Виджняна-Бхайрава тантра, 1-23

Алесь Ромашкин
[Тантра мудрости Бхайравы, Вопросы Бхайрави].
(кашмирский шиваизм)

стихи 1-23



Шакти Бхайравы, Бхайрави сказала:
                - О дэва,
сущность моя - в проявленьи вселенной,
и в развлечении ей как своею игрой.
Слышала полностью Трику -
собранье священных писаний,
дальние ветви ее. Но, Господь,
я поныне в сомненьях, Бхайрава!
Что сущность природы Бхайравы?
Так, по Агаме, она состоит:
- из энергий множества букв?
- форм девяти,
  проявляющих сущность природы Бхайравы?
- мантры специальной,
  сливающей в общую форму раздела все три,
  как в Триширобхайраве?
- из трех шакти?
- из Нады? из бинду?
- иль из ардхачандры?
- иль из какой-то таинственной силы,
  в чакрах живущей? или из безгласного звука?
- или из чистой Энергии [Шакти] она состоит?

Что в агамах есть Сущность Бхайравы?

Суть пара шакти и апара шакти - сакала,
как из частей состоящей, является ли?
Трансцендентной Энергии - также сакала? -
ведь с трансцендентностью несовместимо.
С деленьем на буквы паратва, цветА и телА - несовместна,
иль неделима она и не может быть вместе с сакалой?
Господь, устрани мне сомненье.

Сакала - низшим и высшим или только низшим?
Ведь если лишь высшим - тогда несовместно с паратвой.
На буквы, тела ведь она неделима; развей мне сомненье!


Бхайрава сказал:
— Здесь вопрос квинтэссенции Тантры.
Эзотерично, но Я объясню...
   И о чем бы
объявлено ни было
как из частей состоящей здесь формы Бхайравы,
безосновательным видь его,
фантасмагорией [«Индры сеть»],
грезой, иллюзией [майа],
города Гандхарвов в небе миражем...

Бхайравы сакала аспект преподан как опора
при медитации тем, у кого интеллект в заблужденьи,
кто ритуал напоказ выполняет,
кто - жертва двойных построений в мышленьи.

А вопрошенное - суть сокровенная Тантры.
И имманентным явленьем бывает - есть форма Бхайравы.
Мир вне субстанций, о Деви...
Оно познается - как майа, подобное сну, как мираж...

Ведь Бхайрава -
ни форма [наватма],
ни множество букв [шабдараши];
не состоящим из шакти, голов трех, из нады и бинду,
сущность Его не приводится к чакрам, к Энергии, к Шакти.
Все это - тем, у кого интеллект не созрел,
чтобы в высшем аспекте освоить Реальность,
и предназначено лишь побудить на Пути продвиженье.

Но паравастха Бхайравы
свободна от всех представлений во времени, месте,
неописуема ни пространством ни словом.
И постигается только при полной свободе от всех построений.

Избавясь от эго,
блаженство в Я сокровенном своем обретается.
То состоянье Бхайравы
как сущность Его, вималам и вишвапуратам.

Как состоянье Реальности высшей, кто может объектом
быть поклоненья, довольствуясь этим вполне...

Вот - состоянье Бхайравы нишкала,
зовут пара дэви эго,
т.е. высшей богиней, где высшая [=пара],
не только по имени высшая, но потому что
ее наивысшая форма то, [парарупэна].


Коли различия меж Шактиманом и Шакти
нет, Шакти несет Шактимана все свойства,
она неотлична, Бхайрави.

Сила огня от огня - не отдельна
так парашакти с Бхайравой.
Но описанье отдельно - как шаг предварительный
лишь для познанья огня
[т.е. букв, приближенье к познанью].

Кто в состояние Шакти идет с неотличностью [Шакти и Шивы],
тот состояние Шивы несет - ведь в агамах
Шакти как дверь входа в Шиву объявлена...

Как познается
пространство посредством лучей света солнца,
так же чрез Шакти и Шива распознается.

Тут Деви сказала:
  - Носящий трезубец, Богов Бог, скажи мне,
как постигается то состоянье без времени, мест, направлений,
что образ Бхайравы содержит?
Как Высшей Деви является лик его?
Я это знаю,
поведай об этом, Бхайрава, мне снова!

.....