Дмитрий Белецкий. Читательский обзор. Октябрь-2020

Большой Литературный Клуб
При отборе из предложенного лонг-листа стихотворений, внесённых в дальнейшем в список для голосования, руководствовался следующими критериями:
— ограничения правил голосования “не более 10”
— первое впечатление от прочтения
— насыщенность текста поэтическими образами
— умение автора вызвать у читателя определённое настроение и сопереживание

Выполнение поставленной таким образом задачи потребовало неоднократного перечитывания вдоль и поперёк предложенных произведений, после чего и образовался ряд наиболее понравившихся мне стихотворений, что ни в коей мере не умаляет достоинств оставшихся за условным бортом стихов.

ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Женщина приходит»
http://stihi.ru/2020/10/01/7984 отборочный тур для резидентов

«Со мною вот что происходит»
Евгений Евтушенко

О, женщина, пришедшая ко мне,
чей взгляд влюблённый предан и неистов,
ты — если сад, то сваленных камней
из самосвала абстракциониста.

Когда тебя разденешь донага,
предчувствуя азарт и трепет аса,
предстанет не фигура от Дега,
скорее точка зрения Пикассо.

Но я и сам, признаюсь, не Ван Гог,
и сдюжу всё, что свойственно природе.
Твоя любовь — мой нежеланный рок,
но ведь ко мне другие не приходят.

Неожиданный и нетривиальный взгляд на женщину. Весело, иронично и самоиронично. Интересная находка в игре образов и слов первой и третьей строф:
Неистовость, загадочность и непостоянство любви женщины в образе беспорядочно катящихся камней, мне кажется, неплохо перекликается с <Твоя любовь — мой нежеланный рок> (a rock англ.- камень), т.е. непроизвольная игра слов добавляет изюминку при описании эмоционального состояния ЛГ, его опасений и переживаний. И резкое понижение накала – до смирения и созерцания в <но ведь ко мне другие не приходят>, которое происходит из (как бы оставленным без развития) образа женщины воплощённом в виде загадочного сада камней.

«Продаю жизнь. Недорого» (Дмитрий Мальянц)
http://stihi.ru/2020/09/17/2626  отборочный тур

Продаю жизнь. Недорого.
Ещё крепкую, пускай и ношеную.
По краям обожённую порохом,
В середине женщиной брошенную.

По лекалам красивым сшитую,
Часто в небо пустое глядевшую.
Не испачканую, не прожитую,
Но до коликов надоевшую.

Вот скрипит она словно мельница,
Камнем круглым по склону катится.
Ничего в ней уже не изменится,
Ничего в ней уже не наладится.

Не прогнать эту жизнь, не выкинуть,
Не подняться ей вместе с птицами.
Вроде всё, что задумал– выполнил.
Остальное, надеюсь, простится мне.

В ожидании финала скорого
Мне не жалко её к сожалению.
Продаю жизнь. Недорого.
Или меняю на куртку осеннюю.

Стихотворение, начинающееся как объявление, которое могло бы висеть где-нибудь на заборе и имеющее очень неожиданный (с долей юмора) финал, заставляет читателя задуматься (или поднимает вопрос): "Жизнь – вещь или что-то данное свыше?"
С первой строчки автор захватывает внимание читателя и, ловко играя образностью (то у него жизнь предстаёт в виде вещи, то неожиданно одушевляется, превращаясь то в птицу в попытке взлететь, то в щенка, которого можно прогнать etc.), как бы раскачивает чувства читателя, заставляя его отождествлять себя с ЛГ, давшим такое парадоксальное объявление.
Много хороших образных метафоричных выражений, проходящих стержнем через всё стихотворение: <По краям обожжённую порохом,
В середине женщиной брошенную.>
<Вот скрипит она словно мельница,> etc.
И в завершение, мне показалась интересной финальная строфа стихотворения, когда – как будто бы – тривиальная закольцовка разрывается неожиданным <... или меняю на куртку осеннюю.>

«Так сходит свет...» (Елена Дорофиевская)
http://stihi.ru/2020/07/02/3226  квота Александра Спарбера за ведение рубрики «В гостях у...»

Твой град стоит на вере и тоске.
Закат неспешно сматывает сети,
склоняют ивы розовые плети
к следам волны на голубом песке.
 
Горят леса.
 
Дымы, как родовые древеса —
перерастают яблоневый сад,
садится солнце, увядает рута.
Похоже, что Перун играет с трутом
и не велит пожарам угасать.
 
