Столкновение Власти и Любви. Опыт чтения

Xyz
Есть скрытые смыслы и послания, которые, по тем или иным причинам, зашифрованы. Их соль, суть не на поверхности. Я когда читал одну из версий-редакций романа МиМ, а именно "Железный Канцлер" (шестая редакция),  все думал, а зачем было столько мук, столько работы, столько переделок? Чтобы добиться чего? Чтобы что передать? Ведь не столь уж значимые отличия в сюжете, в фабуле и, не для искусствоведов же писался этот роман. А для самой широкой публики. 

   Когда на третьем курсе института в мои руки попал текст МиМ я прочитал его запоем, пропуская лекции, с перерывами на короткий сон. И почти сразу же перечитал уже ту часть что называют "роман в романе", историю о Иешуа Га Ноцри. Было в ней нечто  загадочное.   Я чувствовал присутствие этой загадки, но не мог осознать, что же ускользало от моего восприятия.

В итоге, в течение жизни я прочитал его многократно, пытаясь все-таки пройти глубже и понять, а что мне хочет сказать тот кто писал этот текст.

Итак...

 В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. (с) 

 В сцене во дворце Ирода, Булгаков сталкивает две идеи - идею власти (Понтий Пилат) и идею безусловной любви (Иисус Христос), той что сегодня довольно часто называют христосознанием.

   Власть, а тем более абсолютная власть, это апогей Эго.  Вершина вершин. То к чему стремится каждая индивидуальность в борьбе с себе подобными. Это дела Кесаревы. Вершина человеческого мира, венец игры для смертных. 

   Любовь к другим, к себе подобным, любовь безусловная, божественная, всепрощающая, а именно - христосознание,  не возможна без отказа от Эго, без полного и тотального отказа от противопоставления себя другому - такому же человеку. Это принесение себя в жертву как личность и обретение за счет этой жертвы - более высокого состояния сознания, Сознания Общности всех человеков - обретение Царства Божия. 

   Булгаков показывает нам конфликт Власти и Любви в ее духовном измерении. Их всегдашний, вечный, до сих пор не законченный диалог. Вернее диалог явно возник и материализовался именно в этот исторический для человечества момент. Появилась идея и ее носитель, которая противопоставила себя ветхому "Око за Око". 

    Вообще, если бы Иисуса Христа  не существовало как личности, его надо было бы придумать, потому что сама библейская история о нем, это сильнейшая метафора. Быть может поэтому Булгаков заземлил Иисуса Христа до конкретного земного человека, еще не бога, а еще только начинавшего испивать чашу своей добровольной жертвы человека Иешуа Га Ноцри. Он еще не абсолютный идеал новой этики и новой морали, а всего лишь и только, человек которому предстоит своими поступками и своим выбором защитить новый эталон духовности в человеке. 

   Отвлечемся от ритма, сюжета и красоты слова. А просто еще раз обращу ваше внимание как облачена власть - сверху белый чистый цвет - цвет невесты и непорочности, но подбой ее, суть - изнанка - кровавая.  Не красная, не рубиновая, не алая, в этой же главе, в конце  автор пишет багряная, но здесь Булгаков  указывает нам на подлинную суть власти, ее кровавую изнанку. При этом ничего не сказано прямо. Действительно, Мастер: ... В белом плаще с кровавым подбоем...

  У власти много забот и от этого у нее болит голова. Нестерпимо болит. В этот раз она получает уникальное лекарство, любовь, добро и сострадание  вместо насилия?!! И голова почему-то перестает болеть. 

"- Сознайся, - тихо по-гречески спросил Пилат, - ты великий врач?" ... но помогает ей это ненадолго, потому что такое лекарство мгновенно растворяет ее Власти суть, возможности управлять через насилие и потому, (как коварна жизнь!) еще опаснее самой непереносимой головной боли от своего же бремени...

"- В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть." 

   Вот поэтому и говорил Иисус Христос своим будущим ученикам, оставьте мертвым хоронить своих мервецов, идемте со мной (в царство вечности). Человеческая игра - конечна, ЭГО смертно и с точки зрения Бессмертного Бога - все человеческое, не более чем краткосрочная иллюзия бытия. Но свобода выбора у каждого: Я умываю руки...

и тут же, как выбор сделан, мелькнула в голове Пилата : ...какая-то короткая другая мысль: "Бессмертие... пришло бессмертие..." Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке.

А в этот момент в муках отказа от ЭГО, вновь, как солнце на восходе, рождался бессмертный Бог Человека - Он сам. Иешуа Га Ноцри из человека становился Иисусом Христом - сыном божьим.

  И в принципе, в свое для каждого время, эта драма будет повторена каждым из нас. Выбора на самом деле нет, потому что все выборы заканчиваются последним выбором. Возвращением к Отцу.