Конкурс символической поэзии Зеркало

Маллар Ме
Лишь раз один, как папоротник, я
цвету огнем весенней, пьяной ночью...
Приди за мной к лесному средоточью,
в заклятый круг, приди, сорви меня.
Люби меня. Я всем тебе близка.
О, уступи моей любовной порче.
Я, как миндаль, смертельна и горька,
нежней чем смерть, обманчивей и горче.

(Е. Дмитриева, в замужестве Васильева; более известная под литературным псевдонимом-мистификацией Черубина де Габриак)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Начинаем новый конкурс – Конкурс символической поэзии Зеркало. Его цель:

РАЗБУДИТЬ НЕОСОЗНАННЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, УВИДЕТЬ СКРЫТОЕ ВНУТНИ НАС, НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ ЯЗЫКОМ СИМВОЛОВ И АССОЦИАЦИЙ.


Быть черною землей. Раскрыв покорно грудь,
Ослепнуть в пламени сверкающего ока
И чувствовать, как плуг, вонзившийся глубоко
В живую плоть, ведет священный путь.
Под серым бременем небесного покрова
Пить всеми ранами потоки темных вод.
Быть вспаханной землей… И долго ждать, что вот
В меня сойдет, во мне распнется Слово.

(Максимилиан Волошин)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Символизм – литературное направление, зародившееся в конце 19-го века во Франции и распространившееся во многих странах Европы. Однако именно в России символизм стал наиболее значительным и масштабным явлением.
Творчество поэтов-символистов объединяло одно: недоверие к обычному слову, желание выражаться символами и аллегориями.

Становление символизма во Франции связывают с именами Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Артюра Рембо, Поля Верлена.

Стефана Малларме привлекает не смысл, сюжет стиха, а впечатление, которое он (стих) производит. Не чувство, а тень ощущения, намек, приподнятый покров тайны над словом.

Мир Малларме, по собственному его определению, есть мир красоты:
“...я не наслаждаюсь красотою, но живу в ней”.

Красота, преломленная через сознание художника, всегда субъективна, и чем субъективней, тем истинней:
“Каждая душа есть мелодия, и требуется её подхватить: на то есть у всякого своя флейта или виола”

Законы логики в его стихах не действуют, он смотрит на вещи под непривычным углом зрения. Его лирика – приглашение во внутренний мир человека.
https://proza.ru/2012/06/19/1311
https://proza.ru/2007/11/18/140


…О, зеркало, – холодная вода –
Кристалл уныния, застывший в льдистой раме!
О, сколько вечеров, в отчаянье, часами,
Усталая от снов и чая грёз былых,
Опавших, как листы, в провалы вод твоих
Сквозила из тебя я тенью одинокой…
Но – горе! – в сумерки, в воде твоей глубокой
Постигла я тщету своей нагой мечты…

(С. Малларме, перевод М. Волошина)



"Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти"
( Жан Мореас, французский поэт. Манифест «Le Symbolisme», опубликованный 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro»)


Это литературное течение основывалось на идеалистической философии с её мистикой, намёками, иносказаниями, которые символизм истолковывал как отблеск потустороннего мира.

Появившиеся в 1890-х годах поэты-символисты, такие как Бальмонт, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Мережковский, именуются "старшими".

Константин Бальмонт:
"Это поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…".

"Символизм – могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, красок и звуков и нередко угадывающая их с особой убедительностью", – настаивал Бальмонт.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

…И ветер, набежав порой,
Крапиву треплет и качает,
Играет ею, вот как мной
Судьба капризная играет.
И я, как та крапива, жгусь,
Когда меня случайно тронут.
И я, как та крапива, гнусь,
Когда порывы ветра стонут.

(Ф. Сологуб)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

(Константин Бальмонт)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В 1900-х годах  дебютировали «младшие» поэты-символисты, такие как В.Иванов, А.Блок, А. Белый, С.Соловьёв, И.Анненский, Эллис (Лев Кобылинский), Юргис Балтрушайтис. Вторую волну течения принято называть младосимволизмом.


…Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Все никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая.
И никак, цепляясь, не поймет
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растет
На шипах от муки поворота.
Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?..

(Иннокентий Анненский. «Старая шарманка»)


Символизм оказал влияние на многих поэтов того времени. Оно чувствуется в произведениях М. Цветаевой, Д. Андреева, М. Волошина, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Андрея Платонова, Владимира Набокова и др.


Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.
Из сырости — и свай,
Из сырости — и серости.
Покамест день не встал
И не вмешался стрелочник…

(М. Цветаева, «Рассвет на рельсах»)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

…Вся Русь – костёр. Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Гудит, ревёт… И трескается камень
И каждый факел – человек.
. . . .
Я сам – огонь. Мятеж в моей природе,
Но цепь и грань нужны ему.
Не в первый раз, мечтая о свободе,
Мы строим новую тюрьму…

(Максимилиан Волошин, "Китеж")


В современной поэзии всё больше можно увидеть произведений, относящихся к этому направлению. Это и понятно – параллели в общественной жизни влияют на творческое мышление. Поэт-творец осознаёт пугающую окружающую действительность и погружается в мир образов и ассоциаций, говорит на языке символов, противопоставляя свой внутренний мир – миру цифровых технологий. Этому обособлению творчества способствует вся мировая культура: кинематограф, музыка, живопись и т.п.

С некоторыми взглядами на современный символизм можно познакомиться в статье "Новый символизм", автор Лев Вишня - http://stihi.ru/2003/09/08-1312



Итак, наш Конкурс АНОНИМНЫЙ, участие БЕСПЛАТНОЕ. Помощь баллами принимаем с благодарностью на логин    mallarme

На Конкурс принимаются НОВЫЕ стихотворения символического направления поэзии, написанные специально к этому Конкурсу.

Принимаю ОДНО стихотворение от автора.

Приём стихов осуществляется АНОНИМНО на электронную почту ведущей. Адрес:

i_kren@mail.ru

или в личные сообщения на авторской странице ведущей Марии Абазинки, здесь: http://www.stihi.ru/avtor/mercy

ЕСЛИ Я НЕ ОТВЕТИЛА ВАМ В ЛИЧНЫХ СООБЩЕНИЯХ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ - ПИШИТЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ!


НА СВОИХ СТРАНИЦАХ СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ ПУБЛИКОВАТЬ ДО ЗАВЕРШЕНИЯ КОНКУРСА!


На сочинение стихов отводится время – до 25 ОКТЯБРЯ включительно - это две недели со дня объявления конкурса.


Далее будет ТАЙНОЕ Голосование . Условия голосования – облегчённые, путём выбора части произведений, подробнее будут опубликованы при голосовании.

Ведущая участвует в Конкурсе на общих основаниях. Этот пункт не обсуждается, т.к. это вопрос доверия ведущей.


***

ПРАВИЛА
------------------------

1. Принимаются РИФМОВАННЫЕ стихи, сочинённые СПЕЦИАЛЬНО для Конкурса "Зеркало"!

2. Объём стихотворения – от 8 до 50 строк.

3. Тема - СВОБОДНАЯ, вид лирики - ЛЮБОЙ (философская, любовная, мистика и изотерика, городская и тп).

4. Стихи могут быть любого жанра. Не принимаются твёрдые формы, а также – переводы.
Откровенный стёб – в запрете! Юмор – только в «английском» стиле, без «клубнички». Никаких «пародий», «приколов» и «эпиграмм».

5. Стихи агрессивной политической направленности  отклоняются, поскольку могут восприниматься участниками неоднозначно и приводить к нежелательным острым дискуссиям. Но гражданская лирика в виде философского рассуждения рассматривается.

6. Воздержитесь от персональных посвящений. Стихи с упоминанием имён авторов сайта не принимаются.

7. Ведущая имеет право отклонить стихи по причине несоответствия Заданию или имеющие двусмысленное  или пошлое содержанием.

8. Просьба: по возможности, воздерживаться от критики объявленных правил и действий Ведущей во время течения тура. Все возникающие недоразумения стараться решать через личные сообщения.

9. В голосовании принимают участие только авторы конкурсных стихов.

10. Стихотворение автора, не принявшего участия в голосовании, снимается с конкурса.


Наш премиальный фонд:  1-е место – 400 баллов, 2-е место – 300 баллов, 3-е место 200 баллов.

Внеконкурсной ветви не предусматривается!


Пожалуйста, приглашайте всех желающих, принимайте активное участие!


Все вопросы - в личные сообщения на авторской странице ведущей или на эл.почту.


Срок подачи заявок - по 25 октября включительно.



Ведущая и автор Конкурса Мария Абазинка, авторская страница - http://www.stihi.ru/avtor/mercy


Картина художника Томаша Алена Копера (Tomasz Alen Kopera) - для настроения.