Забавы Нежинского - Пролог

Аристарх Басаргин
/Гравюра Дорре Г./
 
ЗАБАВЫ НЕЖИНСКОГО
/катарсическая комедия/
*********************

ПРОЛОГ
               В слове заключается всё,
               весь человек и даже нечто высшее:
               слово божественно.
               Астольф де Кюстин «La Russie en 1839»

- 1 -
«Элои!  Боже мой,  Элои! –
Молил Отца с креста Мессия,
– За что обрёк ты на страданья?!»
А люд, справлявший торжество,
Нетерпелив был в ожидании,
Смеялся: «Вот, зовёт Илию!
Ну что ж, посмотрим, как Илия
Придёт с креста снимать его!» /1/

– Господь, творящий правосудье,
Что сим пытался нам сказать?
За что нас жаждал наказать?
В твоих перстах мы лишь орудья!
               
Эллил, Элохим и Аллах!
О, Эл! – веками мы взывали,
А сколько крови проливали
Тебе на жертвенных столах!

– О, милосердный бог Эйах,
О, Эа, Яхве, Иегова! /2/
Зачем внушал ты людям страх,
За что лишал еды и крова?

Когда замыслил ты Исход,
Почто учил ты беспрестанно
Свой богоизбранный народ
Жестокосердию, обману –

Как обокрасть по мере сил
Своих доверчивых соседей
Из египтян, кто столь же беден,
Чей хлеб вкушал, с кем кров делил?  /3/

Зачем губил детей безвинных
В домах и бедных, и господ,
И тех, кто в хижинах живёт
И сам бесправнее скотины?  /4/

Ты не щадил рабов, чьи спины
Напоминают эшафот!
За что ж побил невинный скот?
…Ведь Сам ваял весь Мир из глины!

Я не бунтарь, не Маккавей,
Но гнев смятенный оживает:
Отец, который побивает
Своих несчастных сыновей!?

Когда руками Моисея
Губил свой ветреный народ, /5/
Ты расправлялся, не жалея
Ни слабых женщин, ни сирот!

За что грозился покарать
Чад неразумных, неподсудных
За грех Отцов, порой беспутных? – /6/
Ведь сам учил и красть, и врать!

Ты ль, Сеннаарский бог Эллил,
Топил в Потопе всё живое? /7/
О, Воплощенье жутких сил!
О, Рок, не знающий покоя!

О, Эл, безжалостный тиран,
Что славен страшными делами,
Тебя ль библейский Ханаан
Изображал с шестью крылами?

Ты ль – Керубим?! ...И пусть я груб,   
Но мне не виден образ милый –
Предо мной стоит Керуб,
Шумерский ужас многокрылый!
 
Не Херувим, прекрасный всем,
А беспощадный страж-гонитель,  /8/
Что затворял врата в Эдем
Откуда изгнан Прародитель!

Элои! Боже наш, Элои!
За что нам жалуешь страданья?!
Тебе отдали мы немало,
Губя детей на алтарях,
Мы, преклонялись пред тобою,
Творя без счёта изваянья
Молохов, Сетов и Ваалов  – /9/
Им посвящали боль и страх.

- 2 -
Едва светало за окном,
Вовсю заставленным геранью...
Как глупо этакою ранью
Не насладиться сладким сном!

За секретером, со стараньем,   
Склонившись, бледный, как фантом,
Седой старик дрожащей дланью
Шуршал затупленным пером.

Поставил точку – с полминуты
Он утолщал её в кружок,
Затем, как будто сбросив путы,
Расправил грудь, насколько мог;

Погладил, словно бы прощаясь,
Поверх бумаг лежащий с краю
Довольно странный амулет,
Что источал холодный свет, –

Звезда иль крест восьми лучей –
Но знак, возможно, Вам известный,
Металл, впитавший свет небесный
Июньских северных ночей.

Старик вздохнул, окинул странным,
Недобрым взглядом образа,
Поплелся, сгорбившись, к дивану,
Прилёг… затих, закрыв глаза…

-------------------------------------      
1/  см. Евангелие от Марка.               
2/  Библейское имя Господа восходит к шумерско–аккадскому Энлил/ Энлиль –
Эллил – Эл (имя одной из ключевых фигур обширного пантеона).  Эл/Эль с шумерского и семитских языков переводится просто как Бог.
Т.о. это не имя собственное. В библейском (западно-семитском или древнеарамейском) озвучании это Элохим или Элоим (Elohim –множественное число от Эл - El).
То есть, как ни странно, имя это означает – боги во множестве.
Этот жестокий шумерский, а затем и аккадский, бог (Энлил/ Эллил) поначалу усиленно путается в Ветхом завете с другим персонажем древнего пантеона – мудрым богом Энки/Эа.
На вопрос Моисея, как его имя, Бог ответил: «Эйах ашер Эйах» (евр. Eyah asher eyah), т.е.: «Я есть Эа» – классическая библейская игра слов: «Я – тот, кого зовут Эа».   «Скажи сынам Израилевым: Эа послал меня к вам».  Эйах – и есть Яхве,
Иегова (Эйах западносемитская версия имени Эа – древнего шумерского, а затем и аккадского бога Энки – бога подземной бездны и мудрости).
Некоторое расхождение в произношении одних и тех же имен в частности происходило и по той причине, что в древних языках народов Передней Азии гласные звуки
не писались.
3/  см. Исход, 3, 22. Библия.
4/  см. Исход, 11,12.   
5/  см. Исход, 32.
6/  см. Исход, 34.
7/  Эпическое повествование о Потопе, обнаруженное археологами в Месопотамии
в нескольких версиях, существовало задолго до написания Ветхого завета.
Их сюжет и лёг в основу библейского рассказа.      
Прототипами Ноя послужили шумерский Зиусудра, аккадский Утнапишти(м) и старо-вавилонский Атрахасис.
Потоп обрушил на Землю немилосердный бог Эл. Все попытки бога мудрости Эа отговорить его от подобной «крайней меры» и наказать людей не столь радикально – успеха не имели.
8/  Интересно, что на монетах Библа (крупнейшего финикийского города-государства – соседа объединённого царства Израильского) бог Эл (Элохим) иногда изображался с шестью крыльями.
Не наводит ли это на сравнение с библейскими многокрылыми Херувимами или Керубами – жуткими мифическими персонажами шумерского эпоса, охранявшими вход в Эдем – Эдин.
По одной из исторических версий воинственные племена керубов (народ Керу) жили в преддверии входа в окруженную горами долину Эдема «в горах Араттских» (долина между оз. Урмия и Каспийским морем, вдоль реки Аджи-Чай или Мейдан), которая и являлась прародиной шумерского этноса, древнейшего в Передней Азии (Дэвид Рол. «Генезис цивилизации»; Р.А.Уолкер.  «Земля Эдем»).
Вероятней всего этот этноним и лёг в основу имени Керубим – с окончанием множественного числа «- im». А образ наводящих ужас племён запечатлён в изображениях крылатых монстров у всех древнейших культур этого обширного региона. Именно эти монстры из стражей Эдема и превратились в исполнителей воли Божьей – херувимов, ангелов.
9/  Молох, Сет и Ваал… Ваал (владыка), Мелек-Молох (царь) – древние ханаанейские и сеннаарские боги, которым приносились человеческие жертвы и которым на протяжении веков поклонялись сыны Израилевы.
Сет – древнеегипетский бог, воплощение ужаса, бог пустыни, убивший своего брата Осириса.
**************

(продолжение http://stihi.ru/2020/10/18/3735)