Сто чудес света Пизанская башня 47

Вадим Константинов 2
                Все проходит, как тень, но время
                Остается, как прежде, мстящим,
                И былое, темное бремя
                Продолжает жить в настоящем.

                Сатана в нестерпимом блеске,
                Оторвавшись от старой фрески,
                Наклонился с тоской всегдашней
                Над кривою пизанской башней.
                Н.Гумилёв


                Смешение культур...

                И, может быть,-
                Эпох...

                Где каждая свои
                Черты ей подарила...

                И каждая спасла...

                И вовсе то не
                Бог
                От гибели её
                Однажды уберёг...

                А некая спасла
                Мистическая сила!..
                12.10.2020.               

               
               
               

Как могло случиться, что типовая на первый взгляд колокольня при храме самого обычного города получила всемирную известность? Всё дело в её наклоне, который создаёт иллюзию падения. И хотя он отнюдь не преднамеренный и никак не является следствием непрофессионализма строителей, зрительный эффект получился впечатляющий – на века!

Между тем название сооружения незаслуженно стало синонимом неудачной постройки. Архитекторы и строители того времени действительно допустили серьезный просчет, начав строить Пизанскую башню на местности, отличавшейся излишней мягкостью почвы. Только на исторической и культурной ценности достопримечательности это никоим образом не сказалось: Пизанская башня и сегодня выделяется среди множества старейших и красивейших памятников на Апеннинах.

Вообще, «падающих» зданий в мире насчитывается около трехсот. Но неповторимая красота воздушных, ажурных аркад, знаменитая звонница и богатая история Пизанской башни делают ее бесценным сокровищем архитектуры, выделяя среди остальных. И потому вполне заслуженно в 1986 году она вместе с собором, прилегающей площадью и баптистерием была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Грандиозное строительство «падающей» красавицы продолжалось почти 200 лет с длительными перерывами. Начиналось оно в период расцвета Пизанской республики как морского государства (кстати, первой итальянской морской державы). Сооружение архитектурного ансамбля было запланировано в отдалении от центра города.

Первым этапом строительства Пизанской башни руководили Гульельмо Инсбрук и Боннано Пизано. 9 августа 1173 года начались работы. Поначалу в обиходе была другая дата – 1174 год, пока исследователи не спохватились и не скорректировали её: ведь у республики был свой календарь, опережавший общепринятый на целый год.

Сначала заложили фундамент глубиной 3 метра. Затем, как водится, выждали год. Вот тут-то – после того, как возвели первый этаж и два яруса с колоннадами – и стал заметным наклон Пизанской башни. Работы были приостановлены. В 1198 году провели укрепление почвы и открыли здание. Интересным остается факт, что башня во время строительства наклонялась в разные стороны: cначала на север, потом на юг.

Следующий этап начался через 35 лет, в конце 1233 года. Руководство над столь сложным объектом взял на себя работник Бененато, сын Херардо Ботичи. Примерно к этому времени была построена половина Пизанской башни.

Большой прогресс в работе наметился, когда к строительству подключился Джованни ди Симоне. В конце 1264 года в горах под Пизой началась добыча камня для возведения башни. Обработкой стройматериала занимался мастер Рэйнальдо Спешале.

С 1272 года Джованни ди Симоне руководил строительством Пизанской башни. Он решил попробовать компенсировать наклон поднятием уровня потолка с одной стороны на 10 сантиметров. Но надежды не оправдались: это только увеличило искривление. В 1275 году был достроен 5-й этаж. Отклонение от центральной оси превысило 50 сантиметров.

В 1284 году Пизанская республика потерпела сокрушительное поражение в битве при острове Мелория за господство в Средиземном море. Начался период упадка, строительство вновь приостановлено

Следующие упоминания о возведении Пизанской башни датируются 1319 годом. На шестой ярус был поднят колокол и помещен в проем арки. Заключительным этапом строительства руководил Томассо. Он был сыном Андреа Пизано, знаменитого итальянского зодчего, архитектора и ювелира. В 1350 году началось возведение колокольни. Наконец, в 1372 году грандиозное строительство было завершено. К моменту окончания работ отклонение от центральной оси составило 1,43 метра.

Пизанская башня получилась совершенно не такой, какой первоначально ее запланировали. Вместо 10-этажного здания, высотой 98 метров с крышей над колокольней, построили только 8 этажей. Сегодня высота здания составляет 55,86 метров с южной стороны и 56,7 метров с северной стороны.

Главным вопросом, связанным со строительством Пизанской башни всегда был: «Почему она падает?» Версий на этот счет выдвигалось много. Даже имело место смелое предположение, что так и было задумано. Самой вероятной причиной наклона считается недостаточно глубокий фундамент в условиях неоднородного глинистого грунта, склонного к проседанию.