То запад пламенеет, то восток.
В затылок дышит череда высоток,
оконных вспышек восковые соты
раскрыли зевы — втягивают смог.
 
А ты стоишь на крылышке пчелы,
глядишь, как сонно маются челны
на пристани — прикормленные птицы,
и тени их, объёмны и черны,
похожи на обугленные лица
горшечниц, земледельцев и купцов,
не спасшихся писцов и дегтекуров,
ходебщиков, бояр и балагуров;
на остовы разрушенных дворцов.
 
... как благодатно сеется огонь.
И лопуха раскрытая ладонь —
не тронь меня, не тронь меня, не тронь! —
зовёт на помощь грозовые тучи,
а слышен только клёкот из уключин.
Слетают воробьи с горящих стрех,
гудят, гудят невидимые пчёлы,
река готовит саваны парчовы
для сущих во гробех.
 
Так сходит свет, и жизнь идёт за ним.
Над куполами выскочек-высоток
ты оставляешь след своих кроссовок,
лес оживает, город воскресает,
смеётся Ольга, пташек отпуская,
и у реки камыш неопалим.

Очень непростое (при кажущейся простоте) для понимания, но производящее неизгладимое впечатление стихотворение. Яркая, я бы сказал, двухкомпонентная сюжетная линия, описывающая переживания ЛГ, наблюдающего  в разных временах, мастерски переплетённых автором в тексте, за городом, как бы с высоты,  то ли в лучах догорающего заката  <Закат неспешно сматывает сети>, то ли в отсветах пожара от горящих лесов < Горят леса>. Ряд ярких и образных находок автора <Дымы, как родовые древеса — \перерастают яблоневый сад> … <В затылок дышит череда высоток, \оконных вспышек восковые соты> etc. создает ощущение некоторой фантастичности, дымчатости разворачивающегося перед взором ЛГ пейзажа и заставляет читателя сопереживать, легко следуя за перемежающимися картинками из настоящего и прошлого, буквально чувствовать огонь <... как благодатно сеется огонь. \И лопуха раскрытая ладонь — \не тронь меня, не тронь меня, не тронь! >, может быть огонь времени, пережигающий всё <… и тени их, объёмны и черны, похожи на обугленные лица горшечниц, земледельцев и купцов, не спасшихся писцов и дегтекуров, ходебщиков, бояр и балагуров...> и <… гудят, гудят невидимые пчёлы, \река готовит саваны парчовы \для сущих во гробех>. Таким приёмом автор, несомненно, показывает связь времён – далёкого прошлого и настоящего. Всё это постепенно подводит к финалу стихотворения, который насыщен оптимизмом и буквально сочится светом в противопоставлении некоторой мрачности, вызванной предыдущими строфами, благодаря < Так сходит свет, и жизнь идёт за ним>...< лес оживает, город воскресает, смеётся Ольга...> etc. Последняя строка <… и у реки камыш неопалим> как бы подчёркивает авторский замысел, оставляя между тем долгие переливы настроения.

«до сих пор» (Светлана Тимашева)
http://stihi.ru/2020/09/20/5220  номинатор Наталья Матвеева 5
не след – инверсионная тропа
заросшая небесным тамариском
над пропастью безумия пропасть
и повториться в дорогом и близком

ломать судьбы сургучную печать
непоправимым как от раны мучась
шуршать фольгой забот не замечать
минут прозрачных плавную текучесть

а день грядёт расхристанный слепой –
мгновение от доброго до злого
тебя на свете нет но до сих пор
болит во мне несказанное слово

Хорошо передано чувство утраты. Несколько, на мой взгляд, неплохих находок: <шуршать фольгой забот>, <а день грядёт расхристанный слепой> etc. Лёгкость и некая воздушность начала погружается в ряд тревожных, порой болезненных, образов, что создаёт ощущение тоски и даже, наверно, серости бытия ЛГ. В общем, всё очень неплохо выстроено и даже несколько потёртое <судьбы (сургучную) печать> не вызывает какого-либо отрицания.

«Таёжные стансы» (Виктор Коллегорский)
http://stihi.ru/2020/05/03/9201  номинатор Елена Ительсон

Мне ль – в тайгу, в бурелом, домоседу?
Но в азарте охотничьем прочь
Я по звуку рванусь, как по следу,
Как за ложкой словесной к обеду,
Как за чудом в купальскую ночь.

