Каменная дева

Владислав Стариков
Написано как шуточное продолжение стихотворения Андрея Захарова 8 «Иван Купала» http://stihi.ru/2020/08/06/4323, совместно с Андреем:

А.(цитата):

При свете звёзд залюбовался я тобой,
и страха нет, а только удивленье.
Мне старый водяной - совсем не злой,
послал такое чудное виденье!

Да нет же, под ногами вижу плот,
туман рассеян. Девушка весло сжимает.
Я рассмеялся, шутит старый чёрт,
костёр в ночи  искрит и догорает.

***
В.:
Ты не поверишь: эта нимфа, что с плотА,
Безлунной ночью в тёмном парке мне предстала:
Окоченевшая, с обломком от весла -
Видать, бедняжечка, грести она устала.

Я предложил ей, как отменный джентельмен
Пройти в сторожку, чтобы выпить чашку чая.
Она молчала. И массивный постамент
Её держал, моих причуд не замечая.

Не ты ли в гипсе эту даму изваял,
Или со зла на век заколдовал?

***
А.:
Не я… не я её ваял. Увы, не я там ночью колдовал.
Прошла советская эпоха, и нимфам тоже стало плохо.
В руках - обломок от весла, но честь свою она спасла!
Тут не до шуток - реализм, "имеет" всех капитализм.

***
В.:
Скучает каменная дева.
И никому совсем нет дела,
Что здесь стоит она одна.

А ведь когда-то влюблена
Была без памяти она
В красу Эллады - дискобола.

Да только жертвой балабола
Могла бы стать шестого дня:
То - дворник, пьяный "в дупелЯ"

Полез с красоткой обниматься.
Пришлось - чем было - отбиваться,
Ведь ей подмоги не дождаться…

Теперь весло - на реставрации,
"Плэйбой" лежит в реанимации,
А ЕЙ - букеты и овации!

***
А.:
А может злые чары с девы снять?
Весло долой: обнять, поцеловать.
На фитнес вместе походить пора...

На этом всё! Закончена игра!
~~~***~~~

Историческая справка:
В далеком 1934 году, когда в столице проходила реконструкция парка имени Горького, архитектору Власову пришла в голову идея интересной скульптуры, которую он хотел разместить в бассейне рядом с фонтанами. Фигура обнаженной женщины, как предполагалось, должна была стать символом равноправия женщин и мужчин в Советском Союзе. Дирекция парка идею архитектора одобрила, а ее реализацию доверили скульптору Ивану Шадру.

Моделью для статуи, стала студентка физкультурного института Вера Волошина. В итоге в 1935 году на главной аллее Парка имени Горького в Москве, в центре бассейна была установлена двенадцатиметровая статуя, изображающая обнаженную молодую спортсменку с веслом в руке. Такие габариты были продиктованы соотношением с площадью бассейна, однако комиссии не понравились столь внушительные размеры и чрезмерная чувственность, достигнутая благодаря динамике и пластике форм.

В связи с этим центральный элемент Парка Горького вскоре был перемещен в один из парков в Луганск. Ивану Шадру пришлось сделать второй вариант скульптуры, не такой габаритный и не такой чувственный. Он представлял собой восьмиметровую статую, моделью для которой на этот раз стала гимнастка Зоя Бедринская.

Теперь фигура стала более женственной и романтичной, ее образ перестал восприниматься как чувственный и был принят критикой достаточно благосклонно, поскольку соответствовал принципам социалистического реализма гораздо больше, нежели предыдущая версия. Статуя осталась в столице, однако была уничтожена немцами в 1941 году.

Коллега Шадра Ромуальд Иодко ещё в 1935 году создал скульптуру, которая и стала прототипом для тиражирования. Скульптура изображает женщину в купальнике, опирающуюся на весло. Можно сказать, что вариант «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко, выполненный из гипса, и послужил прототипом для множества образцов так называемого гипсового соцреализма, которые буквально заполонили парки культуры и отдыха по всей территории Советского Союза. Это легко объясняется кампанией по поощрению советского спорта, в рамках которой многочисленные скульпторы со всей страны старались проявить себя. Кроме того, скульптура Иодко была более «спортивной» и на ней присутствовала одежда, а ваять такие фигуры было куда безопаснее, чем следовать примеру Шадра.

Заведующая отделом скульптуры 20-го века Третьяковской галереи Людмила Марц поясняет: «Каждый мелкий начальник в каждом маленьком городке хотел свою собственную «Девушку с веслом». Идеальные женские фигуры, сотворенные Шадром и Иодко, в новых воплощениях стали тяжеловесными и мужеподобными. Таким образом, символ активной жизненной позиции, здоровья, нового прекрасного времени и коммунизма после многократного копирования бездарными скульпторами превратился в символ безвкусицы и посредственности.

Тем не менее, в 2011 году в Парке Горького в Москве была установлена обнаженная фигура «Девушка с веслом», которая является копией исходной статуи Ивана Шадра. Благо, сохранилась ее уменьшенная версия из гипса, которая в 1950-х годах была переведена в бронзу и находится в Третьяковской галерее.