Хотя сама Пизанская башня наклонена, колокольня, построенная во II половине XIV в. наверху башни, стоит ровнее
Внешний и внутренний диаметр основы Пизанской башни – 18,484 м и 10,368 м соответственно. Вес накренившейся итальянской красавицы составляет 14700 тонн. В ней 294 ступеньки. Впечатляет и толщина стен в основе – в среднем 4,05 метра, которая к вершине уменьшается (у основания она 4,9 м, а на высоте галерей уже 2,48 м). Показатель текущего наклона башни оценивается специалистами в 3° 54'.

В облике грандиозного сооружения угадываются черты романской, византийской и арабской культур. Некоторым ученым Пизанская башня напоминает мечеть или минарет. Примечательно, что колокольня находится на расстоянии от собора, что не является характерным для христианских церквей. Это обстоятельство натолкнуло на предположение, что тут, возможно, имело место некое влияние мусульманской архитектурной традиции. Или наоборот: идея отдельно стоящей колокольни сначала возникла в христианской церковной архитектуре, а более молодой ислам потом перенял её. Многие ученые и религиоведы до сих пор спорят об этом, и к общему знаменателю так и не пришли.

Пизанская башня выполнена из камня, богато декорирована светло-серым и белым мрамором. Первый этаж – монолитный, с глухими арками, которые образованы 15-ю колоннами с кессонами. Розетки, которыми они украшены, повторяют декор собора и баптистерия. Далее идут шесть ярусов. Внешняя стена каждого этажа представляет собой открытую галерею, украшенную причудливым узором и орнаментом. Тридцать колонн каждого яруса с классическими капителями опираются на закрытые арки. Эти изящные аркады повторяются и в здании собора, объединяя весь ансамбль. Декоративное украшение воплощает в себе черты византийской архитектуры.

Над шестым ярусом аркад расположена звонница. Колокольня меньше отклонена от центральной оси и стоит ровно. Это придает облику здания форму банана. У входа в Пизанскую башню можно увидеть изумительные барельефы. Наверху, в пространстве между арками, находится скульптура Мадонны с младенцем работы Андреа Гарди. Внутренний цилиндр башни выполнен из кирпича. Пространство между стенами – полое. Оно просматривается из башни через смотровые окна. В здании три винтовые лестницы.

Внутри Пизанской башни расположен огромный открытый зал, украшенный барельефами с изображениями фантастических животных. По окружности стены винтовая лестница ведет к верхнему ярусу. У подножия она широкая, а вверху ширина пролета всего около 40 сантиметров. Ступени выполнены из мрамора, кое-где сильно потерлись. Лестница ведет на смотровую площадку башни.

Туристы с удовольствием посещают Зал рыб. Он так называется из-за изображений морских животных. Раньше это помещение было закрыто для экскурсий. Тут находились приборы, которые следили за углом наклона Пизанской башни. В потолке зала через отверстие во время ночного посещения видны звезды. Зрелище незабываемое: ощущение будто находишься в настоящей обсерватории.

Колокольня по праву считается самой прекрасной в Италии, и появилась она на Пизанской башне только во второй половине XIV столетия. Каждый из семи колоколов настроен на отдельную ноту, имеет свою историю. Первый, самый старый, называется Pasquarreccia (Паскверча), изготовлен в середине XIII века. Он настроен на соль-бемоль. Колокол Терца отвечает за ноту си-диез, появился в звоннице в 1473 году. Колокол Веспруччо отлит в 1501 году (нота ми). Винченцо Посенти изготовил колокол Крочифиссо (до-диез), который в 1818 году был переплавлен мастером Гуаланди да Прато.

Во время Второй мировой войны был разрушен колокол Даль Поцо. После реставрации его поместили в музей. На звоннице с 2004 года находится его точная копия. Самый большой колокол, Ассунта (название переводится как «вознесение»), настроен на ноту си. Он весит 3,5 тонны, его изготовил Джованни Пьетро Орланди. В 1735 году колокол был переплавлен.

Пизанская башня прекратила падать лишь в 2008 году!
Почти с самого начала строительства прилагались усилия к выпрямлению Пизанской башни. Первая комиссия была создана в 1298 году. На протяжении веков люди пытались сберечь это чудо архитектуры. Для сохранения уникального сооружения предпринимаются беспрецедентные меры и в наше время. Только к 2008 году удалось добиться прекращения «падения» башни.