Чем ещё нам в лесу поживиться? –
Корнесловий шишковских женьшень,
Облепихтовых стансов живица,
Стрелолистных созвучий бойница,
Где, как рифмы, все стрелы – в мишень.

Да ещё, как нежданная милость,
Дар прозренья в цветочной пурге –
Тайнознанья всего, что свершилось
И лишь взору Дерсу приоткрылось
В уссурийской весенней тайге.

С удивительной лёгкостью автор сумел воплотить ощущение душевного движения, порыва бросить всё и отправиться в загадочную и прекрасную весеннюю уссурийскую тайгу, может быть, представляя себя отважным и мудрым Дерсу Узала в поисках каких-то вечных тайн бытия или особого высокого поэтического вдохновения, приходящего в таёжном храме, светлый образ которого просматривается в  <Стрелолистных созвучий бойница> (не смотря на смысл слова «бойница», которая скорее кажется узким окном храма) и далее, как подтверждение, <Да ещё, как нежданная милость, \Дар прозренья в цветочной пурге – \Тайнознанья всего, что свершилось>.

«Позову ветер» (Olen)
http://stihi.ru/2020/09/12/8992  номинатор Елена Ительсон

Позову ветер – унесет хвори
высоко в небо, далеко в море,
упадут в воду, прорастут в поле,
грусть-травой встанут от любой боли,
уплывут рыбой, чешуя – злато,
перламутр ветра – для тебя латы,
для тебя воздух – просто кровь ветра,
на любовь – сила, на тоску – вето.
Заплету травы в туесок туго
посреди моря, посреди луга,
напою ливнем, станешь чуть выше,
грозовой нитью оберег вышью,
станешь чуть больше, будешь как море,
будешь как ветер, ветру нет горя.

Хорошее, выпадающее из общего ряда, самобытное стихотворение.
Автор удачно сумела вплести фольклорную нотку – появилась напевность, тягучесть текста.
И мне показался удачным ход:
– в начале <Позову ветер – унесет хвори...>
– далее много прекрасных оборотов, создающих стойкое ощущение какого-то врачевательного заговора или нашёптывания, с подъёмом напряжения к окончанию стихотворения...
– и замечательный финал в последней строке <будешь как ветер, ветру нет горя>.

«Новый день, у плетня васильки» (Сергей Богомолов)
http://stihi.ru/2010/06/28/6596  номинатор Юрий Семецкий

Новый день, у плетня васильки
протирают глаза василятам,
на траве отдыхает лопата.
У июня свободный стиль.

Ещё чуть и трудиться начнёт
конопатое летнее солнце:
для загара придумает бронзу,
для стрекоз и стрижей – полёт,

для гуся и гусыни – гусят,
что идут вслед за ними хвостиком,
для грибов с грибниками – просеки,
где у лета осенний взгляд.

(и такой же, далёкий – точь в точь –
у тебя взгляд, у тёщи, у мамы...)

А в конце на закате, на самом,
из-за просек приходит ночь.
И лежит на земле тишина,
клочковатый туман рядом с нею...

я хочу говорить, но не смею:
ночь нежна.

Стихотворение настроения. Просто понравилось, несмотря на проблемы с ритмом.  Настраивает на созерцательный лад и умиротворяет. А васильки с василятами просто шедевр, да и "ночь нежна" и с кавычками, и без... так хочется помолчать...

«Без прикрас» (Владимир Сорочкин)
http://stihi.ru/2017/01/18/2  номинатор Александр Савостьянов

Контуры сосен прибрежных,
Ряби озёрной слюда. –
Мы не застанем нас прежних,
Снова вернувшись сюда.

Помнишь как плавали днями
Здесь, и качался рогоз,
И танцевали над нами
Синие стайки стрекоз…

Знаю, что путает часто
Время любые пути,
И возвращение в счастье
Неисполнимо. Почти.

Встретит нас шорохом листьев –
Этой живой тишиной –
Домик – сырой и смолистый,
К лесу прижавшись спиной.

Где – без обид и тревоги,
Простенько так, без прикрас
Счастье сидит на пороге
И дожидается нас.

Удачно переданы лёгкие нотки ностальгии в разворачивающейся и оживающей картинке. Всё очень ярко, зримо (даже аромат сосновой смолы). А финальная строфа придаёт сюжету некоторую нотку сказочности, и стихотворение оставляет после прочтения приятное, светлое настроение воспоминаний.