряд. Стоит отметить, что текст произведений расположен подряд, друг за другом. Если строки выпадут на стык двух стихов, участнику будут даны 4 последние строки первого произведения. Если на странице будет фотография, то заданные строки будут взяты со следующей за ними страницы.

Две цитаты с одной страницы разным авторам не выдаются. Смотрите внимательно - страниц в сборнике достаточно, а участников - не более 20! Каждому участнику полагается цитата с отдельной страницы!
Ведущая посылает вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна и неограниченное количество раз! Но, внимание!!! ПО УСЛОВИЯМ КОНКУРСА:

ПРИ КАЖДОЙ ЗАМЕНЕ ЦИТАТЫ, если она не понравилась и не вдохновляет, ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ ВЫЧИТАТЬСЯ ИЗ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ПО 2 БАЛЛА!
ЦИТАТЫ НА ВКУС ВЕДУЩЕЙ ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДУТ! ВСЕ УЧАСТВУЮТ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в своём произведении, объёмом от 6-32(+2 строки). Можно также взять отрывок в качестве эпиграфа. Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер, но не обязательно.

3) написанное на конкурс произведение опубликовать и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается по одной заявке от одного автора. И на конкурс принимается не более 20 произведений!

После 20 заявок приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.
Будьте внимательны!

*
Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник.

Приём заявок и новых произведений до 18 НОЯБРЯ, включительно!!!

Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

А для настроения вам, дорогие поэты, приведём "Поэму весны" Н. Заболоцкого :

 Ты и скрипку с собой принесла,
И заставила петь на свирели,
И, схватив за плечо, повела
Сквозь поля, голубые в апреле.
Пессимисту дала ты шлепка,
Настежь окна в домах растворила,
Подхватила в сенях старика
И плясать по дороге пустила.
Ошалев от твоей красоты,
Скряга вытащил пук ассигнаций,
И они превратились в листы
Засиявших на солнце акаций.
Бюрократы, чинуши, попы,
Столяры, маляры, стеклодувы,
Как птенцы из своей скорлупы,
Отворили на радостях клювы.
Даже те, кто по креслам сидят,
Погрузившись в чины и медали,
Улыбнулись и, как говорят,
На мгновенье счастливыми стали.
Это ты, сумасбродка весна!
Узнаю твои козни, плутовка!
Уж давно мне из окон видна
И улыбка твоя, и сноровка.
Скачет по полю жук-менестрель,
Реет бабочка, став на пуанты.
Развалившись по книгам, апрель
Нацепил васильков аксельбанты.
Он-то знает, что поле да лес -
Для меня ежедневная тема,
А весна, сумасбродка небес, -
И подружка моя, и поэма.

1956


----------------------------

Всем удачи и вдохновения на пути открытия творчества имён известных, и не очень, поэтов, достойных внимания, НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ и живущих в далёкие и не очень времена!

ВАКАНСИЙ НА ЗАЯВКУ: 5

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.