Пизанской башне уже больше 650 лет, если считать со времени окончания строительства, что делает её одним из самых старых зданий не только в самом городе, но и в стране в целом. Без проведения реставрационных работ Пизанскую башню вряд ли удалось бы сохранить, и в этом мнении сходятся практически все архитекторы и историки. Мероприятия по поддержанию объекта в первозданном виде проводились в разные эпохи и, соответственно, отличались по сложности: от замены разрушающихся колонн снаружи здания до переплавки колоколов. И чтобы не дать Пизанской башне рухнуть, сохранить её, были приложены поистине титанические усилия. В 1934 году в фундамент ввели жидкий цемент.

Власти Пизы даже объявляли конкурс на лучший вариант «выравнивания» здания. Предложений поступало множество. Некоторые были весьма оригинальными. Например, поставить памятник «незадачливому» архитектору Боннано Пизано, чтобы он подпирал своё детище. Или возвести симметричную башню рядом, но с противоположным наклоном. Но шутки шутками, а к работам подошли со всей серьезностью, построив неподалеку экспериментальный макет.

В 1989 году в итальянском городе Павия (регион Ломбардия) обрушилась колокольня при соборе. Это вызвало обеспокоенность: вдруг нечто подобное случится и с Пизанской башней? Решено было заранее позаботиться о ее сохранении – через очередную реставрацию. Так, в начале 90-х объект закрыли для посетителей. В 1992 году 18 стальных колец опоясало первую галерею аркад. На северную сторону Пизанской башни поместили свинцовые противовесы общей массой 600 тонн. Со стороны наклона поставили страховочные опоры. Сначала методику опробовали на макете, и только затем начали проводить уникальные работы. Через систему обсадных труб с помощью специального бура буквально по горсткам выбирали грунт из-под северной части сооружения. Целью было достижение проседания башни с этой стороны и выравнивание сооружения.

Власти Италии выделили 27 миллионов долларов на спасение легендарного сооружения, и грандиозные затраты были вознаграждены. Угол наклона уменьшился на полтора градуса. В 2001 году Пизанская башня вновь была открыта для туристов. На сегодняшний день разница между двумя сторонами фундамента составляет около двух метров. Согласно оптимистическим прогнозам ученых, пизанская красавица должна простоять еще минимум лет 300. Как было объявлено, с 2008 года большего отклонения Пизанской башни от центральной оси, благодаря предпринятым усилиям, пока не наблюдается. До этого каждый год наклон увеличивался на миллиметр.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить одно: несмотря на свое «шаткое положение», Пизанская башня оказалась устойчивее многих «ровных» зданий, и не только в Италии. За время своего существования она пережила несколько крупных землетрясений, однако выстояла и продолжает радовать не только путешественников, но и местных жителей своим видом – самобытным и неповторимым.

Утверждают, что уроженец Пизы, знаменитый астроном Галилео Галилей проводил на башне свои не менее знаменитые опыты. Ученый хотел доказать, что все тела, независимо от их массы, падают вниз с одинаковой скоростью. Для этого он сбрасывал с Пизанской башни различные предметы и замерял время падения. Галилей, согласно утверждениям его ученика Винченцо Вивиани, также изучал амплитуду колебаний маятника со стен башни. К сожалению, эти факты остаются неподтвержденными, хотя нет никаких оснований сомневаться в их правдивости или правдоподобности.

Стоя в Пизанской башне, можно увидеть звездное небо
А вот вклад в строительство Пизанской башни донны Берты ди Бернардо доказан. Женщина завещала 60 сольдо на её возведение. Эти деньги были потрачены на покупку камней, которые и сегодня находятся в основании звонницы. Таким образом, женщина увековечила свое имя для потомков. Она же посеяла сомнения относительно реально задействованных на строительстве лиц: в своем послании она упоминала некоего мастера Херардо. Также известно, что в ту пору в Пизе работал строитель Диотисальви (Diotisalvi), чье участие в возведении Пизанской башни представляется более вероятным. Однако свои работы им обычно подписывались, и если он не остался в стороне от такой грандиозной стройки, то почему на колокольне отсутствует его автограф?
Согласно легенде, Пизанская башня хотела уйти вслед за архитектором...
Забавная легенда объясняет наклон Пизанской башни. Якобы строение первоначально было идеально прямым. Но власти не захотели полностью рассчитаться с архитектором. Он обратился к своему детищу: «Пойдем со мной!» На глазах у изумленной публики Пизанская башня наклонилась. Но с места, как мы имеем возможность убедиться, не тронулась. И, конечно, никак не могла: ведь это всего лишь красивое предание, в которое, однако, заключен глубокий смысл. Не исключено, предполагают отдельные историки, что архитектору действительно недоплатили…
https://wikiway.com/italia/piza/pizanskaya-bashnya/